Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Лучшие работы Всероссийского литературного конкурса, посвящённого 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова «Не угасает свет его стихов…»

Качмазов Р. ГБОУ РФМЛИ г. Владикавказа, Республика Северная Осетия-Алания. Номинация: "Живая память о поэте" (чтение стихов). Работа: М.Ю.Лермонтов "Тамбовская Казначейша". Руководитель: Джиоева Л.О.

Смотреть работу

 

Тедеева Я. ГБОУ РФМЛИ г. Владикавказа, Республика Северная Осетия-Алания. Номинация: "Живая память о поэте" (чтение стихов). Работа: М.Ю.Лермонтов "Я не унижусь пред тобой". Руководитель: Джиоева Л.О.

Смотреть работу

 

Прокушева А. МБОУ "Читканская СОШ" Баргузинского района Республики Бурятия. Номинация: "Мой Лермонтов" (творческая). Работа: "И пусть парус  твоей души будет вечен…". Руководитель: Козулина Е.А.

 

Коваленко И.И. МБУ «ЦБС городского округа Сызрань»  Центральная детская библиотека им.  А. П. Гайдара. Номинация: «Свободная тема». Работа: «Интерактианая викторина "По следам великого поэта".

Cмотреть работу

 

Гладкова Ю. МБУК ГМЦРБ Структурное подразделение Кугультинская детская библиотека. Номинация: "Мой Лермонтов" (творческая). Работа: "К нам Лермонтов сходит, презрев времена". Руководитель: Золоторёва И.В.

 

Назырова Е. МБОУ СОШ №10 г. Куйбышева Новосибирской области. Номинация: "Мой Лермонтов" (творческая). Работа: "Взгляд через века". Руководитель: Хмелевская И.В.

 

Назмутдинова С. ГБПОУ Уфимский колледж ремесла и сервиса им. А. Давлетова. Номинация: "Живая память о поэте" (чтение стихов). Работа: "Смерть поэта". Руководитель: Алибаева А.А.

Смотреть работу

 

Беляева П. ГБПОУ Уфимский колледж ремесла и сервиса им. А. Давлетова. Номинация: "Мой Лермонтов" (творческая). Работа: "Мой Лермонтов". Руководитель: ​Алибаева А.А.

 

Климова В. ГБПОУ Уфимский колледж ремесла и сервиса им. А. Давлетова. Номинация: "Мой Лермонтов" (творческая). Работа: "Портрет М.Ю. Лермонтова" . Руководитель: ​Алибаева А.А.

 

Исанов Н. ГБПОУ Уфимский колледж ремесла и сервиса им. А. Давлетова​. Номинация: "Живая память о поэте" (чтение стихов). Работа: "Смерть поэта". Руководитель: ​Алибаева А.А.

Смотреть работу

 

Сухих М. МАОУ "СОШ №2 С КАДЕТСКИМИ КЛАССАМИ" г. Губаха Пермского края. Номинация: "Живая память о поэте" (чтение стихов). Работа: "Ангел". Руководитель: ​Фомина О.В.

Cмотреть работу

 

Логинова Д. СПб ГБПОУ "Колледж Петербургской моды". Номинация: "Мой Лермонтов" (творческая). Работа: Портрет М.Ю. Лермонтова. Руководитель: Колигаева С.А. ​

 

Ёлкина Е. СПб ГБПОУ "Колледж Петербургской моды". Номинация: "Мой Лермонтов" (творческая). Работа: Рисунок к стихотворению "Смерть поэта". Руководитель: Колигаева С.А.

 

Гаврилова Л.  СПб ГБПОУ "Колледж Петербургской моды". Номинация: "Мой Лермонтов" (творческая). Работа: Рисунок к стихотворению "Один среди людского шума...". Руководитель: Колигаева С.А.

 

Филиппова Ю.  СПб ГБПОУ "Колледж Петербургской моды". Номинация: "Мой Лермонтов" (творческая). Работа: Рисунок к стихотворению "Он был рождён для счастья, для победы". Руководитель: Колигаева С.А.

 

Шель И.  СПб ГБПОУ "Колледж Петербургской моды". Номинация: "Живая память о поэте" (чтение стихов). Работа: М.Ю. Лермонтов "Я не унижусь пред тобою". Руководитель: Бутакова Н.В.

Cмотреть работу

 

Козлов Е.  СПб ГБПОУ "Колледж Петербургской моды". Номинация: "Живая память о поэте" (чтение стихов). Работа: М.Ю. Лермонтов "Штосс". Руководитель: Колигаева С.А.

Cмотреть работу

 

Вайчунене Е.Я. Плёсо-Курьинская ООШ филиал МБОУ "Хабарская СОШ №2" Алтайского края Хабарского района. Номинация:  "Мой Лермонтов" (творческая). Работа: "Портрет Лермонтова" в технике кинусайга.

 

Агафонова П. ГАПОУ ПО "Пензенский колледж пищевой промышленности и коммерции". Номинация: "Мой Лермонтов" (творческая). Руководитель: Шачина Н.С.

 

Дегтярёва В. МБОУ "СОШ №2 им. С.И. Подгайнова г. Калининска Саратовской области". Номинация: "Мой Лермонтов" (творческая). Работа: "Белеет парус одинокий". Руководитель: Ершова С.А.

 

Календа К. СП ГБОУ СОШ № 4 - Дом детского творчества г.о. Чапаевск Самарской области. Номинация: "Мой Лермонтов" (творческая). Работа: "Бородино". Руководитель: Тимошкина О.А.

 

Кищаева В. СП ГБОУ СОШ № 4 - Дом детского творчества г.о. Чапаевск Самарской области. Номинация: "Мой Лермонтов" (творческая). Работа: "Герой нашего времени". Руководитель: Тимошкина О.А.

 

Кузнецова А. ГБПОУ РО «Новочеркасский промышленно-гуманитарный колледж». Номинация: ​"Мой Лермонтов" (творческая). Работа: Иллюстрация к стихотворению М.Ю.Лермотова "Гроза". Руководитель: ​Ермак Н.П.

 

Подорога О. ГБПОУ РО «Новочеркасский промышленно-гуманитарный колледж». Номинация: "Мой Лермонтов" (творческая). Работа: Иллюстрация к стихотворению М.Ю.Лермотова "Осень". Руководитель: ​Ермак Н.П.

 

Фискова Д. ГБПОУ РО «Новочеркасский промышленно-гуманитарный колледж». Номинация: "Мой Лермонтов" (творческая). Работа: Коллаж. Руководитель: ​Ермак Н.П.

 

Аносова В. ГБПОУ РО «Новочеркасский промышленно-гуманитарный колледж». Номинация: "Мой Лермонтов" (творческая). Работа: Портрет. Руководитель: ​Ермак Н.П.

 

Дахова Д. МАОУСОШ 9 г. Армавир. Номинация: "Мой Лермонтов" (творческая). Работа: Рисунок к произведению "Парус". Руководитель: ​Майорова О.Г.

 

Ларихина О. ЧПОУ "Газпром техникум Новый Уренгой". Номинация: "Мой Лермонтов" (творческая).

 

Гатиятуллин А. ЧПОУ "Газпром техникум Новый Уренгой".  Номинация: "Мой Лермонтов" (творческая)

 

Ерыкалов С. ЧПОУ "Газпром техникум Новый Уренгой".  Номинация: "Мой Лермонтов" (творческая)

 

Керейтов Р. ЧПОУ "Газпром техникум Новый Уренгой".Номинация: "Известные строки поэта" (кроссворд)

Смотреть работу

 

Рэчила К. ЧПОУ "Газпром техникум Новый Уренгой". Номинация: "Мой Лермонтов" (творческая)

 

Белоконь Т. ЧПОУ "Газпром техникум Новый Уренгой". Номинация: "Мой Лермонтов" (творческая)

 

Беляева В. ЧПОУ "Газпром техникум Новый Уренгой".Номинация: "Известные строки поэта" (кроссворд)

Cмотреть работу

 

Скоблик А. ЧПОУ "Газпром техникум Новый Уренгой". Номинация: "Он больше, чем поэт…"  (плакаты и стенгазеты)

 

Руденко Л.В. МКУДО Дом детского творчества г. Минеральные Воды. Номинация: "Душа уставшая моя…" (методические разработки). Работа: "Неизвестный Лермонтов"

Cмотреть работу

 

Миронченко Б. МКУДО Дом детского творчества г. Минеральные Воды. Номинация: "Мой Лермонтов" (творческая). Работа: "Люблю Кавказ, но странною любовью". Руководитель: ​Сайдова М.Х.

 

Проходенко Х. ЧОУ Православная гимназия г.Тюмени. Номинация: ​"Мой Лермонтов" (творческая). Работа: Портрет М.Ю. Лермонтова. Руководитель: ​Пеньковцева Е.Г.

 

Бобкова О.В., Сартакова Н.Б., Хлебникова М.В. МКДОУ г. Новосибирска "детский сад № 135 комбинированного вида "Речецветик". Номинация: ​"Живая память о поэте" (чтение стихов). Работа: "Белеет парус одинокий…"

Смотреть работу

 

Карпов В. Кондровская детская библиотека (филиал РМКУК "Дзержинская межпоселенческая центральная библиотека"). Номинация: "Нам дороги его творенья" (литературная). Работа: "Герой нашего времени". Руководитель: ​Тарасова О.В.

Cмотреть работу

 

Тюрина А. Кондровская детская библиотека (филиал РМКУК "Дзержинская межпоселенческая центральная библиотека"). Номинация: "Он больше, чем поэт…"  (плакаты и стенгазеты). Работа: "Ашик-Кериб! Руководитель: ​Малюженкова В.М.

 

Костина Д. МБОУ ДО "Центр творческого развития и гуманитарного образования" г. Суворова. Номинация: ​"Мой Лермонтов" (творческая). Работа: ​"Родина". Руководитель: ​Золоторева Н.Н.

 

Борисенков А. МБОУ ДО "Центр творческого развития и гуманитарного образования" г. Суворова. Номинация: ​"Мой Лермонтов" (творческая). Работа: ​"Белеет парус одинокий…" Руководитель: ​Золоторева Н.Н.

 

Митина Д. МБОУ ДО "Центр творческого развития и гуманитарного образования" г. Суворова. Номинация: ​"Мой Лермонтов" (творческая). Работа: ​"Герой нашего времени". Руководитель: ​Золоторева Н.Н.

 

Золоторев А. МБОУ ДО "Центр творческого развития и гуманитарного образования" г. Суворова. Номинация: ​"Мой Лермонтов" (творческая). Работа: ​"М.Ю. Лермонтов". Руководитель: ​Золоторева Н.Н.

 

Ильиных А. МБОУ СОШ № 4. Номинация: ​Свободная тема. Работа: ​Моему любимому поэту посвящается. Руководитель: ​Артемьева А.С.

«Моему любимому поэту посвящается»

Много знает Россия поэтов,
Что писали во все времена.
Но период Золотого Века
Не забудет весь мир никогда.
Пушкин, Вяземский, Мей, Баратынский,
Ломоносов, Жуковский и Фет,
Всех конечно же не перечислить,
Но средь них мой любимый поэт.
Это Лермонтов, лучший из лучших,
О любви, о свободе писал,
О России великой, могучей,
Он приемником Пушкина стал.
С ранних лет он с пером у лучины
Много думал о людях, страдал.
Буревестником,ветром гонимый,
Очень часто себя представлял.
В Пятигорск на военную службу
Он уехал России служить.
Любовался Кавказом прекрасным
И закончил он там свою жизнь.
С большим трепетом и любовью
Я читаю его стихи.
В них так много заложено смысла
В своём сердце ты их сбереги!

 

Абишева Н.А. МБУК г. о. Самара "Централизованная система детских библиотек". Номинация: ​"Душа уставшая моя…" (методические разработки). Работа: "Свои неясные мечты хотел я выразить стихами..."

Смотреть работу

 

Зарипова Э.Р. МАУК "Центральная межпоселенческая библиотека" Белебеевского района Поселенческая библиотека № 3 с детским отделением. Номинация: ​"Нам дороги его творенья" (литературная). Работа: "Роман на все времена"

Роман на все времена
В этом годуисполнилось 205 лет со дня рождения русского писателя, поэта, драматурга М.Ю. Лермонтова, человека настолько противоречивого, что даже современники не могли точно описать ни его внешность, ни, тем более, характер. Для одних он был хорошим другом с открытым веселым взглядом больших добрых глаз, другие считали его высокомерным, скучным и угрюмым человеком с отталкивающей внешностью. И только его дар не подвергался никакому сомнению – все признавали, что это достойный преемник Пушкина.
Его произведения до сих пор остаются актуальными и, видимо, будут таковыми, пока существует человечество. Со школьной скамьи мы впервые знакомимся с его гениальными творениями и навсегда влюбляемся в его творчество, интересуемся его биографией и, даже если и сталкиваемся с нелестными описаниями поэта его современниками, понимаем, какие обстоятельства стали причиной такого характера и такого поведения.
Когда-то А.С. Пушкин так отозвался о Байроне: «Он исповедовался в своих стихах невольно, увлеченный восторгом поэзии». Наверное, так же можно сказать и о Лермонтове. Отдавшись порыву вдохновения, он всю свою душу, мысли и переживания изложил в своих произведениях. Достаточно заглянуть в них, и мы увидим маленького мальчика, оставшегося без матери и разлученного с отцом, пылкого влюбленного, но отвергнутого юношу, одинокого и несчастного молодого человека.
Монолог Печорина, героя романа «Герой нашего времени», похоже, – невольная исповедь Лермонтова, объяснение становления его характера: «Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины».
Роман «Герой нашего времени», намного опередивший свое время и ставший первым психологическим романом в русской литературе, стал вершиной творчества Михаила Юрьевича. Сюжет его знаком всем жителям нашей страны, но каждый воспринимает главного героя по-своему. А самое интересное, что после повторного прочтения, лет через двадцать  после школы, остается совсем другое впечатление и от романа и от главных героев (правда, стоит оговориться, что такое происходит с любым классическим произведением, на то оно и классическое).
Во время учебы подростки не вдумываются в прочитанное, а только улавливают сюжет (в лучшем случае быстренько «проглатывают» заданное произведение, в худшем – находят краткое содержание). И только будучи взрослым серьезным (или не очень) человеком мы начинаем «смаковать» каждую фразу, сказанную героем, задумываемся над смыслом этих слов, подробно интересуемся биографией автора (по крайней мере, я так делаю), чтобы понять, почему он так написал, затем переосмысливаем свою жизнь и еще долго находимся под впечатлением, «переваривая» прочитанное. Именно это происходит, когда читаешь «Героя нашего времени». Ты понимаешь, что это навсегда останется классикой, потому что всегда будут холодные, непонятые обществом и иногда не понимающие себя Печорины, наивные Бэлы, добрые и открытые Максимы Максимычи…

 

Джамолова Ф. МБОУ СОШ № 71 города Новосибирска. Номинация: ​"Мой Лермонтов" (творческая). Работа: "Видение". Руководитель: ​Батищева М.А.

 

Чесунова В.А. МБОУ СОШ № 10 с УИОП г. Красногорска. Номинация: ​"Живая память о поэте" (чтение стихов). Работа: А. Дементьев "Лермонтов и Варенька Лопухина". Руководитель: Скакова Л.В.

Смотреть работу

 

Александрова Т.В. ГБПОУ НСО НТКП.  Номинация: ​"Душа уставшая моя…" (методические разработки). Работа: Такой разный Лермонтов.

Смотреть работу

 

Ткаченко С. ГБПОУ НСО НТКП. Номинация: "Известные строки поэта" (кроссворд). Работа: Вспоминая Бородино. Руководитель: ​Александрова Т.В.

 

Нураев А. МАОУ СОШ № 2 села Акъяр. Номинация: ​"Мой Лермонтов" (творческая). Работа: ​Рисунок "Парус", "Бородино". Руководитель: ​Азаматова Г.А.

 

Мухтарова Л. МБОУ "Сизобугорская СОШ имени поэта Мажлиса Утежанова" села Сизый Бугор Володарского района Астраханской области. Номинация: ​"Мой Лермонтов" (творческая). Работа: Рисунок "Парус". Руководитель: ​Джубаньязова А.В.

 

Абдуллина Э. КОУ УР "Республиканский центр образования молодежи" г. Ижевска Удмуртской Республики. Номинация: ​"Мой Лермонтов" (творческая). Работа: "Белеет парус одинокий…" Руководитель: ​Бектемирова А. Р.

 

Заидова А. МОУ -  лицей № 3 г. Галича Костромской области. Номинация: "Мой Лермонтов" (творческая). Работа: "Мой Лермонтов". Руководитель: ​Быкова Е.С.

 

Хомченко Е. МКОУ "Ключевская средняя школа" Тогучинского района Новосибирской области. Номинация: "Мой Лермонтов" (творческая). Работа: "Бородино". Руководитель: ​Фирсова С.В.

 

Кривцова А. МБОУ "Школа №19(25) им. вице-адмирала В.М. Головнина". Номинация: "Живая память о поэте" (чтение стихов). Работа: "Она была прекрасна, как мечта…". Руководитель: Бозина М.А.

Смотреть работу

 

Маслова М. МБОУ "Школа №19(25) им. вице-адмирала В.М. Головнина". Номинация: "Живая память о поэте" (чтение стихов). Работа: "Есть речи значенье…". Руководитель: ​Бозина М.А.

Смотреть работу

 

Черненко В. МОАУ гимназия №9 г. Свободного. Номинация: "Путешествие по лермонтовским местам". Работа: Путешествие. Руководитель: Зайцева Г.Ю.

Смотреть работу

 

Бадеев Т. МОУ "ЛИЦЕЙ №230" г.Заречный Пензенской области. Номинация: ​"Известные строки поэта" (кроссворд). 

Cмотреть работу

 

Васькина А. МБОУ  СОШ с. Романово Сосьвинского ГО. Номинация: ​"Мой Лермонтов" (творческая). Работа: Русская красавица Алёна Дмитриевна. Руководитель: Вялкова И.В.

 

Бармина П. МАДОУ детский сад №29 ''Аист''. Номинация: ​"Живая память о поэте" (чтение стихов). Работа: Стихотворение ''Молитва''. Руководитель: Аюпова Э.Т. 

Cмотреть работу

 

Учаева К. МБОУ СОШ им. Героя Советского Союза И.М. Каткова с. Базарная Кеньша Никольского района Пензенской области. Номинация: ​"Мой Лермонтов" (творческая). Работа: "А он, мятежный, просит бури…". Руководитель: Ефремова В.А.

 

Поддялова А. МБОУ СОШ им. Героя Советского Союза И.М. Каткова с. Базарная Кеньша Никольского района Пензенской области. Номинация: ​"Мой Лермонтов" (творческая). Работа: "Портрет поэта". Руководитель: ​Ефремова В.А.

 

Коровина В. БДОУ Сокольского муниципального района "Детский сад общеразвивающего вида №31 "Ромашка". Номинация: ​"Мой Лермонтов" (творческая). Работа: "Белеет парус одинокий…". Руководитель: Беневельская С.А.

 

Котова Р. В. ГПОУ "Шилкинский многопрофильный лицей". Номинация:  "Мой Лермонтов" (творческая). Работа: Рисунок. 

 

Полянская В. Круглинский филиал им. Героя Советского Союза И.А.Хромова МБОУ Кочетовской СОШ. Номинация: ​"Живая память о поэте" (чтение стихов). Работа: Стихотворение "Надежда". Руководитель: ​Юрасова Е.Э.

Смотреть работу

 

Бундин Д. МОБУ СОШ №13 им. И.И.Зарецкого п. Глубокого Новокубанского района Краснодарского края. Номинация: ​Свободная тема. Работа: ​"Венок поэту". Руководитель: Шумкова Е.В.

Венок поэту
 
                                                                      Как сладкую песню Отчизны моей,
                                        Люблю я Кавказ.
                                                                                         М.Ю. Лермонтов
 
***
Эльбрус двуглавый, величавый
Стоит, как грозный великан.
Он памятником вечной славы
Поэту русскому нам дан.
Кавказ – не родина поэта,
Но здесь он жил и здесь погиб.
И помнит Лермонтова поступь
Тропинки узенькой изгиб.
По ней он каждый день взбирался,
Смотрел на горы, не дыша.
И не кавказским ли привольем
Его наполнилась душа?!
***
Когда поэта хоронили,
Там, у подножья Машука,
В молчанье горестном застыли
Все музы, головы склоня.
Сверкали горные вершины
Суровым отблеском огня,
Их ледяные слезы стыли:
Природа плакала, скорбя.
***
Хотя пора весны и не настала,
Лежит букет цветов на пьедестале,
На мраморе холодном пламенея,
А я стою, от горести немея:
Гвоздики алые на снежном покрывале
Мне кровь горячую его напоминали.

 

Егоров Д. МОУ "Средняя общеобразовательная школа №6". Номинация: ​"Живая память о поэте" (чтение стихов). Работа: "Бородино". Руководитель: Пряникова М.Г.

Cмотреть работу

 

Ухова А. МОУ "Малечкинская школа" Череповецкого района Вологодской области. Номинация: "Мой Лермонтов" (творческая). Работа: Рисунок к стихотворению М.Ю Лермонтова "Парус" . 

 

Гаврилова Л.С. Первомайская библиотека МБУК "МЦБС Завьяловского района" Удмуртия. Номинация: "Живая память о поэте" (чтение стихов). Работа: "Мятежный романтик - читаю Лермонтова." 

Смотреть работу

 

Лепехина Т. ГОУ ЛНР "Алчевский коллегиум №1 им. Христины Алчевской". Номинация: "Мой Лермонтов" (творческая). Работа: Рисунок к стихотворению "Два сокола". Руководитель: Троценко О.П.

 

Лебедев А. БУ "Урайский политехнический колледж". Номинация: Свободная тема. Работа: "Сонный пленник". Руководитель: Грачева О.С.

«Сонный пленник».
Февраль-прекрасная пора. За окном тает, не спеша белый, пушистый, лёгкий снег. Солнце начинает нагревать матушку землю. Черные вороны строят свои уютные “дома”, а свиристели только начинают заселять ветки рябин и кустики брусники. За всем этим прекрасным чудом наблюдал Александр Сергеевич Пушкин. Последняя его дуэль с Дантесом чуть не погубила величайшего поэта. Шальная пуля попала поэту прямо в плечо-на вылет, но хорошо, что не задела жизненно важные органы. А вот Дантесу повезло меньше. Выпущенная пуля из твердой руки Александра полетела быстро, точно, как стрела, выпущенная английскими войнами, и прямо в цель-сердце. Смерть противника была быстрой и практически безболезненной. Раненый, но защитивший свою честь, Пушкин вернулся домой той зимой: двадцать девятого января одна тысяча восемьсот тридцать седьмого года.
Дома, как на балу, все встретили Александра тепло и душевно, с криками счастья и слезами переживания. Многие волновались за то, что он погибнет, но только его лучшие друзья знали, что он- непобедим. Так верил и думал Михаил Юрьевич Лермонтов. Он считался продолжателем дела прекрасного поэта, знал все его стихи, как свои пять пальцев, читал каждое произведение, написанное им. Но вот незадача, он ни разу не встречался лично с великим поэтом. Главной мечтой его детства было личное знакомство с Пушкиным, но ряд обстоятельств не позволял сделать этот  решительный шаг.
И вот узнав о победе Пушкина в дуэли Лермонтов понял, что мог и не встретится с ним если бы он умер. Тогда он решил перебороть свою стеснительность и прийти к Пушкину с “Поздравительным приветом”. Встретившись в очередной раз с Натальей Гончаровой, Лермонтов был приглашён  в дом Пушкиных .Волнение и страх не покидали Лермонтова , в голове прокручивались различные и непредсказуемые  исходы разговоров. Пот ,проступающий на висках, руки становившиеся влажными, дрожь, страх, паника…
 “Спокойно Миша, спокойно. Ты тоже поэт, пусть не такой известный, но все же-с поэт. Да и Александр слышал о тебе не мало всего, наверняка рассказывали. Если бы было все плохо, то Наталья даже и не решилась бы идти домой и предупреждать. Соберись Миша, соберись!» - настраивал и успокаивал себя Михаил.
Через пару минут он видит Наташу с машущим платком.
«Одобрил… Ну, с Богом.» -сказал Лермонтов и направился в дом семьи Пушкиных.
***
-Добрый день, Александр Сергеевич.
-О, Михаил Юрьевич, и вам здравого дня. Вы проходите, присаживайтесь, а я скоро подойду. Боюсь потерять музу в этом прекрасном виде из-за окна.
Выглядит невежливо, но Михаил понимал его проблему и решил не говорить свою прихоть, а сесть за удобное кресло и молчаливо ожидать. “Фух… Так, в приветствии не запнулся, уже хорошо… Дальше все должно пойти, как по морю со штилем.” -сказал Лермонтов про себя и вытер мокрый лоб платком.
-Черт возьми! Ненавижу! Как же не вовремя муза меняет свою интонацию! –Александр порвал лист, на котором он писал свою рукопись. –Наташа, принеси мне и гостю шампанское! “Вдова Клико”, ты знаешь, где оно лежит! – Пушкин тяжело вздохнул и закрыл глаза пальцами левой руки. –Михаил, простите бога ради, не думал, что я способен на такое при госте сотворить.
-О нет-нет, что вы, не нужно извиняться перед домной. Я вас прекрасно понимаю, как писателя и «отца творения». Извиниться должен, я. Никак не знал о том, что вы пишите очередное превосходное стихотворение, которые вышло бы в свет и осветило людям тропу тернистую.
-Вечный может продолжиться спор наш и продолжать его не стоит. Все мы грешники и бог нас простит.
Наташа тем временем принесла на серебряном подносе шампанского и два бокала под него.
-Вот, как и просил. Вам принести что-то съедобного под шампанское? –сказала Наталья, ставя на небольшой столик напиток и бокалы.
-Да, царица моя, принеси-ка ты нам фруктов заморских да нарежь их, закусывать надобно же.
-Да, Сашенька.
Наташа поклонилась и направилась к выходу из комнаты.
-Ну-с, Михаил Юрьевич, не просто так пришли в мою уютную берлогу. Дело озорное или указ очередной от царя? –громким голосом и с улыбкой на лице сказал Пушкин.
-Не смешите меня, Александр Сергеевич, какой царь? Меня уже грозят отправить в ссылку на Кавказ за оскорбление одного генерала. И я пришел не душу вам свою изливать, а познакомиться с вами по ближе. О вас много прочитанного и слыханного, ваши друзья то и дело говорят о вас приятные вещи. Парой не верится, что существует вообще такой великий человек. –сказал Лермонтов, затем отпив шампанского из своего бокала.
-Какой я только лести о себе не слышал. И великий император русских стихотворцев, и поэт всея Руси, и, что только не слышал. Не зря, что я памятник воздвиг себе нерукотворный. Будут помнить обо мне… будут. –Александр отпил бокал шампанского. –Что ж, раз соизволили себе потревожить меня, то начнем наше маленькое знакомство. Предлагаю уже сойти с манеры высшего уважения и сойтись на ты. И я тут услышал краем уха, оказывается активный вид деятельности пальцами позволяет намного лучше функционировать и усваивать любую информацию, поэтому предлагаю сыграть в карты.
Пушкин наклонившись под столик взял стопку игральных карт и начал ловко фасовать ими. Карты словно таяли в его руках, развивались по ветру между его пальцами. Смотря на ловкие движения рук кажется, что карты и не смешиваются, а просто оставались в его руках.
-Был бы рад, но я, пожалуй, откажусь. Неудачливый я, и так знаю, что проиграю вам. –Михаил с грустной улыбкой сказал Александру.
-Ну и покорно вам, с чертом сыграете. –Пушкин с недовольным взглядом положил колоду карт обратно и отпил бокал напитка. –Чувствую, без закуски мы и до бокса дойдём. Жёнка, давай побыстрее закуски нам! А то чертов благословлять будем в пьяном виде!
Из-за двери с подносом выходит Наташа. Её пальцы были покрыты красным соком от клюквы.
-Прошу простить меня, долго искала, что вам преподнести на стол.
Наталья поставила на стол поднос с фруктами. На нём кроме яблок и груш присутствовали и ягоды, а именно клюква. Рядом с ягодой стояла чашечка с сахаром. «Клюква с сахаром к шампанскому? Что-то новое…» -подумал про себя Михаил.
-Мой любимый десерт. Спасибо, ангел мой. Понадобится твоя помощь милейшая, я позову.
-Хорошо, Сашенька.
Натали поклонилась мужчинам и вышла из комнаты.
-Спасибо вашей жене за такое гостеприимство, но меня интересует один вопрос. Бокс-что это? Вид дуэли, вызов сатаны, драка? Для меня-это что-то новое. –с любопытством поинтересовался Лермонтов.
-Хо-хо… Миша-Миша. Бокс-кулачный бой. Не тот, который происходит между пьяницами, а честный, с судьёй, в определённом месте под названием-ринг! –восторжествовал Александр.
-Кулачный бой? Хо-хо, не смешите меня, Александр, куда вам драться? Вы уже не так молоды, как были. Уже седина старческая пойдёт. Вам бы детей воспитать да им эти знания и преподнести.  
Александр Сергеевич уже со злостью смотрел на Михаила Юрьевича. Кулаки Пушкина сжимались так, что вот-вот он сам себе сломает все кости, а сильная дрожь уже бежала по спине и рукам Лермонтова. Александр резко встал со стула и принялся уже ударить богатырским кулаком по лицу Михаила, но тот увидел, что он зажмурился, прикрыв лицо руками. Через мгновение Лермонтов слышит тяжелый звук, упавший на стол. Это был пистолет.
-Думаешь, я тебя свои хоромы пригласил и можешь смеяться надомной! Думаешь останешься прощёным за свои возгласы обо мне! Бери пистолет, светский лев! Решим все по-мужски за твои слова! –крича на своего гостя Александр Сергеевич.
-С…Саша… Какая дуэль?! С тоб… с вами я не намерен стреляться, да ещё и в доме при вашей семье! Одумайтесь! Я извиняюсь за свои грешные слова! Александр…! –говорил Михаил Юрьевич 
-Бог простит, Мишенька… Бог. А моё имя ты не смеешь осквернять такими словечками! –Александр оттолкнул Михаила от ноги и нацелился прямо в грудь гостя. -A bientôt, prisonnier caucasien (До встречи, Кавказский пленник).
Александр выстрелил в грудь Михаилу.
***
   “Это был сон? Неужели... сон… Не верю. Но, что это? Мартынов?! Но мы же были товарищами по юнкерской школе. Зачем ты направил на меня свой пистолет? Что с тобой мы братец мой не поделили? Девицу чадную аль долг не вернул тебе казённый? Может, слово острое дружбу нашу погубило… слово… точно… Больно и жестоко я о тебе сказал тогда. Прости, Коленька, прости… Но Саша! Саша Пушкин! Откуда он в голове моей грешной!? Коль сам себе его представил, коль божий сон ко мне пришёл!? Сон…Божий сон явился на последок мне! Спасибо вам, Иисус господь, за чудный сон. Увижу я своего кумира, пожму я руку натощак и… и буду вспоминать о Катеньке своей любимой… Прощай земля, укрытая грехами, прощайте Николай, прощай Катя. Встретимся на небесах…»
Бездыханное тело Лермонтова окончательно упала за землю. Его глаза были налиты слезами, а улыбка так и не сошла с лица.

 

Гнеушева Г. МБДОУ д/с № 6 "Родничок" г.о. Красноармейск Московской области. Номинация: "Живая память о поэте" (чтение стихов). Работа: "Казачья колыбельная песня". Руководители: Малаха Я.С., Мальфанова Ю.А.

Смотреть работу