Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне по методике преподавания и разработки уроков гуманитарного цикла

МБОУ г.Иркутска гимназия №1

 

Правописание слов с непроверяемыми безударными

гласными звуками в корне

по методике преподавания и разработки уроков гуманитарного цикла

 

Почепцова Ирина Николаевна

 

учитель начальных классов

1 квалификационная категория

 

Конспект урока по предмету «Русский язык»
2 класс
Программа «Школа России», автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Ф.И.О. учителя: Почепцова Ирина Николаевна
МБОУ г.Иркутска гимназия №1
Тема:  «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.»
Цель:
  -познакомить с правописанием слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова;
-совершенствовать каллиграфический навык; развивать речь, орфографическую зоркость.
Задачи:
На уроке дети будут:
Предметные результаты:
      - выделять в тексте слова с проверяемой и непроверяемой  безударной гласной ;
      - совершенствовать навык подбора проверочных слов.
      - писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной;
     - комментировать собственные действия при выполнении задания.
дети научатся:
  -   выделять в тексте  слова с непроверяемыми гласными звуками в корне слова;
    - совершенствовать каллиграфический навык .
Метапредметные:
- принимать и сохранять учебную задачу; (Р)
- осуществлять поиск необходимой информации  для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; (П)
- выделять существенную информацию из учебного текста.(П)
- учитывать разные мнения.(К)
 
Оборудование: Русский язык: учебник для 2 класса общеобразовательных организаций. В 2ч. Ч. 1/В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. -  6-е изд. – М.: просвещение, 2016. ИКТ, видеокамера,  презентация к уроку.
Место урока в системе уроков:  14 урок в разделе «Звуки и буквы».
Ход урока
Этап урока
                        Содержание. Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I Организационный этап
Орг.момент
- Здравствуйте, ребята!
- Садитесь.
Один мудрец сказал такие очень мудрые слова. Давайте их прочитаем. 
Слайд 1
«Кто ищет трудность, находит мудрость».
– А теперь, дети, скажите, как вы понимаете смысл этого высказывания.
(Ответы детей).
– Так, как вы думаете, надо ли бояться трудностей?
Дети: Нет, надо учиться их преодолевать.
        – Пусть опыт, приобретенный на уроке, подарит вам мудрость. 
-Девизом нашего урока будут слова:
           Слайд 2
Если хочешь много знать, многого добиться, значит грамотно писать должен научиться
 
Принимать установку учителя
II  Мотивационный этап
          Слайд 3
Открываем тетради. Записываем число, классная работа.
-Начинаем работу с минутки чистописания. Выписываем буквы у,ы,э
– Отгадайте загадки, напишите отгадки:
 
Буквы-значки, как бойцы на парад,
в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
и называется строй ...
(Алфавит)
 
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)

Расселась барыня на грядке,
Оделась в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка. (капуста)
 
Маленький, беленький,
по лесочку прыг-прыг,
по снежочку тык-тык. (Заяц.)
Слайд 4 Самопроверка
 
 
Записывают в тетради:
-дату
-классная работа
- гласные
 
Выписывают  буквы
 
 
 
 
 
 
 
Выполняют  задание
 
 
 
 
Оценивают  результат деятельности.
Делают  вывод.
III
Целеполагание
Продолжим работать с загадками, а вы, отгадав их, скажете, какова тема нашего урока.
1.С неба падают зимой
И кружатся над землёй. (Снежинки)
2.Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста)
Слайд 5
Сн..жинки,  к..пуста
- Что можете сказать о пропущенных буквах? (Гласные, безударные)
-В какой части слова находятся? ( В корне)
- Это значит, что при выборе буквы нужно будет подумать.
- Как выбрать букву в первом слове?
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово так, или подобрать проверочное слово, чтобы безударная гласная стала ударной.
Снежинки – снег
- Попробуйте то же самое сделать со словом капуста.
- Не удаётся подобрать проверочное слово?
- Как называют подобные слова? (Словарными)
- Их написание нужно запомнить.
-Итак, какова же тема нашего урока?
«Правописание слов с непроверяемым безударным гласными  в корне слова»
Вы сказали, что это словарные слова. Сделайте предположение, в русском языке таких слов много? Как вы думаете, стоит посвятить этим словам урок? А почему?
Написание словарных слов представляет для учеников и для взрослых настоящую проблему - проверить нельзя, а писать грамотно надо! Может быть,  у нас получится на уроке решить эту проблему? Давайте попробуем! Это и будет целью нашего урока.
Цель урока-решение проблемы грамотного написания словарных слов.
Ребята, предложите, пожалуйста, свои варианты решения этой проблемы-как научиться грамотно,  писать словарные слова?
Предполагаемые ответы:
-Выучить их наизусть.
-Всегда пользоваться орфографическим словарём.
-Придумать слова- запоминалочки (найти ассоциативный образ).
-Запомнить по написанию одинаковых букв, сочетанию букв .
Слайд 6
Перед серьёзной работой отдохнём, проведём физминутку.
Утром стрекоза проснулась
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
 
 
 
 
Определяют  тему урока,  ставят  цели урока
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Понимать и принимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Анализировать образец написания слов
 
 
 
Выполняют элементарные
физические упражнения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
IV Основной этап. Закрепление изученного материала
Слайд 7
Работа по учебнику стр.103 упр 162
Прочитайте текст.
-Какие слова можете проверить, подобрав проверочное слово?
(Окном – окна, ветерок- ветер, веселится- весело, притаился – тайна, листочки- лист, бегут- бег)
- Написание,  каких слов нельзя проверить?
(дорожке, жёлтые)
- Почему нельзя проверить их написание? (Нет проверочных слов)
- Что же делать в таком случае? (Запомнить или посмотреть в словаре)
- Спишите второе  предложение.
-Как ещё можно можно запомнить написание словарных слов?(можно слова сгруппировать по написанию одинаковых гласных в корне слова или сочетаний букв)
Слайд 8
-Узнайте птиц по хвостику (сорока, ворона, воробей)
-Какое одинаковое сочетание букв в этих словах?(-оро-)
Слайд 9
Запишите слова.
-Какие из данных птиц живут у нас в посёлке?(сорока, воробей, ворона)
Вороны способны дружить. Если с птицей случиться беда, то её друзья обязательно придут на помощь. Будут опекать раненого друга, приносить ему пищу, пока птица полностью не поправится.
-Китайцы считают сороку птицей счастья, приносящей людям удачу.
Сороки собирают клещей из шкур крупных животных, усаживаясь к ним на спины.
- У воробьёв глаза построены так, что они  видит мир в розоватом свете.
Сейчас зима. Как мы можем помочь птицам зимой?
 
 
Устно подбирают слова с использованием приема комментирования
 
 
Повторяют изученный материал, с помощью разбора текста.
 
 
Делают вывод, что не все слова можно проверить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
V Рефлексия
Слайд 10
Спишите слова, самостоятельно вставляя пропущенные буквы. Д..жди, яг..да, сн..гирь, ябл..ко,  т..грёнок, л..пата.
С одним из слов составить и записать предложение. Подчеркнуть грамматическую основу.
-Проверим работу
Слайд  11. Самооценка.
 
Анализ слов,
способы подбора
правила
правописания слов с
безударными
гласными
Оценивать свою работу на уроке
VI Итог урока
   - Подведём итоги:
-Над какой темой мы работали на уроке?
- Всегда ли безударную гласную в корне можно проверить ударением?
- Как быть со словами, в которых гласную в корне проверить невозможно?
- Оцените себя: если вы довольны работой на уроке, нарисуйте смайлик с улыбающимся ротиком. Если не очень довольны, нарисуйте неулыбающийся ротик.
 
 
Проводят самоанализ своей деятельности на уроке.
 
Отвечать на итоговые вопросы.