Регистрационная запись СМИ ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г.    

 

тел. 8-800-100-26-84 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

20.09.2020 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для воспитанников ДОУ, посвящённая  спорту (Из цикла...
20.09.2020 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Весёлые картинки»

 

 
19.09.2020 г.
V Всероссийский конкурс «Овощной переполох»

 
19.09.2020 г.
Всероссийский конкурс творческих работ «До свидания, цветущее лето!»

 

 
18.09.2020 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая Куликовской битве «Сентябрь… на рассвете восьмого...
18.09.2020 г.
Всероссийский экологический конкурс «Шуми, шуми, зелёный лес...»

 

 
17.09.2020 г.
VI Всероссийский конкурс образовательных программ, проектов и методических разработок «...

«Духовно-нравственное развитие обучающихся через изучение истории родного храма» (исследовательская работа)

«Духовно-нравственное развитие обучающихся через изучение истории родного храма» (исследовательская работа)
Название номинации: проектная работа
Наименование образовательной организации: МОУ «Приволжская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл
Ф.И.О., место работы, должность, квалификационная категория, автора (авторского коллектива): 1. Николаева Ольга Витальевна, МОУ «Приволжская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл, педагог-психолог, высшая квалификационная категория,  2. Картузова Лидия Васильевна, МОУ «Приволжская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл, старший воспитатель, первая квалификационная категория. 3. Смирнов Денис Вячеславович, воскресная школа храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Эмеково Волжского района Республики Марий Эл, специалист в области православного богословия, Республика Марий Эл,  Содержание Введение 
Глава 1. История храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Эмеково до ее возрождения 
Глава 2. Возрождение родного храма
Глава 3. Влияние исследовательской работы (изучение истории храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Эмеково) на развитие духовных и нравственных качеств личности подрастающего поколения .
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение Судьба каждого храма неразрывно связана с историей всего народа, пережившего небывалые трудности, выпавшие на его долю в годы гонений и в период возрождения храма. История храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Эмеково начинается с 1914 года, когда он был построен и освящен. Прошло сто лет с тех пор, как воздвигнуты его стены и поставлен посреди них святой Божий престол, чтобы приносилась Богу Бескровная Жертва. Необходимо помнить, что такие весомые даты налагают на всех – от благочинного и настоятеля до каждого прихожанина церкви - еще большую степень ответственности перед Богом и людьми, чтобы от усилия каждого человека и с каждым прожитым днем храм становился красивее, а прихожане - добрее. Время течёт быстро, события, важные и не очень, становятся достоянием истории. И в 1998 году церковь, как некий евангельский светильник, долгое время находившийся под спудом, вновь засияла светом Христовой любви. Церковь достойно выполняет свою духовную миссию в Волжском районе Республики Марий Эл в течение многих лет. Актуальность. Современная молодежь находится перед выбором своего жизненного пути, который в будущем определит, в конечном счете, и состояние развития всего российского общества. Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Живем мы с вами во времена суровые и тревожные. Простому человеку нынче нелегко. Многочисленные заботы земные переплетаются с сомнениями в Божественном происхождении человека. Когда рядом творится вопиющая несправедливость, когда прав тот, у кого больше прав (и денег). Когда дети перестают понимать родителей, а родители детей, когда символом успеха становится продажность, – в такое время некоторым из нас трудно поверить в то, что только Господь наш и слуги его – есть наше спасение. В наше время, когда суета мирская часто отвращает человека от церкви, наступает час, когда приходит осознание необходимости в чистоте душевной. И тогда люди идут в храм, но долог путь раскаяния, труден подвиг покаяния. Предмет исследования: уровень духовной культуры подрастающего поколения через изучение истории храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Эмеково Волжского района Республики Марий Эл. Объект исследования: обучающиеся начальных классов МОУ «Приволжская СОШ», посещающие воскресную школу при храме Покрова Пресвятой Богородицы. Новизна. Поиск новых представлений о духовном потенциале нашего района способствует развитию интереса к изучению истории нашего храма. Не изучалась история храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Эмеково Волжского района Республики Марий Эл до момента празднования ее столетнего юбилея. Гипотеза исследования. Выдвигается следующее предположение, что: можно измерить значимость исторических ценностей, которых мы лишились в результате бездуховности людей, разрушения и поругания святынь, для развития духовной культуры подрастающего поколения. Практическая значимость. Материал позволит повысить знания в области духовной культуры, а знания истории родного храма помогут молодому поколению получить возможность сохранить, укрепить и развить традиции Православной России. Цель исследования: расширение знания об истории родного храма и формирование личности подрастающего поколения с высокой культурой духовно – нравственного воспитания. Задачи:  проанализировать на основании опубликованных и неопубликованных данных историю храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Эмеково на протяжении столетия: с 1914 года по 2014 год;  выявить архивные документы, статьи, воспоминания по рассматриваемой теме;  найти участников, очевидцев событий, связанных с историей храмов и записать их воспоминания;  исследовать жизненные пути служителей храма, разруху, расстрелы, изменения и второе рождение храма, как чудо XXI века;  исследовать уровень нравственной воспитанности обучающихся, изучающих историю храма с помощью диагностических методик. Формы и методы исследовательской работы:  изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных материалов, газетных материалов;  поиск очевидцев событий с целью сбора интересующих данных; запись рассказов и воспоминаний;  установление связей с работниками библиотек, музеев, настоятелем храма с целью получения консультаций, уточнения сведений, проверки достоверности фактов;  фотосъемка объектов исследования. Глава 1. История храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Эмеково до ее возрождения В центре села Эмеково расположилось старинное большое здание, отличающееся от остальных своей необычной архитектурой. Храм в нашем селе, как и многие храмы России, имеет свою судьбу, свою историю, свое предназначение. Он по-своему уникален, своеобразен и интересен. Работа по изучению истории храма ведется с 2008 года. Начата она нашими старшими товарищами, которые изучали архивные данные городов Казани, Чебоксары, Йошкар-Олы и Нижнего Новгорода и собирали материал у старожилов. Мы же продолжили данную работу и вот что узнали. Есть храмы одноглавые, крепкие, широкоплечие, совсем как былинные богатыри; другие – легкие, стройные, изящные, как русские женщины; третьи – многоглавые, яркие, выразительные, символизирующие союз многонационального народа. Наш пятиглавый храм с колокольней прост, но по-своему могуч и красив. Пилястры храма белого цвета. По представлению византийцев белый цвет олицетворяет нравственную чистоту и святость. Сравнивая немногочисленные деревянные храмы Марийского края, дошедшие до нашего времени, находим много общего в храме с. Эмеково и Покровской церкви с. Чкарино. Не исключено, что их строила одна артель плотников-строителей. Об этом говорят и компановка объемов, и характер декора. Место храма выбрано не случайно. По совету казанских церковнослужителей его строительство было начато в 1904 году на возвышенном месте, чтобы храм был виден и слышен всей округе. Начали они строительство нашей церкви с подготовки леса. Для строительства церкви были приглашены плотники из Чувашской и Вятской губерний. Наличники для церкви делали и расписывали местные жители: Семен Уткин и Матвей Коренко. Управлял всей работой местный купец Мартын Никитин из деревни Кукшенеры. Был он высокого роста, коренаст. Всегда сам на лошади ездил в соседние деревни по делам и в лес за дровами. Бывало, когда у озера Яльчик лошадь не могла подняться с возом, он сам лошадь в гору тянул. Столько силы в нем было! И всю он ее церкви отдал. Настоящий марийский богатырь. Дни и ночи трудились рабочие, не знали ни сна, ни отдыха. И вот наступил долгожданный день, когда завершилось строительство храма. Это произошло 14 октября 1914 года. При освящении храма пел мужской хор Раифского монастыря. «На старом месте, где ранее предполагали построить храм, образовалось кладбище. Этим занимался житель деревни Кукшенеры - Утин Сергей», - вспоминает житель деревни Челыкино Усков Алексей Григорьевич. «Нелегко было строить храм, - рассказывает жительница этой же деревни Яковлева Зоя Григорьевна. - Но помогали все, кто чем мог». При закладывании фундамента вышла вся округа. В ведрах и бочках люди носили воду. По одной улице поднимались друг за другом с ведрами, наполненными водой, а по другой – спускались уже с пустыми. Для освящения строительства из города Казани три раза приезжали епископ со служителями церкви: при закладке фундамента, поднятии креста и колокола. На пяти лошадях на станции Зеленый Дол их встречал староста Федор Алексеев. В день поднятия креста все жители принесли сплетенные самодельные веревки и связали их вместе. Когда крест почти был поднят, он неожиданно наклонился в сторону и ударился о купол. Крест спустили и заново подняли. «Пустая церковь останется», - сказал тогда Мартын. И его слова оказались пророческими. После революции начались гонения на церковь. Почти 6 тысяч храмов и монастырей по Руси были закрыты. Многие священники были посажены в тюрьмы или убиты, а еще больше было мирян, заплативших жизнью за веру и защиту церкви (около 12 тысяч). В 1930-е годы и наш храм Покрова Пресвятой Богородицы обезглавили. Отобрали много церковного имущества. Скинутый и расколотый на части колокол увезли на переплавку. Отца Николая с матушкой сослали неизвестно куда. Прихожане, чтобы сохранить иконы, унесли их домой. Храм превратили в клуб, а в годы войны – в производственные мастерские (см. Приложения 1, 2) Казалось, что вера у людей угасла. Но это не так. Православие выжило. Оно сохранилось благодаря стойкости священнослужителей и прихожан. Народ сохранил в памяти, в быту, в речи, в литературе, в искусстве, в музыке, в праздниках и буднях множество свидетельств приверженности своей православной вере, своим корням. Это подтверждают и пословицы, которые сложил народ: Перед Богом – все равны. Кто рано встает – тому Бог подает. У кого детей много – тот не забыт у Бога. Глава 2. Возрождение родного храма Есть храмы, восстающие из руин долго и мучительно. Годами, пребывая в строительных лесах, они будто приглядываются к меняющейся реальности в раздумьях – пришло ли время явить себя миру… Это время пришло и для нашего храма. Но только в 1997 году. 9 декабря 1997 года состоялся водосвятный молебен на начало всякого доброго дела с призыванием помощи Божией. Отслужил молебен и благословил на реставрационные работы настоятель храма во имя вмч. Димитрия Солунского с. Новые Параты отец Евгений Бакутов. С просьбой о помощи он обратился ко всем присутствующим: «Храмы созидать – великое благое дело! Село живет, пока храмы существуют, потому что церковь сплачивает людей, объединяет всех жителей местности. Поэтому нельзя оставаться в стороне. Прошу всех Вас оказать посильную материальную и физическую помощь в восстановлении храма. Только совместными усилиями и с помощью Божией мы сможем вернуть храму утраченное прошлое: непрестанную службу Богу и горение сердец о Господе». Труда вложить предстояло немало: строительство иконостаса, отделка и реставрация внутри храма, косметический ремонт фасада… Всё это ничуть не пугало людей. Они были полны желания участвовать в работах: самостоятельно провели уборку помещения, собрали иконы и развесили их по стенам, освободили прилегающую территорию от мусора… Церковь возродилась удивительно быстро. Не было у вновь образованной общины ни материалов, ни инструментов, ни достаточных рабочих рук, ни денег. Но все устроилось. В когда-то пустом, обветшавшем строении с просвечивающей кровлей уже 12 июля 1998 года, в день памяти святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, состоялась первая Божественная литургия. Храм Покрова Пресвятой Богородицы возродился. Бог помог. Помогла вера людей. Работа по возрождению церкви Покрова Пресвятой Богородицы закипела под руководством молодого деятельного священника — отца Евгения. Оказалось, что разрушить храм и разрушить веру в людях — далеко не одно и то же. Ревностным трудам настоятеля и образовавшейся православной общины явственно содействовала помощь Божия. Ведь в наличии не имелось поначалу ничего: ни материалов, ни инструментов, ни достаточных рабочих рук, не говоря уже о деньгах. О «спонсорах» же в сельской местности, где народ всегда жил небогато и трудно, кормясь только от земли да от леса, не слыхивали ни тогда, ни теперь. Но все как-то образовывалось, устраивалось, ладилось, находилось вовремя и к месту. Изготовили (а ведь сложная, «фигурная» работа!) купола. Полностью перекрыли крышу. Целиком заменили отопление. А когда снаружи покрасили серые, пожухлые стены и воздвигнутую колокольню, храм словно засветился и голубизной, и радостью. Отштукатурили изнутри стены и своды. И тоже покрасили. Поставили принесенные народом, сохраненные иконы. Замечательно украсили иконостас. И даже для росписи потолка сыскался из неблизкого края редкий живописных дел мастер. А еще на диком пустыре отстроили сторожку, баню, трапезную, подсобку. И рядом с храмом — домик священника. Подняли небольшой огород и устроили тепличку. Вокруг храма на месте груд хлама разбиты нарядные цветники. Пролетело совсем немного времени, но все преобразилось неузнаваемо и чудесно. Любопытно, что слово «чудесно» имеет в обыденном бытовом восприятии и в религиозном духовном понимании едва ли не противоположные значения. В первом — как прихотливая счастливая случайность, во втором — как сокровенная закономерность, знак Божией благодати. Показательный пример. Ежегодные (теперь уже традиционные) крестные ходы по Волжскому благочинию первую свою остановку обычно совершают в Эмеково. В 2002 году крестный ход освятил место намеченной на будущее воскресной школы. А к следующему крестному ходу, в 2003-м, освящалось уже готовое, капитальное кирпичное здание. И тогда же решено было пристроить к нему приют для престарелых — как левое, зеркально отраженное крыло. Это была дальняя и далекая, маячившая на неопределенную перспективу, задумка батюшки Евгения — сразу, как только появятся средства и возможности. «Средства и возможности» так и не появились, зато, спустя всего год, к крестному ходу 2004-го, появилась богадельня во имя святой блаженной Матроны Московской. В 2005 году промчался по югу Марий Эл небывалый вихрь и оставил за собой причудливую полосу сильнейшего бурелома. Поваленный, сломанный, местами переплетенный лес удалось купить на корню очень дешево. Своими силами быстро заготовили, распилили, разделали на годные строевые бревна и дрова, сами вывезли из чащи. Из бревен срубили сруб для приюта и еще один — на продажу. На выручку купили цемент. Всё усилия были направлены непосредственно на реставрационные работы. 14 октября 2004 года прихожане отметили девяностолетие со дня основания храма. В этот день гостем торжества стал архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн. В сослужении настоятеля храма иерея Евгения и духовенства Волжского благочиния архиепископом Иоанном была совершена торжественная литургия, а затем — молебен и крестный ход. По приглашению о. Евгения за богослужением пели певчие детско-юношеского хора «Благовест» Вознесенского собора Йошкар-Олы. Храм был полон молящихся — от малых деток до немощных старушек, насельниц приходской богадельни. По окончании богослужения Владыка освятил здание богадельни, которое было отремонтировано и обустроено для проживания. Воспитанники воскресной школы под руководством наставников порадовали Владыку и гостей духовными песнопениями и стихами. 18 мая 2005 года, в день празднования иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», Архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил Божественную литургию в храме Покрова Божией Матери села Эмеково, где находится чтимый список иконы Пресвятой Богородицы. На праздник собралось немало гостей — в их числе благочинный Волжского благочиния протоиерей Александр Михайлов и священники близлежащих приходов. После богослужения воспитанники местной воскресной школы вместе с гостями из Отымбальской средней школы исполнили на свежем воздухе театрализованную сценку и пасхальные песнопения. Владыка посетил приют для престарелых в честь блаженной Матроны при церкви, освященный осенью прошлого года, и поздравил проживающих там одиноких пожилых женщин со светлым праздником Пасхи. В Эмековской школе архиепископ Иоанн встретился с учащимися выпускных классов. Владыка, обратившись к выпускникам, пожелал им не омрачать ссорами оставшиеся школьные дни, чтобы в мире закончить учебный год. Поселок Приволжский не отличается от других селений масштабной площадью. Однако на его территории встречается немало объектов, достойных оценки приезжих. Среди них – аркообразная часовня из бело-красного кирпича с синим куполом и золотым крестом, именованная в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Проект строительства часовни был разработан Приволжским попечительским советом, во главе которого был настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы о. Евгений, и руководством администрации п. Приволжский. В конце сентября 2005 года был заложен первый кирпич и замурована капсула с посланием к потомкам. Построена часовня была два года назад на средства отзывчивых верующих, силами прихода и с помощью работников птицефабрики «Волжская». 25 октября 2006 года в рамках архипастырского визита после окончания божественной литургии состоялось освящение и поднятие креста на купол часовни. А 12 октября 2008 года архипископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн освятил ее. С того дня по сегодняшний каждый четверг в 11.00 часов отец Евгений служит молебен перед святым образом Царицы Небесной «Неупиваемая Чаша». Несмотря на небольшие размеры строения, места в нем хватает всем. В отличие от пребывания в суетном внешнем мире, душевное умиротворение и легкость чувствует каждый человек, сюда входящий. Летом 2009 года в центре д. Кукшенеры возведена столбовая часовня. Спонсорами и идейными вдохновителями стала Н.И. Аглиулина, уроженка д. Кукшенеры, ныне проживающая в соседней республике Татарстан. Строительством часовни занимался её брат В.И Никитин. 6 августа этого же года во время крестного хода состоялось освящение. 14 октября 2011 года для храма Покрова Пресвятой Богородицы был праздничным вдвойне: престольный праздник и освящение с последующей установкой нового креста на колокольне храма. В 2013 году такая же работа была проведена на центральном куполе. Установка состоялась 21 сентября, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Шатер и стакан центральной части храма силами прихода были изготовлены в течение двух месяцев и подняты на храм. Масштабы храма в 2012 году впечатляли. Это не просто церковь, а современный комплекс, где велись самые разные направления работ: хозяйственная, просветительская, социальная и т.д. Кажется, сделано больше задуманного и раньше намеченного. Главные трудности позади, все основное налажено, теперь только поддерживать в действии то, что есть. Но это только на первый взгляд. Забот не убавляется, а планов прибывает… К богадельне надо делать пристрой — для теплого туалета, ванной, душевой. И трапезную пора расширять — тесновата становится. Также необходимо продолжать обустройство храма, делать ремонт. Срочно нужно укреплять фундамент, делать карнизы и отмостку, чтобы не сырело и не гнило дерево. Да и новая наружная покраска просится. Старая повыцвела, вот-вот начнет лупиться. Вновь предстоит громадная работа. О расходах лучше и не думать. Траты умопомрачительные: старое дерево впитывает в себя краску, словно выпивает из кисти залпом… И это только малая часть первоочередного, насущного, требующего постоянного внимания и заботы отца Евгения. 25 мая 2013 года батюшкой Евгением отслужен молебен на начало строительства комплекса Воскресной школы, трапезной и храма во имя преподобного Сергия Радонежского. 29 мая 2014 года, в день празднования Вознесения Господня, состоялось освящение и поднятие креста на купол построенного храма в честь прп. Сергия Радонежского. Милость Божия велика! В этот день все прихожане стали свидетелями чуда: подобно нимбу на святых иконах, вокруг солнца образовалось яркое кольцо, а круг, как все знают, символизирует вечность. Господь открыл людям, что Церковь Христова вечна и что всё земное имеет свой конец. Храм имеет свой сельскохозяйственный участок, пасеку, мастерскую, строения для содержания скотины – всё, что необходимо для нормальной жизнедеятельности. Летом почти все трудятся на огороде, заготавливают сено для скотины. Своим трудом и молитвами живут работники церкви, помогая друг другу и выручая в трудной ситуации. Усилиями батюшки Евгения поддерживается приходская жизнь и в с. Красная горка. После того, как в селе сгорел храм в честь иконы Казанской Божией Матери в 1963 году, не так давно там был построен молитвенный дом. На данный момент в нем осталось завершить работы по внутренней отделке. Также на попечении о.Евгения находится и молитвенный дом в деревне Обшияры в честь иконы Божией Матери Семистрельная. Батюшка раз в месяц служит там божественную литургию (см. Приложения 3, 4). 14 октября 2014 года храм отпраздновал свой 100-летний юбилей. Праздничное богослужение было совершено Архиепископом Йошкар-олинским и марийским Иоанном. В честь торжества был организован праздничный концерт, а также выпущен альбом о жизни нашего храма. Многие приезжают в наш храм в с. Эмеково, чтобы вознести свой ум и сердце к Богу. А те, кто здесь побывал однажды, дорогу сюда не забывают. «Тянет», - говорят. Тянет – хотя нет здесь ни чудотворной иконы, ни прозорливого старца, ни источника с целебной водой. Объясняют это «особой благодатью», исходящей от святых икон и мощей, привезенных с афонских монастырей. Не раз пришлось слышать об Эмеково: «Это наше маленькое Дивеево». Конечно, наивное восторженное преувеличение, но может, и нечаянное пророчество. Огромна и велика роль нашего храма. Без памяти - нет истории, Без истории – нет культуры, Без культуры – нет духовности, Без духовности – нет воспитания, Без воспитания – нет человека, Без человека – нет народа. Глава 3. Влияние исследовательской работы (изучение истории храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Эмеково) на развитие духовных и нравственных качеств личности подрастающего поколения Успешное формирование человека образованного и высоконравственного обеспечивается постоянным совершенствованием воспитательного процесса в школе, укреплением единства обучения и воспитания, сотрудничеством школы, семьи и общественности в воспитании учащихся. Готовя подрастающее поколение к жизни учителя должны стремиться развить у них ценные трудовые умения и навыки, прекрасные нравственные качества, такие как: благородство, любовь к Родине и к родной культуре, скромность, правдивость, честность, принципиальность. Интеграция обозначенных качеств создает целостное впечатление о нравственном облике личности, её воспитанности, свидетельствует о всестороннем ее развитии, о высоком смысле ее трудовой и общественной деятельности. Уровень духовно-нравственной воспитанности – это мера соответствия развитых социально-ценностных отношений ребёнка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития. В исследовании были использованы следующие диагностические методики, выявляющие уровень нравственной культуры обучающихся: 1. Анкета «Нравственные понятия». 2. Диагностика отношения к жизненным ценностям. 3. Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой. Работа включала два этапа исследования: начальный (констатирующий) и конечный (контрольный). Было обследовано 20 учащихся одного и того же класса в течение двух лет: 2013 год и 2014 год. Получены следующие результаты. Анкета «Нравственные понятия» Задание: Как ты понимаешь следующие слова? • Добро • Зло • Мудрость • Мужество • Умеренность • Справедливость • Счастье • Дружба • Милосердие • Долг • Вина Учащимся было предложено пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Опрос проводился индивидуально. Статистика ответов учащихся представлена в диаграмме 1. Диаграмма 1. Уровень сформированности нравственных понятий у учащихся (результаты представлены в процентном соотношении) Итак, учащимся проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «долг», «вина», «счастье», «справедливость». Раскрывая смысл этих категорий, дети давали четкие ответы, в них звучали конкретные проявления того или иного понятия. Труднее детям было объяснить такие понятия как «милосердие», «мудрость», «умеренность». Понимание этих понятий далеко от действительного. Результаты за 2014 год выше. Диагностика отношения к жизненным ценностям Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список заранее записывается на доску. Список желаний: 1. Быть человеком, которого любят. 2. Иметь много денег. 3. Иметь самый современный компьютер. 4. Иметь верного друга. 5. Мне важно здоровье родителей. 6. Иметь возможность многими командовать. 7. Иметь много слуг и ими распоряжаться. 8. Иметь доброе сердце. 9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям. 10. Иметь то, чего у других никогда не будет. Интерпретация: номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10. Пять положительных ответов – высокий уровень. 3 - 4 – средний уровень. 2 – ниже среднего уровня. 0 - 1 – низкий уровень. Ответы детей представлены в диаграмме 2. Диаграмма 2. Диагностика отношения к жизненным ценностям В представлениях детей о главных человеческих ценностях наблюдается положительная динамика. Духовные ценности преобладают над материальными потребностями. Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой Диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ) отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника: • Отношение к обществу, патриотизм; • Отношение к умственному труду, любознательность; • Отношение к физическому труду, трудолюбие; • Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности); • Саморегуляция личности (самодисциплина) По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика: Низкий (0) уровень - невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции. Уровень воспитанности ниже среднего (1) уровень - от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны. Средний (2) уровень воспитанности (от 21 до 30 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована. Высокий (3) уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции. Таким образом, формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Показатели нравственной воспитанности учащихся представлены в сводной диаграмме 3. Диаграмма 3. Уровень нравственной воспитанности Из представленной диаграммы выявлено, что у обучающихся преобладают признаки среднего и высокого уровней нравственной воспитанности. Наиболее яркими качествами формирующейся нравственности у данной возрастной группы детей являются отношение к умственному труду, отношение к физическому труду, отношение к людям. Следует обратить внимание на развитие у ребят отношений к обществу и отношения к себе. Анализ психологических и нравственных качеств ребенка, отслеживаемых по данным методикам, позволяет определить процесс развития личности, динамический аспект ее становления. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его нравственную воспитанность. По уровню воспитанности учащихся и общей диагностической картине в коллективе, учитель может моделировать воспитательную концепцию как в отношении всей группы, так и индивидуальные подходы к воспитанию каждого отдельного ребенка в классе. Опыт нашей работы свидетельствует о том, что у современных детей стало теряться понятие нравственности, духовности, на второй план отходит воспитание собственного «я». Дети легко поддаются вредным привычкам, отношения друг с другом строятся очень тяжело. Они часто грубят взрослым, обзываются, между собой общаются жаргонами. Учащиеся практически не читают дополнительной литературы, если их к этому не подталкивать, а значит, не пополняются их знания о духовности, красоте. Дети мало посещают дополнительные кружки, спортивные секции. Всё это говорит о том, что необходима определённая система занятий, которые помогут детям подняться нравственно и воспитать себя, как личность. Одним из таких направлений мы и выбрали изучение истории храмов (см. Приложение 5). Выводы В результате проделанной работы обучающимися была изучена история храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Эмеково, которая помогла им обогатить знания и повысить их уровень духовной культуры и нравственности. Наша гипотеза подтвердилась. История нашего храма – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю. Изучая историю храма родного края, дети пополнили запас знаний на всю жизнь. Поняли, что каждый человек может принять участие в судьбе родного края. По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь села. Никогда уж не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить. В результате духовной безграмотности народа, разрушения и поругания святынь мы лишились исторических ценностей, таких как церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Святыни чтятся всем православным миром и в восстановлении храмов принимают участие тысячи верующих и неверующих людей. Изучив первоисточники и написав работу по данной теме, обучающиеся пришли к выводу, что святые иконы и храмы защищают землю русскую, её народ. Им ещё трудно принять это, однако исторические факты говорят сами за себя. Заключение Результаты, полученные в ходе исследования, имеют большую значимость. Проводя краеведческие изыскания, обучающиеся лучше стали понимать историю своей малой родины. Хорошо было бы, если люди заботились о наследии, пришедшем к нам из глубины веков, сохранившемся до сих пор. Чтобы люди хранили храмы и церкви, воспитывали духовно-нравственное поколение, которое могло бы продолжить дело наших предков. Вся отечественная культура строится на духовной основе. Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням. В Государственном гимне России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом родная земля». Мы хотим обратиться ко всем, кто нас услышит - жителям села Эмеково и поселка Приволжский, гостями и тем, кто проезжает мимо села со словами: «Люди русские! Храните веру православную! Вера должна быть в душе каждого человека, а добро – главной частью жизни!» Список литературы 1. Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви, Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. 2. Россия перед вторым пришествием. Сост. Сергей Фомин. М.,1994 г. 3. Сайт Йошкар-Олинской и Марийской епархии РПЦ МП. 4. Сайт православного форума «Доброе слово».

 

Пояснительная записка к исследовательской работе

 

Пояснительная записка Цель исследования: расширение знания об истории родного храма и формирование личности подрастающего поколения с высокой культурой духовно – нравственного воспитания. Задачи:  проанализировать на основании опубликованных и неопубликованных данных историю храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Эмеково на протяжении столетия: с 1914 года по 2014 год;  выявить архивные документы, статьи, воспоминания по рассматриваемой теме;  найти участников, очевидцев событий, связанных с историей храмов и записать их воспоминания;  исследовать жизненные пути служителей храма, разруху, расстрелы, изменения и второе рождение храма, как чудо XXI века;  исследовать уровень нравственной воспитанности обучающихся, изучающих историю храма с помощью диагностических методик. Область применения, возраст обучающихся: материал применяется с обучающимися общеобразовательной школы на уроках истории, основы духовно-нравственной культуры народов России, а также с воспитанниками воскресной школы «Голубой Покров» храма Покрова пресвятой Богородицы с. Эмеково Волжского района Республики Марий Эл в возрасте 7-12 лет. Ожидаемые результаты: повышение уровня духовно-нравственной культуры обучающихся через изучение истории родного храма. Формы и методы исследовательской работы:  изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных материалов, газетных материалов;  поиск очевидцев событий с целью сбора интересующих данных; запись рассказов и воспоминаний;  установление связей с работниками библиотек, музеев, настоятелем храма с целью получения консультаций, уточнения сведений, проверки достоверности фактов;  фотосъемка объектов исследования. Основные знания, умения и навыки, характеризующие результативность усвоения материала: Уровень духовно-нравственной воспитанности – это мера соответствия развитых социально-ценностных отношений ребёнка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития. В исследовании были использованы следующие диагностические методики, выявляющие уровень нравственной культуры обучающихся: 1. Анкета «Нравственные понятия». 2. Диагностика отношения к жизненным ценностям. 3. Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой. В результате проделанной работы обучающиеся познакомились с историей храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Эмеково, которая помогла им обогатить знания и повысить уровень духовной культуры и нравственности. Результаты показали, что у обучающихся преобладают признаки среднего и высокого уровней нравственной воспитанности. Тематическое содержание: Введение Глава 1. История храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Эмеково до ее возрождения Глава 2. Возрождение родного храма Глава 3. Влияние исследовательской работы (изучение истории храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Эмеково) на развитие духовных и нравственных качеств личности подрастающего поколения Выводы Заключение Приложение Необходимое материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор для показа презентации и бланки анкет для выявления уровня нравственной воспитанности. Перечень использованной литературы: 1. Владислав Цыпин, протоиерей. История Русской Православной Церкви, Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. 2. Россия перед вторым пришествием. Сост. Сергей Фомин. М.,1994 г. 3. Сайт Йошкар-Олинской и Марийской епархии РПЦ МП. 4. Сайт православного форума «Доброе слово». Также были использованы данные государственных архивов городов Казани, Йошкар-Олы, Чебоксары и Нижнего Новгорода.

Исследовательская работа «Духовно-нравственное развитие обучающихся через изучение истории родного храма»   СКАЧАТЬ

 Пояснительная записка к исследовательской работе   СКАЧАТЬ