Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию«День матери в России»
Предисловие
Мама – это солнечный свет,
Взгляд чудесных ласковых глаз.
Сохранит от тысячи бед
И поможет тысячу раз.
Детство – золотая пора.
Как чудесно знать, что со мной
Мама, словно ангел, добра,
Друг мой самый лучший, родной.
Мама – это слово будет понятно на любом языке. Из поколения в поколение для каждого человека мама – самый главный человек в жизни. Становясь матерью, женщина открывает в себе лучшие качества: доброту, любовь и заботу. Какое счастье для женщины впервые услышать от своего малыша слово «мама». «Мамочка», «мамуленька», «мамусенька», как только не называют дети своего самого близкого человека. В любом возрасте, от младенчества до зрелости мама остается мамой. Ты идешь к ней со своими радостями и бедами, получить совет или просто ощутить заботу. С мамой ты чувствуешь себя защищенным. Чаще всего трудности, возникающие у ребенка, пытается разрешить мама.
В последнее воскресенье ноября мы отмечаем День Матери. Многие ли из нас в этот день говорят теплые слова своим мамам? Мы помним о них, когда нам становится плохо, мы вспоминаем их, когда у них день рождения, а в остальные дни? До недавних пор этот день – День матери – проходил у нас незаметно, да и в календаре он появился не так давно. Так легко ли быть матерью? Нет. Это самый тяжелый труд. Ведь мама отвечает не только за физическое состояние своего ребенка, но и за его душу.
Первый человек, которого мы любим в жизни, - конечно, мама. Эту любовь, самую естественную и бескорыстную, мы проносим через всю жизнь. Многие поэты и писатели обращались в своем творчестве к этой теме. Одни – трогательно печалясь об утраченном счастье общения с матерью, другие – с юмором вспоминая детские проделки. Но все же эти произведения отличает общее настроение: мама – это основа всей жизни, начало понимания любви, гармонии и красоты.
По некоторым источникам, традиция празднования Дня матери берет начало еще в женских мистериях древнего Рима, предназначенных для почитания Великой Матери - богини, матери всех богов.
День матери, по сути, это – праздник вечности: из поколения в поколение для каждого мама – главный человек. В России этот праздник отмечают с 1998 года, когда вышел указ президента Б.Ельцина.
У К А З
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О Дне матери
В целях повышения социальной значимости материнства
п о с т а н о в л я ю:
1. Установить праздник - День матери и отмечать его в
последнее воскресенье ноября.
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Президент Российской Федерации Б.Ельцин Москва, Кремль 30 января 1998 год № 120
Методические рекомендации
Данное внеклассное мероприятие предназначено для учащихся начальной школы. На классном часе применяются различные методы обучения и воспитания учащихся: эвристическая беседа, демонстрация видеофильма, диалог с учащимися. Каждый этап внеклассного занятия насыщен необходимой информацией. Такая работа способствует предупреждению перегрузки обучаемых, утомляемости, обеспечивает оптимальные условия усвоения учебного (познавательного) материала.
Это мероприятие помогает прививать любовь к своей Родине, знакомит детей с таким понятием как святыня. Учащиеся делают вывод, что каждая мама для ребёнка является святой. Включается групповая работа по составлению правил заботливых детей. В подготовке и проведении классного часа необходимо задействовать всех учащихся. Кто не участвует непосредственно в сценарии, будут заниматься оформлением кабинета, готовить необходимый инвентарь, украшать сцену.
В заключительной части праздника ребята дарят мамам сувенир, изготовленный своими руками и портрет мамы, который рисовали на уроке изобразительного искусства.
Успех классного часа, его результативность будет зависеть от подбора материала к занятию, плана его построения и методики проведения, активного участия учащихся.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
|||
Предмет |
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию |
Класс 4 |
|
Тема урока |
«День матери в России» |
||
Тип занятия |
Открытие новых знаний |
||
Формы работ |
Работа в паре, фронтальная работа, творческая работа, самостоятельная работа, коллективная работа |
||
Основные ресурсы урока |
Презентация, мультимедийный проектор, карточки с заданием для групп, рисунки детей, рабочий материал для творчества. |
||
Межпредметные связи |
Литературное чтение, русский язык, изо, технология тема: «Конструирование из бумаги» |
||
Продолжительность |
До 50 минут |
||
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
|||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|
читать, отражая настроение, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов и суждений).
|
Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и проверка правильности выполнения, уметь делать самооценку и оценивать других, Коммуникативные: слушать и понимать речь других, выразительно читать текст, оформлять свои мысли в устной форме, умение аргументировать своё предположение, договариваться, находить общее решение. Познавательные: находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов и суждений).
|
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного текста, самостоятельно делать выводы, эмоционально проживать текст, высказывать свое отношение к героям, к их поступкам, оценка собственной и коллективной деятельности, понимать, что маму надо ценить и дорожить ею
|
|
Решаемые учебные проблемы |
Образовательные: познакомить учащихся с историей праздника; Развивающие: развивать коммуникативные навыки через работу в группе, в паре и самооценку своей деятельности; уметь владеть собой, развивать самообладание, самостоятельность у школьников; развивать свободное общение между детьми и взрослыми Воспитательные: формировать у детей положительные качества личности; способствовать воспитанию творческой активности; воспитывать веру в свои силы; культуру делового общения. |
||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Уважительное отношение к женщине – Матери, взаимопомощь |
||
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
мультимедийное оборудование, презентация |
||
|
Образовательные интернет-ресурсы |
Разработка
внеклассного мероприятия
по духовно-нравственному воспитанию
«ДЕНЬ МАТЕРИ В РОССИИ»
Работу подготовила:
Мамедова Наталья Анатольевна
учитель начальных классов
высшей категории
МАОУ СОШ № 3г. Гулькевичи.
Содержание творческого проекта
1. Аннотация.
2. Пояснительная записка.
3. Сценарий праздника.
4. Интернет ресурсы
5. Список литературы для педагогов.
Аннотация
Праздник – не только радость, но и деятельность, направленная на эмоциональную разрядку, и на реализацию социальных требований. Учитывая занятость родителей в современном мире значительно возрастает роль совместных с родителями мероприятий в школе, а именно празднование традиционных праздников в интересной для всех форме. Одной из таких форм является проведение семейных праздников.
Классный час приурочен Дню матери, направлен на осмысление роли матери в жизни человека, воспитание нравственных качеств детей. Содержание отобрано согласно теме классного часа. На классном часе применяются различные методы и приемы. Используется дидактический материал. Включается групповая работа по составлению правил заботливых детей. Используется презентация, включающая текстовый материал, видеоролик.
Сценарий разработан в помощь преподавателям, классным руководителям, для проведения внеклассного мероприятия. Материалы можно использовать как при проведении классных часов, так и к подготовке праздника, посвященного международному женскому дню.
Пояснительная записка
В сложных условиях современного общества, во время кризиса в социальной сфере, приведших к упадку духовных ценностей, в том числе и в семье, особое значение приобретает работа школы по формированию у детей социально-нравственных качеств, опираясь на опыт и культуру многонационального населения России. Одним из методов работы с школьниками по данной проблеме является традиционное проведение праздника «Дня матери". Именно в школьном возрасте у детей формируются нравственные основы личности.
«День Матери» - праздник вечности: из поколения в поколение для каждого человека мама — самый главный человек в жизни. Становясь матерью, женщина открывает в себе лучшие качества: доброту, любовь, заботу, терпение и самопожертвование. Новый праздник "День матери" постепенно входит в российские дома. И это замечательно: сколько бы хороших, добрых слов мы не говорили нашим мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишним они не будут.
Существует мнение, что ребенок изначально любит свою мать, и нет необходимости развивать это чувство в нем. Но если ребенок не приобретет впервые годы своей жизни опыта сопереживания, заботы о самом близком человеке, вряд ли он вырастет чутким и внимательным. Недаром народная мудрость гласит: «Сердце матери – в детях, а сердце ребенка – в игрушках и камешках», поэтому воспитание любви к матери – одна из самых важных задач, которая стоит перед нами, педагогами. День современной мамы расписан буквально по минутам. При этом время на общение с ребенком, к сожалению, сводится к минимуму. С детьми в самые важные моменты их жизни, в лучшем случае, находятся бабушки, а то и няни. Учитывая это, роль совместных с родителями мероприятий значительно возрастает.
Данное мероприятие первоначально планировалось как классный час для учащихся 4 класса, посвящённый Дню матери. Эта тема наиболее актуальна для данного возраста. Подростки, сами того не желая, становятся неуправляемыми, где-то дерзкими, и зачастую своим поведением или словом огорчают своих мам. Данное мероприятие заставит многих задуматься, другими глазами посмотреть на себя и своё поведение по отношению к близким людям. Впоследствии, в ходе подготовки сценария, выявился мощный воспитательный потенциал праздника, в итоге он перерос во внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию, с приглашением мам и бабушек.
Возрастная группа: ученики начальных классов.
Цель данного мероприятия:
- способствовать формированию нравственных качеств личности;
- развивать у учащихся стремление к осмыслению себя, своих поступков и поведения;
- предложить задуматься о добром отношении к жизни, о желании творить добро,умении ценить людей, свою семью.создание условий для нравственного становления личности;
- переосмысления своей жизненной позиции;
- формирования ценностей по отношению к близким людям.
Задачи:
- способствовать повышению статуса матери;
- поддерживать традиции бережного отношения к женщине, матери;
- создавать условия для развития связной речи,
эмоционально-чувственной сферы, воображения;
- способствовать закреплению семейных устоев;
¨ воспитывать чувство уважения и любви к самому близкому человеку – маме;
¨ заставить задуматься о добром отношении к жизни, о желании творить добро;
¨ способствовать сближению учащихся и их родителей.
Подготовительный этап:
- подбор дидактического материала;
- разработка презентации;
- написание сочинения «Моя мама лучше всех»;
- Изготовление и вручение приглашений мамам.
Оформление:
- Выставка изделий, подготовленных мамами и бабушками «У мамы золотые руки».
- Выставка рисунков «Портрет моей мамы».
- Сочинения о маме.
- Плакаты с высказываниями знаменитых людей о матерях.
- Воздушные шары, бумажные цветы.
- Фонограммы песен о маме.
Оборудование: проектор для демонстрации слайдов, компьютер.
Используемые методы и приемы:
Показ;
Рассказ педагога;
Объяснение,
Вопросы к детям;
Игровые методы и приёмы;
Использование наглядности.
Ведущие, выступающие и помощники: классный руководитель, чтение текстов заранее подготовленными учениками.
Время реализации: (приурочен ко Дню матери).
Авторский медиапродукт:
- Презентация 1 (выполнена в программе Microsoft Office PowerPoint 2007),
- презентация 2 (выполнена в программе Microsoft Office PowerPoint 2007),
- видеоролик «Иконы», выполненный в программе Movie Maker,
- видеоролик «Мамы», выполненный в программе Movie Maker.
в результате проведенного мероприятия поставленные цели были достигнуты.
участники приобрели определенный опыт и получили
- знания: по истории праздника День матери,
- умения: слушать выступающих, быстро отвечать на вопросы, концентрироваться;
- навыки: работать в команде.