Методический план урока на тему: «Реформы Александра II и их отражение в искусстве»
Методический план урока на тему:
«Реформы Александра II и их отражение в искусстве»
(К юбилею Ф.М. Достоевского и Н.А. Некрасова)
Автор: Алиризаева Айшат Алиулаховна
МБОУ «СОШ №12», учитель истории и обществознания
г. Избербаш 2021
Пояснительная записка:
2 час по теме: Правление Александра II
Цели урока:
- продолжить формирование представления учащихся о целях, основных направлениях, важнейших мероприятиях и итогах реформ Александра II;
- способствовать развитию умения осуществлять поиск информации по заданной теме из различных источников, анализировать, сравнивать и обобщать;
- организовать активную познавательную деятельность учащихся через разные формы деятельности;
учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.
Метод проведения: дискуссия, частично - поисковый метод через анализ литературных произведений и картин художников XIX века;
Возраст учащихся: 14-15 лет, учащиеся 9 класса;
Оборудование: компьютер, проектор, карточки – задания, дополнительный материал для каждой группы;
Оформление: портреты писателей и императоров России;
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя/ осуществляемые действия |
Деятельность учащихся |
||||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
|||||||||||
Эмоциональный настрой
|
-Здравствуйте ребята! Подарите друг другу улыбку, а я вам своё хорошее настроение и картинку(по направлениям литераторы, искусствоведы и историки), займите место соответственно своей картинке. А теперь за работу! |
Приветствие учителя. Настрой на дальнейшую работу.
|
Формирование положительного эмоционального настроя. |
|||||||||
Мотивационная основа урока
|
Эпиграфом к нашему уроку будут слова Виссариона Белинского: «Общество находит в литературе свою действительную жизнь» -Ребята, сегодня у нас с вами будет необычный урок . Мы постараемся взглянуть на историю сквозь призму литературы, живописи. Посмотрите, пожалуйста, на доску, кто изображен на портретах? Что объединяет их? (добавила портрет императора Александра II) -А теперь? -Чем известен император Александр II? -Проведите параллель – что общего между ними .
( прикрепляю фото-картинку Дагестан) - А теперь, что общего у них с Дагестаном? -Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? -Мы на уроке постараемся рассмотреть, как реформы Александра II отразились на разных видах искусства: литературе, ИЗО. |
Отвечают на вопросы. (портреты писателей Ф.М. Достоевского и Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого) (реформатор)
(в произведении Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» описывается тяжелая жизнь в период реформ Александра 2, а Достоевский создал образ России и русского народа в произведении «Преступление и наказание») Формулируют тему и цели урока (Реформы Александра II и их отражение в искусстве) |
Умение высказывать мнение, строить правильный, грамотный ответ. Формировать умения ставить цели урока. Умение слушать, слышать |
|||||||||
Основная часть
|
Для решения поставленной задачи я предлагаю вам поработать в группах (надеюсь, не забыли правила совместной работы). Ваша задача: 1.Изучить дополнительный материал для группы. 2.Создать мини – проект, используя дополнительный материал, опираясь на вопросы и задания при подготовке к проекту. 3.Подготовиться к защите.
Время для подготовки проектов 5 мин. |
Работают с источниками информации, создают мини-проекты.
|
Научиться работать в группах, отстаивать своё мнение. Умение адекватно воспринимать позицию и мнение другого. Развивать творческое воображение |
|||||||||
Физминутка + проверка знаний учащихся
|
Прежде чем начнём защищать свои проекты, я предлагаю вам поиграть и заодно вспомнить пройденный материал.
Встаньте, пожалуйста. Если я называю реформу Петра 1 - вы хлопаете, если Александра II - поднимаете руки, если реформа была очень значима в жизни народа - показываете лайк! 1.Земская реформа (1864) 2.Новое летоисчисление (1700) 3.Городская реформа (1720) 4.Реформа Образования (186-64) 5. Табель о рангах(1722) 6. Создание Сената(1711) 7. Учреждение Академии наук(1724) 8. Судебная реформа(1864) 9. Крестьянская реформа(1861) 10. Цензурная реформа (1865) 11.Реформа государственного управления (1870) |
Совмещают физические упражнения и воспроизводят из памяти изученный материал.
|
|
|||||||||
Основная часть+ Рефлексия
|
Защита проектов (3минуты). Взаимодействие между группами. Я предлагаю внимательно прослушать выступления каждой группы, так как вам нужно составить по два вопроса другим группам. В конце урока каждая группа будет оценивать выступления. Задают по два вопроса (всего прозвучит 6 вопросов). |
Презентуют проекты. |
Умение публично презентовать проект и отстаивать свою точку зрения. Умение слушать и слышать других, уважать чужое мнение и позицию. |
|||||||||
Творческое задание на дом |
Найдите отражение реформ Александра II в творчестве отечественных композиторов. |
Поиск информации в Интернете и из других информационных источников. |
Умение самостоятельно искать нужную информацию, обрабатывать её. |
|||||||||
Итог урок |
- Как вы думаете почему, к данному уроку подобран такой эпиграф, т.е. слова Виссариона Белинского? «Общество находит в литературе свою действительную жизнь» -Итак, ребята, подведём итоги нашего урока. Я предлагаю вам карточки оценивания (желтая карточка-5, синяя-4, красная-3) На доске ватман с названиями групп. Каждая группа оценивает две противоположные, без права оценивания своей группы. |
Делают вывод…
(Дети встают и клеят свои оценки на лист самоанализа). |
Умение подводить итог, анализировать свою работу и работу одноклассников. |