Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Звуки и буквы. по методике преподавания и разработке уроков гуманитарного цикла

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА  ГИМНАЗИЯ №1

 

 

Звуки и буквы

по методике преподавания и разработке уроков гуманитарного цикла

 

Ананьина Светлана Сергеевна

учитель начальных классов

1 квалификационная категория

 

Конспект урока русского языка в 1 классе УМК «Школа России»
 
Тема: Звуки и буквы.
 
Цель урока: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв.
Задачи:
 
1)учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова, анализировать модели слов;
2)  называть буквы, обозначать звуки на письме.
3)  развитие аналитического мышления, памяти, умения обобщать и делать    выводы
 4)  воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Тип урока:  комбинированный
Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа
 
 
ХОД УРОКА
  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
 
Учитель: 
 Ну-ка, юный мой дружок,
  Ты готов начать урок?
Всё в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы иметь знания,
Понадобятся терпенье и старание.
  2. Актуализация знаний.
 Игра (Учитель показывает 2 картинки. Учащиеся составляют словосочетания с этими словами и предлогами).
- Лес, гриб (гриб из леса)
- Карандаш, пенал (карандаш в пенале)
- Облака, небо (на небе облака)
- трава, заяц (заяц на траве)
- Дом, качели (качели около дома)
 
 Отгадайте загадки
1. Его не видно
В руки не взять
Но зато слышно (Звук)
2. Чёрные птички
На каждой страничке.
Сидят, ожидают,
Когда их разгадают (буквы)
 
II. Самоопределение к деятельности
Мы – не буквы, мы – звуки речи.
-Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
- Сегодня будем говорить о звуках и буквах. Откройте учебники на стр. 45, прочитайте тему. Чему мы будем учиться при изучении этой темы?
                     3.   Чистописание.
Словарная работа.
На доске: Ваня. Пенал. Собака. Петров. Ученик. Барсик. Сосновка. Море. Москва. Одежда.
-Выпишите в один столбик слова, которые пишутся с большой буквы, в другой столбик слова, которые пишутся с маленькой буквы.
 Какие слова напишем с большой буквы? Почему?
                IV. Изучение нового материала.
1. Беседа.
В древности, чтобы написать какое-либо слово, человек наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление. Например, воду он показывал волнистыми линиями. Такие упрощённые рисунки называются иероглифами.
Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
В день весенний у ворот
Наконец растаял мёд.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Я нашёл огромный грипп,
Но простыл – противный гриб.
-Прочитайте. Что вы заметили? Исправьте ошибки.
-Что мы произносим и слышим? (Звуки)
_ Что записываем и видим? (Буквы)
 
Физкультминутка.
–Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
–Топай правою ногой
Топай левою ногой.
Снова правою ногой,
Снова левою ногой,
После правою ногой,
После левою ногой,
Вот тогда придёшь домой.
          5. Работа по теме урока.
 1)  Прочитайте загадку
Всегда на двух я берегах,
Повис я, стоя на ногах.
-Отгадайте.  (Мост)
-По каким признакам вы догадались?
    Запишите отгадку.
- Произнесите звуки. Сколько  звуков в этом слове? (четыре)
- Назовите буквы. Сколько букв в этом слове? ( четыре).
- Что можно сказать? ( В этом слове звуков и букв поровну)
-Давайте вспомним, как мы обозначаем звуки, выполняя фонетический разбор? Как показывают в звуковой записи, что звук мягкий?
2)   работа в парах: на карточках.
-Укажите звуковую транскрипцию предложенных слов:
Ёж –
Дед –
Книга –
Лисица –
Утюг –
-Почему не всегда количество звуков и букв не совпадает в словах?
Вывод:  количество  букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что:
- Ь и Ъ – звуков не обозначают;
-  Буквы Е, Ё, Я, Ю  обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков;
- Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук.
- А для чего нам все это нужно знать? (ответы детей)
       V. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
Прочитайте правило рядом с красной чертой на стр.24 учебника.
-Что такое звуки?
-Что такое буквы?
-Закройте учебники, перескажите правило соседу. Выучите его дома.
№ 41 (стр.24-25)
( Самостоятельное  выполнение. Проверка. Возможно получатся разные слова: палка -галка, полка, балка, пилка.
-Назовите буквы, которыми различаются слова.
Подчеркните их. )
         
              VI. Рефлексия.
-Чем отличаются звуки от букв?
-Как обозначаются звуки на письме?
-Оцените свою работу на уроке.
 
( На  столе  смайлики с разными выражениями. Выберите  и  поднимите тот смайлик,  который подходит  вашей работе на уроке.)
 
-Дети, как вы думаете, какой получился у нас урок?
Спасибо вам за работы. Все хорошо поработали.