Элементы формирующего оценивания на уроках в начальной школе
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 51»
Кировского района города Саратова
Фестивале передового педагогического опыта учителей
«Методическая копилка»
Элементы формирующего оценивания на уроках в начальной школе
номинация, вид методической продукции
«Учебно-методические материалы педагога»
Смирнова Татьяна Витальевна,
учитель начальных классов
Элементы формирующего оценивания на уроках в начальной школе
Пояснительная записка.
Цель:
– раскрыть специфику формирующего оценивания;
– ознакомить педагогов с инструментами формирующего оценивания;
– создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов.
Задачи:
– создать условия для восприятия в интерактивной форме опыта работы по формирующему оцениванию;
– ознакомить с инструментами и методикой оценивания, предоставить возможность оценить их эффективность;
– сформировать мотивацию на внедрение подходящих инструментов формирующего оценивания как «оценивания для обучения»;
– создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
В условиях индивидуализации образования и необходимости создавать ситуации успеха для каждого ученика, актуально пересмотреть подходы к оцениванию образовательных результатов. Формирующее оценивание предполагает оценивание в ходе обучения, когда можно оценить не только конечный результат,
но и процесс достижения результата. Цель формирующего оценивания: определить местоположение обучающегося на индивидуальном образовательном маршруте – его достижения и проблемные зоны. Учитель не сравнивает результаты учеников, а сравнивает разные временные отрезки на образовательном маршруте одного конкретного ученика.
Формирующее оценивание позволяет учителю:
–сформулировать образовательный результат, который педагог оценивает в конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
–предоставить учащемуся возможность стать субъектом образовательной и оценочной деятельности;
–реализовать личностно ориентированный подход;
–выстроить оптимальную для ученика траекторию обучения;
–сформировать ситуацию успеха для каждого ученика, включая обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Формирующее оценивание позволит ученику:
–учиться на ошибках;
–понять, что получается и что не умеет делать.
Опыт показал, что учителю, который использует на уроках технологию формирующего оценивания, помогают обратная связь, включенность учащихся в процесс собственного учения (самообучение, взаимообучение), методы обучения в соответствии с результатами формирующего оценивания, развитие у учеников культуры самооценивания и взаимооценивания.
Формирующее оценивание ориентировано на обучающихся; помогает отслеживать прогресс каждого обучающегося; формирует надпредметные компетенции, которые позволят стать успешным в любом виде деятельности.
«Глубочайшим свойством человеческой природы является стремление людей быть оценёнными по достоинству». Так утверждал американский философ и психолог Уильям Джеймс.
И с этим сложно не согласится. Наша с вами задача, как учителей - сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими и самостоятельными.
Одна из проблем современного образования заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. ФГОС призваны решать проблему соответствия полученных в школе знаний реальным потребностям жизни.
Мы знаем, что новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.
Здесь возникает довольно острая для нашего образования проблема: для того, чтобы этот процесс реализовался на практике ученику необходим доступ к оцениванию, так как согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, насколько он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, должен поделиться с учеником инструментами оценивания, показать ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.
Существует два подхода к вопросу оценивания:
Формирующее оценивание, когда оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения. Итоговое оценивание, когда оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период.
Боб Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формирующая оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это итоговая оценка. Другими словами, формирующая оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт).
Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно. Поэтому формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения).
Формирующее оценивание строится на применение различных оценочных техник, обеспечивающих эффективную обратную связь учителя и учеников.
Этапы введения техник внутриклассного оценивания:
1.Решить, что надо узнать посредством формирующего оценивания.
2.Выбрать техники, соответствующие стилю работы учителя и легко вводимые в данный класс.
3.Объяснить цель происходящего ученикам.
4.После завершения оценить результаты и определить, что надо изменить в учебном процессе.
5.Дать информацию детям о том, что узнал учитель и как он собирается это использовать.
Мы уже знаем такие техники, как «Лесенка успеха», «Смайлики», «Портфолио», «Шкала оценивания» и др. сегодня я хочу рассказать о других техниках, которые есть и, которые применяю в своей практике.
«Недельные отчёты», «Листы самооценки», «ЗИУ» или «ЗХУ», «Резюме-обзор и Мини-обзор», «Саммари одного предложения», «Трёхминутная пауза», «Формативный опрос», «Проверка ошибочности понимания»