Проект «Сине - голубое чудо»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №2 «ДЕЛЬФИН»
Проект
«Сине - голубое чудо»
Разработал:
Гаркуша В. Н., воспитатель
первой квалификационной категории
Бердск, 2021 г.
Актуальность:
В современном мире дошкольники, к сожалению, поверхностно знакомятся с народным творчеством, с истоками родной культуры, ее богатством и подлинной красотой. У детей слабо развит познавательный интерес к истории народных художественных промыслов, к особенностям декоративной росписи.
Роспись в стиле «Гжель» является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства, с ее помощью можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения старших дошкольников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно освоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса. С рисунком связана работа воображения. Замечено, что, чем подробнее и разнообразнее рисунки ребенка, тем легче ему впоследствии выражать свои мысли на письме.
Цель проекта: создание педагогических условий для формирования знаний, умений и навыков у детей по теме русского народного промысла «Гжель» для приобщения детей и родителей к творчеству.
Задачи проекта:
Образовательные:
- расширить представления детей о гжельской росписи, ее истории возникновения, значимости для русского народа;
- формировать умение различать особенности цвета, узора росписи, характерных отличительных особенностей изделий Гжель;
Развивающие:
- способствовать развитию творческих способностей детей;
- развивать у детей внимание, память, усидчивость, творческое мышление, фантазию, активизировать речь детей;
- способствовать развитию сенсорной чувствительности, восприятия цвета, формы, фактуры;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и познавательный интерес к русскому народному творчеству;
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Предполагаемые результаты:
- Воспитанники имеют представления о народном промысле «Гжель», его происхождении, значении, этапы работы над изделием.
- У детей закреплены знания о цвете и элементах гжельской росписи.
- Укрепляется мелкая мускулатура пальчиков, формируется более четкая координация и согласованность движений пальцев рук. Развиваются такие психические процессы как, внимание, память, образное мышление.
- Проявляется интерес к созданию творческих работ, а также способность оценивать свою работу. Дети получают удовольствие, положительные эмоции от творчества.
Паспорт объекта:
Вид проекта: познавательно – творческий.
Тип проекта: обучающий, творческий.
По времени проведения: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: воспитанники 6-7 лет, их родители (законные представители), воспитатель подготовительной к школе группы.
Сроки реализации проекта: 01.02.2021 г.- 15.02.2021 г.
Этапы реализации проекта:
1 этап организационно – подготовительный:
- Изучение методической литературы
- Формирование дидактического материала: подборка иллюстраций, изделий, художественной литературы, материала для родительского уголка, видео роликов, презентаций, музыкального сопровождения продуктивной деятельности, пальчиковой гимнастки.
2. Основной этап
Формы организации деятельности |
Результат |
|
1. Социально-коммуникативное развитие |
Беседа «Сине-голубое чудо Гжель». Беседа «История возникновения гжельской росписи». Рассматривание различных изделий народного творчества (разные виды росписей). Д/и «Угадай и расскажи». |
Дети получили первоначальное представление о гжельской росписи и народных ремеслах; научились отличать роспись в стиле «гжель» от других видов росписи русского народного прикладного творчества. |
2. Познавательное развитие
|
Просмотр презентаций: «История Гжели»; «Чудо на фарфоре». Экскурсия в кабинет ИЗО деятельности. |
Дети получили представления о самобытности гжельской росписи, о производстве изделий. |
3. Речевое развитие
|
Составление описательного рассказа «Гжельская посуда». Пересказ легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет». Заучивание чистоговорок. Пальчиковая гимнастика «В гости к мастеру ходили» Чтение: - легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет»; «Синие цветы Гжели» Н. Сурьянинова ; «Нежно - голубое чудо» авторская сказка М. Бобровой. Просмотр художественных альбомов: «Чудесная гжель» Л. Куцакова; «Сказочная гжель» Ю. Межуева. |
Формируются духовно-нравственные представления у дошкольников, связная речь. |
4. Художественно-эстетическое развитие |
Музыкальное развитие: Русские лирические мелодии: «Лебедушка», «Сударушка». Лепка из соленого теста «Посуда». Рисование «Знакомство с искусством гжельской росписи». Роспись посуды из соленого теста в стиле «гжель». |
Сформированы практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи.
|
5. Физическое развитие |
Народные подвижные игры: «Третий лишний», «Гуси». Хороводные игры: «Ручеек» «Гори, гори ясно». |
- потребность в ежедневных физических упражнениях и играх; - самоорганизация, творчество, инициативность. |
3. Заключительный этап
- Выставка детских работ (Расписная посуда в стиле «гжель»).
- Оформление наглядной информации для родителей.
Работа с родителями:
- самоанализ проделанной работы;
- организация выставки рисунков «Гжельские узоры»;
- беседа «Организация семейного досуга»;
- консультация для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».