Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

08.07.2024 г.
Для каждого человека семья - это крепкий дом, где есть любовь, поддержка и опора, забота и взаимное...
06.07.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов «Мама - друга нет дороже...
06.07.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая семье и семейным ценностям (из цикла «...
04.07.2024 г.
Всероссийская викторина, посвящённая матерям государственных деятелей и учёных России «Материнская...
03.07.2024 г.
Всероссийский фестиваль творчества «Комплименты для мамы!»
02.07.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Я рисую папу! Я рисую маму!»
02.07.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Моя счастливая семья!»

Элементы формирующего оценивания на уроках в начальной школе

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 51»

Кировского района города Саратова

 

Фестивале передового педагогического опыта учителей

 «Методическая копилка»

 

 

Элементы формирующего оценивания на уроках в начальной школе

номинация, вид методической продукции

«Учебно-методические материалы педагога»

 

 

Смирнова Татьяна Витальевна,

учитель начальных классов

 

Элементы формирующего оценивания на уроках в начальной школе

Пояснительная записка.

Цель:

–  раскрыть специфику формирующего оценивания;

– ознакомить педагогов с инструментами формирующего оценивания;

– создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов.

Задачи:

–  создать условия для восприятия в интерактивной форме опыта работы по формирующему оцениванию;

– ознакомить с инструментами и методикой оценивания, предоставить возможность оценить их эффективность;

– сформировать мотивацию на внедрение подходящих инструментов формирующего оценивания как «оценивания для обучения»;

– создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

В условиях индивидуализации образования и необходимости создавать ситуации успеха для каждого ученика, актуально пересмотреть подходы к оцениванию образовательных результатов. Формирующее оценивание предполагает оценивание в ходе обучения, когда можно оценить не только конечный результат,

но и процесс достижения результата. Цель формирующего оценивания: определить местоположение обучающегося на индивидуальном образовательном маршруте – его достижения и проблемные зоны. Учитель не сравнивает результаты учеников, а сравнивает разные временные отрезки на образовательном маршруте одного конкретного ученика. 

Формирующее оценивание позволяет учителю:

–сформулировать образовательный результат, который педагог оценивает в конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

–предоставить учащемуся возможность стать субъектом образовательной и оценочной деятельности;

–реализовать личностно ориентированный подход;

–выстроить оптимальную для ученика траекторию обучения;

–сформировать ситуацию успеха для каждого ученика, включая обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Формирующее оценивание позволит ученику:

–учиться на ошибках;

–понять, что получается и что не умеет делать.

Опыт показал, что учителю, который использует на уроках технологию формирующего оценивания, помогают обратная связь, включенность учащихся в процесс собственного учения (самообучение, взаимообучение), методы обучения в соответствии с результатами формирующего оценивания, развитие у учеников культуры самооценивания и взаимооценивания.

Формирующее оценивание ориентировано на обучающихся; помогает отслеживать прогресс каждого обучающегося; формирует надпредметные компетенции, которые позволят стать успешным в любом виде деятельности.  

«Глубочайшим свойством человеческой природы является стремление людей быть оценёнными по достоинству». Так утверждал американский философ и психолог  Уильям Джеймс.

И с этим сложно не согласится. Наша с вами задача, как учителей - сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими и самостоятельными.

Одна из проблем современного образования заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. ФГОС призваны решать проблему соответствия полученных в школе знаний реальным потребностям жизни.

Мы знаем, что новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

Здесь возникает довольно острая для нашего образования проблема: для того, чтобы этот процесс реализовался на практике ученику необходим доступ к оцениванию, так как согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, насколько он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, должен поделиться с учеником инструментами оценивания, показать ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

Существует два подхода к вопросу оценивания:

Формирующее оценивание, когда оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения. Итоговое оценивание, когда оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период.

 Боб Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формирующая  оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это итоговая  оценка. Другими словами, формирующая оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт).

Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как  и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно. Поэтому формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения).

Формирующее оценивание строится на применение различных оценочных техник, обеспечивающих эффективную обратную связь учителя и учеников.

Этапы введения техник внутриклассного оценивания:

1.Решить, что надо узнать посредством формирующего  оценивания.

2.Выбрать техники, соответствующие стилю работы учителя и легко вводимые в данный класс.

3.Объяснить цель происходящего ученикам.

4.После завершения оценить результаты и определить, что надо изменить в учебном процессе.

5.Дать информацию детям о том, что узнал учитель  и как он собирается это использовать.

Мы уже знаем такие техники, как «Лесенка успеха», «Смайлики», «Портфолио», «Шкала оценивания»  и др. сегодня я хочу рассказать о других техниках, которые есть и, которые  применяю в своей практике.

«Недельные отчёты», «Листы самооценки», «ЗИУ» или «ЗХУ», «Резюме-обзор и Мини-обзор», «Саммари одного предложения», «Трёхминутная пауза», «Формативный опрос», «Проверка ошибочности понимания»

 

СМОТРЕТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ