Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Лучшие работы Всероссийского конкурса, посвящённого памяти павших на полях сражений во всех войнах «…И превратились в белых журавлей»

Чириков Н., Эверстов А. 7, 9 класс МБОДО Табалахский филиал Батагайской школы искусств. Работа: Алеша. Руководитель: Третьякова А.В.

Смотреть работу

 

Стадникова Д. 15 лет МБОУ "Целинная СОШ № 1" Целинный район Алтайский край. Работа: "Слава падшим героям". Руководитель: Камышникова Г.Е.

 

Романова Д. 14 лет МБУДО "Детская художественная школа №5" г. Казань. Работа: "Птицы надежды".

 

Яковлева Е.Ю. учитель МАОУ "Средняя общеодразовательная школа №8 с УИМ и АЯ" г. Боровичи Новгородской области. Работа: Особенности организации и проведения образовательной акции «День белых журавлей» в условиях модернизации современной школы . 

Смотреть работу

 

Гладышева А. 15 лет МОУ Первомайская СОШ №3 п. Первомайский Шилкинский район Забайкальский край. Работа: "…не вернувшиеся с войны". Руководитель: Козловская М.Г. 

 

Санникова В. 13 лет МКОУ СОШ с. Кулыги Вятскополянского района Кировской области. Работа: Очерк "Стала детским садом им война" . Руководитель: Лопаткина Л.Л. 

ОЧЕРК
 «СТАЛА ДЕТСКИМ САДОМ ИМ ВОЙНА»
(Жизнь тружеников тыла на примере военного детства моей бабушки)
 
Недавно мне в руки попали  незнакомые, исписанные  каллиграфическим почерком листы бумаги. Оказывается, это история жизни моей бабушки Санниковой Риммы Николаевны, которую она написала для внуков и правнуков.  Я начала их читать и очень увлеклась…
Особенно меня затронули страницы, рассказывающие о Великой Отечественной войне. Она видела войну глазами ребенка, еще юной девочки, живущей в тылу. Она вспоминала, и записывала. Это рассказ о её собственной жизни – борьбе за выживание.
Бабушке было всего  два года, когда началось это страшное событие. Её отец погиб ещё в Финскую компанию. Жила она со своей мамой, вдовой, которую почти не видела, потому что та всё время была на работе: уходила рано, а возвращалась поздно. Зато бабушка хорошо помнит мою прапрабабушку, весьма великодушного человека, около которого «грелась» вся семья. Анна Николаевна  всех обстирывала, кормила, а семья была очень большая. Прапрабабушка и прапрадедушка работали на конном дворе: кони в то время были военнообязанные. «Сегодня можно иногда слышать, - говорит Римма Николаевна, - что сейчас нам трудно живётся. Трудно? Вы даже представить не можете, как жили люди во время войны».
Чтобы накормить семью, прапрабабушка Анна вставала в три часа ночи, зажигала коптилку, которую ставила на шесток и начинала  извечную женскую работу: готовила на завтрак суп-салму, пекла перед пылом опалишки, варила на день картошку и делала паренку. А когда печь протапливалась, пекла хлеб. 
Моя бабушка Римма спала с прапрабабушкой  на этой  «печи-кормилице» (так её называли в семье) среди  сохнущих валенок и одежды  и поэтому просыпалась в одно время с хозяйкой. Сверху  наблюдала, что происходит около печи. А когда не надо было печь хлеб, моя прапрабабушка вязала носки, варежки, чтобы  отправить их на фронт. 
У неё два сына ушли защищать Родину.
Помню, как она ночью в лютый мороз выходила на улицу и молилась, подняв руки к небу. В морозном воздухе стоял гул от далёких взрывов. Это эхо доносило до вятской глубинки ужасы Сталинградской битвы. Баба Римма спрашивала её, почему она так молится, на что прапрабабушка Анна отвечала: «Так ближе к Богу! А ночью слышимость лучше». Потом она звала ребятишек послушать залпы орудий. Все стояли и плакали. И ведь вымолила: оба сына после войны вернулись домой.
Мой прапрадедушка Пивоваров Василий Игнатьевич работал старшим конюхом. В конце 1942 года, в лютый мороз, в колхозе сломался ветряк, который снабжал водой конный двор. Он полез наверх ремонтировать этот ветряк, так как оставлять без питья лошадей было нельзя (это расценивалось как саботаж). Ветряк он отремонтировал, но сам очень простыл и через неделю умер от воспаления лёгких.
Детство бабушки Риммы пришлось на военные годы. Очень много в селе было эвакуированных из Ленинграда, которых распределяли по домам, и с ними кулыжане делились последним куском хлеба и картошкой. Со слезами на глазах она вспоминает: «А мы, ребятня, как наступит весна, находились на подножном питании. Сначала ходили на поле, где в прошлом годе росла картошка, искали гнилые клубни, их мыли, мяли и получались галеты. В народе их называли «тошнотики», потому что, если съесть больше трёх, начинало рвать. Есть такая трава пестик-скрипунок. Это уж витамин! Потом ели сосновые и еловые ягоды, малинник, ежевичник, кашку из ивы. Так что если сейчас говорят, что это всё полезно, я почему-то не хочу, видимо, в детстве наелась».
Особенно запомнилась бабушке осень 1942 года. Поздно кто-то постучал в окно и сказал, что племенной конь Гетман отбил дверь в колхозном стойле и убежал в поле. Его искали с фонарями и нашли, но он сломал ногу. Что тут началось! Приехала милиция, проводила дознание: не умышленно ли кто это сделал. Ведь лошадей отправляли в армию. Когда их отправляли, люди видели слёзы на глазах животных. Так вот того Гетмана приказали зарезать. Шкуру и мясо увезли в город, а кишки отдали конюхам. Женщины их почистили, промыли, изрезали, отварили  и нажарили на большой сковороде. Сами есть не стали, а усадили за стол ребятню и накормили. «Вкуснее этого блюда я не едала за всё своё голодное детство. Но мы выжили и победили,» - вспоминает Санникова Р.Н.
Голод – это страшное слово пришло к нам в 1947 году: в то лето не уродились ни хлеб, ни картошка. Заготовленное сено сгнило. Так что нечем было кормить скотину и нечего было есть самим. «Я запомнила лица некоторых людей: они были суровые и как будто покрытые мхом, - говорит бабушка Римма.- Все ждали весну, чтобы перейти на подножный корм. А сколько с голоду у людей было вшей! Страшно даже вспомнить».
Тут она, заплакав, обратилась к нам: «Вы когда-нибудь видели детские голодные глаза? В их числе была и я. Есть хотелось всегда: и днём, и ночью. Когда начался сенокос, нашим матерям на лугах давали завариху (кипятком заваренную муку, погуще киселя). Так мы наших кормилиц встречали у деревни и кричали: «Мама, ты киселю принесла?» Они сами были полуголодные, но нам всегда приносили».
Когда поспевала рожь, дети отправлялись в поле, залезали в рожь подальше от дороги, чтобы никто не увидел, и начинали колоски молотить сначала в ладошку, а потом в рот. Если сумеешь, то в маленький кошелек положишь, чтобы домой для травяного супа унести. Вот тогда начались облавы. Сколько родителей пострадало, которые пытались накормить своих голодных детей! Наконец рожь в колхозе сжали, муку смололи и понемногу дали колхозникам. «Моей маме досталось 3 кг муки. Она испекла 4 калабашки хлеба. Какой хлебный запах стоял! Разве его забудешь?»- с болью  говорит баба Римма.
Отрезала ей мама горбушку хлеба и говорит: «Вот тебе на день, больше не отрезай». А что голодному ребенку эта горбушка? Она хорошо помнила, что больше отрезать нельзя. Тогда детский мозг придумал откусывать хлеб, а не отрезать. К приходу матери с работы все калабашки были обкусаны. Поругали её, а она поплакала, но духом не пала.
Время стремительно идёт вперёд. Однако война не стёрлась из памяти людей, и забыть те дни нельзя. Потому что история – это судьба каждого, кто вынес на себе четыре года смертельных боёв, четыре года ожидания и надежды, кто проявил мужество и героизм в тылу, кто  страдал от голода и холода, от невозможности вернуться в детство.

 

Фролова С. 14 лет МБУДО "ЦРТДиЮ" Ленинского района г.Барнаула. Работа: Мы замолкаем, глядя в небеса. Руководитель: Усольцева В.А.

 

Захарченко М.И. МКУК "Маслянинская централизованная библиотечная система" Поселковая библиотека Новосибирской области. Номинация: "Ребята с нашего двора". Работа: Солдатами не рождаются, солдатами становятся.

Смотреть работу

 

Евтушенко В. МКДОУ ЦРР детский сад № 13 г. Россоши. Работа:  "Журавли нашей памяти". Руководители: Сергиенко А.В., Колесникова Н.В.

 

Бородина К. МБОУ "Берлинская ООШ" Зырянского района Томской области. Номинация: "Без срока давности…" (историческая) . Работа: Исследовательский проект "Давным-давно была война. Памяти танкого аса К.М. Самохина посвящается". Руководитель: Моисеев А.В.

Смотреть работу

 

Волонтёрское движение "Ветер перемен" 16-17 лет ГБПОУ РО "Константиновский технологический техникум". Номинация: свободная тема. Работа: Акция "Зов белых журавлей". Руководитель: Сажнева Н.Н.

Смотреть работу

 

Давыдова В. МБУ ДО "ЦВО "Творчество" г.о. Самара п/к "Дружба". Номинация: "Журавли нашей памяти" (творческая) . Работа: "Ты же выжил, солдат…". Руководитель: Чернова Л.М.

 

Лобов А. МБУ ДО "ЦВО "Творчество" г.о. Самара п/к "Дружба". Номинация: "Журавли нашей памяти" (творческая) . Работа: "Бери шинель, пошли домой". Руководитель: Семакина Л.Я.

 

Семёнова Е. 11 лет МКОУ "Лемешкинская СОШ" Руднянского муниципального района Волгоградской области. Номинация: "Зов белых журавлей..." (литературная) . Работа: стихотворение "Война не выбирает по одёжке". Руководитель: Решетняк Е.В.

Война не выбирает по одёжке
 
Война не выбирает по одёжке,
Не ценится ни ум и красота,
Война не видит слез, не слышит крик девчонки,
Всё потерявшую из-за врага.
 
В бой шла спина к спине с бойцами
Девчонка молодая - 20 лет
В шинели старой, с синими глазами
Врагу огромный наносила вред.
 
Она громила фрицев за Россию,
За всех детей, за жен и за страну,
За то, что отнял враг своею силой
У мирного народа в ту войну.
 
И видя этот взгляд девчонки смелой
Вставал солдат  с колен и шел вперед
Освобождая земли от врага умело,

Чтоб жил спокойно на земле народ.

 

Копытова Т.М., Разбойникова С.В. МКОУ "Брылинская СОШ" Каргапольского района Курганской области. Номинация: "Журавли нашей памяти" (творческая). Работа: Стенгазета "Помним, гордимся и чтим…!. 

 

Блохина А. МБДОУ Рогоженский детский сад Сеченовского района Нижегородской области. Номинация: "Журавли нашей памяти" (творческая). Работа: Журавлиная песня. Руководитель: Блохина Т.Н.

 

Кубатаева Ф. ГБПОУ РД "Каспийское медицинское училище им.А.Алиева". Номинация: "Зов белых журавлей..." (литературная) . Работа: Сочинение в стихотворной форме. Руководитель: Ибрагимова И.Б.

Тихою вечернею порою
Ненароком вспомнив о войне
Дед вздохнет , рассказывая мне ,
Как лежал он на окровавленной земле ,
Раненый , задыхаясь от удушливого жара ,
Как горело всё вокруг от пожара. 
Он не может забыть тот смертный час ,
Когда вокруг него лежали товарищи по взводу
Отдавшие свою жизнь за нашу свободу.
Дед , не замечая свои раны,
Пополз по окровавленной земле
И чудом жить остался в этой бойне
И сказал он себе тогда : Я отомщу за вас , друзья!
Поднялся и нашел в себе силу ,
Чтобы в немцев бросить мину ,
Пытавших взять его живым .
Прошло с тех пор больше полувека
И понял я сегодня из уст деда,
Что жить остаются навека герои ,
Отдавшие свою жизнь за победу ,
И победный гром в далеком сорок первом
Сегодня стал для меня праздником и светом.
А солдаты , не вернувшиеся с войны,
Превратившись в «белых журавлей».
Живут сегодня рядом с нами
А герои превратились в обелиски , бронзу и гранит
И гордимся мы ими стократ,
И говорим им сегодня : «Спасибо за ясное небо!
Спасибо за счастливый сегодняшний день!»
И несём к их могилам сирень.

 

Юдина Е.Э. МБУ "Центр военно-патриотической работы и подготовки допризывной молодёжи "Ватан" Чистопольского муниципального района" г. Чистополь Республика Татарстан. Номинация: методические разработки. Работа: Музыкально-литературная композиция "Забытый полк".

Смотреть работу

 

Ансамбль "Семицветик" 13-14 лет МБУК Дворец Культуры им. А.С. Попова Артёмовского городского округа Свердловская область. Номинация: ​"В каждой строчке стучит сердце…" . Работа: "Журавли". Руководитель: Нисковских Ю.В.

Смотреть работу

 

Несмельцева В. 3 класс МБУДО "Дворец детского творчества" Мастерская "Хозяюшка" г.Невинномысск Ставропольский край. Номинация: Свободная тема. Работа: Панно "Белые журавли" (лоскутный витраж). Руководитель: Пегова О.Л.

 

Жеребятьев А. 4 класс МБОУ Дубовская НШ №1 Дубовский район Ростовская область. Номинация: "В каждой строчке стучит сердце…" . Работа: "Священная война" В. Лебедев-Кумач. Руководитель: Караджа С.Е.

Смотреть работу

 

Ногина Е. 3 класс МБОУ Дубовская НШ №1 Дубовский район Ростовская область. Номинация: "В каждой строчке стучит сердце…" . Работа: "Бинты" Ю. Друнина. Руководитель: Караджа С.Е.

Смотреть работу