Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Урок литературы в 10 классе «Базаров – нигилист?!»

МБОУ СОШ № 66 г. Нижний Тагил Свердловской области

 

Урок-мастерская в 10-м классе "Базаров — нигилист!?"

(по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

 

Ибрагимова Эльмира Василевна

учитель русского языка и литературы

 

 

 

Цели:

  1. Познакомиться с понятием «нигилизм».
  2. Сравнить понятие «нигилизм» и взгляды Базарова.
  3. Развитие навыков сравнения, критического мышления, творческого письма
  4. Ввести учеников в процесс познания.
  5. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию.
  6. Включить эмоциональную сферу ребенка, обратиться к его чувствам, пробудить заинтересованность каждого в изучении данного произведения.

Оборудование:

  1. текст романа
  2. таблица «Взгляды Базарова (таблица заполняется учащимися на предыдущих уроках)
  3. презентация к уроку.
  4. компьютер, проектор.
  5. камень, зерно, ростки пророщенной пшеницы или другого зерна, зеркало.

Структура урока

  1. Вступительное слово. (Налаживание взаимоотношений с классом)
  2. “Индукция”.
  3. “Разрыв”.
  4. “Самоконструкция”.
  5. “Социоконструкция”.
  6. “Афиширование”.
  7. “Рефлексия”.

Работа во время мастерской ведется в группах.

Ход занятия

1. Налаживание взаимоотношений с классом.

Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок, а Мастерская. Работать нам будет, может быть, не очень легко, но, надеюсь интересно.

Смоделируем ситуацию: вы просите меня о чем-то, а я отвечаю вам: «нет». Почему я так поступаю? (ответы учащихся: «так хочется учителю; вследствие определенных правил и принципов, которых придерживается учитель»).   Я отвечаю так в силу определенных правил и принципов, которыми я руководствуюсь. Вот и сегодня мы рассмотрим правила и принципы Евгения Базарова, главного героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». И тема сегодняшней мастерской «Базаров – нигилист!?». Обратите внимание, что в конце фразы стоит не один знак, а два; то есть нам предстоит решить каждому, каким же был нигилизм Базарова?

(Слайд 1. Приложение 1.)

2. Индукция.

А). Построение древопонятия слова НИГИЛИЗМ.

Учитель: Кем считал себя Базаров?

Ответ учащихся: нигилистом, относил себя к нигилистам, о чем прямо говорит Павлу Петровичу Кирсанову.

Учитель: Рассмотрим древопонятие этого слова. Перед вами четыре определения этого слова из разных источников. Прочитайте и подчеркните в каждом слово или словосочетание, которое вам кажется самым важным в этих определениях. Обсудите свой результат работы в группе.

(Слайд 2. Приложение 1.)

Нигилизм – это…

  • (от латинского nihil – ничто) отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, форм общественной жизни. (Большой энциклопедический словарь)
  • «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать» ( Толковый словарь В.Даля)
  • «голое отрицание всего, логически неоправданный скептицизм» (Толковый словарь русского языка)
  • «философия скептицизма, которая возникла в России в ХIХ веке в начале правления Александра !... ранее этот термин применялся к некоторым ересям в средние века. В русской литературе термин нигилизм был впервые использован Н.Надеждиным в статье в «Вестнике Европы»… Надеждин прировнял  нигилизм к скептицизму» (М.Катков)

Чтение и объяснение подчеркнутых слов и словосочетаний.

Учитель: Попробуем их объединить. Что из этого получим?

Б) Построение ассоциативных рядов к понятию нигилизм. (Слайд 3. Приложение 1.)

Учитель: центральное понятие нашей мастерской – нигилизм. Давайте попробуем подобрать к нему ассоциации. С каким природным явлением, звуком, цветом ассоциируется у вас это понятие и почему?

Учащиеся записывают свои ассоциации, называют их, учитель записывает их на доске.

(Природные явления: буря, ветер, метель, ураган,- все эти природные явления разрушают и уничтожают, так и  Базаров в своей теории говорит о том, что необходимо все разрушить, а строить будут другие.

Звуки: скрежет, скрип, гром.

Цвет: черный, серый, вишневый).

Учитель: А теперь попробуем подобрать ассоциации к образу Базарова.

Прочтение и объяснение ассоциаций. Учащиеся дополняют свои записи. Параллельно ассоциативные ряды записываются на доске.

(Базаров – камень, пропасть, летящая птица.)

В) Работа с таблицей «Взгляды Базарова» (таблица составлена на предыдущих уроках).

Точка зрения

Взгляды Базарова

 

«Всякий человек сам себя воспитывать должен»
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…»
«Русский человек только тем и хорош, что сам о себе прескверного мнения.»
«2*2=4, а остальное пустяки…»
«В теперешнее время полезнее всего отрицание…»
«Необходимо все сломать и разрушить, а строить будут другие…»
Об аристократии: «вот вы уважаете себя и сидите сложа руки, вы бы не уважали себя и делали тоже самое», «аристократизм, либерализм – русскому человеку даром не нужны…»
«Рафаэль гроша медного не стоит, любой химик в двадцать раз лучше поэта»

 

 Учитель: Откройте таблицу «Взгляды Базарова, которую мы составили на предыдущем уроке, просмотрите все взгляды Евгения Базарова и ответьте на вопрос, прав ли автор, причисляя Базарова к нигилистам?

Ответы учащихся.

(Слайд 4. Приложение 1)

Учитель: В этой же таблице  напротив каждого мнения и позиции героя отметьте знаками свою позицию:

  • + согласен с позицией автора
  • -  не согласен с мнением автора
  • ! восхищаюсь мыслями автора
  • ? не понимаю автора.

Учащиеся делают пометки в таблице, обсуждают помеченное в группе. Озвучивают свою точку зрения.

(На данном этапе урока может возникнуть небольшой спор между учащимися, т.к. позиция и точка зрения на взгляды Базарова у учащихся разная. Почти все ребята были не согласны с отрицанием героя любви и искусства. В доказательство своей позиции учащиеся приводили свои аргументы. Основной из них « Отрицание любви и искусства противоречит развитию всей человеческой жизни, взаимоотношениям людей, т.к. основа жизни – любовь людей друг к другу.»)

Учитель: Базаров – нигилист, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. Но, как и каждая теория, нигилизм обладает своими «плюсами» и  «минусами».

«Чаша весов»  (Слайд 5. Приложение 1)

Задание учащимся: попробуйте распределить в две колонки сильные и слабые стороны нигилизма как теории  и объяснить свою позицию.

(На данном этапе мастерской делаются обобщения и выводы учащихся по всей теории Базарова. Учащиеся отмечают следующие слабые стороны: нигилизм ведет к разрушению мира; отрицать  все  и вся невозможно и т.д. Ребята выделяют сильные стороны: нигилизм, как и любая другая система взглядов, имеет право на существование; это было новое направление в общественных взглядах России ХIХ века и т.д.)

Учитель: Конечно, однозначно оценивать нигилизм Базарова нельзя. При рассмотрении взглядов Базарова возникает много вопросов. Какой бы вопрос вы бы задали герою?

Учащиеся записывают, обсуждают вопросы, затем озвучивают.

3. Конфликт.

Учитель: У меня в руках несколько предметов: камень и проросшие зерна пшеницы. (Учитель давит камнем ростки зерен) В этих предметах и действии и заключается, на мой взгляд, все мировоззрение Базарова. Если же мы добавим к этим предметам зеркало, то увидим и всю суть нигилизма Базарова, и проблематику романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Попробуйте объяснить мой выбор и действия относительно мировоззрения  Базарова и всего романа в целом.

(Учащимся дается в помощь схема «Творческий замысел романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Слайд 6. Приложение 1)

Вот как учащиеся объяснили использование предметов и действия, производимые с ними:

  • Камень – сам Базаров, который своей теорией нигилизма разрушает свою жизнь (ростки пшеницы), но зерно раздавлено не все, значит, его теория дает новые ростки в общественной жизни общества. Зеркало – это отражение всей жизни героя, пройдя через испытания, предпосланные ему жизнью и любовью, он в конце романа уже совсем другой, обновленный.
  • Камень – нигилизм Базарова, который разбивается о жизнь и любовь (зерна и ростки), зеркало – отражение в романе эпохи 60-х годов ХIХ века.
  • Камень – это «отцы» в романе, которые пытаются раздавить новое и прогрессивное направление «нигилизм», это старые принципы отцов, которые им казались неколебимыми и твердыми, как каменная скала. Ростки зерна – это нигилизм героя, который потерпел крушение, но не вся его теория, а только отдельные её положения о любви человека. Зеркало – это отражение и преломление, изменения героев в романе. Мы смотрим в зеркало, нам хочется увидеть одно, а в результате – совершенно другое отражение действительности.

4. Написание синквейна НИГИЛИЗМ. (Слайд 7. Приложение 1)

Прочтение синквейнов.

5. Социоконструкция.  Учитель записывает на доске, а учащиеся в тетрадях тему мастерской. «Базаров – нигилист?!»

Учитель: попробуйте написать миниэссе, взяв для заголовка тему мастерской, а какой знак поставить в конце фразы, каждый решает сам.

Написание эссе.

6. Афиширование.

Учащиеся читают вслух свои работы.

7. Рефлексия.

Заключительное слово учителя, который подводит итоги урока, говорит о роли самоопределения жизненной позиции.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВИДЕО