Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

06.10.2024 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая Героям Великой Отечественной войны «Геройству...
05.10.2024 г.
VII Всероссийский конкурс макетов «Макетная мастерская»
04.10.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню отца «Папочка, папуля, папа!»
03.10.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню школьных библиотек «Школа. Библиотека. Книга»
01.10.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню пожилых людей «Мудрой осени счастливые мгновения…»
30.09.2024 г.
Всероссийский литературный конкурс «Мятежный парус Лермонтова…», посвящённый 210-летию со дня...

Общеразвивающая образовательная программа вязания на спицах "На досуге"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Дом детского творчества" Никольского района

 

 

Общеразвивающая образовательная программа вязания на спицах

"На досуге"

 

 

Материал подготовила:

Кознова Анна Владимировна,

педагог дополнительного образования,

 первой категории.

Место жительства: г.Никольск,

Пензенской области

 

г.Никольск 2021

 

 

Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", (далее - Закон об образовании), дополнительное образование - это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Согласно пункту 4 статьи 75 Закона об образовании, содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р (далее - Концепция) на современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:

создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;

формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 года N 1008 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее - Порядок), регулирующий организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

Согласно Порядку, организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально.

СанПин 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 4 июля 2014 года N 41 установлены требования к организации образовательного процесса.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «На досуге» имеет социально-гуманитарную направленность, модифицированная, по уровню освоения – стартовая.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно –правовыми документами:

-Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ,

- Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р;

- методическими рекомендациями по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленные Минобрнауки России письмом от 1 апреля 2015 года № АП-512/02;

- методическими рекомендациями, направленными Минобрнауки России письмом от 28 апреля 2017 года № ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций»;

- приказом Министерства просвещения РФ от 3.09.2019 №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования»; региональным проектом «Успех каждого ребенка»;

         - Устава, нормативных документов и локальных актов организации дополнительного образования.

Вязание на спицах – один из наиболее старых и популярных видов рукоделия. Истоки этого ремесла теряются в глубине веков, но интерес к ручному вязанию не только не ослабевает, а продолжает расти с каждым годом. Интересно, что в древности вязали в основном мужчины, а женщины выполняли лишь подсобные работы. Лишь в конце 18 века вязание перешло в женские руки. Они сумели довести ручное вязание до совершенства и сумели придать ему изысканность и тонкость, подняв до уровня прикладного искусства.

         Вязание на спицах не требует больших затрат. Из клубка ниток можно связать много красивых вещей: шарфы, носки, джемпера, блузы, декоративные украшения, салфетки, скатерти, игрушки для детей и многое другое. Изделие, сделанное своими руками, несет в себе индивидуальный стиль автора, выполняя его, применяют понравившийся узор, нитки, пряжу, отделку – все это делает программу «На досуге» актуальной и востребованной детьми.

        Актуальность программы для общества обусловлена  особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умения организовать свой досуг.

       Актуальность программы для учащихся   - это возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир вязания спицами, превратить его в предметы быта. Объединение становится для детей творческим домом, пространством созидательного труда, где развиваются их способности, пробуждается фантазия, приобретается мастерство.

         Дети многое могут сделать своими руками, они постоянно пробуют себя в различных областях творчества. Потребность заниматься творчеством у учащихся вызвана не необходимостью, а желанием противопоставить свои изделия, сохраняющие тепло рук, выполненные с терпением, выдумкой и фантазией – стандартно массовой продукции.

         Данная программа составлена на основе образовательной программы «Вязание крючком и спицами» Фалалеевой А.Б.

Новизна данной программы заключается в том, что в программу включены современные узоры и индивидуальные модели вязания, комбинирование различных техник. В процессе обучения у ребенка формируется  понятие о создании своего мастер класса.

Педагогическая целесообразность данной программы определяется учетом возрастных особенностей учащихся и содержанием программного материала. Изучение материала направлено, не только на освоение знаний, умений и навыков по технологии изготовления разнообразных изделий в техниках вязания спицами, но и способствует: развитию личности детей, формированию их познавательных и созидательных способностей; формированию национальной культуры; развитию дизайнерского мышления и творческих способностей каждого учащегося.

Обучение по программе развивает способность к труду, творческой деятельности, умение связать оригинальную вещь своими руками. Необычность изделий пробуждает у учащихся интерес к вязанию.

         Цель программы: формирование прочных знаний и умений в области искусства вязания на спицах посредством обучения различным техникам работы с пряжей.

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Образовательные:

  • Познакомить с историей, развитием техники вязания спицами, современными тенденциями в моде вязаных вещей;
  • Обучить правильному положению рук при вязании, пользоваться инструментами;
  • Научить чётко выполнять основные приемы вязания;
  • Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;  
  • Обучить особенностям вязания различных моделей;
  • Обучить основным условным обозначениям;
  • Научить выполнять сборку и оформление  готового изделия.

2. Воспитательные:

  • Привить интерес к данному виду творчества;
  • Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
  • Воспитать творческого отношения к труду, эстетического восприятия мира, художественного вкуса;
  • Привить основы культуры труда.

3. Развивающие:

  • Развивать творческие способности;
  • Развивать произвольность психических процессов;
  • Развивать образное мышление;
  • Развивать воображение и фантазию;
  • Развивать моторные навыки.

Программа «На досуге» имеет социально-гуманитарнуюнаправленность и рассчитана на три года обучения для детей среднего школьного возраста 10- 15 лет. Количество обучающихся по программе от 8 до 14 в гуппе.

            В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы:

  • принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения;
  • принцип единства группового и индивидуального обучения;
  • принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;
  • принцип сознательности и творческой активности обучаемых;
  • принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности;
  • принцип наглядности;
  • принцип коллективности.

Программа первого года обучения предусматривает расширенную информированность в области декоративно-прикладного творчества. Так же предполагает вывязывание узоров по заданной схеме, вязание мягкой игрушки, аксессуаров, знакомство с орнаментом.

         Второй год обучения рассчитан на практическое применение полученных знаний и навыков, а также вязание по кругу: головные уборы, варежки и носки, на знакомство с крючком и оформление готовых изделий крючком.

         Третий год обучения предусматривает углубленное изучение технологии вязания одежды, салфеток и одежды для малыша, а также отделку готовых изделий крючком.

         Программа «На досуге» основана на дифференциальном подходе к  учащимся, создании ситуации успеха. Создание благоприятной психоэмоциональной среды способствует воспитанию нравственных волевых качеств личности ребенка.       

         На занятиях большое внимание уделяется здоровьесбережению: правильная посадка, физкультминутки, проветривание помещения, упражнения для рук, глаз, ног.

         Контроль осуществляется методом практических заданий, что позволяет учащимся, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.

         Формы контроля знаний:

           В процессе обучения применяются следующие виды контроля:

Промежуточная аттестация: проводится в конце первого полугодия, имеет форму теста или творческого задания ( см. приложение 1).

Контрольный опрос: проводится по завершению учебного года, имеет форму теста.

           Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

            - самостоятельные работы;

            - осмысленность действий;

            - творческий подход .

         О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное и аккуратное выполнение всех элементов вязания, творческий подход  к изготовлению изделий. Учитываются умения владеть различными инструментами, выполнения различных вязок и орнаментов, умения читать рапорт рисунка, пользоваться схемами узоров.

         Текущие работы представляются на выставках. Выставка - форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники использования творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся.

         Данная программа предусматривает проведение итоговой аттестации учащихся. Учащимся, успешно освоившим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу и прошедшим итоговую аттестацию выдается Свидетельство о дополнительном образовании.

Согласно Положению об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в МБУ ДО «Дом детского творчества» Никольского района Пензенской области занятия по данной программе могут проводиться в очно-заочной форме.

Ожидаемые результаты

Стартовый уровень:

1-й год обучения – учащиеся должны знать:

  • краткое содержание истории вязания;
  • виды и свойства пряжи, правила работы с ними;
  • номера спиц;
  • технику безопасности при работе с колющимися предметами;

должны уметь:

  • набирать петли разными способами;
  • вязать образцы резинок 1*1 и 2*2;
  • закрывать петли последнего ряда;
  • вязать мягкую игрушку .

2-й год обучения – учащиеся должны знать:

  • технологию вязания головных уборов, носочек, митенок или гетр;
  • правила расчета петель по размеру;
  • технологию вязания крючком.

учащиеся должны уметь:

  • правильно рассчитывать петли для изделия;
  • вязать регланные линии, воротники, карманы;
  • красиво оформлять готовое изделие крючком.

3-й год обучения – учащиеся должны знать:

  • технологию вязания ажуров;
  • технологию вязания туники, топов;
  • особенности вязания салфеток;
  • особенности оформления крючком готовых изделий.

учащиеся должны уметь:

  • вязать и оформлять топы и туники самостоятельно;
  • вязать и оформлять салфетки;
  • вязать одежду для малыша;
  • самостоятельно оформлять готовые изделия крючком.

Занятия по данной программе предполагают развитие личностных качеств учащихся:

  • формирование устойчивого практического интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству – вязание на спицах;
  • формирование навыков поведения в коллективе;
  • развитие моторики рук;
  • развитие умения организовать свое рабочее место;
  • воспитание чувство меры, эстетического вкуса, личностных качеств необходимых для занятия рукоделием;
  • воспитание аккуратности, терпения, силы воли и ответственности за свои поступки;
  • развитие творческих способностей и фантазии;
  • развитие познавательной активности;
  • формирование трудолюбия и способности выдерживать определенные нагрузки;
  • воспитание усидчивости, чувства взаимопомощи, уважения к старшему поколению, любви к родному краю;
  • формирование дружеских отношений не только внутри коллектива, но и за его пределами (вечера отдыха, экскурсии и др.).

Уровни освоения программы учащимися:

высокий уровень: учащиеся владеют учебным материалом в полном объеме, самостоятельно выполняют практическую работу, работают со специальной литературой. Принимают активное участие в конкурсах, выставках, фестивалях муниципального, регионального и всероссийского уровня.

Средний уровень: учащиеся владеют учебным материалом не в полном объеме, выполняют практическую работу под наблюдением педагога. Принимают участие в мероприятиях муниципального уровня и мероприятиях проводимых в рамках образовательного учреждения.

Низкий уровень: учащиеся плохо владеют учебным материалом, выполняют практическую работу непосредственно под руководством педагога. Требуется помощь педагога при выборе изделий. Принимают пассивное участие в мероприятиях, выставках, проводимых в рамках образовательного учреждения.

 

 

СМОТРЕТЬ РАБОТУ