Эффективные приемы и методы обучения ментальной арифметике детей старшего дошкольного возраста
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДСКОГО
ОКРУГА ЗАТО СВЕТЛЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Эффективные приемы и методы обучения
ментальной арифметике детей старшего дошкольного возраста
Стрельникова Ольга Александровна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Аннотация. В статье представлен опыт работы по программе «Занимательная арифметика», которая способствует развитию нестандартных познавательных способностей, гармонизации работы обоих полушарий головного мозга, качественной подготовке к обучению в школе, развитию памяти и внимания детей.
Актуальность. В последнее время происходит активное внедрение новейших технологий, разработок, методик обучения в дошкольном образовании. Одной из продвинутых методик обучения детей в современном мире можно считать программу гармоничного общего и интеллектуального развития детей- «Занимательная арифметика». Эта программа рассчитана на детей 6-7 лет. Материал, используемый в программе «Занимательная арифметика», представляет собой комплексную систему игр, заданий, упражнений, олимпиад, физкультминуток. На занятиях с детьми использую следующие методы и приемы:
-
Кинезиологические упражнения. На каждом занятии в самом начале активизируем и синхронизируем работу обоих полушарий мозга посредством выполнения кинезиологических упражнений таких как: «Ухо-нос», «Семметричные рисунки», «Лягушки», «Дом-ёжик, замок» и другие. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению внимания и памяти, повышают стрессоустойчивость.
-
Игры на развитие мелкой моторики на абакусе. Упражнение «птичка»- набираем одним движением и сразу сбрасываем 6,7,8,9,7,9,6,6,8,7,9,6,8,7,9,9,8,7,6,5,4,3,2,1.
-
Игры с мячом. Двигательная и игровая активность, сменяющая умственную, повышает работоспособность и сохраняет положительный психоэмоциональный фон. «Переброс мяча» задача данного упражнения обратить внимание коллектива на тех детей, которое до этого времени были менее заметны. Задача водящего, чтобы мяч действительно побывал в руках у каждого ребёнка и никого не забыли. Ребятам предлагается встать в круг. Водящий бросает мяч любому стоящему в круге, поймавший мяч перебрасывает его следующему итд Задача сводится к тому, что мяч должен побывать в руках у каждого. Это упражнение необходимо выполнить за одну минуту. При этом следует соблюдать следующие правила: мяч не должен попадать дважды в одни и те же руки; если мяч упал, упражнение начинают выполнять сначала.
-
Дидактические игры, способствующие закреплению представлений о числе и количестве, совершенствованию пространственных ориентировок. Ментальное лото, флеш-карты, Мемо-игра, Фрукто 10.
-
Регулярная работа с таблицами Шульте разной сложности. Таблицы распечатаны на карточках, помогают разнообразить умственную деятельность и помогают активизировать память, внимание, развивают навык быстрого принятия решений.
-
Настольные развивающие игры. Игры «Look-Look», «Башня», Мишка на полюсе» и другие развивают умение работать в команде, следовать правилам, развивают эмоциональный интеллект детей.
-
Лабиринты, эта игра способствует развитию логического и пространственного мышления, учит ребенка анализировать.
-
Игры на развитие внимания, мышления, быстроты реакции «Отвечай скорее!», «Потопаем -похлопаем».
-
Использование напольного абакуса. Помогает разнообразить отдых между активной умственной деятельностью, развивает воображение, память, внимание детей, физические качества-ловкость и быстроту.
-
Загадки на развитие логики тренируют остроту ума, развивают логическое мышление, способствуют формированию «математического» склада ума и закладывает прочную математическую базу, которая в будущем поможет детям не только в школе, но и во «взрослой» жизни.
Таким образом, использование методов и приемов в обучении ментальной арифметике детей старшего дошкольного возраста способствует развитию способности к визуализации- обучение умению выстраивать мысленную картину увеличивая тем самым объем памяти развитию концентрации внимания и скорости реагирования на поставленную задачу, а также способности включать в работу целый ряд познавательных процессов и ресурсов при построении знаковых систем, развитию уверенности в собственных силах. Избавлению от страха перед сложными вычислениями, развитие чувства собственного достоинства у ребенка по мере освоения техники ментального счета, развитие усидчивости, концентрации внимания, фотографической памяти, творческого мышления, развитие логического мышления, скорости обработки информации.
Список литературы