тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

28.11.2017 г.
 Всероссийский фестиваль творчества «Зимняя карусель»
20.11.2017 г.
Уважаемые коллеги. Для составления олимпиадных заданий требуется учитель татарского языка. Все...
31.10.2017 г.
 Всероссийский конкурс «Моя семья - это семь Я!»
23.10.2017 г.
Всероссийская историческая викторина для обучающихся 5-11 классов, посвящённая 100-летию революции...
23.10.2017 г.
 Всероссийская интеллектуальная викторина для воспитанников ДОУ, посвящённая Дню матери (Из...
23.10.2017 г.
Всероссийский конкурс-выставка фотографии «В объективе фантазии»
23.10.2017 г.
 III Всероссийский конкурс «Шуми, родной зелёный уголок»

Реализация регионального компонента через игровую деятельность, способствующей позитивной социализации детей дошкольного возраста

Е.Н. Маркина, С.В. Лебедева, О.А. Семенова

 (воспитатели, МБДОУ «Детский сад №25» г. Гусь-Хрустальный)1            

Аннотация – в статье освещается вопрос о способах реализации регионального компонента через игровую деятельность, способствующей позитивной социализации детей дошкольного возраста. Авторами представлена организация и содержание работы по формированию позитивной социализации детей дошкольного возраста через игровую деятельность с учетом регионального компонента.

Ключевые слова – программа «ДоРоГо», позитивная социализация, региональный компонент.

THE IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL COMPONENT THROUGH THE GAMING ACTIVITY, CONTRIBUTE TO THE POSITIVE SOCIALIZATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Abstract – the article considers the question of how the implementation of the regional component through the gaming activity, contribute to the positive socialization of children of preschool age. The authors presented the organization and content of work on formation of positive socialization of children of preschool age through play activity, taking into account the regional component.

Keywords – program "Expensive", positive socialization, the regional component.

Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество.

Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Соприкосновение ребенка с социальным миром происходит на фоне приобщения к культуре и истории родного края.

Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать позитивной социализации ребенка в его первых социумах - семье и группе детского сада, которые могут способствовать социальной адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающей его миром.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. В игре формируются познавательные процессы. Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному социальному становлению ребенка.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.

Методическим центром г. Гусь-Хрустальный Владимирской области разработана Образовательная программа «Дошкольникам о родном городе» «ДоРоГо» (авторы – творческая группа: Савельева Л.Н., Школьникова Н.Г., Оленева О.В.). Программа разработана в соответствии с нормативными документами в сфере дошкольного образования и соответствует ФГОС ДО.  В соответствии с требованиями ФГОС ДО детально разработана система методического сопровождения Программы.

ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде.

Регионализация, одно из стратегических направлений развития образования в нашей стране. Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры.  С помощью программы мы знакомили дошкольников с историей,   культурой  и природой своей   малой  Родины  как   части  Родины  большой. Особенно   это актуально   в  условиях   города  Гусь-Хрустальный, сохранившего  свои уникальные культурные   и  природные  памятники.   

Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края лучше в игре. Игра – важнейшее средство социализации дошкольников.

Как отмечают исследователи (Ш.Г. Алиева [1], В.А. Деркунская [4], Н.В. Иванова [5]), в процессе социального развития происходит  активное творческое освоение социальных отношений, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.

Особое место в процессе усвоения дошкольниками социальных ролей, в формировании навыков социального поведения согласно научным исследованиям Н.Ф. Губановой [3], А.И. Ковалевой [6], Н.А. Михайленко [7] занимает игровая деятельность. Авторы указывают, что человечество выбрало игру для стимулирования творческой активности детей, формирования у них навыков социального поведения.

Игра – первая школа общественного воспитания ребёнка, «арифметика социальных отношений», как охарактеризовал её Л.С. Выготский [2]. В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо". В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства и новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности). В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость наших детей будет напрямую зависеть от того, как будут складываться их взаимоотношения с другими людьми, какую роль они будут играть в том коллективе, в котором будут находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Новизной данной работы нашего детского сада является планирование и реализация   совместной игровой деятельности детей и педагогов МБДОУ с учётом регионального компонента (программа «ДоРоГо»). В МБДОУ «Детский сад №25» мы организовали наставничество детей подготовительной к школе группы над детьми средней группы: совместные игры, совместное изготовление поделок. 

В процессе совместной деятельности педагоги старались развивать у дошкольников:

● гуманистическую направленность поведения, развивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, начальные социально-ценностные ориентации;

● развивать привычку культурного поведения и общения с людьми;

● обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений с детьми разного возраста и взаимодействия со взрослыми через совместную музыкальную и творческую деятельность;

● развивать начала социальной активности, желание на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам, в подготовке театрализованных представлений для детей и взрослых;

● развивать положительную самооценку, уверенность в себе, осознания своих достижений, чувство собственного достоинства, самоконтроль и ответственность за свои действия и поступки. 

Одним из ведущих факторов формирования основ социализации дошкольников в обществе становятся толерантность, патриотизм, гражданственность, которые формируются через реализацию регионального компонента в МБДОУ. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей  бескрайней  России.

Наставничество положительно влияет на социализацию личности ребенка. Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых  необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника (умение рассказать и показать что-то новое и интересное детям средней группы), успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

В настоящее время ФГОС регламентируют использование игровой деятельности как наиболее соответствующей потребностям и возможностям детей дошкольного возраста. Осуществляя педагогический процесс, мы следуем основным принципам программы «ДоРоГо». Исходя из этого, целью нашей работы является создание благоприятных условий для формирования позитивной социализации детей дошкольного возраста через игровую деятельность с учетом регионального компонента в зоне ближайшего развития.

С учетом определения цели были поставлены следующие задачи:

Воспитательные задачи:

• Оказывать дошкольникам поддержку: в умение выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

• Воспитывать нравственные качества у дошкольников на примере жизни и деятельности знаменитых и интересных людей нашего города.

Развивающие задачи:

• Развивать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам – партнерам по игре, побуждать к проявлению эмоциональной отзывчивости на их состояние в процессе игры.

• Развивать художественный вкус, эмоциональное отношение к изделиям народных мастеров, поэтическое отношение к природе.

• Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способ­ности детей.

• Приобщать к экологической культуре, гуманному отношению ко всему жи­вому.

Образовательные задачи:

• Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к совместной деятельности и творчеству.

•  Формировать представления о родном городе; знакомить с историей города Гусь-Хрустальный, культурными памятниками родного города.

• Сформировать знания о живой и неживой природе Мещерского края; познакомить с флорой и фауной родного края.

Таким образом, позитивная социализация представляет собой многоаспектный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры. Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

Наиболее актуальными в настоящий момент являются различные образовательные ситуации, которые включают:

1.Игровые ситуации, которые формируют у дошкольников умение выстраивать свое поведение и деятельность в соответствии с социальными нормами и правилами общества (культурное поведение в гостях у детей другой группы; встречи с художником, поэтами, интересными людьми нашего города).

Мы – друзья и помощники природы (акции «Не рубите елки», «Покормите птиц зимой!»;

2. Ситуации, обращенные к личному опыту ребенка. Очень важно, чтобы содержание ситуации совпадало с опытом наших детей, их жизненными впечатлениями (чтение стихотворений поэтов Мещерского края: Сальниковой Лилии Владимировны и Балашова Олега Викторовича).

Дети средней группы не остались без внимания, воспитанники подготовительной к школе группы подготовили для них литературные подарки: фотографии и книги наших местных поэтов.

Катя Сизова и Илья Чугунов выучили стихотворения Лилии Владимировны и Олега Викторовича, которые с большим интересом слушали их младшие друзья.

3. Творческие ситуации. В игровой, театральной, художественно-изобразительной, музыкальной деятельности формируются позитивные установки к различным видам творчества (украшаем детский сад к осеннему празднику (кленовые листья). Вагин Евгений Михайлович помог детям подготовительной к школе группы раскрасить листочки, а затем старшие дошкольники проявили свою инициативу, творческие способности и вместе с детьми средней группы нарисовали осенний ковер из кленовых листьев;

Помогали детям средней группы делать елочку из ватных дисков.

Мы создавали данные ситуации направленные на личностное развитие, предусматривают формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, способствуют эмоциональному благополучию дошкольников и положительному отношению к окружающей действительности.

Кроме того, мы обогащали представления дошкольников о социальной действительности:

 - встречи с художником и поэтами нашего города;

 - проведение экскурсий, наблюдений, целевых прогулок;

 - чтение произведений художественной литературы поэтов и писателей Мещерского края (Е. Ёлохова, О. Балашов, Т. Палагина,Т. Пантелеева «Мир полон радости», Е.Светлова «Цветы жизни», Л.В. Сальникова);

- блок игр по программе «ДоРоГо»: дидактические игры - «Прогулка по городу», «Путешествие по Гусь-Хрустальному», «Мой любимый Гусь-Хрустальный»; дидактические интерактивные игры - «Животные и птицы родного края», «Узнай поэта», «Найди отличия», «Найди картинку с видами нашего города».

Дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека. Для успешной предварительной работы с дошкольниками в первую очередь учитывали уровень развития игровой деятельности и  коммуникативной инициативы детей средней и подготовительной к школе групп.

На развитие эмоциональной отзывчивости детей средней и подготовительной к школе групп включали различные игры.   Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты», развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность  в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у детей развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру.

Игра дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

Для налаживания диалогического общения использовали авторские настольно-печатные, дидактические игры, такие как «Город мой родной», «Достопримечательности города Гусь-Хрустальный», «Герб города»,  которые  развивают умение действовать в соответствии с правилами игры, добиваться желаемого результата, преодолевать трудности, целеустремленность, настойчивость, терпение.

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети из разных групп учились общаться друг с другом. Их объединяла общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставили глубокий след в сознании детей и способствовали формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача педагогов состояла в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

Социальные контакты в игре принимали различные формы. Это одиночные и командные игры, которые подразумевали различные социальные роли и их имитацию, а также различные уровни взаимодействия. Благодаря этому дети учились регулировать свои чувства и понимать чувства других.

Игра «Путешествие по родному городу» - это не столько идея приключения, сколько наиболее полная форма, отражающая содержание переживаний ребенка во время занятий. Мы путешествуем к себе и к другим, узнаем про себя и открываем мир. Это ритмическое проживание «туда и обратно», «вдох и выдох» заключено в самом действии. Т. В. Бабушкина называла это «воспитывающим путешествием, которое через внешнее движение развивает внутренний мир».

Нередко общие игровые интересы сближали детей, послужили началом дружбы. Очень важны в этом отношении длительные игры. Длительная перспектива игры требовали от ребят совместного обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника, умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь в нужную минуту. У играющих постепенно развивалось чувство ответственности за общее дело. Таким образом, игровые и реальные взаимоотношения сливались и становились едиными. Детей объединяла в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиск.

Играя вместе, дети начинали строить свои взаимоотношения, учились общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет. При возникновении конфликта давали ребёнку возможность получить этот опыт, принять решения, сделать выводы, возможность самостоятельно разрешить сложную ситуацию. Исходя из своего опыта, пришли к выводу, что взрослым лучше не вмешиваться в процесс детского общения без крайней надобности – только в случае конфликта, который может перерасти в насилие.

Неприятные ситуации случаются в любом коллективе и важно научить ребёнка правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором. Дразнят и провоцируют тех, кто остро реагирует на это, болезненно уязвим, и этим доставляет удовольствие обидчику. Если ребёнок это понимает и достаточно уверен в себе, скорее всего, он не станет объектом насмешек и мишенью для любителей провоцировать агрессию.

Коллектив МБДОУ «Детский сад № 25» «Снегирёк» подошел необычно к организации художественного творчества с воспитанниками. Часто на занятиях с детьми мы показываем картины и иллюстрации знаменитых людей во всем мире. А в этом году мы разработали новую методику работы с детьми, а именно: знакомство с культурой, традициями и искусством родного города, ведь «без малого не будет и большого». Пригласили Вагина Е.М. Показать детям на занятии картинки это одно, а увидеть и пообщаться с настоящим мастером это бесценный опыт не только для детей.

Придя в наш детский сад, он принес с собой свои написанные картины, познакомил детей с ними. А затем познакомил детей с «инструментами» настоящего художника. Он рассказал детям, как выбрать объект для рисования как работает художник, какие краски в работе необходимо использовать. А потом началось самое интересное: Евгений Михайлович начал писать настоящую картину необычными для детей красками. У него это получалось быстро и волшебно, как будто это рисовала не его рука, а сама кисть. Дети были просто в восторге от увиденного.

Картина была написана быстро, и дети тоже хотели сотворить, что-то свое. И поскольку на улице самое «разноцветное» время годы дети решили раскрасить осенние листочки. А в этом им помог Евгений Михайлович. Дети с удовольствием принялись за работу. У ребят получились разноцветные листочки, которыми они потом смогли украсить свою группу. А потом дети подготовительной группы пришли в гости к детям средней группы и поделились своим опытом. Они научили их правильно раскрашивать осенние листочки и также украсить свою группу.

В ноябре настала долгожданная встреча нашей литературной встречи. Мы принимали у себя в гостях ответственного секретаря литературного объедения «Мещера» - Львову Ольгу Ивановну, членов литературного объединения «Мещера» - Сальникову Лилию Владимировну и Балашова Олега Викторовича. Ольга Ивановна провела очень интересную беседу с детьми. Лилия Владимировна сама работает в детском саду и пишет стихи для малышей. Она познакомила нас с замечательными детскими стихами, которых нет даже в сборниках. Лилия Владимировна так завораживающее читает свои стихи, что погружаешься в них с головой. А вот Олег Викторович поэт-песенник. Он прочел нам свои стихи и даже исполнил песни, которые дети с удовольствием подпевали.

Учитывая, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за столом, с детьми были разучены физкультминутки.

Для повышения уровня знаний детей о родном городе и их мотивации к дальнейшей деятельности, в план работы были включены городские мероприятия краеведческого характера.

Мы очень много работаем с книгами краеведческой направленности. Они помогают пробудить у детей любопытство, оценить красоту родного края, людей, которые живут рядом или жили когда-то на этой земле. Но книги не может заменить непосредственного наблюдения, поэтому мы регулярно совершаем пешие экскурсии. Детям было интересно узнать, почему та или иная улица носит такое название, какие интересные здания, учреждения есть на ней.

Экологическое воспитание является составной частью проекта. Воспитание любви к родному краю неразрывно связано с бережным отношением к природе. Избежать однообразия в работе с детьми помогли нетрадиционные формы. Это выставки поделок из природного материала, природоохранных акциях (озеленение участков МДОУ). Вся эта работа не только учила чуткости, доброте, отзывчивости, но и служила сплочению детей, развивала их активность и творческие способности.

Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений.

Дошкольники двух групп делали первые шаги к умению взаимодействовать с окружающими людьми (учились общаться в паре, группе, в коллективе), формировали умение выстраивать свое поведение и деятельность (жить общими интересами), учитывая потребности и интересы других детей (вступают в общение, поддерживают и завершают общение), стараются проявлять инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.

У наших детей появились первые друзья, хотя такие отношения еще не прочны. Дошкольники  воспринимают дружбу как отношения, основанные на приятной игре.

Современные подходы к проблеме позитивной социализации дошкольников направлены на развитие базовых качеств личности ребенка, формирование его общей культуры и социальную адаптацию в обществе.

Список литературы:

  1. Алиева, Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников / Ш. Г. Алиева // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 711-715.
  2. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка/Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-68.
  3. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика - Синтез, 2008. – 126 с.
  4.  Деркунская, В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре / В.А. Деркунская. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 128 с.
  5. Иванова, Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие / Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова, А.М. Калинина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 142 с.
  6. Ковалева, А.И. Социализация / А.И. Ковалева // Энциклопедия гуманитарных наук, 2004. - № 1. - С. 139 - 143.
  7. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателя. – М.: Издательство «Гном и Д», 2009. – 96 с.
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».