«Учим с птичками звук "С"»
МДОУ «Рудновский детский сад» с. Рудное,
Ирбитского района, Свердловской области)
«Учим с птичками звук "С"»
Воспитатель
Солонинина Оксана Валерьевна
Предлагаемое методическое пособие включает в себя 26 карточек с рисунком птиц для индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста для формирования правильного звукопроизношения, звукового анализа и синтеза, необходимого для обучения детей грамоте. Карточки учат развивать фонематический слух, учат определять место звука «С» в слове (начало, середина, конец). Подбирать однокоренные слова (сова-совенок, ворона-вороненок). Карточки содержат задания для вызывания у детей речевую активность, обобщение словаря на основе лексической темы «Птицы», учат поддержать диалог, закрепляют умение отвечать на вопросы. Звук «С» в названии каждой изображенной на карточке птице помогает исправлению дефектного произношения у детей, развитию дикции.
Также данные карточки используются в процессе ознакомления с живой природой (не нанося ей вред). Развивают познавательный интерес детей, расширяя их представления о птицах: чем питаются, где живут (гнездо, дупло, скворечник), как зимуют. Дают представление о хищных птицах, птицах различных климатических зон (в Антарктике (Антарктида) – пингвины, Япония – ибисы). Учат устанавливать причинно-следственные связи (между явлениями природы и жизнью птиц: гнездование, перелетные птицы; приспособление к среде обитания – насекомоядные птицы, водоплавающие и т.д.). Познакомить со словом – орнитолог, с птицами занесенными в красную книгу (ибис).
На обратной стороне карточек имеется загадка о птице, изображенной на лицевой стороне карточки. Опора на наглядный материал позволяет добиться положительного результата гораздо быстрее. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра, а загадка – игра в узнавание, отгадывание того, что скрыто, что представлено в ином образе, в ином качестве. Загадка учит нестандартности мышления, образности.
Методическое пособие может использоваться родителями, воспитателями детских садов и другими педагогами для работы с детьми по устранению нарушений речевого развития, развития логического мышления, ознакомления с окружающим миром.
ПАСПОРТ К РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРЕ
«Учим с птичками звук "С"»
• Возраст: 5 - 7 лет
- Цель игры: Закрепление названий птиц, тренировка произношения звука «С», нахождениезвука «С» в начале, середине и в конце слова.
- Задачи:
•проанализировать слова с названием птиц, определять позицию звука «С» в слове, отработать навыки четкого произношения звука «С».
• развивать зрительное восприятие, монологическую и диалогическую речь.
- Закрепить все, что дети знают о данной птице и назвать правильно ее детеныша, подобрать правильно глаголы к теме.
- Развивать логическое мышление через отгадывание загадок.
• Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, целеустремлённость.
• Оборудование:
набор карточек, на каждой карточке изображены птицы со звуком «С» в начале, середине или в конце слова.
• Форма организации:
• -Индивидуальная;
- Подгрупповая
• Групповая.
• В подборке 26 карточек с названием птицы, где в названии есть звук «С». На обратной стороне карточки имеется загадка о данной птице.
Можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей.
Игра 1.
Назвать птицу на карточке и рассказать что о ней знает, назвать ее детеныша, подобрать правильно глаголы к теме.
Например: сова, она ночной хищник. Днём сова ничего не видит. Детеныш совы - совёнок. Сова летает, охотится, сидит на дереве.
Игра 2: ребенок должен дать название птице с карточки, определить место звука «С» в слове, выделив при произношении голосом заданный звук, объяснить свой выбор.
Например: ласточка, звук «С» в середине слова.
Игра 3.
Ребенку загадывается загадка с обратной стороны карточки, правильность ответа проверяется переворачиванием карточки, картинкой вверх.
Составитель игры Солонинина Оксана Валерьевна, воспитатель МДОУ «Рудновский детский сад»