Методическая разработка «Весёлые дорожки»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 300 Дзержинского района Волгограда»
Направление: Обобщение и распространение передового педагогического опыта
НАЗВАНИЕ
«Веселые дорожки»
(Напольные подвижно-дидактические игры
для детей дошкольного возраста)
|
Авторы: Маклакова Елена Сергеевна Должность: воспитатель высшей квалификационной категории Автор: Гулевская Елена Алексеевна Должность: воспитательвысшей квалификационной категории |
Волгоград, 2023год
Аннотация
Мы часто говорим о развитии детской инициативы в разных видах деятельности, в основном отмечая продуктивную, деятельность в познавательной сфере, но очень мало говорим о детской инициативе в двигательной деятельности, в наше современное быстротекущее времянаблюдается снижение активной двигательной деятельности детей, что влечет за собой снижение уровня здоровья дошкольника Именно этой проблеме мы уделили большое значение и разработали комплекс напольных подвижно-дидактических игр для детей дошкольного возраста. Разработанные нами игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву при работе с детьми в МОУ, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а можно рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников.
Данный комплекс игр может быть интересен педагогам, занимающимся оздоровлением дошкольников, воспитателям, творческим родителям. Использование игр, возможно не только в рамках организованной образовательной деятельности, но при проведении режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей, а самое главное – игры могут использоваться родителями дома в совместной деятельности с детьми, не выходя из квартиры.
Содержание
Введение Актуальность. Новизна. отличительная черта, дидактическая ценность напольных подвижно-дидактических игр |
стр…….. 3-4 |
IIОсновная часть 2.1.Алгоритм разработки напольных подвижно-дидактических игр |
стр……..4-5 |
2.2.Требования, принципы, условия к разработке и организации напольных подвижно-дидактических игр |
стр……… 5-6 |
2.2 Вариативность и многофункциональность игр
|
стр……… 6 |
2.3.Этапы ознакомление детей с напольными подвижно-дидактическими играми
|
стр……… 6 |
2.4.Формы взаимодействия с семьей по ознакомлению с напольными подвижными играми дидактической направленности |
стр……. 6- 7 |
III.Заключение |
стр…….. 7 |
3.1.Практические рекомендации. |
стр…….. 7-8 |
IV. Библиографический список |
стр……..9 |
V.Приложение |
стр…….10-22 |
|
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении» Жан Жак Руссо.
|
I.Актуальность
Актуальная, как для настоящего, так и для будущего России проблема сохранения и укрепления здоровья детей, волнует и родителей, и педагогов дошкольных образовательных учреждений. Аналитические отчеты о состоянии здоровья детей России наглядно демонстрируют продолжающиеся тенденции к росту заболеваемости, увеличению хронических и патологических отклонений, катастрофическому снижению количества абсолютных здоровых детей во всех возрастно-половых группах.
Первое - это связано с нашими природными условиями; холодная зима и осень, дождливое и холодное лето или, наоборот очень жаркое и сухое, сокращённое время пребывания детей на свежем воздухе, отсюда нехватка игровой и двигательной деятельности, условий для закаливания.
Второе это - недостаточное общение ребенка со своими родителями. В некоторых семьях, как только ребёнок научается сидеть, его сажают перед экраном, отсюда и гиподинамия, начиная уже с дошкольного возраста. Домашний экран совершенно вытеснил прогулки на природе, подвижные игры с участием родителей. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. Отсюда возникает проблема, как помочь детям, реализовать своё право на здоровье и счастливую жизнь?
Одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса в нашем дошкольном образовательном учреждении- это поддерживать высокий уровень положительного психоэмоционального состояния ребенка и уровень комфортного пребывания его в детском саду, так как это является главным условием его хорошего здоровья и самочувствия. Это и стало основанием для создания напольных подвижных игр с дидактической направленностью.(Приложение №2)
Новизна разработанных нами игр заключается в том, что подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми ее особенностями. В этом случае ее можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно, без ущерба для здоровья, так как не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности. К тому жеэто-широкий возрастной диапазон участников, вариативность игровых заданий и упражнений, творческий потенциал (можно играть бесконечно, придумывая всё новые варианты, развивая всё новые способности).
Отличительной чертой нашихнапольных подвижных игр с дидактической направленностью является то что их можно использовать в ограниченном пространстве (в группе, в квартире где много мебели) и это не только разнообразные движения, но и свобода их применения в различных игровых ситуациях. Это дает больше возможности для проявления инициативы, творчества. Играя, ребенок испытывает радость от физического и умственного напряжения. С помощью разработанных нами игр мы смогли достичь две цели: физическое развитие и решение познавательных задач(обучение элементарным математическим представлениям ознакомлению с окружающим миром). При этом сохраняется оздоровительное влияние и укрепление физического и психического здоровья. Кроме того, сохраняется интеграция образовательных областей между физическимразвитием с другими видами деятельности дошкольников.
Дидактическая ценностьигр заключается в том, чтоони направлены на закрепление знаний, умений, навыков в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста
начиная с 3-4 и до 6-7 лет, (Приложение №1) Такие игры являются стимулом повышения интереса к воспитанию и обучению у дошкольников, активизирует мыслительные процессы, влияют на восприятие, память, способность быстро ориентироваться, сопоставлять и обобщать.
В ходе игры ребенок учится играя, преодолевать робость, застенчивость, так как среди своих товарищей он выполняет различные движения, задания, упражнения, постепенно зарождается чувство коллективизма, товарищества, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков сотрудничества в коллективе, умения уступать и помогать друг другу. Чтобы помочь ребенку, ослабить его страх перед неудачами, в процессе игр мы придерживаемся таких правила, как :
- не с кем ребенка не сравнивать , важны только его собственные достижения;
- ободрить, вселить уверенность, поддерживать навыки, которыеонужеприобрел;
- поощрять в самостоятельном достижении успехов, ни одно даже маленькое достижение не оставляем без внимания.
Игры дают возможность регулировать психическую и физическую нагрузки, доставляя детям много радости и удовлетворения.У ребёнка появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действие по сигналу.