тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

28.11.2017 г.
 Всероссийский фестиваль творчества «Зимняя карусель»
20.11.2017 г.
Уважаемые коллеги. Для составления олимпиадных заданий требуется учитель татарского языка. Все...
31.10.2017 г.
 Всероссийский конкурс «Моя семья - это семь Я!»
23.10.2017 г.
Всероссийская историческая викторина для обучающихся 5-11 классов, посвящённая 100-летию революции...
23.10.2017 г.
 Всероссийская интеллектуальная викторина для воспитанников ДОУ, посвящённая Дню матери (Из...
23.10.2017 г.
Всероссийский конкурс-выставка фотографии «В объективе фантазии»
23.10.2017 г.
 III Всероссийский конкурс «Шуми, родной зелёный уголок»

Проект «Приобщение дошкольников к художественной литературе»

Чтобы подготовить человека духовно

 к самостоятельной жизни,

надо ввести его в мир книг.

В. А. Сухомлинский

Участники проекта:

  • Педагоги ДОО;
  • Воспитанники дошкольного возраста;
  • Родители воспитанников;
  • Социальные партнеры: МБУК «Кировский историко–краеведческий музей с мемориалом С.М.Кирова и выставочным залом», МБУК «Централизованная библиотечная система» города Кировска  МАУДОД «ЦДТ «Хибины».

Тип проекта:

среднесрочный

Реализация проекта «Приобщение дошкольников к художественной литературе» рассчитана на период с 25.01.2017  по 15.02.2017 г. и разделена на 3 этапа:

  • 1 этап - подготовительный (аналитико - организационный) - разработка плана мероприятийпроекта.
  • 2 этап - основной (практико - ориентированный) - реализация мероприятий по теме проекта.
  • 3 этап - завершающий (систематизация и рефлексия).

Актуальность:

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. В наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опытпредшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.

Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений. Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя.

Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания, социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.

Неумение читать, непонимание смысла текста затрудняют обмен информацией, влияют на качество образования, делают человека уязвимым в общении, в аргументации сказанного. Почти невозможной становится межкультурная коммуникация, ослабляются поколенческие связи.

Дошкольный возраст - время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Цель проекта:    

воспитание интереса и ценностного отношения к книге и художественной литературе у дошкольников.

Задачи проекта:

• Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы: рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества - песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами.

• Обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь сформировать грамотную речь.

• Способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слуха, памяти, внимания, воображения, художественного и литературного творчества.

• Сформировать положительный образ «я».

• Воспитать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.
  • создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;
  • повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей;

Для педагогов:

  • Пополнение педагогической копилки методическими разработками по теме проекта.
  • Создать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
  • Способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений педагогов и специалистов ДОУ, родителей, социальных партнёров в процессе разработки и реализации проекта.

Для родителей:

  • Познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников-читателей, позитивными и негативными стереотипами.
  • Расширить их представления о детской литературе.
  • Научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ.

Для социальных партнёров: 

  • Укрепление партнёрских связей в вопросе приобщения к художественной литературе  всех участников образовательных отношений.

Реализация проекта

Первый этап

  • Создание инициативной группы по подготовке и реализации настоящего проекта.
  • Изучение нормативно-правовых документов.
  • Выявление интереса родителей к проблеме, поставленной данным проектом.
  • Обогащение  развивающей предметно-пространственной среды в ДОО по теме проекта.
  • Разработка плана мероприятий по организации проекта.

Рекомендуемые мероприятия по организации проекта в ДОО:

1. Нормативно-правовое обеспечение:                                                                                                                                                                                        

1.1 Создание рабочей группы по подготовке и реализации настоящего проекта.                                                       

1.2 Разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих реализацию проекта в ДОО.

1.3 Формирование системы стимулов для участников проекта. 

2. Программно-методическое обеспечение реализации проекта

2.1 Моделирование образовательного процесса ДОО в соответствии с темой проекта.

2.2 Внесение коррективов вгодовой план, перспективный план работы по взаимодействию с семьями воспитанников.

3. Материально-техническое обеспечение проекта:

3.1 Мониторинг материально-технической базы.

3.2 Приобретение необходимого оборудования, материалов, инвентаря.

4.Информационное сопровождение реализации проекта:

4.1 Размещение информации о проекте (планов  работы, конспектов и сценариев мероприятий, консультаций,  фотоматериалов)  на стендах ДОО, официальном сайте.

4.2 Создание информационного банка проекта (различных форм консультационного материала с использованием ИКТ для всех участников образовательных отношений).

Второй этап

Организация деятельности участников проекта *

Виды деятельности

Тема

Организация деятельности детей

  1. Речевое и познавательное развитие
  • Различные  формы  работы с воспитанниками по ознакомлению с художественной литературой, фольклором по ознакомлению с биографиями писателей, поэтов, с творчеством художников–иллюстраторов, с историей возникновения бумаги, книг, письменности, по развитию речи;
  • Просмотр презентаций, видеороликов, фильмов.

 

 

  1. Социально–коммуникативное развитие
  • Использование разных видов театра;
  • Игры–драматизации с элементами инсценирования;

 

   
  1. Художественно–эстетическое развитие
  • Культурно–досуговая деятельность (литературные конкурсы, праздники, развлечения, интеллектуальные игры),
  • Выставки художественного творчества (авторские, семейные, работ педагогов),
  • Изображение прочитанного в продуктивных видах деятельности (лепке, рисовании, аппликации, конструировании, моделировании, дизайне).

 

  1. Физическое развитие

 

  • Сюжетные подвижные игры

 

* реализация в совместной деятельности, в образовательной деятельности, в ходе режимных моментов

Работа с родителями

Беседы, консультации,

анкеты

  • «Как сделать чтение увлекательным занятием»,
  • «Как правильно выбрать книгу ребенку»,
  • «Удивительный мир иллюстраций»,
  • «Книжки для малышей»

Практические задания

  • Организация семейных акций «Книжкин доктор», «Книга на память»);
  • Проведение общего родительского собрания «Семейное чтение»
  • Представление семейного опыта работы «Читаем дома».
  • Разработка презентаций о творчестве любимых авторов.
  • Совместное художественное творчествос с детьми «По страницам любимых книг», участие в выставках и конкурсах.
  • Участие в совместных мероприятиях (культурно–досуговой деятельности).  

Работа с педагогами

Методическая работа

1. Разработка комплексно–перспективного планирования по теме.

2. Разработка и апробация циклов конспектов мероприятий  по теме проекта.

3. Составление библиографии по теме проекта.

4. Разработка методических рекомендаций для воспитателей и родителей по теме проекта

5. Разработка презентаций по ознакомлению с творчеством известных поэтов, писателей и иллюстраторов  для детей. 

Взаимодействие с социумом

 

  1. Экскурсии с детьми в МБУК «Кировский историко–краеведческий   музей  с мемориалом С.М. Кирова и выставочным залом», МБУК «Централизованная библиотечная система» города Кировска,  МАУДОД «ЦДТ «Хибины».
  2. Совместное проведение мероприятий.
  3. Консультационная помощь специалистов.

Третий этап

  • Мониторинг реализации проекта,
  • Презентация итогов и материалов проекта;
  • Подведение итогов деятельности муниципальной инициативной группы.

Проект был создан с опорой на документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
  • Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р

 «Об утверждении Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013 г. №26;

Литература:

1. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение,  2000г.

2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.

3. Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.

4. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007

5. Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.

6. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.

7. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.

8. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010 г

9. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению // Издательский центр «Академия». 2004