Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

«Автоматизация звуков у детей с ТНР в игровой деятельности»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия» г. Старая Русса

структурное подразделение «Детский сад № 17 «Светлячок»  

 

«Автоматизация звуков у детей с ТНР в игровой деятельности»

 

 Евстафьева Светлана Александровна

учитель-логопед

 

 

Когда учиться легко, учиться хочется!
Использование разнообразных игровых методов и приемов на разных этапах логопедического воздействия позволяет ускорить процесс автоматизации поставленных звуков в речи детей и сделать этот процесс более интересным как для ребенка, так и для педагога.
На  этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи. Наиболее сложной по разнообразию игр является работа над слогами. Отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребёнка конкретного образа, не осознаётся им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать хотя бы слуховую ассоциацию, то слог весьма абстрактное понятие для дошкольника.
Игровые методы и приёмы позволяют решить сразу несколько задач:
-побудить в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
Игровая организация деятельности дошкольника сокращает сроки коррекции произносительных дефектов у детей. Как  установлено психологом З. И. Истоминой, в игре, дети в 1,5 – 2 раза успешнее запоминают предложенное слово, чем по прямому заданию повторить его.
При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается произносить поставленный звук в слогах, словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. В этот период работы необходимо занятие по автоматизации звуков превратить в увлекательную игру.
Мы используем следующие игровые методы и приемы:
«Упражнение с волчком». Деревянный волчок раскручивается поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Пока волчок крутится, ребенок произносит отрабатываемый звук.
«Поющая веревочка». Наматываем ленточку на палец, произнося заданный звук.
«Скажи столько же раз». Бросить кубик, посчитать точки – сказать заданный звук столько же раз (опора на зрительный анализатор); выбрать одну перевернутых карточек, посчитать сколько нарисовано кружков (цветочков и т.п.) – проговорить звук столько же раз; ребенок закрывает глаза, логопед ударяет несколько раз пальцем по ладошке ребенка – ребенок считает и проговаривает звук (опора на кожно-кинестетический анализатор) и др.
При автоматизации звука  в словах детям очень нравятся такие игры:
«Найди все» (универсальная игра) – найти в кабинете (группе) все предметы с заданным звуком.
«Сухой бассейн». В крупу зарыты игрушки с автоматизируемым звуком. Ребенок достает игрушку, проговаривая в названии определенный звук.
При автоматизации звука в предложении используем эффективную и полезную игру «Живое предложение», когда дети сами становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта игра позволяет детям усвоить понятие, что предложения состоят из слов, слова в предложении стоят по порядку.
«Пройди на лыжах». Ребенок ставит ноги в коробки из-под обуви, шагает как на лыжах от одного конца комнаты до другого, проговаривая чистоговорку или предложение и др.
Также нами широко используются готовые авторские пособия. Предлагаю вашему вниманию наиболее полюбившиеся детям игры из пособия З.Т. Бобылевой:
«Посмотри и назови» (автоматизация звука ш в слогах и фразах);
«Назови и подари» (автоматизация звука ш  в словах и фразах);
«Будь внимательным!» (дифференциация звуков ш и ж в словах и фразах);
«Зевака» (дифференциация звуков ш и ж);
«Выбери и назови» (дифференциация звуков ш  и ж в словах и фразах);
Из пособия Н.Е. Ильяковой:
Автоматизация и дифференциация свистящих звуков;
«Угадай, чего не стало»;
«Вспомни и назови»;
«Подружи слова»;
«Посмотри и назови»;
«Выбери картинку и составь предложение»;
Из пособия Н.В. Нищевой:
«В огороде у козы Лизы» ( автоматизация звуков с, р;
дифференциация свистящих звуков);
«У белочки в гостях»(автоматизация звука ч в словах и предложениях);
«Веселый повар» (автоматизация и дифференциация сонорных звуков).
Игры можно рекомендовать родителям для занятий дома, в привычной обстановке, что способствует максимальной эффективности педагогической коррекции.
 
Литература:
Шичанина О.В. Игровые приёмы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков.
Логопед – 2005.
Черноусова Ю.В. Автоатизация звуков с помощью игровых приёмов.
Логопед – 2006.
Комарова Л.А. Новые подходы в системе коррекционных занятий по автоматизации звуков.
Логопед – 2008.
Сазонова Л.В. Игровые приёмы автоматизации звуков в слогах.
Логопед – 2009.
Серова К.Ю. Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у старших дошкольников с ФФННР посредством игровой мотивации.
Логопед – 2009.
Русакова О.Г. Автоматизация звуков с помощью наглядно-игровых приёмов.
Логопед – 2010.