Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Название материала: «Методическая разработка урока». Интеллектуальная игра для студентов по экологическим основам природопользования

ГБПОУ СО «Поволжский государственный колледж»

 

Название материала: «Методическая разработка урока».

Интеллектуальная игра для студентов по экологическим основам природопользования

 

Логинова Оксана Владимировна

 преподаватель, высшая категория

 

 
Интеллектуальная игра «Экологический мир-это жизнь»
Решение  ситуационных задач
 
 
Цели урока:
А. Учебные цели (для обучающихся).
Образовательные:
  1. Углубление знаний учащихся в области экологии;
  2.  Формирование экологической культуры;
  3.  Улучшение охраны окружающей среды;
  4.  Способствование развитию природоохранной деятельности студентов.
Воспитательные:
1.  Формировать  у учащихся экологического воспитания и мышления.
 
Б. Методические цели (для преподавателя).
Образовательные:
1.  Проверить понимание темы;
2.  Закрепить понимание  алгоритма выполнения задания.
 
Воспитательные:
1.   Способствовать формированию чувства ответственности за принимаемые решения;
2.   Привить студентам навыки работы в команде
Развивающие:
1.  Развивать самостоятельность экологического мышления; творческую активность обучающихся;
Задачи урока:
А. Образовательные:.
  1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Экологические основы природопользования». Показать необходимость устранения экологических последствий и правонарушений. Выявить пути загрязнения окружающей среды и возможные способы их предупреждения и ликвидации.
  2. Преподнести экологические знания нетрадиционно, просто, доступно и одновременно правдиво, не искажая научных фактов, реальной экологической ситуации, не приглаживая остроты её проблем.
Б. Развивающие:
  1. 1. Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся.
  2. Формировать у детей наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
В. Воспитательные:
  1. 1. Прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать уверенность в своих силах
  2. .Способствовать развитию у ребят ценностно-мотивационных качеств: любви и бережного отношения к природе; экологической этики; этики ответственности в их отношениях с природой.
 
Тип урока: практическое занятие .
Планируемые результаты: формирование у учащихся экологического мышления и экологического сознания.
Образовательные результаты урока, заявленные во ФГОС СПО:
                                       Компетенции, формируемые на занятии
Код
Наименование компетенции
ОК 1
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 3
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 4
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 5
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
 
Средства обучения:
1. мульти  - медиа;
2. Карточки с заданиями  занятиями (ситуациями)
3. Программное обеспечение: - MsWord;
 
Педагогические технологии, используемые на уроке:
  1. игровая   технология,
  2. технология развития критического мышления
 
Методы обучения, реализуемые на уроке:
  • объяснение (сути игры),
  • метод самостоятельной работы,
  • вопросно-ответный метод,
  • рефлексивный метод,
  • обобщение  знаний.
 
Подходы к обучению, реализуемые на уроке:
- компетентностный,
- рефлексивный,
- личностно-ориентированный.
 
План урока:
  1. Организационный момент (3 мин.).
  2. Мотивация учебной деятельности (5 мин.).
  3. Объяснение правил игры, критерий оценивания ( 5 мин.).
  4.  Выполнение заданий игры (50 мин).
  5. Подведение итогов урока (10  мин.).
  6. Завершение занятия (2 мин.)
 
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
План урока
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
  1. 1.
  2. Организацион
  3. ный момент
Приветствие обучающихся.                Время 3 мин
Приветствуют преподавателя
  1. 2.Мотивация учебной деятельности/Подготовка к выполнению практическо -
го задания: уточнение темы и постановка цели урока, объяснение  правил игры.
Преподователь : Добрый день, уважаемые студенты!
Наша планета Земля – маленькая крошка в Солнечной системе и песчинка в Мировом космическом пространстве. Но она уникальна в своей звездной системе, уникальна и неповторима своим живым миром – миром бактерий, вирусов, грибов, растений и животных. Этот живой мир развивался миллионы лет и создал сложнейший, единственный в своем роде, сознательный организм человека. Это значит нас. А если мы живые, то обязаны знать, как мы взаимно связаны с окружающей нас природой, какие законы существуют в живом мире, почему нельзя их нарушать, какие глобальные проблемы стоят в настоящее время перед человечеством. Уважаемые студенты, мы в течение нескольких занятийпытались приоткрыть занавес огромного, разнообразного, интересного экологического мира. Даже не войти в него, а всего лишь приоткрыть занавес. И сегодня мы обобщим полученные знания. И сделаем это в форме конкурсной –интеллектуальной игры « Экологический мир – это жизнь».
 
Слушают преподавателя,  обсуждают тему и цели урока
 
 
 
 
 
 
3.
Объяснение правил игры, критерий оценивания
Уважаемые учащиеся игра включает в себя 4 конкурсных задания : домашнее задание, конкурс мудрейших,  конкурс капитанов и блиц-викторину. Предварительно вы разбились на 3 команды, в каждой из которых есть свой капитан. Я предлагаю Вам поучаствовать в нескольких экологических конкурсах, оценивать которые будет наше объективное и компетентное жюри в лице  ваших сокурсников. Для каждого члена жюри подготовлена карточка оценивания .
Критерии оценивания:
  1. Глубина знаний.
  2. Умение грамотно выражать свои мысли.
  3. Оригинальность и сообразительность.
  4. Темп.
Система оценивания результатов работы команды, со стороны преподавателя будет осуществляться по пятибалльной системе. Члены  команды, занявшей первое место получают- 5, а члены команды занявшие 2 и 3 место – 4. Оценки будут выставлены по желанию учащихся. Самые активные игроки могут дополнительно заработать оценку при правильном ответе на вопросы и задания.
                                                           Время: 5 минут
Обучающиеся  внимательно слушают преподавателя
  1. 4.
Выполнение заданий игры
  1.  
Краткий инструктаж
  1. Выполнение заданий игры
Конкурс 1.Домашнее задание.
И начнем мы с домашнего задания, т.е. с ваших выступлений.
Ребята, в качестве домашнего задания вашим командам было предложено составить алгоритм решения природоохранных задач по следующей схеме:
Вы выбрали ту часть нашей планеты, т.е. оболочку земли, которая, по-вашему мнению, наиболее сильно подвержена антропогенному воздействию и нуждается в незамедлительном принятии мер в отношении её охраны.
Действительно, мир природы удивителен. На всем протяжении своей жизни природа работала каждым организмом, достигая гармонии, совершенства, красоты. И все организмы сосредоточены в одной оболочке Земли – биосфере, которая является единой живой тканью, покрывающей планету. Это единственная уникальная среда, без которой невозможна жизнь человека и всякого живого существа. Послушаем ребят из команды 1 под названием … (выступление учащихся по теме «Загрязнение биосферы», представление алгоритма).
Преподаватель: Определяющим экологическим фактором для развития растений, животных, человека в том числе, является вода. Представление алгоритма команды 2 (выступление учащихся по теме «Загрязнение гидросферы»).
Преподаватель: Границы делят территорию, но не Землю как планету. Землю разделить нельзя, нельзя разделить её природу. Тучи, несущие кислотные дожди, пыльные бури, дым производства, «мертвые» воды рек не знают государственных границ. На неделимой Земле самое неделимое – атмосфера. Представление алгоритма команды 3 (выступление учащихся по теме «Загрязнение атмосферы»).
Преподаватель: Как писал известный литовский поэт Эдуардас Межелайтис,
«Всё, что на нашу Землю придет
Все, кто на нашу Землю пришли, –
Из земли …»
Конкурс 2. Конкурс мудрейших.
Преподаватель: Как говорил Аполлон Николаевич Майков в своей лирической драме «Три смерти»:
«Мудрец отличен от глупца
Тем, что он мыслит до конца».
Я предлагаю вам помыслить и разобрать следующие ситуации (на обсуждение каждой ситуации дается время- 5 минут).
  1. 1.Ситуация.  К вымиранию животных и растений часто приводит их варварское потребление из-за ожидаемой огромной выручки за изделия, которые можно из них получить. Так, в 1981 году было убито 80 тыс. африканских слонов только ради бивней, т.е. слоновой кости. С начала до конца 80-х гг. цена на слоновую кость поднялась с 25 до 80 долларов за фунт. Чем более редкими становятся растения и животные, тем больше увеличивается цена на них. Самый простой выход – обвинить людей, непосредственно убивающих или отравляющих животных и уничтожающих растения. Однако истинными виновниками, скорее всего, являются не они. А кто же? Проанализируйте данную ситуацию. Ответьте на поставленный вопрос. Приведите примеры из повседневной жизни, которые подтвердили бы ваш ответ.
  2. 2. Ситуация . В начале 70-х годов Б. Коммонер сформулировал четыре важных положения, которые в настоящие время получили названия «законов экологии» Коммонера:
  • всё связано со всем;
  • природа знает лучше;
  • всё должно куда-то деваться;
  • ничто не даётся даром.
Приведите несколько примеров, иллюстрирующих данные «законы»
  1. 3 Ситуация. В настоящее время США – это одна из быстро растущих промышленно развитых стран. Один американец употребляет столько же энергии, сколько 3 японца, 6 мексиканцев, 13 китайцев, 35 индийцев, 153 бенгальца, 499 эфиопов. Оцените создавшуюся ситуацию. Какие перспективы развития уровня потребления населения разных стран вы считаете наиболее отвечающими экологической стратегии развития Земли?
  2.  
  3. Конкурс 3. Конкурс капитанов.
  1. 1. Подумайте и предложите варианты «чистых» источников энергии, не загрязняющих биосферу.
  2. 2. Составьте максимальное количество экологических слов, используя буквы одного слова «природопользование».
  3. Время на подготовку капитанам- 5 минут.
  4.  
  5. Конкурс 4. Блиц-викторина.
Командам по очереди будет задаваться вопросы.  За правильный ответ на вопрос команда получает 1 балл, если команда  отвечает неправильно, то ход переходит другой команде.
  1. 1. Загрязнение природной среды  живыми организмами, вызывающими у человека различные заболевания и наносящими огромный урон хозяйственной деятельности человека (биологическое).
  2. 2. Вещества, вызывающие онкологические заболевания (канцерогены).
  3. 3. Высшая стадия развития биосферы, сфера разума (ноосфера).
  4. 4. «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой». Чьи слова? (В.И. Вернадский)
  5. Плотоядные животные, хищники (консументы 2 порядка).
  6. 5. К какому виду загрязнений относится сброс в мировой океан нефтепродуктов с промышленными сточными водами? (антропогенное, химическое, первичное, глобальное)
  7. 6. Выдающийся ученый, академик, основоположник геологической науки Казахстана. (К. Сатпаев)
  8. 7. Отрицательное последствие повышения содержания в атмосфере углекислого газа (парниковый эффект).
  9. 8. Биоценоз, состоящий из культурных растений (агроценоз).
9.Правильное поведение человека на природе (экологическая этика).
  1. 10. Количество особей популяции, приходящееся на единицу площади или объема (плотность популяции).
  2. 11. Гетеротрофные организмы, замыкающие цепь питания (редуценты).
  3. 12.Научное название теплокровных животных (гомойотермные).
  4. 13.Наиболее благоприятный уровень воздействия экологического фактора, в пределах которого возможно процветание и размножение организма (оптимум).
  5. 14.Птицы, которых казахский народ считал священными (ласточка, лебедь, улар).
  6.  
Заключительные слова преподавателя: Французский исследователь Жак Ив Кусто сказал: «Раньше природа устрашала человека, о теперь человек устрашает природу». Пришла пора перестать устрашать друг друга, а совместными усилиями всех живущих на Земле – будь то человек или микроорганизм – совершенствовать наш общий дом – биосферу.
 
                                                          Время проведения 55 мин.
 
Работают индивидуально,   в группах/по рядам/ и все вместе  анализируя ответы экспертов.
 
 
 
  1. Подведение итогов занятия и выставление оценок. Подведение итогов игры.Определение мест команд.
Преподаватель подводит итоги игры, члены жюри предоставляют информацию по набранным баллам команд. Определяется места, которые занимают команды по итогам всех выполненных конкурсных заданий.
Студентам раздаются листы, они отвечают на поставленные вопросы. Ответы фиксируют в таблице.
                           Таблица
Мне было интересно узнать……
Мне хотелось бы еще узнать следующее…..
Мне понравилось на сегодняшнем занятии….
 
 
 
Далее проводится комментарий преподавателя  заполненных таблиц.                                     
                                                        Время проведения  6 мин.                                     
Студентам выдают карточки с таблицей, и они приступают к ее заполнению
 
 
  1. Завершение занятия
Занятие закончено!  Всем спасибо за работу!
 Время -1 мин
 
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Бланк оценки команд
№  и название команды
Балл за конкурс
«Домашнее задание»
Балл за конкурс «Конкурс мудрейших»
Балл за конкурс «Конкурс капитанов»
Балл за конкурс
«Блиц- викторина»
Общее кол-во баллов по итогам всех конкурсов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оценка команд проводится по следующей системе:
2 балла- правильный и четкий ответ на поставленный вопрос (задание)
1 балл- при ответе на вопрос (задания) имеются не точности
0 баллов- ответ на вопрос (задание) не верно
 
При ответе на конкурсное задание «Блиц- викторина» за каждый правильный ответ  на вопрос команда получает 1 балл
 
 
Член жюри______________________________(ФИО)________________(подпись)
 
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Протокол оценивания команд интеллектуальной игры
 
Номер пункта
Название команды
Итоговое количество баллов за Конкурс «Домашнее задание№
Итоговое количество баллов за Конкурс мудрейших
Итоговое количество баллов за Конкурс капитанов
Итоговое количество баллов за Конкурс «Блиц-викторина»
Общее количество баллов
Место
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                   Член жюри___________________________(ФИО)______________(подпись)
                          Член жюри___________________________(ФИО)______________(подпись)
                          Член жюри___________________________(ФИО)______________(подпись)