Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.07.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Моя счастливая семья!»
01.07.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Семья - источник радости и счастья!»
30.06.2024 г.
Всероссийская литературная викторина, посвящённая жизни и творчеству А.С. Грибоедова «Писатель,...
29.06.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция «Читаем книги о войне»
28.06.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая безопасности дорожного движения «Правила движения и...
27.06.2024 г.
Всероссийская интеллектуально-литературная викторина для обучающихся начальных классов «Лесной...
26.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по истории Бородинского сражения «Был бой суровый Бородинский…»

Методический план урока на тему: «Реформы Александра II и их отражение в искусстве»

Методический план урока на тему:
«Реформы Александра II и их отражение в искусстве»
(К юбилею Ф.М. Достоевского и Н.А. Некрасова)

Автор: Алиризаева Айшат Алиулаховна

МБОУ «СОШ №12», учитель истории и обществознания

г. Избербаш 2021

 

Пояснительная записка:

2 час по теме: Правление Александра II

Цели урока:

  • продолжить формирование представления учащихся о целях, основных направлениях, важнейших мероприятиях и итогах реформ Александра II;
  • способствовать развитию умения осуществлять поиск информации по заданной теме из различных источников, анализировать, сравнивать и обобщать;
  • организовать активную познавательную деятельность учащихся через разные формы деятельности;
    учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.

Метод проведения: дискуссия,  частично - поисковый метод через анализ литературных произведений и картин художников XIX века;

Возраст учащихся: 14-15 лет, учащиеся 9 класса;

Оборудование: компьютер, проектор, карточки – задания, дополнительный материал для каждой группы;

Оформление: портреты писателей и императоров России;

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя/ осуществляемые действия

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Эмоциональный настрой

 

-Здравствуйте ребята!

Подарите друг другу улыбку, а я вам своё хорошее настроение и картинку(по направлениям литераторы, искусствоведы и историки), займите место соответственно своей картинке.

А теперь за работу!

Приветствие учителя.

Настрой на дальнейшую работу.

 

Формирование положительного эмоционального настроя.

Мотивационная основа урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Виссариона Белинского:

«Общество находит в литературе свою действительную жизнь»

-Ребята, сегодня у нас с вами будет необычный урок . Мы постараемся взглянуть на историю сквозь призму литературы, живописи. Посмотрите, пожалуйста, на доску, кто изображен на портретах? Что объединяет их?

(добавила портрет императора Александра II)

-А теперь?

-Чем известен император Александр II?

-Проведите параллель – что общего между ними .

 

 

 ( прикрепляю фото-картинку Дагестан)

- А теперь, что общего у них с Дагестаном?

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

-Мы на уроке постараемся рассмотреть, как реформы Александра II отразились на разных видах искусства: литературе, ИЗО.

 

 

 

Отвечают на вопросы.

(портреты писателей Ф.М. Достоевского и Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого)

(реформатор)

 

(в произведении Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» описывается тяжелая жизнь в период реформ Александра 2, а Достоевский создал образ России и русского народа в произведении «Преступление и наказание»)

Формулируют тему и цели урока

(Реформы Александра II и их отражение в искусстве)

 

 

 

Умение высказывать мнение, строить правильный, грамотный ответ.

Формировать умения ставить цели урока.

Умение слушать, слышать

Основная часть

 

 

Для решения поставленной задачи я предлагаю вам поработать в группах (надеюсь, не забыли правила совместной работы).

Ваша задача:

1.Изучить дополнительный материал для группы.

2.Создать мини – проект, используя дополнительный материал, опираясь на вопросы и задания при подготовке к проекту. 3.Подготовиться к защите.

1.группа «Историки»

Тема:____________________________________

 

«Общество находит в литературе свою действительную жизнь»

/Виссарион Белинский/

 

Вопросы и задания:

1.Подготовьте небольшой доклад сообщение из биографии Александра II.

2.Как деятельность Александра II отразилась на социально – экономическом и политическом развитии России?

3.Как действия Александра II по отношению к имаму Шамилю отразились на взглядах горцев к России?

4.Оформите ваши ответы в виде стенгазеты (можно использовать информацию с кейса)

 

2 группа «Литераторы»

Тема:_____________________________________

 

«Общество находит в литературе свою действительную жизнь»

/Виссарион Белинский/

Вопросы и задания:

1.Подготовьте небольшой доклад сообщение из биографии писателей: Ф.М.Достоевского и А.Н.Некрасова.

2.Как деятельность Александра II отразилась литературе русских классиков?

3.Где и при каких обстоятельствах Ф.М.Достоевский имел отношении с дагестанцами, как он о них отзывался?

4.Что вы можете сказать о письме В. Белинского Н.В.Гоголю?

5.Оформите ваши ответы в виде стенгазеты (можно использовать информацию с кейса)

 

2 группа «Искусствоведы»

Тема:____________________________________

 

«Общество находит в литературе свою действительную жизнь»

/Виссарион Белинский/

 

Вопросы и задания:

1.Какую информацию можно получить разглядывая картины художников? Можно ли картины использовать как исторический источник? (ответ поясните)

2.Можно ли занимаясь искусством и изучая картины художников узнать новые исторические факты?

3.Какой вывод вы можете сделать просматривая картину Василия Тимма
Объявление на Красной площади о дне коронования императора Александра II и императрицы Марии Александровны

4.Какой вывод вы можете сделать просматривая картину Бориса Кустодиева Чтение манифеста (Освобождение крестьян) 1907

5.Оформите ваши ответы в виде стенгазеты (можно использовать информацию с кейса)

Время для подготовки проектов 5 мин.

Работают с источниками информации, создают мини-проекты.

 

Научиться работать в группах, отстаивать своё мнение.

Умение адекватно воспринимать позицию и мнение другого.

Развивать творческое воображение

Физминутка + проверка знаний учащихся

 

Прежде чем начнём защищать свои проекты, я предлагаю вам поиграть и заодно вспомнить пройденный материал.

 

Встаньте, пожалуйста.

Если я называю реформу Петра 1 - вы хлопаете, если Александра II - поднимаете руки, если реформа была очень значима в жизни народа - показываете лайк!

1.Земская реформа (1864)

2.Новое летоисчисление (1700)

3.Городская реформа (1720)

4.Реформа Образования (186-64)

5. Табель о рангах(1722)

6. Создание Сената(1711)

7. Учреждение Академии наук(1724)

8. Судебная реформа(1864)

9. Крестьянская реформа(1861)

10. Цензурная реформа (1865)

11.Реформа государственного управления (1870)

 

Совмещают физические упражнения и воспроизводят из памяти изученный материал.

 

 

 

 

Основная часть+ Рефлексия

 

Защита проектов (3минуты).

Взаимодействие между группами.

Я предлагаю внимательно прослушать выступления каждой группы, так как вам нужно составить по два вопроса другим группам. В конце урока каждая группа будет оценивать выступления.

Задают по два вопроса (всего прозвучит 6 вопросов).

Презентуют проекты.

Умение публично презентовать проект и отстаивать свою точку зрения. Умение слушать и слышать других, уважать чужое мнение и позицию.

Творческое задание на дом

Найдите отражение реформ Александра II в творчестве отечественных композиторов.

Поиск информации в Интернете и из других информационных источников.

Умение самостоятельно искать нужную информацию, обрабатывать её.

Итог урок

- Как вы думаете почему, к данному уроку подобран такой эпиграф, т.е. слова Виссариона Белинского?

«Общество находит в литературе свою действительную жизнь»

-Итак, ребята, подведём итоги нашего урока. Я предлагаю вам карточки оценивания (желтая карточка-5, синяя-4, красная-3) На доске ватман с названиями групп. Каждая группа оценивает две противоположные, без права оценивания своей группы.

Делают вывод…

 

 

(Дети встают и клеят свои оценки на лист самоанализа).

Умение подводить итог, анализировать свою работу и работу одноклассников.

 

КАРТА УРОКА