Проект «Дети и театр»
МДОУ детский сад №18 "Сказка" г.Углич
Проект «Дети и театр»
Ильмова Лариса Витальевна
воспитатель
Аннотация проекта:
-
Проект рассчитан на детей старшего возраста (5-6 лет).
-
Тема проекта актуальна, поскольку дошкольники мало что знают о театре, его устройстве и видах. Знакомя дошкольников с театральным искусством, мы стремимся развить их творческие способности.
-
Проект долгосрочный. Он рассчитан на учебный год (сентябрь.– май).
-
Итоговым завершением проекта викторина «Знаешь ли ты сказки?», театрализованное представление по сказке «Красная Шапочка» ко Дню 8 Марта, выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой».
Вопрос о развитии творческих способностей в настоящее время стал очень актуальным, поскольку культурные ценности, накопленные человечеством, - результат созидательной творческой деятельности детей. Насколько продвинется в будущем человечество вперед, будет определяться запасом творческих возможностей подрастающего человека. Формирование творческих способностей – сложный и длительный процесс. Общеизвестно, что и среда, и знания сами по себе не могут формировать творческие способности. И то, и другое нужно рассматривать как значимые, необходимые, но недостаточные для этого факторы. Здесь основной фактор – то, что побуждает ребенка к творчеству.
Большая роль в развитии творческих способностей отводится театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность позволяет педагогам решать многие задачи. Она является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Театрализованная деятельность помогает формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. Благодаря сказкам ребенок познает мир добра и зла. Любимые герои становятся образцами для подражания. В результате ребенок познает мир и умом, и сердцем.
Театрализованная деятельность интересна всем – и детям, и взрослым. В ней как бы «нет возраста», а есть общая цель, которая реализуется как в результате спектакля или интересной игре, так и в самом процессе подготовки, в непредсказуемых, спонтанных импровизациях и экспромтах. Театрализованная деятельность представляет собой достаточно сложный феномен человеческой активности. С одной стороны, театрализованная деятельность развивает, воспитывает многие положительные качества личности. С другой, театрализованную деятельность можно рассматривать как мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и в первую очередь творческих способностей, способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми.
Многолетнее общение с дошкольниками показало, что творческие проявления детей ничтожно малы, и в основном, заключаются в подражании нас, взрослых - работников ДОУ и родителей (речь, мимика, интонация, манеры). Пофантазировать и проявить творчество дети или не могут, или боятся. Творчество в ребенке нужно будить, развивать, всячески поддерживать. А для того, чтобы попытаться это сделать, необходимо создать атмосферу для творчества. Именно в творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Что же, как не театр, может способствовать развитию творческих проявлений детей? Ведь театр – это и музыка, и богатая образная речь, и воображение, а также мыслительная и художественная деятельность.
Исходя из всего вышесказанного, разработан творческий проект «Дети и театр».
Цель проекта: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрального искусства. Проект межпредметный. Он охватывает такие образовательные области, как: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие. Проект долгосрочный.
В ходе работы над проектом сформулированы следующие задачи:
Образовательные задачи:
-
Познакомить детей с театром, его видами, с театральной терминологией.
-
Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
-
Учить импровизировать на темы знакомых сказок.
-
Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера.
Развивающие задачи:
-
Развивать познавательную активность детей.
-
Развивать речь, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
-
Развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность.
-
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию на материале стихов и скороговорок.
-
Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.
-
Эмоционально раскрепощать ребенка, «снимать» зажатость и скованность.
Воспитательные задачи:
-
Воспитывать культуру поведения в театре.
-
Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Этапы проекта
Название этапа
|
Сроки
|
Ребенок
|
Педагоги
|
Подготовительный
|
Сентябрь
|
Рассматривание игрушек, декораций, костюмов для театрализованных представлений. Рассматривание иллюстраций, книг по темам «Сказки», «Театр»
|
Создание развивающей среды
Создание творческой группы: педагоги, муз. руководитель, хореограф.
|
Проектировочный
|
Октябрь
|
Определение тем исследования
|
Планирование проекта, определение проблемы, постановка предполагаемых задач.
Планирование и организация деятельности детей.
|
Практический
|
Ноябрь–
апрель
|
Сбор информации.
Изготовление масок, декораций, атрибутов для театрализованных игр.
Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой».
Посещение театрализованных представлений в д/с и ДК
Постановка театрализованных представлений в группе
|
Практическая помощь (по необходимости).
Проведение беседы.
Организация совместной и самостоятельной деятельности детей.
Координация работы
|
Заключительный
|
Май
|
Театрализованное представление: сказка «Красная Шапочка» к 8 Марта
Постановка сказок для детей младших и средних групп.
|
Подготовка к презентации
Презентация
|
Участниками проекта стали родители детей, их бабушки, дедушки и старшие братья и сестры. Такая организация деятельности не только создала условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволили детям вступить в контакт с другими детьми, взрослыми.
Содержание работы участников проекта можно проследить по данным таблицам.
Деятельность педагога
-Создание развивающей среды: подборка художественной литературы, иллюстраций, картинок, игрушек для обыгрывания, музыкальных произведений, изготовление атрибутов, костюмов, декораций.
-Определение тематики, задач и содержания проекта.
-Выявление уровня театрально-игровой деятельности детей (приложение 1)
-Анкетирование детей в начале учебного года «Что ты знаешь о театре?»
- Разработка конспектов занятий и инсценировок:
инсценировка сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха»
инсценировка сказки «Красная Шапочка»
инсценировка сказки «Козлята и волки»
инсценировка сказки «Колобок»
конспект занятия по сказке «Колобок»
конспект занятия «Путешествие в страну сказок»
конспект занятия «Путешествие в страну Математика»
конспект занятия «Подарок Деду Морозу»
фланелеграф «Как снеговики солнце искали»
настольный театр «Кто сказал мяу?»
«Театрализованные занятия в старшей группе»
-Проведение этюдного тренинга
-Посещение театрализованных представлений, поставленных работниками детского сада и профессиональными артистами детских театров г. Ярославля, Рыбинска.
-Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой».
-Подборка дидактических игр: «Какой герой потерялся?», «Отгадай, кто я?», «Из какой сказки этот герой?»
-Составление картотеки присказок для использования перед началом и в конце представления
-Консультации для педагогов:
«Формирование специальных умений и навыков у дошкольников в театрализованной деятельности»
«Рекомендации к организации театрализованных игр»
-Консультация для родителей «Театр дома»
-Сообщение для родителей «Театр как средство развития творческих способностей ребенка»
-Анкетирование детей в конце учебного года «Что ты узнал о театре и что тебе понравилось?»
|
Деятельность детей
Разделы программы
|
Виды детской деятельности
|
Игровая деятельность
|
Участие в театрализованных играх, постановках, этюдном тренинге.
Дидактические игры: «Какой герой потерялся?», «Отгадай, кто я?», «Из какой сказки герой?»
Викторина «Знаешь ли ты сказки?»
Драматизация сказок.
|
Речевая деятельность
|
Отработка правильной дикции, звукопроизношения при заучивании стихов, скороговорок, ролей.
Игры на координацию речи с движением «Котик», «Мыши водят хоровод», «Прятки».
|
Познавательная
деятельность
|
Анкетирование «Что ты знаешь о театре?» (в начале учебного года)
Знакомство с театральной терминологией: «декорации», «грим», «ширма» и др.
Беседы о видах театра, о поведении в театре.
Посещение театрализованных представлений, поставленных работниками детского сада и профессиональными артистами детских театров г. Ярославля, Рыбинска. (Сказки «Гуси – лебеди», «Снегурочка», «В гостях и Фили и Степашки» и др.)
Анкетирование «Что ты узнал о театре и что тебе понравилось?» (конец учебного года)
|
Продуктивная деятельность
|
Изготовление масок, декораций для театральных представлений.
Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».
Лепка сказочных персонажей из пластилина.
|
Художественная
литература
|
Заучивание стихотворений, скороговорок, пословиц.
Чтение сказок и художественных произведений (в том числе тех, которые лягут в основу театральной постановки).
|
Музыка
|
Прослушивание музыкальных произведений.
|
Хореография
|
Разучивание танцев, пластических этюдов, движений.
|
Деятельность родителей
-Разучивание ролей с детьми дома.
-Изготовление костюмов, атрибутов, декораций.
-Чтение художественной литературы.
-Разыгрывание сценок, сказок в домашней обстановке.
-Участие в театрализованных представлениях вместе с детьми.
|
В ходе работы над проектом у детей сформировалось представление о театре. Дети узнали о видах театра, познакомились с театральной терминологией, посетили театрализованные представления профессиональных актеров. Дошкольники совершенствовали свои артистические навыки, а также сами выступали в роли «артистов» в инсценировке сказки «Красная Шапочка к празднику 8 Марта. Кроме этого занятия по театрализованной деятельности способствовали развитию речи, движений, а так же раскрепощению «скованных» детей.
Библиография
-
Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение, 1991, - 125 с.
-
Арушанова А. Сверстники: обучение диалогу.// Дошкольное воспитание, 1999, №11, с. 68-76.
-
Бондаренко А.К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. 2-е изд., перераб и доп. М.: Просвещение , 1983.
-
Воспитание детей в игре / Под ред. Менджерицкой Д. В. –М.: Просвещение, 1979.
-
Гаспарова Е. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Вопросы теории.//Дошкольное воспитание, 1987, №7, с. 45-50.
-
Дьяченко О. М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей. Вопросы теории.// Дошкольное воспитание, 1993, №8, с.5-11.
-
Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника.// Вопросы психологии, 1988, №6.
-
Караманенко Т. Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. 2-е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 1973.
-
Караманенко Т. Н. Театральная игротека. Игра.//Дошкольное воспитание, 1978, №7, с.41-42.
-
Косенко Ю. А. Формирование творческой активности в игре.//Дошкольное воспитание, 1989. №12, с.41-43.
-
Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок – дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей.// Дошкольное воспитание, 1995, №10, с. 62-70.
-
Ляшко Т. А. Игра, творчество, развитие.//Дошкольное воспитание, 1998, №8, с. 45-50.
-
Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. Творческий центр Сфера. – М., 2001.
-
Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001.
-
Неменова Т. И. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр.//Дошкольное воспитание, 1989, №1, с. 19-23.
-
Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1989, с. 159.
-
Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.
-
Руководство играми детей в дошкольных учреждениях (из опыта работы). Под ред. М. А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986.
-
Сигуткина Р. Н. Рекомендации к организации театрализованных игр.//Дошкольное воспитание, 1988. № 8, с. 55-58.
-
Сорокина Н. Ф., Милонович Л. Г. Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.// Дошкольное воспитание, 1996, №9, с.14-20.
-
Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр.//Дошкольное воспитание, 1998, №5, с. 127-136.