Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Мастер-класс «Традиционная лоскутная кукла» как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры

МДОУ ЦРР – д/с «Классика» г. Нерюнгри

 

Мастер-класс  «Традиционная лоскутная кукла»

как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста

к истокам народной культуры

 

 

 

Швыченкова Оксана Юрьевна

Старший воспитатель

 

Цель мастер – класса:  повышение профессиональной компетенции педагогов в создании благоприятных условий  для развития духовно-нравственных и социокультурных ценностей, творческих способностей дошкольников при изготовлении народной куклы.
Задачи:
Познакомить с основными техническими приемами изготовления традиционной народной куклы «Колокольчик»;
Активизировать использование народных лоскутных кукол в совместном творчестве взрослых и детей;
Вызывать интерес к данному виду творчества, желание педагогов применять его в практической деятельности;
Создавать эмоционально положительную атмосферу, вызывать радость и чувство удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.
Участники мастер-класса: воспитатели детских садов.
Планируемые результаты:
повышение профессиональной компетенции педагогов в создании благоприятных условий  для развития духовно-нравственных и социокультурных ценностей
изготовление куклы «Колокольчик» (на слайдах).
Оборудование: проектор,  экран, компьютер, музыкальная подборка р.н. мелодий,  презентация, куклы-обереги, лоскуты ткани, вата, нитки, ленточки, красные, синие, желтые ленточки, схемы для педагогов.
 
 
 
Ход мастер-класса:
Вступительная часть.
Здравствуйте, уважаемые гости! Спасибо, что пришли сегодня на мастер-класс.
Одним из направлений нашей работы является формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Мы считаем, что каждый ребенок должен знать культуру и традиции своего народа. Поэтому сегодня я пришла в образе мастерицы, рассказать вам о народной культуре.
Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: формирование патриотизма, активной жизненной позиции, творческого подхода в решении различных жизненных ситуаций, уважения к традиционным ценностям (слайд).
Все это находит свое отражение в ряде нормативно – правовых документов. Одной из задач ФГОС дошкольного образования является объединение образования и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытность.
Наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта.
Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа. Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей. Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство способствует изменению и возникновению нового качества жизни, помогает раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.
Использование народной куклы в работе с детьми играет важную роль:
-она является близким другом для ребенка;
-в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие;
-главное в этих играх – эмоциональный контакт;
-дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам.
В процессе изготовления традиционной тряпичной куклы  мы формируем у детей интерес к истории и культуре русского народа. Решаем ряд задач, таких как:
1.Знакомство с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания традиционных народных кукол, материалов из которых они изготавливались (тряпичных кукол), их смыслового значения для людей.
2.Воспитание духовно - нравственных качеств личности на основе познания истории создания и смыслового значения рукотворных кукол, такие, как послушание, уважение к старшим, любовь к близким, милосердие, терпение, доброта.
3.Воспитание эстетического вкуса при изготовлении куклы, трудолюбие, аккуратность.
4.Заинтересованность в возрождении и сохранении народных традиций рукоделия.
Изготовление  кукол можно начинать с детьми старшего дошкольного возраста. Представьте себе, сколько радости испытает ребенок, когда на его глазах в его маленьких ручках из обычной тряпочки «родится» настоящая игрушка, а с какой нежностью и заботой ребенок будет обращаться со своим «творением»,  он никогда не бросит ее на пол, у него не возникнет желания «распотрошить» ее затем, чтобы узнать, что там внутри, потому, что он сам ее сотворил.
Занятия с детьми помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать.
Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается  мелкая моторика.  Все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.
Теперь у нас в группе есть целая семья кукол. Они заняли своё место в мини-музее «Народная кукла». (слайд) Дети с удовольствием придумывают сюжетно-ролевые игры с применением изготовленных ими кукол, испытывая чувство радости от общения друг с другом.
 
В современном мире игрушек великое множество. Магазины предлагают
нам их в огромном количестве и на любой вкус. Нам от этих игрушек не уйти. Но мы можем разнообразить и дополнить мир игрушек наших детей настоящими исконно русскими тряпичными куклами.
Сегодня я предлагаю вам, уважаемые коллеги, отправиться в прошлое нашей истории и побывать в старинном селе на посиделках…..
С давних времен кукла была традиционной игрушкой русского народа. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была атрибутом любых праздников.
Традиционная кукла обладает рядом особенностей.  Её изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Поэтому единый технологический процесс всегда дает индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики, но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя.
При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Каждая кукла является особенной, неповторимой. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил. Согласно народным традициям, при изготовлении любой обереговой куклы нельзя пользоваться иглой и ножницами. В наряде куклы всегда должен присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости.
Еще древние считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм. Важной деталью куклы была грудь - напоминание, о ее связи с культом плодородия и материнства.. В семье для своих детей куклы выполняли из старых вещей. Это был ритуал кровной близости. Считалось, что ношенная ткань хранила родовую силу и воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подол рубахи и фартуков. Лоскут всегда рвали руками. Кукла берет на себя сглаз и порчу, нездоровье, печаль, неудачу, избавляя своего хозяина от невзгод жизни.
Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, показывая родственную любовь и заботу.
Сегодня я предлагаю вам попробовать сделать
Куклу - тряпичную,
А значит необычную!
До сих пор она без лица -
Решил так человек!
Чтоб злые духи не могли
Вселиться в куклу - оберег!
Хранит покой и счастье,
Здоровье бережет
Учит быть мастерицами
И к доброте зовет!
Пожалуйста, располагайтесь в нашей лавке мастеров. Все мы — женщины.
Каждая из нас волшебница, хранительница домашнего очага, фея. Все в этом
мире держится на женщине. Всем женщинам - феям посвящается.
Фея знала свое дело,
И, летая в небесах,
Днем и ночью, то и дело
Совершая чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала,
Все, чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в ее руках послушно
обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея.
Потому что это средство,
Чтобы вечно помнить детство.
(Л. Рубальская)
Куклу-Колокольчик изготовляли как оберег для дома. Она считалась куклой добрых вестей. Ещё её называют Валдайским колокольчиком, так как родина куклы — Валдай. Эта кукла проста в изготовлении. На ней три юбочки (три царства, как в сказках - медное, серебряное, золотое; и счастье у человека складывается тоже из трех частей, если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив).  На головке красивый платочек. А звонкий колокольчик внутри куколки напоминает нам о праздничных тройках со звенящими под дугой колокольчиками, а, может ещё о чём – то родном и дорогом для каждого из нас. От одного взгляда на куклу теплеет внутри и поднимается настроение. Изготовив куколку Колокольчик своими руками, и подарив, со словами: «Кого люблю – тому дарю!», мы желаем другу получать только хорошие известия и пребывать в радости.
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
2. Демонстрация технологии выполнения работы, анализ наиболее важных моментов:
Для изготовления куклы «Колокольчик» нам понадобится:
Три квадратных лоскута ткани. Из них вырезаем три круга, диаметрами, например, 25, 20, и 15 см.
Квадрат со стороной примерно 20 см белой ткани для лица.
Небольшой кусочек красивой тесьмы для очелья (вокруг головки).
Цветной лоскутик треугольной формы – это для платочка.
Нитки для обвязывания.
Вата, ветошь или синтепон для головки.
Также каждому из Вас я предлагаю схему выполнения куклы.
 
 
Самостоятельное выполнение педагогами (Воспитатель, в процессе изготовления кукол контролирует приемы работы, помогает педагогам, затрудняющимся в выполнении задания). Не забываем смотреть на технологическую карту.
Берём вату (синтепон или ветошь) и скатываем в шарик.
Этот шарик кладём в центр большого круга и обвязываем его.
У нас получилась первая (самая нижняя) юбочка (желательно, чтобы нижняя юбочка была из более плотной ткани, так как на ней и будет «стоять» куколка).
Теперь возьмем круг поменьше, также ровненько надеваем и обвязываем. Вот и вторая юбочка получилась.
Теперь очередь самого маленького кружка ткани. Расположив головку в его центре, обвязываем. Вот и готова третья юбочка.
Квадратный белый лоскут для лица складываем противоположными углами к центру.
Прикладываем сложенный таким способом белый лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1 см подгиба. При необходимости расправляем складки на лице и фиксируем ткань ниточкой на шее.
Чтобы получились ручки у нашей куколки, надо загнуть острые кончики внутрь и сделать манжеты – цветными нитками завязать на расстоянии примерно 1 см от края.
Теперь прикладываем на головку очелье (повойник) – цветную тесёмку вокруг головы и привязываем его к шее куколки.
А теперь покрываем нашу куколку косыночкой и завязываем её под ручками сзади. Кукла Колокольчик готова! Молодцы!
Покажите друг другу, какие куклы у Вас получились. Что вы чувствовали при изготовлении куклы? Есть ли в ней настроение, характер?
Сделайте такую куклу вместе с детьми! Куколка, изготовленная своими руками, будет особенной и неповторимой, у каждого получится своя "кукольная история".
Рефлексия.
Мы сегодня прекрасно потрудились. Спасибо вам за внимание и доброжелательное отношение. Прежде, чем разойтись, предлагаю каждому участнику обозначить свои впечатления о мастер-классе, выбрав атласную ленточку любого цвета и украсить ими ручки нашей русской красавицы. Лента красного цвета – понравилось всё, синяя - хочу узнать больше, желтая - заинтересовало, буду внедрять в своей работе.
Итак, тема тряпичной народной куклы в современном мире востребована и актуальна! Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Именно народная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности.