тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

28.11.2017 г.
 Всероссийский фестиваль творчества «Зимняя карусель»
20.11.2017 г.
Уважаемые коллеги. Для составления олимпиадных заданий требуется учитель татарского языка. Все...
31.10.2017 г.
 Всероссийский конкурс «Моя семья - это семь Я!»
23.10.2017 г.
Всероссийская историческая викторина для обучающихся 5-11 классов, посвящённая 100-летию революции...
23.10.2017 г.
 Всероссийская интеллектуальная викторина для воспитанников ДОУ, посвящённая Дню матери (Из...
23.10.2017 г.
Всероссийский конкурс-выставка фотографии «В объективе фантазии»
23.10.2017 г.
 III Всероссийский конкурс «Шуми, родной зелёный уголок»

«Роль школьного музея и поисковой деятельности в патриотическом воспитании учащихся»

Автор: Тельянс Ольга Владимировна, учитель истории и обществознания, руководитель школьного музея Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Пачинская средняя общеобразовательная школа Яшкинского муниципального района»

Аннотация

В статье раскрывается роль школьных музеев и поисковой деятельности в патриотическом воспитании учащихся. Дается характеристика различных методов и форм работы школьных музеев,  которые воспитывают уважение к памяти предков,  культурному и природному наследию, воспитывают патриотизм, а так же позволяют учащимся получить навыки музейной работы, познакомиться с предметами, которые не предусмотрены школьной программой: археологией, источниковедением, этнографией, нумизматикой, геральдикой и др.  Автор рассматривает  главные проблемы реализации образовательного и воспитательного потенциала школьного музея.

Текст.

Становление школьного музея как особого структурного подразделения образовательного учреждения имеет глубокие корни. Важность создания музеев образовательных учреждений признавалась еще в начале XX века. Учебные музеи существовали в Российской империи в XIX веке. Они представляли собой кабинеты естествознания и истории в различных гимназиях.  Со временем количество музеев возрастало. В 1914 году В.Я. Уланов впервые в своем труде «Опыт методики истории в начальной школе» поставил вопрос о целесообразности создания школьных музеев. А уже в 20 – е годы XX века в связи с развитием школьного краеведения началось массовое создание школьных музеев. Своего пика этот процесс достиг в 1950 – 70 – е годы, когда по всей стране развернулись широкомасштабные акции, пропагандирующие через школьные музеи строительство социализма. В 1962 году научно – исследовательский институт музееведения Министерства культуры РСФСР издал методическое пособие, в котором были даны рекомендации по организации и содержанию деятельности школьных музеев. Школьные музеи были обозначены как помощники государственных музеев в собирании, хранении и использовании памятников истории и культуры, объектов природы как национального достояния. В 1974 году Секретариат ЦК ВЛКСМ, Коллегия Министерства просвещения СССР и Коллегия Министерства культуры СССР утвердили «Положение о школьном музее», которое явилось, по сути, первым нормативно – правовым документом, определившим статус, основные функции и юридические нормы деятельности школьных музеев. Поэтому можно сказать, что в XX веке произошло становление школьного музея как особого образовательного ресурса, был осознан его потенциал и большие возможности.

В настоящее время в Российской Федерации действует «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)», рекомендованное заместителем министра Е.Е. Чепурных в письме от 12.03.2003г. № 28-52-181/16. В положении сказано, что школьный музей – это государственный музей в миниатюре со своими отличительными чертами. Его специфика в том, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям. Эффективность школьного музея определяется, во-первых, степенью включенности в его работу учащихся (по возможности всех, а не только активистов музея), и, во-вторых, использованием его материалов в учебно – воспитательном процессе (не только учителями – энтузиастами, а всем педагогическим коллективом) [3].
Школьный музей МБОУ «Пачинской средней общеобразовательной школы Яшкинского муниципального района» состоит из трех отделов: музей Боевой славы (основан в 1982 году); музей села Пача (основан в 2000 году) и музей школы (открыт в 2001 году). Профиль музея – историко – краеведческий. На площади  87,1 квадратных метра насчитывается около тысячи экспонатов. Музей паспортизирован. Свидетельство выдано Федеральным центром детско – юношеского туризма и краеведения в 2009г. Рассмотрим подробнее отделы школьного музея.В последние годы особенно возросла роль патриотического воспитания. Важность воспитания патриотизма у молодежи определена на государственном уровне, что выразилось в реализации программ по патриотическому воспитанию молодежи, таких как «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы»,  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы». Стране нужна «личность, обладающая качествами гражданина – патриота Родины и способная успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время» [3].

СМОТРЕТЬ РАБОТУ