Урок литературы в 10 классе «Базаров – нигилист?!»
МБОУ СОШ № 66 г. Нижний Тагил Свердловской области
Урок-мастерская в 10-м классе "Базаров — нигилист!?"
(по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")
Ибрагимова Эльмира Василевна
учитель русского языка и литературы
Цели:
- Познакомиться с понятием «нигилизм».
- Сравнить понятие «нигилизм» и взгляды Базарова.
- Развитие навыков сравнения, критического мышления, творческого письма
- Ввести учеников в процесс познания.
- Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию.
- Включить эмоциональную сферу ребенка, обратиться к его чувствам, пробудить заинтересованность каждого в изучении данного произведения.
Оборудование:
- текст романа
- таблица «Взгляды Базарова (таблица заполняется учащимися на предыдущих уроках)
- презентация к уроку.
- компьютер, проектор.
- камень, зерно, ростки пророщенной пшеницы или другого зерна, зеркало.
Структура урока
- Вступительное слово. (Налаживание взаимоотношений с классом)
- “Индукция”.
- “Разрыв”.
- “Самоконструкция”.
- “Социоконструкция”.
- “Афиширование”.
- “Рефлексия”.
Работа во время мастерской ведется в группах.
Ход занятия
1. Налаживание взаимоотношений с классом.
Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок, а Мастерская. Работать нам будет, может быть, не очень легко, но, надеюсь интересно.
Смоделируем ситуацию: вы просите меня о чем-то, а я отвечаю вам: «нет». Почему я так поступаю? (ответы учащихся: «так хочется учителю; вследствие определенных правил и принципов, которых придерживается учитель»). Я отвечаю так в силу определенных правил и принципов, которыми я руководствуюсь. Вот и сегодня мы рассмотрим правила и принципы Евгения Базарова, главного героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». И тема сегодняшней мастерской «Базаров – нигилист!?». Обратите внимание, что в конце фразы стоит не один знак, а два; то есть нам предстоит решить каждому, каким же был нигилизм Базарова?
(Слайд 1. Приложение 1.)
2. Индукция.
А). Построение древопонятия слова НИГИЛИЗМ.
Учитель: Кем считал себя Базаров?
Ответ учащихся: нигилистом, относил себя к нигилистам, о чем прямо говорит Павлу Петровичу Кирсанову.
Учитель: Рассмотрим древопонятие этого слова. Перед вами четыре определения этого слова из разных источников. Прочитайте и подчеркните в каждом слово или словосочетание, которое вам кажется самым важным в этих определениях. Обсудите свой результат работы в группе.
(Слайд 2. Приложение 1.)
Нигилизм – это…
- (от латинского nihil – ничто) отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, форм общественной жизни. (Большой энциклопедический словарь)
- «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать» ( Толковый словарь В.Даля)
- «голое отрицание всего, логически неоправданный скептицизм» (Толковый словарь русского языка)
- «философия скептицизма, которая возникла в России в ХIХ веке в начале правления Александра !... ранее этот термин применялся к некоторым ересям в средние века. В русской литературе термин нигилизм был впервые использован Н.Надеждиным в статье в «Вестнике Европы»… Надеждин прировнял нигилизм к скептицизму» (М.Катков)
Чтение и объяснение подчеркнутых слов и словосочетаний.
Учитель: Попробуем их объединить. Что из этого получим?
Б) Построение ассоциативных рядов к понятию нигилизм. (Слайд 3. Приложение 1.)
Учитель: центральное понятие нашей мастерской – нигилизм. Давайте попробуем подобрать к нему ассоциации. С каким природным явлением, звуком, цветом ассоциируется у вас это понятие и почему?
Учащиеся записывают свои ассоциации, называют их, учитель записывает их на доске.
(Природные явления: буря, ветер, метель, ураган,- все эти природные явления разрушают и уничтожают, так и Базаров в своей теории говорит о том, что необходимо все разрушить, а строить будут другие.
Звуки: скрежет, скрип, гром.
Цвет: черный, серый, вишневый).
Учитель: А теперь попробуем подобрать ассоциации к образу Базарова.
Прочтение и объяснение ассоциаций. Учащиеся дополняют свои записи. Параллельно ассоциативные ряды записываются на доске.
(Базаров – камень, пропасть, летящая птица.)
В) Работа с таблицей «Взгляды Базарова» (таблица составлена на предыдущих уроках).
Точка зрения |
Взгляды Базарова |
|
«Всякий человек сам себя воспитывать должен» |
Учитель: Откройте таблицу «Взгляды Базарова, которую мы составили на предыдущем уроке, просмотрите все взгляды Евгения Базарова и ответьте на вопрос, прав ли автор, причисляя Базарова к нигилистам?
Ответы учащихся.
(Слайд 4. Приложение 1)
Учитель: В этой же таблице напротив каждого мнения и позиции героя отметьте знаками свою позицию:
- + согласен с позицией автора
- - не согласен с мнением автора
- ! восхищаюсь мыслями автора
- ? не понимаю автора.
Учащиеся делают пометки в таблице, обсуждают помеченное в группе. Озвучивают свою точку зрения.
(На данном этапе урока может возникнуть небольшой спор между учащимися, т.к. позиция и точка зрения на взгляды Базарова у учащихся разная. Почти все ребята были не согласны с отрицанием героя любви и искусства. В доказательство своей позиции учащиеся приводили свои аргументы. Основной из них « Отрицание любви и искусства противоречит развитию всей человеческой жизни, взаимоотношениям людей, т.к. основа жизни – любовь людей друг к другу.»)
Учитель: Базаров – нигилист, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. Но, как и каждая теория, нигилизм обладает своими «плюсами» и «минусами».
«Чаша весов» (Слайд 5. Приложение 1)
Задание учащимся: попробуйте распределить в две колонки сильные и слабые стороны нигилизма как теории и объяснить свою позицию.
(На данном этапе мастерской делаются обобщения и выводы учащихся по всей теории Базарова. Учащиеся отмечают следующие слабые стороны: нигилизм ведет к разрушению мира; отрицать все и вся невозможно и т.д. Ребята выделяют сильные стороны: нигилизм, как и любая другая система взглядов, имеет право на существование; это было новое направление в общественных взглядах России ХIХ века и т.д.)
Учитель: Конечно, однозначно оценивать нигилизм Базарова нельзя. При рассмотрении взглядов Базарова возникает много вопросов. Какой бы вопрос вы бы задали герою?
Учащиеся записывают, обсуждают вопросы, затем озвучивают.
3. Конфликт.
Учитель: У меня в руках несколько предметов: камень и проросшие зерна пшеницы. (Учитель давит камнем ростки зерен) В этих предметах и действии и заключается, на мой взгляд, все мировоззрение Базарова. Если же мы добавим к этим предметам зеркало, то увидим и всю суть нигилизма Базарова, и проблематику романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Попробуйте объяснить мой выбор и действия относительно мировоззрения Базарова и всего романа в целом.
(Учащимся дается в помощь схема «Творческий замысел романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Слайд 6. Приложение 1)
Вот как учащиеся объяснили использование предметов и действия, производимые с ними:
- Камень – сам Базаров, который своей теорией нигилизма разрушает свою жизнь (ростки пшеницы), но зерно раздавлено не все, значит, его теория дает новые ростки в общественной жизни общества. Зеркало – это отражение всей жизни героя, пройдя через испытания, предпосланные ему жизнью и любовью, он в конце романа уже совсем другой, обновленный.
- Камень – нигилизм Базарова, который разбивается о жизнь и любовь (зерна и ростки), зеркало – отражение в романе эпохи 60-х годов ХIХ века.
- Камень – это «отцы» в романе, которые пытаются раздавить новое и прогрессивное направление «нигилизм», это старые принципы отцов, которые им казались неколебимыми и твердыми, как каменная скала. Ростки зерна – это нигилизм героя, который потерпел крушение, но не вся его теория, а только отдельные её положения о любви человека. Зеркало – это отражение и преломление, изменения героев в романе. Мы смотрим в зеркало, нам хочется увидеть одно, а в результате – совершенно другое отражение действительности.
4. Написание синквейна НИГИЛИЗМ. (Слайд 7. Приложение 1)
Прочтение синквейнов.
5. Социоконструкция. Учитель записывает на доске, а учащиеся в тетрадях тему мастерской. «Базаров – нигилист?!»
Учитель: попробуйте написать миниэссе, взяв для заголовка тему мастерской, а какой знак поставить в конце фразы, каждый решает сам.
Написание эссе.
6. Афиширование.
Учащиеся читают вслух свои работы.
7. Рефлексия.
Заключительное слово учителя, который подводит итоги урока, говорит о роли самоопределения жизненной позиции.