Регистрационная запись СМИ ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г.    

 

тел. 8-800-100-26-84 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

31.05.2020 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка, посвящённый Международному дню защиты детей «Я рисую...
31.05.2020 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню России «Люблю тебя, родина кроткая! А за что - разгадать не...
22.05.2020 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Я рисую зелёное лето!»

 

 

 
15.05.2020 г.
Всероссийский конкурс «Здравствуй, цветущее лето!»

 

 

 
08.05.2020 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне «В моём...
08.05.2020 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «...
30.04.2020 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый правилам пожарной безопасности «О, сколько силищи в огне!»...

Всероссийская литературная викторина, посвящённая жизни и творчеству А.С. Пушкина «Мой Пушкин! Мой поэт! Моя отрада!»

Заявка на участие в Викторине

СКАЧАТЬ

Положение о Викторине                                                               

СКАЧАТЬ

Задания Викторины 1-4 классы                                                   

СКАЧАТЬ

Задания Викторины 5-11 классы 

СКАЧАТЬ

Оплата оргвзноса                                                                         

ЗДЕСЬ

Заявка на методическую копилку

СКАЧАТЬ

ПОЛОЖЕНИЕ

о Всероссийской литературной викторине

«Мой Пушкин! Мой поэт! Моя отрада!»

Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 г. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени. Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит немало литературных произведений.

В целях расширения знаний обучающихся о русском писателе А.С. Пушкине, в соответствии с единым календарём массовых и методических мероприятий на 2019 - 2020 гг. Центром гражданских и молодёжных инициатив «Идея» г. Оренбурга проводится Всероссийская литературная викторина, посвящённая жизни и творчеству А.С. Пушкина «Мой Пушкин! Мой поэт! Моя отрада!» (далее - Викторина).

1. Цель и задачи Викторины

1.1 Расширить знания обучающихся о жизни и творчестве поэта и драматурга А.С. Пушкина;

1.2 Развитие мотивации к интеллектуальной деятельности; 

1.3 Развитие творческого мышления обучающихся, повышение их познавательного уровня, интереса к культурному и литературному наследию прошлого.

2. Учредители и организаторы

2.1 Всероссийский Центр гражданских и молодёжных инициатив «Идея» г.Оренбурга; 

2.2 Организация и проведение Викторины возлагается на научно-исследовательский отдел ЦГМИ «Идея».

3. Участники Викторины

3.1 В викторине принимают участие: обучающиеся 1-11 классов государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций, УДОД, расположенных на территории РФ, обучающиеся учреждений начального и среднего профессионального образования, а также находящиеся на домашнем обучении.

Задания викторины состоят из двух блоков заданий:

1 блок - задания для обучающихся 1-4 классов (Приложение №1). Отвечать на задания 1 блока также могут дети старших классов коррекционных школ.

2 блок - задания для 5-11 классов (Приложение №2). Отвечать на задания второго блока могут также обучающиеся учреждений начального и среднего профессионального образования, а также находящиеся на домашнем обучении.

4. Сроки проведения Викторины

4.1 Викторина проводится с 3 марта 2020 г. до 15 июля 2020 г.;

4.2 Приём заявок и подведение итогов Викторины проводится в два этапа:

1 этап: Приём заявок с 3 марта до 15 апреля 2020 года. Подведение итогов с 16 апреля до 22 апреля. Опубликование итогов и рассылка наградного материала 23 апреля 2020 года.

2 этап: Приём заявок с 16 апреля 2020 года до 15 июля 2020 года ведётся постоянно. Подведение итогов и рассылка наградного материала каждый 5 дней, начиная с 21 апреля 2020 года и до 20 июля 2020 года.

4.3 Все дипломы, сертификаты и благодарственные письма высылаются в электронном виде на электронный адрес, с которого была принята заявка 23 апреля (для тех, кто подал заявку до 15 апреля) и каждые 5 дней,  начиная с 21 апреля и до 20 июля 2020 г. для тех, кто подал заявку после 16 апреля 2020 года.

4.4 Наградной материал будет храниться в архиве Центра до декабря 2020 года, а впоследствии удалён. Внимание!!! После удаления наградной материал восстановить будет невозможно. Скачивайте, пожалуйста, вовремя. 

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПРИЁМА ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ВИКТОРИНЕ – 15 ИЮЛЯ

5. Критерии оценки конкурсных работ

5.1 Оценивается содержание, самостоятельность и выразительность работы;

5.2 Победителями считаются участники, ответившие правильно на наибольшее количество вопросов.

6. Оформление работ

6.1 Ответы Викторины оформляются в свободной форме в документе любого формата.

6.2 Ответы викторины могут быть как в электронном виде, так и отсканированная (сфотографированная) копия письменного ответа ученика;

6.3 Все работы присылаются ТОЛЬКО на электронный ящик Викторины

centrideia@mail.ru Работы, присланные на другие электронные адреса Центра к рассмотрению НЕ ПРИНИМАЮТСЯ;

6.4 Все файлы с работами подписываются (переименовываются) фамилиями участников, представляющих работы.

6.5 Внимание!!!! В наших мероприятиях можно принимать участие самостоятельно - не только от образовательного учреждения. И также может принимать участие любой желающий из категории участников пункта 3 данного Положения. В этом случае пакет документов предоставляется согласно данному Положению. В заявке, в строке НАИМЕНОВАНИЕ ОУ в этом случае заполняется либо образовательное учреждение, в котором участник учится (воспитывается, работает), либо (если участник принимает самостоятельное участие), будь то взрослый, будь то ребёнок) просто адрес места жительства без указания улицы и номера дома. К примеру: Московская область г. Видное.

7. Чтобы принять участие в викторине необходимо:

1. Заполнить заявку (приложение №4) по инструкции (приложение №5);

2. Оплатить оргвзнос (приложение №3);

3. Заявку, копию документа об оплате оргвзноса и сами ответы прислать на электронный адрес Викторины centrideia@mail.ru до 15 июля 2020 г.

8. Подведение итогов Викторины

8.1  Итоги Викторины подводятся в два этапа:

1. Для тех, кто подал заявку на участие до 15 апреля 2020 года подведение итогов с 16 апреля до 22 апреля 2020 года. Опубликование итогов и рассылка наградного материала 23 апреля 2020 года.

2. Для тех, кто подал заявку после 16 апреля 2020 года подведение итогов и рассылка наградного материала каждые 5 дней, начиная с 21 апреля и до 20 июля 2020 года.

8.2 Победители награждаются дипломами I, II, III степеней и всем участникам выдаются сертификаты. Все руководители и организаторы, указанные в заявке получают благодарственные письма;

8.3 Все дипломы, сертификаты и благодарственные письма за участие высылаются в электронном виде на электронный адрес, с которого была принята заявка.

8.4 О необходимости дипломов в печатном виде нужно сообщить об этом организаторам конкурса. Рассылка материала в печатном виде производится в течение одного месяца с момента подтверждения правильности заполнения материала и оплачивается дополнительно в соответствии с пунктом 9.8 данного Положения.  Без подтверждения правильности заполненного материала печатный вариант НЕ высылается.

9. Финансирование Викторины

9.1 Финансирование Викторины  осуществляется за счёт организационных взносов участников. (Реквизиты на оплату Викторины, приложение №3). Оплата оргвзноса производится ЛЮБЫМ удобным способом через любую удобную для Вас систему оплаты (касса любого банка России, почта, онлайн сервисы оплаты, терминал и т.д.) по любым из представленных в приложении №3 реквизитам Центра. Оплату оргвзноса можно также производить без комиссии на нашем сайте в режиме онлайн в разделе «Оплата оргвзноса».

9.2 Организационный взнос составляет 100 рублей за участие одного человека. (90 рублей за участника перечисляются на реквизиты Центра (приложение 2), 10 рублей остаются в распоряжении педагога (организатора) на организационные расходы «почтовые/электронные переводы, распечатку материала»), Оргкомитет включает эти средства в общую смету расходов на проведение викторины. В эту стоимость входит - диплом или сертификат на участника + именная благодарность руководителю + именная благодарность организатору викторины в ОУ в ЭЛЕКТРОННОМ виде.  Оплата от одного ОУ - участника производится одним платежом.

9.3 Подтверждающий документ об оплате оргвзноса обязателен. В любом виде. Без документа работы не принимаются. Фразы в виде: «Мы написали Вам смс», «Я оплатил в 9.00» и т.д. - не являются документом и не принимаются;

9.4 Отсканированная квитанция об оплате организационного взноса вкладывается отдельным файлом в одном письме с заявкой и работами.

9.5 Оплата от одного образовательного учреждения - участника производится ОДНИМ платежом. Не надо на каждого участника заполнять отдельную квитанцию. Не надо производить оплату за каждого участника отдельно, чтобы не переплачивать дополнительную комиссию. Оргвзнос производится одной общей суммой по количеству участников. (Если оргвзнос был оплачен, а появились еще желающие участвовать в викторине, необходимо просто доплатить оргвзнос и прислать вторым чеком);

9.6 Внимание!!!! Если от одного ОУ на викторину предоставляют свои работы несколько участников, то заявка составляется ОБЩАЯ. Не надо на каждого участника заполнять отдельную заявку;

9.7 Исправления в наградном материале при наличии ошибок. Если ошибка допущена по Вашей вине (в заявке), исправление наградного материала платное:

- 10 рублей за один исправленный документ, если ошибка в ФИО участника или в ФИО руководителя;

- 15 рублей за одну исправленную заявку независимо от количества документов, если ошибка в названии образовательного учреждения;

- бесплатно, если ошибка допущена по нашей вине.

9.8 Организационный взнос за наградной материал в печатном виде составляет  + 90 руб. за один документ. (Этот пункт только для тех, кому необходимо прислать наградной материал по Почте России).

10. Программа поощрения

10.1 Если в Викторине участвует от 7 человек, то организационный взнос оплачивается в размере 90 рублей за участника (80 рублей за человека перечисляются на расчетный счёт (приложение 2), 10 рублей остаются в распоряжении педагога (организатора) на организационные расходы «почтовые/электронные переводы, распечатку материала»);

10.2 Педагогам и организаторам, привлекшим к участию в викторине от 7 участников, предоставляется право на БЕСПЛАТНОЕ опубликование одной своей работы в разделе «Методическая копилка» на сайте Всероссийского Центра гражданских и молодёжных инициатив «Идея» http://centrideia.ru/ с получением сертификата об опубликовании материала (Всероссийское СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77-76118  от 12.07.2019 г.  сделана Федеральной службой  по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций);

Чтобы опубликовать работу и получить сертификат Вам необходимо (этот пункт только для тех, кто представляет работу по программе поощрения, у кого от 7 участников)

1. Заполнить форму заявки (приложение №5) и отправить её на наш электронный адрес  centrideia@mail.ru  вместе с работой для публикации. Мы опубликуем работу и выпишем сертификат.

11. Прочие условия

Вся информация в положении, а также задания Викторины являются авторскими и принадлежат ООО ЦГМИ «Идея». Любое копирование и распространение в коммерческих целях преследуется по закону. При копировании и размещении информации в различных источниках должна быть указана ссылка на сайт http://centrideia.ru/

Внимание! Работы направляются только на электронный адрес координатора:

centrideia@mail.ru Контактные телефоны - 88001002684 - звонки со всех регионов России бесплатные,  

Координатор: Горяева Венера Ренатовна.

 

Приложение №1

Задания Всероссийской литературной викторины для 1-4 классов, посвящённой жизни и творчеству А.С. Пушкина

«Мой Пушкин! Мой поэт! Моя отрада!»

1. Маленький Саша Пушкин был впечатлительным, самолюбивым и не особенно покладистым воспитанником. Никакие учителя не могли привлечь его внимания к тому, что его не интересовало. Деятельный, острый мозг то жадно вбирал внешние впечатления, то замыкался, покорный только внутренним зовам. Благодаря безошибочной памяти ученье всегда давалось ему легко. Например, ему не надо было заучивать наизусть страницы учебника. Его старшую сестру всегда спрашивали первой, а Саша за ней со слуха схватывал и повторял урок. Он испытывал непреодолимое отвращение только к одному предмету, заливался слезами над непонятными для него правилами. Назовите этот предмет.

2. Когда Пушкин поступал в Лицей, в прошении его отца было сказано, что сын его, Александр, получил воспитание дома, где «приобрел первые сведения в грамматических знаниях, арифметики, географии, истории и рисования…». Ни английскому, ни немецкому Пушкин в детстве не учился; зато этим языком владел в совершенстве. Его детские первые литературные опыты писаны именно по -… Какому иностранному языку в детстве обучался будущий поэт?

3. В селе Захарове, у бабушки Марии Алексеевны, был повар. Это был человек бойкий, словоохотливый и независимый. Позже он бежал в Польшу и там превратился в пана Мартына Колесницкого. С этим поваром Саша дружил, доверял ему свои заветные, грустные мысли. Повару рассказал будущий поэт, что ему хочется, чтобы его похоронили в любимой березовой роще в селе Захарове. Назовите имя взрослого друга Пушкина.

4. В жизни маленького Пушкина русская стихия ярче всего воплощалась в двух женщинах, которые вносили в жизнь Саши женственную ласку, баловство, тепло. Они окружали детей крепким русским бытом, приучали детский слух к богатству подлинной русской речи, наполняли их воображение рассказами о старине, песнями, былинами, сказками. Назовите имена этих женщин.

5. В лицейском журнале есть ряд любопытных записей о поведении и характере Пушкина. Одна из последних записей, сделанная в журнале незадолго до выпускапоказывает, что некоторых наук он так и не одолел. В журнале под именем Пушкина значилось: «Энциклопедия права, Политическая экономия, Военные науки, Прикладная математика, Всеобщая политическая история - 4. Поведение и прилежание - 4. Русская поэзия и французская риторика - 1». Как получилось так, что по самым любимым предметам Пушкин имел оценку «1», а по предметам, которые знал плохо - «4»?

6. Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Шел мимо нас…

О каком событии написаны Пушкиным эти строки?

7. «Стихи чертёнка-племянника чудесно хороши!» - писал о Пушкине П.А. Вяземский. «Он мучит меня своим даром, как привидение!» - писал о нём… Кто?

8. Чистовой список этой поэмы не сохранился, как не сохранился и её план. Среди черновиков есть только два коротких конспекта: «Людмила, обманутая призраком, попадается в сети и усыпляется Черномором. Поле битвы. Руслан и голова. Ратмир у двенадцати спящих дев. Руслан. Русалки. Соловей Разбойник. Руслан и Черномор. Убийство». И через несколько страниц ещё: «Источник воды живой и мертвой. - Воскресение. - Битва. - Заключение». Назовите поэму.

9. Назовите самый знаменитый сказочный пролог, который крепче всех остальных частей поэмы вошел в сознание последующих читательских поколений и сейчас зачастую учится школьниками, как отдельное стихотворение. Пролог вырос из няниной присказки, которая у Пушкина записана так: «У моря, у моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, а на тех цепях ходит кот. Вверх идёт - сказки сказывает, вниз идёт - песни поёт».

10. С 1820 по 1830 годы Пушкин написал порядка десяти сказок. Какая из них традиционно начинается со слов «Жил-был»?

11. Из какой сказки Пушкина вошла в русскую культуру поговорка, имеющая значение «погнаться за бо́льшим, а остаться ни с чем»?

12. Этот памятник установлен в селе Воскресенском Гатчинского района Ленинградской области. Инициатива открытия скульптурного мемориала принадлежала известному сатирику Михаилу Задорнову. Автор памятника - скульптор Валерий Шевченко, который создал не совсем привычный образ этой женщины: здесь она не старушка, а женщина в расцвете лет, склонившаяся над кудрявым ребенком. Говорят, что рост скульптуры соответствует правде: рост женщины был 160 см. Что за женщина увековечена в этой скульптуре?

13. Этот знаменитый отрывок является фрагментом романа «Евгений Онегин». В нем есть следующие образы: крестьянин, дворовый мальчик, его мама, лошадка и собачка, которые по-разному относятся к зиме. Описывая их чувства и действия, Пушкин делает картину динамичной. Назовите стихотворение.

14. Аналогичные сюжеты этой пушкинской сказки есть у разных народов мира. Например, в сказке народов Африки «Волшебное зеркало» фигурируют десять охотников и девушка. В монгольской народной сказке «Волшебный мертвец» рассказывается о семи братьях, сыновьях хана. Шотландская народная сказка «Золотое дерево и Серебряное Дерево», записанная Джозефом Джейкобсом, рассказывает о жене короля, которой форель в ручье говорит о том, что её дочь красивее, чем она. В армянской сказке «Нури Хадиг» девушка попадает в замок в лесу, в котором спит принц. Девушка ухаживает за ним семь лет. Принц оживает, собирается жениться на девушке, но мать подсылает цыганку, которая надевает девушке на палец кольцо, после чего она засыпает. В конце сказки принц снимает кольцо, девушка просыпается. Итальянская народная сказка «Белла Венеция» повествует о девушке, которая встречает в лесу двенадцать грабителей, приглашающих её стать им младшей сестрой. В греческой сказке «Мирсина» сюжет рассказывает девушке, которая в лесу встречает двенадцать месяцев и становится им сестрой. Назовите сказку Пушкина.

15. Владимир Одоевский в некрологе на смерть Пушкина дал ему образное определение, которое стало крылатым выражением и остаётся им до сих пор. Назовите его.

16. Эта сказка поэта - вольная обработка народной сказки «», которая, как считается, была записана Пушкиным в нескольких вариантах. Поэт не следовал в точности ни одному из них, свободно изменял и дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания. Отмечают также влияние сказок «» и «Зелёная птичка и Принцесса Бель-Этуаль». Назовите сказку.

17. Этот сказочный остров-град стал особенно широко известен благодаря сказке А.С. Пушкина. Он наделен чудесной силой, на нём хранятся волшебные вещи, которые помогают героям бороться со злом: например, на острове растёт дуб, в ветвях которого спрятана смерть Кощея; там же лежит камень алатырь. Назовите остров.

18. Назовите художника, который выполнил иллюстрации ко многим сказкам Александра Сергеевича - «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке» и многим другим?

19. Сказка А.С. Пушкина о мёртвой царевне и о семи богатырях была экранизирована в 1951 году, но в отличие от текста, в мультфильме царевна просыпается от поцелуя Елисея. Как просыпается царевна в сказке Пушкина?

20. Соотнесите сказку Пушкина и её окончание:

1. «Сказка о золотом петушке»

А) Я там был, мёд, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

2. «Сказка о царе Салтане»

Б) На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

3. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

В) Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.

4. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Г) А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

5. «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Д) Я там был; мед, пиво пил -
И усы лишь обмочил.

 

Приложение№2

Задания Всероссийской литературной викторины для 5-11 классов, посвящённой жизни и творчеству А.С. Пушкина

«Мой Пушкин! Мой поэт! Моя отрада!»

1. У Карамзина в «Истории государства Российского» имя Пушкиных упоминается 21 раз. Оно встречается в летописях, в синодиках, в разрядных книгах. «При Великом Князе Александре Невском прииде из немец муж честен по имени Радша». Из какой земли был он - неизвестно, так как немцами величали всех чужеземцев. От Радши произошло несколько знатных родов. Положил начало роду Пушкиных в конце XIV века его потомок… Кто?

2. «Саша, был большой увалень и дикарь, кудрявый, со смуглым личиком, не слишком приглядным, но с очень живыми глазами, из которых так искры и сыпались. Иногда мы приедем, а он сидит в зале, в углу, огорожен кругом стульями, что-нибудь накуролесил и за это оштрафован, а иногда и он с другими пустится в пляс, да так был неловок, что над ним посмеются, а он губы надует и уйдет в угол… Бабушка любила его больше других и жаловалась: «Что-то его не расшевелишь и не прогонишь играть, а развернется, расходится, ничем не уймёшь». Чьи это воспоминания?

3. «Я выпью чай и примусь за Пушкина. Когда молишься за меня, не забывай просить у Бога - «Дай ей закончить Пушкина». У меня спокойная неделя без гостей, только толпа царскосельских лицеистов кругом», - писала своему сыну автор самой полной и обстоятельной биографии великого поэта. Назовите её имя.

4. В немногочисленных семейных воспоминаниях о детстве поэта его распри с этими людьми занимают первое место. Вероятно, они были не лучше и не хуже многих других, но мальчик им попался ни на кого не похожий. Безобидный Шедель больше любил играть в дурачки, чем учить; граф Монфор был скорее человек образованный, хороший музыкант и живописец. Русло сам писал стихи. Но именно он особенно досаждал, может быть, оттого, что в лице Русло Пушкин первый раз ощутил грубое прикосновение литературного соперничества и зависти. Кто так досаждал юному Пушкину?

5. В падкой до всего заморского дворянской среде мало беспокоились об обучении русской грамоте, и нередко русских барчат обучали по-русски пьяненькие дьячки. У Пушкиных детей учил русской грамоте и Закону Божьему просвещенный, начитанный законоучитель Мариинского института отец А.И. Беликов, хороший проповедник, издатель книги «Дух Масильона». Кого учитель Пушкина называл «les apôtres du diable»?

6. В младенчестве моем она меня любила

И семиствольную цевницу мне вручила.

Она внимала мне с улыбкой — и слегка,

По звонким скважинам пустого тростника,

Уже наигрывал я слабыми перстами…

С утра до вечера в немой тени дубов

Прилежно я внимал урокам девы тайной…

И сердце наполнял святым очарованьем.

О какой тайной деве пишет юный поэт? Назовите её имя.

7. В Лицее молодые ученики охотно читали преподавателю словесности А.И. Галичу свои творения, послания, куплеты, баллады, басенки, сонеты. Много лет спустя Пушкин записал в дневник: «Тут я встретил доброго Галича и очень ему обрадовался. Он был некогда моим профессором и ободрял меня на поприще, мною избранном. Он заставил меня написать для экзамена 1814 года мои ... Назовите произведение.

8. Первый литературный кружок был основан сразу после открытия Лицея. Молодые люди, из которых большинству не было 14 лет, охотно занимались сочинительством. Лицей был открыт 19 октября, а уже к концу года было выпущено два журнала: «Сарско-Сельская Лицейская Газета» и «Императорскаго Сарско-Сельскаго Лицея Вестник». Это были серые листки плохой бумаги, с детски беспомощными заметками, неумелые, неуклюжие затеи юных сочинителей. На следующий, 1812 год среди лицеистов оказалось столько писателей, что они разделились на два литературных лагеря. Пушкин, Дельвиг и Корсаков издавали «Неопытное Перо». Илличевский, Вольховский, Кюхельбекер и Яковлев издавали журнал «Для Удовольствия и Пользы». В 1813 году оба кружка слились и под общей редакцией выпустили журнал «Юные Пловцы». Назовите самый удачный и долговечный журнал Лицея, просуществовавший с 1813 по 1816 гг.

9. Назовите первого литературного соперника Пушкина, лицеиста, которому покровительствовал преподаватель Кошанский. Профессору риторики нравилась напыщенность стихов юноши, и он, как и некоторые ученики, сначала ставил лицеиста выше Пушкина, сравнивая его с Державиным. «Остряк любезный, по рукам! Полней бокал - до суха, И вылей сотню эпиграмм На недруга и друга!» - обращался Пушкин к сопернику в «Пирующих студентах». Это было к концу 1814 года. К этому времени поэтическое превосходство Пушкина уже трудно было оспаривать. Окончательную грань между ними поставил публичный экзамен, на котором Пушкин прочел «Воспоминание о Царском Селе». С этого дня лицейскому сопернику оставалось только склониться перед непрерывно растущей славой Пушкина.

10. Кому из лицейских друзей посвящены строки Пушкина?

1) Мой милый друг, мы входим в новый свет;

Но там удел назначен нам не равный,

И розно наш оставим в жизни след.

Тебе рукой Фортуны своенравной

Указан путь и счастливый и славный, –

Моя стезя печальна и темна…

2) С младенчества дух песен в нас горел,

И дивное волненье мы познали;

С младенчества две Музы к нам летали,

И сладок был их лаской наш удел;

Но я любил уже рукоплесканья,

Ты, гордый, пел для Муз и для души;

Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,

Ты гений свой воспитывал в тиши.

3) Ты счастлив, друг сердечный!..

Нашли к тебе дорогу

Веселость и Эрот:

Ты любишь звон стаканов

И трубки дым густой,

И демон метроманов

Не властвует тобой.

А) И.И. Пущину

Б) А.М. Горчакову

В) А.А. Дельвигу

11. Задолго до П.И. Чайковского русские барышни, сидя за клавикордами, распевали эту томную любовную элегию:

Слыхали ль вы за рощей глас ночной

Певца любви, певца своей печали…

Когда в лесах вы юношу видали,

Встречая взор его потухших глаз,

Вздохнули ль вы?

Назовите стихотворение А.С. Пушкина, в котором поэт прощается с печально-светлой юношеской влюблённостью?

12. Заседания и приём новых членов этого литературного общества обставлялись комическими церемониями: беднягу наряжали в хитон, обвешанный раковинами, в широкополую шляпу. Давали в руки посох и лук и велели пустить стрелу в чучело, изображавшее Дурной Вкус, или А.С. Шишкова, выступавшего за сохранение славянской лингвистики. Каждому члену этого общества, помимо общего титула - Его Превосходительство Гений или Гусь - давалось прозвище, чаще всего взятое из баллад Жуковского. Жуковского звали Светланой, Блудов назывался Кассандрой, Вяземский - Асмодей, Уваров - Старушка, В.Л. Пушкин - Вот и Староста, А.И. Тургенев - Эолова Арфа, за непрестанное бурчанье в животе и Две Огромные Руки, за страсть собирать книги и рукописи. Назовите литературное общество.

13. Этой поэме, которую беспощадно высмеивали в кругах Пушкина, считая её высокопарной риторикой, поэт посвятил эпиграмму:

Пожарский, Минин, Гермоген

Или спасенная Россия  –

Слог дурен, темен, напыщен –

И тяжки словеса пустые.

Назовите автора и название поэмы.

14. Московский профессор русской словесности, С.П. Шевырев, вспоминая о Пушкине, писал: «Весь Парнас русский, начиная от Ломоносова до непосредственных предшественников Пушкина, участвовали в его образовании. Он есть общий питомец всех славных писателей русских, и он достойный и полный результат в прекрасных формах языка отечественного. Сознание этих отношений своих к русскому Парнасу и благодарную память предания Пушкин выразил в стихотворении, благородно венчающем его могучую юность и свидетельствующем раннюю зрелость его гения. Это послание Пушкина, начинающееся словами: «Благослови, поэт», обращено к непосредственному его учителю … К кому?

15. Из всех предшествующих Пушкину русских поэтов ближе всего был ему Батюшков. У Пушкина - это он сам признавал - была созвучность с батюшковским стихом. Не случайно начинающий Пушкин с первым своим стихотворным посланием обратился именно к Батюшкову. Лицеисты знали наизусть стихи «Парни Российского», как Пушкин назвал Батюшкова, скучали, если долго не находили его новых стихов в журналах. Об этом лестном читательском нетерпении говорит первое послание Пушкина Батюшкову. Как оно называется?

16. Пушкин! Пушкин! Он и в лесах не укроется!

Лира выдаст его громким пением,

И от смертных восхитит бессмертного

Аполлон на Олимп торжествующий.

И ланиты его от приветствия

Удивленной толпы горят пламенем…

Назовите автора.

17. Первые строчки этой поэмы были написаны Пушкиным в Лицее, в карцере на стене. Но по-настоящему сложилась поэма в самом процессе работы. Название поэмы.

18. Одним из любимых жанров А.С. Пушкина было дружеское послание, полное искренних признаний. Одним из образцов таких признаний можно считать  стихотворения, посвященные Чаадаеву. Назовите их.

19. В ту ночь, когда была закончена поэма «Руслан и Людмила», этот известнейший поэт поднес автору свой портрет с такой надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила», 1820, Марта 26, великая пятница». Назовите имя побежденного поэта.

20. Именно этот роман Пушкин писал увлеченно, а потом внезапно остыл к процессу и далее к работе не возвращался. Писатель был вдохновлён историей белорусского дворянина Островского, которую ему рассказал московский друг П. В. Нащокин. Этот рассказ, дополненный фактами судебного производства, стал основой романа. По словам великого В. Белинского, этот роман является одним из «поэтических созданий», отражающих русское общество. О каком романе идёт речь?