Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.07.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая истории Военно-Морского Флота России «Героическая...
26.07.2024 г.
III Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Военно-Морского Флота России «Россия славится морской...
25.07.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню Военно-Морского Флота России «Как красив парад в...
23.07.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «Летнее настроение!»
08.07.2024 г.
Для каждого человека семья - это крепкий дом, где есть любовь, поддержка и опора, забота и взаимное...
07.07.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов «Мама - друга нет дороже...
06.07.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая семье и семейным ценностям (из цикла «...

Лучшие работы Всероссийского конкурса, посвящённого памяти павших на полях сражений во всех войнах «Летят они стаей живых журавлей…»

Рафальская Д. 16 лет МУДО "Дом творчества п. Карымское". Номинация: "Зов белых журавлей..." (литературная) . Работа: "Ах, война, что ж ты, подлая, сделала?".

«Ах, война, что ж ты, подлая, сделала?»
Афганистан... Навсегда в моем сердце это место. Навсегда в моей душе его горные пейзажи. Навсегда в моей душе мои друзья и боевые товарищи, которые остались лежать в его горных вершинах.
... Боевые действия в Кабуле. Я и мой друг, боевой товарищ Леха Капурин, вызвались добровольцами в отряд помогать раненым, выносить погибших из разбомбленного барака. Казалось бы, что может напугать нас, тогдашних бесстрашных двадцатилетних мужиков? Оказалось, может. Многое может.
Барак находился в центре села. Когда-то это был большой многоквартирный дом. Когда мы вошли в здание, от которого остались лишь стены, мы сразу увидели седого старика в шерстяном жилете. Он сидел на полу, склонившись над телом, и не просто кричал, а выл по-волчьи. Мы поняли, что старик сидел рядом с телом девушки только потому, что в руках он держал кусок цветастой окровавленной ткани. В углу сидели трое ребятишек, которые прижались друг к другу, как котята: девочка и два мальчика. На вид им было лет по пять - шесть от роду. Рядом с ними лежал ещё один труп - тоже девушки. Девочка охрипшим и дрожащим голосом повторяла что-то на своём языке и крепко прижималась к застывшим и как будто оглохшим мальчишкам.
Повсюду были кровавые следы, части тела. Это было страшно. Страшно и безумно жутко...
Леха шёл впереди, проверяя путь палкой, дабы не провалиться в погреб или не наступить на обгоревший труп. Вдруг хруст, мы сразу поняли, что это. Леха наступил на невзорвавшуюся мину. Он велел мне бежать. Но как я мог уйти, бросить человека, с которым дружили с детства, который не раз спасал мне жизнь? Вот так бросить и уйти? Я не принимал и не мог принять то, что сейчас мой самый близкий друг, практически брат, погибнет... На прощание мы сказали друг другу последние слова, рыдали, как дети, ей-богу, как дети, но пришлось взять себя в руки и уйти. Я отошёл на достаточное расстояние и отвёл всех. В последний раз взглянул на своего товарища и крикнул Лехе: "Прощай, брат", - и раздался взрыв. Так я потерял своего лучшего друга.
И потом, день за днём, час за часом, мы сражались не только с врагами, но и со своей силой воли, со своими чувствами.
Каждый день мы теряли друзей, братьев, сестер, родителей, а кто-то и семьи.
Не знаю, как удалось мне выжить, но я дошёл до конца, я сделал это вместе со всеми ребятами. Война окончена. И одна мысль крутилась в голове: "Лишь бы дома все были живы".
Через две недели я добрался до дома. И, о счастье, мой родной дом, мой тёплый очаг встречает меня. Переполненный чувством радости, счастья, тоски, я вошёл во двор и чуть не потерял сознание от безумного восторга, когда увидел бегущую в мои объятья, всю в слезах и причитающую маму. Кажется, мы готовы были задушить в объятьях друг друга. Я боялся отпустить её, чтобы снова не потерять. Но всё же уже кончено, теперь будет лишь покой и счастье, всё будет хорошо.
Дома все были живы и здоровы - это главное. Но все чаще и чаще я испытывал ноющую где-то под ребром, щемящую тоску. Все чаще мысли уносили меня туда... Где страшно и больно. Где остался мой брат по духу и воле. В моей душе была дыра.
Каждый год 15 февраля стою я у могилы моего Лехи, Лехи, которому могло быть сейчас 50 лет, стою и не понимаю, зачем была нужна эта смерть? Зачем и ради чего? Кому мы принесли свет и добро? И зачем сейчас они, такие же девчонки и мальчишки, отдают свои жизни в Иране, Ираке, Карабахе?
Война - это беда, ужас, боль. Это просто ад на земле, который мы сами себе создаем. Ад, из которого не выйдешь живым. Даже если будешь жить, не выйдешь. Война оставит тяжёлый и кровоточащий шрам в душе. Надо беречь мир. И себя в мире.

 

Романова Е. 13 лет МБОУ «Майкорская ОШИ для обучающихся с ОВЗ». Номинация: "Зов белых журавлей..." (литературная) . Работа: О.Киевская "Баллада о матери". Руководитель: Мальцева В.Л.

Смотреть работу

 

Никуличева О. 17 лет МБОУ Идеальская средняя школа Алаоского района Иркутской области. Номинация: "Журавли нашей памяти" (творческая) . Работа: Вы превратились в белых журавлей. Руководитель: Миронова С.С. 

 

Гурьянов А. 14 лет МБОУ "Средняя школа № 1" муниципального образования - городской округ г. Касимов Рязанской области. Номинация: "Зов белых журавлей..." (литературная). Работа:  Душа журавля. Руководитель: Рожкова О.А.

Смотреть работу

 

Поисковый отряд "Стрела"  9-10 класс МБОУ СОШ № 9 г.Новоалтайск. Работа: Ради жизни на Земле. Руководитель: Гоц Г.Ф.

Смотреть работу

 

Шилова С. МАОУ "Лицей№3" г. Перми. Номинация: "Зов белых журавлей..." (литературная). Работа: "Детям войны". Руководитель: Ванышева М.С.

ДЕТЯМ ВОЙНЫ!
Дети войны – ивушки тонкие,
Дети войны – душеньки звонкие…
Вмиг повзрослевшие, со взрослыми лицами,
Тенью ходячие братья с сестрицами.
 
Горечь войны так рано познавшие,
Родительских рук вразы потерявшие,
Что видели вы глазами огромными?
Зелёными, детскими, вдаль устремлёнными…
 
Копоть и дым вместо сказочных сосен?
Ужас потерь вместо солнечных вёсен?
Мирного неба вы тоже не видели,
Страхом покрытые, надежды хранители.
 
Милые наши, головушки с проседью,
Птицы, замерзшие заснеженной осенью,
Слёзы, застывшие… Поплачьте! Поплачьте!
Горячие ваши сердца вы не прячьте!
 
Верьте любимые, верьте хорошие,
Ребятушки наши с тяжёлою ношею.
Закончится ужас, отпустят терзания,
Верьте родимые, верьте отчаянно!!!
 
Дайте обнять ваши сжатые плечи,
Ручонки согреть, войной искалеченные.
Негрешные наши, ангелы вечные,
Дети войны, насквозь человечные…

 

Калинина В. МОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Михайловка Саратовского района Саратовской области". Номинация: "Зов белых журавлей..." (литературная). Работа: Место памяти и славы (сочинение-экскурсия). Руководитель: Дремлюга О.А.

Смотреть работу

 

Рогов К. МОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Михайловка Саратовского района Саратовской области". Номинация: "Журавли нашей памяти" (творческая). Работа: Смертельный таран (акварель). Руководитель: Седова Е.А.

 

Логачев М. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная Незнамовская школа».   Номинация: "Зов белых журавлей..." (литературная). Работа: "Важно помнить!". Руководитель: Баранова Л.А.

«Важно помнить!»
 
«И 100, и 200 лет пройдет, никто войны забыть не сможет...»
К. Симонов
 
         О чём я мечтаю больше всего и, наверное, все люди на планете? Все добрые люди хотят на Земле мира чтобы, никогда не свистели пули, не разрывались снаряды, а от этих пуль и снарядов не гибли дети и всё живое. 75 лет назад была Великая Отечественная война, в которой наш русский народ победил. Сколько война принесла потерь, сколько пришлось пережить народу до того момента, когда над Рейхстагом развернулось алое знамя. И мы должны об этом помнить. С детства вместе с родителями, бабушками и дедушками, идем мы с гвоздиками к вечному огню, рисуем открытки для ветеранов, учим стихи, и песни, чтобы не прервалась память, чтобы не угасал вечный огонь благодарности к солдатам, отдавшим за нас свои жизни. А как значимо, когда ты идешь в строю Бессмертного полка и с гордостью несешь портрет своего прапрадеда. Этого невозможно описать словами, в жилах стынет кровь, захватывает дух, и ты идёшь с верой в прекрасное будущее, которое тебе подарил наш отважный, мужественный русский народ.
         Москва занимает особое место среди городов-героев. В городе Москве есть огромное количество памятных мест, мемориалов и памятников, посвящённых событиям Великой Отечественной войны и героям, доблестно защищавшимся за Родину ценой своей жизни.
         Исполнилась моя мечта. Я побывал в нашей столице.
Моё знакомство с городом началось с Парка Горького. В этом парке много красивых мест, но самое интересное для меня это площадка с деревянными постройками в виде кораблей.
         В центре Москвы находится Красная площадь, здесь много музеев, различных архитектурных построек, много памятников, цветущих клумб, рядом набережная Москвы-реки. От всей этой красоты меня переполняло чувство радости и счастья.
         Но когда я проходил у Кремлёвской стены, я видел много одинаковых надгробных камней с надписями фамилий главнокомандующих нашей страны. Также я видел могилу неизвестного солдата, и обратил внимание на каменную плиту с надписью «Иосиф Виссарионович Сталин». Об этом главнокомандующем я уже знал, рассказывали в школе. Смотрел фильмы о войне, где был главный герой Иосиф Сталин. Об этом человеке говорили, что он был жестокий, его все боялись, людям было трудно жить в то военное время. Но благодаря его жестокому и властному характеру он и наш народ смогли одержать победу в Великой Отечественной Войне.
         Мы празднуем победу каждый год. Вспоминаем тех солдат, людей, которые не боялись идти на танк с вилами и кричали: «За Родину, за Сталина!».
          Здесь, на Красной площади, ежегодно проходит Парад Победы, который символизирует связь поколений всех времен и народов, гордость за нашу страну и воинов, героев-победителей!
         В Александровском саду расположен мемориальный комплекс Аллея городов-героев и городов воинской славы. Здесь я прочитал название своего родного города -  Старый Оскол, город Белгород. Я горжусь, что на территории Белгородской области в 1943 году произошло решающее и всемирно знаменитое  танковое сражение. Сейчас в селе Прохоровка, Белгородской области расположен мемориальный комплекс «Третье ратное поле России», в который входят музеи и Памятник Победы - Звонница на Прохоровском поле,  возведенный к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне в память о павших здесь воинах  в крупном танковом сражении в 1943 году. Мы часто всей семьей приезжаем в эти места, чтобы отдать дань памяти защитникам нашего Отечества, поклониться их героизму и мужеству. Я горжусь, что жители моего города, старооскольцы, женщины и дети, в короткие сроки, всего за 30 дней, смогли построить железнодорожную ветку «Старый Оскол-Ржава», протяженностью95 километров, для поставки военных грузов на фронт, для  победы в решающем танковом сражении. «Дорога мужества» - так называют ее жители Старого Оскола.
Мне очень понравился город-герой Москва, наша столица. Здесь, на Красной площади, я почувствовал,что защита Отечества - главный и священный долг каждого гражданина нашей большой страны. Это важная традиция, которая передается  через поколения от наших прадедов, дедов и отцов.
На следующий год, мы обязательно приедем в город Москву, чтобы всей семьей посетить музейно-храмовый комплекс в парке «Патриот», посвященный Великой Отечественной войне, пройти трудный и героический путь 1418 шагов  «Дорогой памяти».
Я знаю, что память о событиях  Великой Отечественной войне живет в умах и сердцах все жителей нашей необъятной Родины. Она передается из поколения в поколение. Очень важно  для подрастающего поколения - уважать историю своей страны, помнить и чтить подвиг своего героического народа, быть патриотом своей Родины. Важно помнить – «Никто не забыт, ничто не забыто!»

 

Калинина М. Краснодарский край город Тихорецк МБОУ СОШ №4 г.Тихорецка. Номинация: "Зов белых журавлей..." (литературная). Работа: Летят они стаей живых журавлей. Руководитель: Куценко Л.Н.

Летят они стаей живых журавлей…
Война и мир шагают рядом,
Как жизнь и смерть среди людей.
И мы порою забываем,
Что в этом мире всех главней.
 
Война, сражения, зарницы-
Всё отгремело уж давно.
Давно погасли пепелища.
И ружья сложены давно.
 
Но вглядываясь в век прошедший,
Мы вспоминаем вновь о том,
Как эшелонами мальчишек
Везли на фронт- и прямо в бой…
 
Мальчишки, юные солдаты,
Вставали молча в «старый» строй.
И грудью прикрывали брата,
Хотя и брат-то не родной.
 
И цель одна вас единила,
И жизнь была для вас мила,
Но вы не зря кровь проливали,
Ведь ваша Родина жива!
 
Вы в сердцах правнуков и внуков,
Вы словно стая журавлей,
Летите клином величаво,
Летите над страной своей!
 
Летите вы навстречу цели:
Жить счастливо, растить детей,
И видеть небо, лес и пашни,
И жить на Родине своей!
 
И люди, видя клин знакомый,
Вам машут вслед, смахнув слезу,
И сердце с дрожью замирает-
Ведь пролетают журавли!
 
Война и мир шагают рядом,
Меж ними тоненькая грань.
И человек лишь выбирает
Жить в мире или вновь стрелять…

 

Журавлева Т.А. ГУ ЛНР "Центральная библиотека города Алчевска" Библиотека-филиал №4. Номинация: Свободная тема. Работа: Интерактивный плакат "День белых журавлей".

Cмотреть работу

 

Галялтдинова А. ГАПОУ РБ "Белорецкий медицинский колледж". Номинация: "Журавли нашей памяти" (творческая). Работа: "Журавли Победы"

 

Серебров Д. ГАПОУ РБ "Белорецкий медицинский колледж". Номинация: "Зов белых журавлей..." (литературная). Работа: Рассказ "Максимка". Руководитель: Меркулова С.В.

Максимка
Максимка тихо пробирался через лесок на окраине деревни. В голове мелькали всякие мысли, как бы не попасться, как бы не нарваться на патруль, как там дома, переживают, наверное, все. Мысли, мысли, куда от них деться?!
Да и дядя Степан просил быть осторожнее, ведь после того, как фашисты ступили на окраину родной деревни, все мужики ушли в лес, а дядя Степан у них старший. А я при нем, т.е. я связь между деревней и партизанским отрядом. Сколько не просил я его, чтобы забрал меня в лес, не берет, говорит, что сейчас я выполняю самое ответственное задание.Так и бегаю туда-сюда каждую неделю, харчей отнесу, новости расскажу, получу задание и засветло домой. Сегодня как-то припозднился, темно, страшно, хотя я и знаю каждую кочку, каждую тропку в этом лесу.
Тихо, как-то странно тихо, и собаки не лают, как будто тоже боятся фашистов, сидят в своих конурах и помалкивают. Ну, все сейчас угол тети Полиного дома, и я пришел.
Максимка зашел во двор, ему показалось странным, что калитка открыта, ведь дед несколько раз посмотрит: закрыл ее или нет. Темно, ничего не видать.
Вдруг Максимка споткнулся о что-то тяжелое. Расшиб коленку и, прихрамывая и ворча о том, что раскидали что-то во дворе, зашел в дом. Тихо, все спят, наверное. Пошарив рукой на столе, нашел краюху хлеба, так вкусно. Устал, очень хотелось спать.
Затем запрыгнул на печку, оттолкнул Ваньку и посетовал на то, что тот, как всегда разлегся и не оставил ему места. Максимка лежал, покусывая хлебушек и мечтал, что когда-нибудь война закончится, наступит мирное время, все заживут счастливо, и никто никого не будет бояться. Сон одолел, и Максимка заснул, посапывая и забыв про усталость и разбитую, зудящую коленку.
         Когда он проснулся, в горнице было светло. Открыв глаза, Максимка потянулся и повернулся к Ваньке, чтобы разбудить его. Ванька лежал, широко раскрыв глаза, с непроизвольно искривленным ртом, его рубашка была вся в крови. Максимка спрыгнул с печки, руки его были окровавлены, у дверей лежала бездыханная мама. Максимка бросился к ней и начал трясти, приговаривая: 
-Мама, вставай, это же я, твой сынок, мамочка, ну, вставай,  пожалуйста!!!
Ему стало сильно плохо, он выбежал во двор и вздохнул несколько раз полной грудью.
Повернувшись к калитке, Максимка увидел лежащего во дворе деда. Это об него он вчера споткнулся и разбил колено.
Максимка схватился за голову и побежал, сам не зная куда, просто бежал. Бежал от горя, слезы душили, воздуха не хватало. Забежав в реку по колено, он умыл лицо. Это сон, просто сон, сейчас мама скажет:
- Вставай, соня-засоня.  И поцелует в нос.
Нет, больше не поцелует. Война, проклятая война. Она с первых дней забирает у меня всех. Сначала отца. Он так и не начал воевать. Их эшелон разбомбили самолеты, живых не осталось. Затем старшего брата Николку, который тоже погиб в первые дни войны. Теперь всех остальных.
Я жив! Я отомщу!
Так Максимка стал бойцом партизанского отряда. Он дошел до Берлина и отметил там день Победы вместе с дядей Степаном. Но как бы ни переполняла радость Победы Максимку, он никогда не забудет тот страшный день, который лишил его самых родных и близких людей. И еще очень долго он будет вспоминать широко открытые глаза Ваньки, бездыханное тело мамы у дверей, и лежащего деда у калитки после фашистской зачистки деревни.

 

Магсумова М.К. МБОУ "Таканышская СОШ" Мамадышского муниципального района Республики Татарстан. Номинация: "Зов белых журавлей..." (литературная). Работа: "Я расскажу вам о войне…".

Смотреть работу

 

Кораблева М.В. МУК "Коротовское СКО" Ягницкий сельский клуб. Номинация: "Зов белых журавлей..." (литературная). Работа: Братья Коняшовы - защитники Родины

Братья Коняшовы – защитники Родины
Непросто дался этот рассказ. Вместе с ребятами-краеведами я ходила из дома в дом, но в ответ слышалось лишь горькое: «Не помним». Чтобы повернуть время вспять, нужно очень большое терпение. Но нам посчастливилось всё же найти людей, которые помогли восстановить трагическую историю семьи Коняшовых.           
Дорога в школу делает последний поворот у старого неказистого дома. Даже не верится, что когда-то в нем жила большая семья. У Андрея Ивановича и Марии Васильевны Коняшовых было восемь детей: две дочери, Раиса и Ефросинья, и шесть сыновей.
«Как и помещались все в такой тесноте! - удивлялась дочь Ефросиньи Андреевны Коняшовой, Анфиса Алексеевна Безрукова. – Кто на полу, кто на печи, кто на полатях. Сенники туда-сюда таскали. А дружно жили, мама говорила, всегда ладили между собой».
Большая семья – большая забота. Коняшовым приходилось трудиться не покладая рук. Андрей Иванович занимался даже мелкой торговлей. Через это чуть в беду не попал: когда началась коллективизация, его записали в кулаки.
«Все плакали, когда их увозили из деревни», - вспоминала Лидия Васильевна Уткина. Но на удивление всем вскоре Коняшовы вернулись. Спас семью старший сын Василий. Невероятно, но даже в то суровое время, обойдя множество порогов, он сумел добиться справедливости. Решение о раскулачивании было отменено.
Семья была на редкость крепкой и сплоченной. Рослые, красивые парни славились не только трудолюбием. Скромные, уравновешенные, доброжелательные, они должны были стать надежными мужьями и хорошими отцами. Жениться же до войны успели лишь двое старших: Василий и Михаил.
Василий Коняшов был словно молодец из сказки: высокий, рослый, широкоплечий. Жену взял из соседней деревни Сковятино – Анфису Ивановну Заплатину, женщину добрую и сердечную. Появились дети, Альбина и Анатолий. Веред войной семья переселилась в ближний городок Весьегонск. Анфиса Ивановна работала в швейной мастерской, Василий Андреевич устроился заготовителем на мясокомбинат.
 Работа требовала силы и сноровки. И своих-то хозяев не всегда слушается скотина, а чужому человеку гнать за много километров стадо и вовсе непросто. Односельчанин Николай Федорович Лавриков рассказывал:                  «Гнал Василий как-то скот с Острова. А напарник ему бестолковый попался – задремал, проспал скотину. Василий пригнал стадо в Ягницу и пришел к моему отцу: «Дядя Федор, дай из твоих ребят кого-нибудь на подмогу». Отец отправил меня с ним. Догнали мы стадо до Мышьей горы, а мост уже на плаву, река разливается - весна ведь была. Едва проскочили. Я и ночевал тогда у них, в Весьегонске. Обратно уже на пароме ехал. Хорошие были люди, сердечные».
Михаил был на десять лет моложе брата, чуть пониже ростом, но такой же темноволосый и кареглазый. Он работал в местном колхозе «Прогресс» и вместе с женой Марией растил троих детей: Николая, Тамару и Валю. Скучать молодым родителем не приходилось!
Аркадий Коняшов, парень смелый и решительный, в 1937 году был призван на военную службу. Вместе с земляком, Николаем Лавриковым, три года служил в рабочем батальоне на Дальнем Востоке. Вернулся в 1940 году, уехал в город Рыбинск и устроился на работу в милицию.
Алексей Коняшов пошел в отца: с такой же торговой жилкой. До войны он работал в деревне продавцом. На службу в армию ушел в 1939 году, оставив в Ягнице невесту. Любимая девушка обещала ждать. А любовь, по словам людей, у них была большая, настоящая.
Младшие о женитьбе ещё не думали, хотя Ваня Коняшов был очень красив,    и девушки давно на него поглядывали. А Володя и вовсе был ещё мальчишкой. Высокий, худой, белокурый, совсем не похожий на смуглых плечистых братьев, он запомнился ягницким девушкам тем, что любил носить бордовое кашне.
Шесть братьев -  словно шесть дубков. Радовалось, глядя на них, родительское сердце, пока не пришел черный день  - 22июня 1941 года. Шесть сыновей – шесть солдат…
Какой, должно быть, болью щемило сердце Михаила Коняшова, когда он сообщал маленькой соседской девочке Тане Брединой о том, что её отец погиб на финской войне! А всего через год  и его дети стали сиротами. Татьяна Ивановна Бредина запомнила Михаила в полуторке, увозившей первых ягницких солдат на второй день войны, 23 июня 1941 года. Уже через три месяца, 24 сентября 1941 года, Михаил Андреевич Коняшов пал смертью храбрых на подступах к Ленинграду,  у города Пушкина.
В ноябре вернулся с фронта Ваня Коняшов: получил отпуск после тяжелого ранения. Пришел молчаливый, осунувшийся. На проводах в армию Анатолия Микшина, посмотрев на его ноги в хромовых сапогах, тихо сказал: «Не надевай, Толя, хорошие сапоги. Всё равно снимут. Оставь лучше отцу, пусть донашивает». Вскоре он опять ушел на фронт, и больше не вернулся: пропал без вести зимой 1941 года.
1942 год унес жизнь старшего из братьев – Василия. Где и как встретил смерть этот мужественный и справедливый человек, по сей день неизвестно: пропал без вести…
Место четвертой могилы тоже неизвестно до сих пор. На сайте «Память народа» я обнаружила две похоронки на девятнадцатилетнего Володю Коняшова с разницей в два месяца. В одной сообщалось, что он погиб у здания школы в г.Воронеже, в другой – на украинской земле, в Сумской области, у села Лучка. После известия о гибели младшего сына  Мария Васильевна Коняшова слегла: отнялись ноги. Больше она уже не встала…
Оборвалась и ещё одна нить: перестали приходить письма от Алексея. Почерневший от горя отец смирился с новой потерей: собрали в доме собрание, помянули сына как усопшего. Но спустя два года после окончания войны, пройдя через ад фашистского плена, Алексей Коняшов возвратился в деревню. И здесь его ждал новый удар. Невеста, верно ждавшая любимого целых восемь лет, в конце концов смирилась, и за месяц до его возвращения  вышла замуж. Алексей был так потрясен, что даже уговаривал молодую женщину уйти от мужа. Потом понял – жизнь не повернешь. Со временем и он женился на солдатской вдове Августе Андреевне Трулевой, увез её сначала в Баку, затем в Весьегонск. Алексей Андреевич снова занялся торговлей: сначала работал в ларьке, затем стал заведующим пекарней. Но пережитое в плену вскоре напомнило о себе: начались болезни, и он ушел из жизни совсем ещё нестарым человеком.  
Одного лишь Аркадия Коняшова пощадила судьба. Он прошел всю войну и уцелел. Вернувшись, уехал в город Иваново. Там женился, работал вместе с женой на текстильной фабрике, вырастил двоих детей, Тамару и Виктора. Умер Аркадий Андреевич в конце 90-х годов прошлого века, прожив более восьмидесяти лет.
Давно уже нет в живых Андрея Ивановича и его детей. Полуразрушенный дом стоит у дороги, сиротливый и одинокий. И нет больше в деревне ни одного жителя с фамилией Коняшов. Как жаль! Хорошие люди носили её…

 

Ганевич А. МБОУ "Гимназия №1" г. Балашихи, Московской области. Номинация: «В каждой строчке стучит сердце...». Работа: З. Чеботарева "Пока память жива!".

Смотреть работу

 

Могилевская С. МБОУ "Гимназия №1" г. Балашихи, Московской области. Номинация: «В каждой строчке стучит сердце...». Работа: И.Ващенко "Великая война". Руководитель: Коробова Т.Ю.

Смотреть работу

 

Овчинникова А. МБДОУ "Детский сад № 58" г.о.Самара. Номинация: "В каждой строчке стучит сердце…". Работа: "Алеша" стихотворение К.Симонова.. Руководитель: Сучкова С.М.

Смотреть работу

 

Марьянкова И.А. МДОУ "Детский сад №2 "Радуга". Номинация: Свободная тема. Работа: ЛЭПБУК "Великая Отечественная Война".

Смотреть работу

 

Корнева Д. МАУ ДО ЦДТ (г.Фурманов). Номинация: "В каждой строчке стучит сердце…". Работа: "Посвящается солдатам, не вернувшимся с войны". Руководитель: Авлиева И.А.

Смотреть работу

 

Шахтарина А.МБОУ "Средняя общеобразовательная школа г. Северо-Курильска Сахалинской области".Номинация: "В каждой строчке стучит сердце…". Работа: "Отмените войну". Руководитель: Журавлева Л.В.

Смотреть работу

 

Алексеева Н.Е., Боженкова Е.В. МКДОУ д/с № 440,  г. Новосибирск. Работа: Поисково - творческий проект "Игры и игрушки детей ВОВ".

Смотреть работу

 

Лукина К.МБДОУ №32 "Снегирек" Красноярский край г. Норильск. Номинация: "Журавли нашей памяти" (творческая). Работа: "Журавлиная стая". Руководитель: Магомедова П.М.

 

Васильева А. ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 65 с углубленным изучением французского языка Выборгского района Санкт-Петербурга. Номинация: "Журавли нашей памяти" (творческая). Работа: Макет памятника "Морская слава". Руководитель: Котова М.В.

 

Ежова Е. ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 65 с углубленным изучением французского языка Выборгского района Санкт-Петербурга. Номинация: "Журавли нашей памяти" (творческая). Работа: Макет памятника "Вечный огонь памяти". Руководитель: Котова М.В.

 

Атрощенко Е. ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 65 с углубленным изучением французского языка Выборгского района Санкт-Петербурга. Номинация: "Зов белых журавлей..." (литературная). Работа: Воинам, защитившим Родину

Воинам, защищающим свою Родину
 
Мы  любим вас, мы вспоминаем.
Счастливой жизни вам желаем.
И чтобы не было войны,
Нам люди честные нужны
 
Вы воевали и спасали наши жизни.
Теперь мы строим города
И сохраним свою Отчизну.
И вас мы не забудем никогда!
 
Мы не забудем страшных дней войны,
Где гибли наши прадеды, деды.
Мы помним горе матерей
И плач испуганных детей
 
Когда шагает наш Бессмертный полк,
Все, как один, мы думаем о том,
Что сделать всё должны,
Чтоб не было войны
Мы не хотим войны!

 

Ильин Ю. МБУ ДО "Бежаницкий ЦРТДиЮ" Бежаницкого района Псковской области. Номинация: "В каждой строчке стучит сердце…". Работа: Р.Рождественский "Концерт". Руководитель: Акунец Н. Н.

Смотреть работу

 

Купцова И.А. МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 71". Номинация: "Ребята с нашего двора". Работа: "Посвящение моему сыну"

Посвящается моему сыну-бойцу ОМОНа
 
Как тяжела судьба мужчин воюющих и женщин, их с надеждой ждущих.
Январь. Бульвар Героев.
Разгар зимы, а в воздухе повеяло весной.
Весна! как я приход твой тороплю.
Две женщины у Вечного огня.
Она и я.
Она-старушка скорбная.
Сурово губы сжав, не отрываясь, смотрит на Огонь.
Потом, согнувшись тяжело, кладет цветы и шепчет тихо-тихо:
"Сынок, сыночек мой!"
Неправду говорят, что время лечит. оно лишь притупляет боль.
Покуда мать жива-жив сын ее.
Она все ждет его, надеется на чудо.
А рядом с нее я.
Мой сын в Чечне.
Уже полгода.
Он выполняет свой гражданский долг.
Он жив, здоров.
И скоро (я в это свято верю) будет дома.
Как не хватает мне его улыбки, милых шуток.
Будь проклята война:
И та, и эта, и те, в которых будут воевать ребята,
Кто ныне даже не родился.
Для нас, солдатских матерей, ты не простой Огонь.
А символ жизни, языческое божество,
К которому с мольбою можно обратиться:
"Спаси сыночка, освети ему поярче путь домой".
Как матери меня поймут,
Чьи сновья погибли молодыми.
И те, которые недавно проводили
Свою кровиночку в чужую сторону.
С тех пор и не живут они, а ждут...
Гори, Святой огонь!
И освящай дорогу к дому.
Ты - вечное воспоминание, ты - символ жизни.
Пока жива на свете память и любовь.
Ты будешь вечен.
Январь. Но скоро будет март.
Мой сын придет домой.
У Вечного огня мы вспомним о погибших.
И если вновь когда-нибудь
Увижу я фигуру скорбной женщины,
С мольбою на Огонь глядящей,
Я расскажу, как однажды спас он меня и сына.

 

Циплис М. МДОУ «Детский сад № 18 Кировского района  Волгограда». Номинация: «В каждой строчке стучит сердце...». Работа: Война не место для детей. Руководитель: Дремлюга С.А..

Смотреть работу

 

Кузяева А. МБОУ СОШ №9. Номинация: "Зов белых журавлей..." (литературная). Работа: "Памяти моего прадедушки посвящается…". Руководитель: Борисова Л.А.

Смотреть работу

 

Голикова В. МБДОУ "Детский сад №2" г. Болхов." Номинация: В каждой строчке стучит сердце…". Работа: "Ой, Мишка, как  же страшно мне!". Руководитель: Павлова Е.М.

Смотреть работу

 

Шпиякина Н.В. Номинация: "Зов белых журавлей..." (литературная). Работа: Письмо.

«Письмо».
Дрожат в руках измятые страницы,
Съедают жадно буквы и слова,
Ладонью вытру мокрые ресницы.
«Ну здравствуй, Мамка! Как ты без меня?

Ты не грусти, что не было ни строчки,
Не дремлет враг… Идет за боем бой…
Ты помолись за милого сыночка…
И я вернусь… К тебе вернусь домой!

Пишу тебе, пока есть передышка,
И пули не свистят над головой,
Ты помолись за своего сынишку.
Мы завтра утром снова идем в бой!

Здесь смерть вокруг, и ходит с нами рядом,
Считает наши жизни за спиной,
Но ты не плачь, Мамуличка! Не надо!
Я обещаю… Я вернусь живой!

Я все пройду. И пусть все вражьи пули
Свистят кругом. Но я их не боюсь!
Ведь до сих пор, они меня минули.
Ты верь… Я обязательно вернусь!

Вернусь с победой! Вот… уже светает,
И командир зовет нас за собой.
Наш взвод сейчас, с рассветом выступает.
Не плачь родная, душу успокой!»

В руках у матери записка от сыночка….
Прижмет ее к груди так, что есть силы,
Вчера пришло послание по почте…
Сегодня… похоронку получила.

 

Соколова Р.С. МБУК "Новоторъяльская ЦКС" Новоторъяльский ЦКиД. Номинация: "Зов белых журавлей..." (литературная). Работа: В памяти народной.

Смотреть работу

 

Шевелев С.А. 9 лет КОГОБУ "Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт. Тужа". Номинация: "Журавли нашей памяти" (творческая). Работа: "Улетают в даль герои". Руководитель: Козлова Т.В.

 

Буличев Е., Яркина В. 6 лет МДОУ детский сад № 52 г. Рыбинск Ярославсвкой области. Номинация: Журавли нашей памяти" (творческая). Работа: «Мемориал погибшим в годы Великой Отечественной войны». Руководитель: Ворушилина Е.А.

 

Черемушкина У. 9 лет МБУ ДО «ДШИ им. Н.А. Обуховой». Номинация: "Журавли нашей памяти" (творческая).  Работа: "Дождись...". Руководитель: Игуменова Л.А.

 

Кутищева А. 15 лет МБОУ "Лицей №1" п. Добринка. Номинация: "Журавли нашей памяти" (творческая). Работа: "И превратились в белых журавлей...". Руководитель: Игуменова Л.А.

 

Игуменова Л.А. работник МБОУ "Лицей №1" п. Добринка. Номинация: "Журавли нашей памяти" (творческая). Работа: "Жди меня, и я вернусь".

 

Бакланова Е. 16 лет МОУ "Лицей № 50" г. Саратова. Номинация: "Журавли нашей памяти" (творческая). Работа: "Память". Руководитель: Сазонова А.О.

 

Танцура О.Г. воспитатель МДОАУ "Детский сад № 123 "Гармония" г. Орска Оренбургской области. Номинация: «Свободная тема». Работа: «Посвящается учителям- фронтовикам…».

Смотреть работу

 

Гребенникова А. 3 года МБДОУ детский сад №50 городского округа Кинешма Ивановской области. Номинация: "В каждой строчке стучит сердце…".  Работа: «Дети войны». Руководитель: Голубева Е.Э.

Смотреть работу

 

Ошоева Д. 6 лет МБДОУ детский сад №50 городского округа Кинешма Ивановской области. Номинация: "В каждой строчке стучит сердце…".  Работа: «Странный дуэт». Руководитель: Сахарова Н.В.

Cмотреть работу

 

Сафонова М. 7 лет МБОУ "Лицей №1" п. Добринка. Номинация: "Без срока давности…" (историческая). Работа: "Память".  Руководитель: Курбанова С.С.

 

Еремина А. 15 лет МБОУ "Лицей №1" п. Добринка. Номинация: "Журавли нашей памяти" (творческая). Работа: "Журавлиная песня". Руководитель: Курбанова С.С.

 

Павленко М.. МБУДО "Детская школа искусств". Номинация: "В каждой строчке стучит сердце…".  Работа: "Солдат молоденький". Руководитель: Стуков В.А.

Смотреть работу

 

Петрова Ю. В. МКОУ "Центр образования Люторический". Номинация: Методические разработки. Работа: Пусть не будет войны никогда.

Смотреть работу

 

Сафонова В. МБОУ "Тучковская СОШ №1". Номинация: "Журавли нашей памяти" (творческая). Работа: Письмо ветерану. Руководитель: Данилова З.Н.

Смотреть работу

 

Иккерт А. ГПОУ "ЮТМиИТ" г. Юрга. Номинация: "Ребята с нашего двора". Работа: "Вечно живые: вспомним их имена…". Руководитель: Рождественская И.Б.

Память… Годам не подвластна она.
Стала всё чаще всплывать в ней война.
В далёких 1941-1945 годах Советские солдаты защищали свою родную землю, тогда же помогали освободиться от фашистского ига и народам Европы. Солдаты Великой Отечественной не жалели своих жизней, спасая мирных жителей Кракова и Варшавы, Праги и Белграда. И случилось так, что внукам тех солдат выпала на долю та же задача – поддержать революцию в далёкой восточной стране. И они, восемнадцатилетние мальчишки, не уронили славы своих дедов, с честью выполнили свой долг.
Для воинов-интернационалистов Афганистан – это и боль потерь, и пережитая смертельная опасность, и навсегда спаянный боевым братством коллектив, и долгое обидное умалчивание о них здесь, дома…
Сегодня «афганцев» по праву поставили в один строй с ветеранами Великой Отечественной, которые когда-то были такими же двадцатилетними. Рядом с дедами – внуки, дети не воевавших отцов.
134 наших земляка пали смертью храбрых на полях сражений. Из них 9 юргинцев: лейтенант Александр Веденин, капитан Вячеслав Иванов, младший сержант Геннадий Некрасов, рядовой Олег Нестеров, ефрейтор Игорь Никитенко, рядовой Сергей Оснач, капитан Евгений Пахирко, рядовой Александр Сидорюк, старший лейтенант Андрей Соболев.
Один из них – рядовой Сидорюк Александр, как и я, проходил обучение в Юргинском механическом техникуме (ныне «ЮТМиИТ»).
Родился Саша в Юрге 27 июня 1966 года в семье рабочих. Отец – Виктор Яковлевич. Мама – Нина Петровна. Старшая сестра – Надежда. Александр рос добрым, отзывчивым парнем. В школе № 15 хорошо учился. После окончания 8 классов Александр поступил в Юргинский механический техникум на специальность «Сварочное производство». Именно в студенческие годы он серьёзно увлёкся музыкой, играл в вокально-инструментальном ансамбле техникума. На гитаре научился играть самостоятельно. Участвовал в городских конкурсах авторской песни. Многие жильцы дома по улице Мира, 13А, где жил Александр, вспоминали, как часто он устраивал концерты у своего дома, собирая многочисленных друзей. С большим желанием он так же занимался стрелковым спортом. Будучи студентом техникума, А. Сидорюк проходил практику на Юргинском машиностроительном заводе в 51-ом цехе учеником электросварщика. В его трудовой книжке имелось всего три записи – две о прохождении производственной практики и последняя – о призыве в Вооружённые Силы СССР.
Отец Александра, В. Я. Сидорюк, вспоминал: «На проводах Саши в армию было много друзей, стоял большой стол, играла музыка, все громко пели песни и желали ему вернуться домой целым и невредимым. Я сам служил в авиации, заправлял бомбами тяжёлые бомбардировщики, которые улетали на учебные стрельбы. У нас говорили, что где начинается авиация, там кончается дисциплина. Однако, мы все вернулись домой живыми. Никогда не думал, что сына придётся отправлять на войну. И не придётся встретить…»
Александр был направлен в учебное подразделение в Ашхабад, где получил специальность наводчика-оператора боевой машины пехоты. По словам его сослуживцев, он был исполнительным, готовым всегда прийти на помощь. Много писал домой. В письмах скрывал свои военные будни, мирно обрисовывал обстановку. В своём последнем письме от 10 февраля 1987 года он писал: «Здравствуйте, дорогие мама и папа! С большим приветом пишу вам я. Извините за долгое молчание – не было времени из-за переезда. У меня всё по-старому. Жив, здоров, короче, служим помаленьку. Служу я сейчас на сторожевой заставе, которая называется «Голомех». Жизнь нормальная, не хуже, чем в полку. Вчера сделали свет. До возвращения домой осталось 228 дней. Извините за такой почерк – пишу на машине.»
В середине февраля 1987 года в квартиру, где проживала семья Сидорюк, пришла делегация от городской администрации, Юргинского машзавода и соседи по дому. Именно они сообщили скорбную весть – в Демократической Республике Афганистан, выполняя свой интернациональный долг, 12 февраля 1987 года, погиб рядовой Александр Сидорюк.
Подполковник с загоревшим от афганского солнца лицом, сопровождавший «груз 200», рассказал историю героической гибели Александра. В тот день на заставу, где нёс службу А. Сидорюк, прорвалась банда душманов. Саша в это время находился в БМП. Он уничтожил три огневые точки противника. Но вскоре БМП подорвалась на мине, часть экипажа получила контузию. Саша вынес из горящей машины своего боевого товарища, а когда начал выносить второго, снайперская пуля смертельно ранила его. Подполковник рассказал, что товарищи Александра сделали ему памятник на месте гибели – небольшой постамент, дорогу к которому с обеих сторон огораживают гильзы, воткнутые в песок.
Через месяц после героической гибели Александра семью Сидорюк пригласили в ДК «Победа», где военный комиссар г. Юрга майор Б. К. Миронов вручил отцу награды сына: орден Красной Звезды, медаль «От благодарного афганского народа», и знак «Воину-интернационалисту» с почётной грамотой Президиума Верховного Совета СССР.
Вскоре семья Сидорюк получила телеграмму от командира войсковой части – полевая почта 51883 Дьякова и его заместителя по политической части Турлакова, в которой выражалось соболезнование: «Можем Вам сообщить, что Ваш сын с честью и до конца выполнил свой интернациональный долг по защите рубежей нашей Родины. Просим Вас собрать воедино всю силу воли, мужественно, с достоинством перенести безвозвратную потерю».
В семье Сидорюк часто звучала песня, спетая Александром после того, как отряд студентов из Юрги уезжал в Молдавию для уборки урожая. Эти песни часто слушала мама Александра. Его отец, будучи начальником цеха 51 ЮМЗ, к сожалению, располагал очень ограниченным временем для общения с сыном. Будучи начальником цеха нестандартного оборудования для военных заказов, Виктор Яковлевич уходил на работу в 6.30 и возвращался к 22 часам. Однако, именно ему, в своём письме Александр втайне от матери сообщил о своей службе в Афганистане.
В память о воине-интернационалисте, рядовом Александре Сидорюке ежегодно в Юргинском техникуме машиностроения и информационных технологий проводится турнир по волейболу. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска. На его примере воспитывается уже много поколений студентов техникума и юргинской молодёжи.
Память о нём должны сохранять мы, юргинцы. Жители нашего города должны знать своих героев и не забывать воспитавших их родителей.

 

Детский танцевальный коллектив "Фантазёры" МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 3" г. Курск. Номинация: «Свободная тема». Работа: Танцевальная композиция "Журавли". Руководитель: Слободян О.А. 

Смотреть работу

 

Белоусова Е. 14 лет МБУ ДО "Детская школа искусств" с. Каракулино. Номинация: "Журавли нашей памяти" (творческая). Работа: "А завтра снова будет бой…". Руководитель: Саликова И.В.

 

Коллектив воспитанников танцевального объединения "Аплодис" (Волошинское с/п) 11-14 лет МБУ ДО "ДДТ" Родионово-Несветайского района Ростовской области. Номинация: «свободная». Работа: «Журавли». Руководитель: Иванова М.Р.

Смотреть работу

 

Китаева О.А.  педагог-библиотекарь МБОУ "Верхнежиримская СОШ".  Номинация: "Ребята с нашего двора". Работа: "Шагнувший в бессмертие".

«Чтобы стать мужчиной — мало им родиться,
Что бы стать железом — мало быть рудой.
Ты должен переплавиться, разбиться.
И, как руда, пожертвовать собой.
Готовность к смерти — тоже ведь оружье,
И ты его однажды примени...
Мужчины умирают, если нужно,
И потому живут в веках они.»
          Говорят, что героями не рождаются, героями становятся. И хотя залпы минувшей войны отгремели, но не утихает со временем боль матерей, которые провожали своих детей в горячие точки нашей страны в Афганистан, Чечню, Сирию и чьи дети  не вернулись домой. Говорят, время – лучший лекарь. Может быть. Но по-прежнему в доме сто одиннадцать по улице Советской, что в Верхнем Жириме, боль утраты также свежа, как и тридцать шесть лет назад, когда Хрестинья Ивановна и Еким Екимович узнали о подвиге сына…
           Подвиг- только этим гордым словом можно назвать то, что совершил в ноябрьский морозный день 1984 года Александр Спиридонов. Девятнадцать лет… Много это или мало для человеческой жизни? Трудный вопрос. Одни в этом возрасте еще не избавились от родительской опеки, не нашли свое место в жизни, другие - уверенно шагнули из юности во взрослость, научились соизмерять свои поступки высокой ответственностью, чувством долга, готовностью  на самопожертвование. Комсомолец  Александр Спиридонов из Верхнего Жирима в этом возрасте шагнул в бессмертие. О таком недолгом, но славном жизненном пути воина Советской Армии, в мирное время отдавшего свою жизнь для спасения народного добра, знают учащиеся нашей школы, жители нашего села и района.
          И чтобы лучше понять истоки его характера, нужно вернуться на несколько лет назад.
          Александр Спиридонов родился и вырос в селе Верхний Жирим. Окрестности нашего села особенно хороши летом, когда ребятишкам раздолье в перелесках, вплотную подступающих к деревенским покосам. Многие односельчане помнят невысокого, подвижного мальчишку, вместе с такими же ребятами  устраивавшего шумные игры. Кажется, было это так недавно… Помнят и повзрослевшего Александра, для которого детские забавы потеряли свою привлекательность очень рано, сразу с осознанием того, что и его помощь пригодится в хозяйстве. Он уже в четвертом классе помогал отцу на тракторе пахать, становился «чемпионом» среди сверстников на стрижке овец, помогал на уборке картофеля в родном колхозе. Любая работа была ему в удовольствие. Чувство хозяина, по словам матери в нем было с малых лет, всю работу по дому любил делать сам, будь это колка дров, уборка сена на покосе да и так мало ли что нужно было сделать в доме, во дворе.Саша любил работать вместе с родителями  с малых лет. Ему до всего было дело. Делал просто, обычно, без лишних слов.
           Любил и уроки физкультуры в школе, часто с ребятами ходил на лыжах, неплохо играл в футбол, часто задерживался в школьном спортзале, так как  уже тогда подумывал о службе, знал, что в армии нужны  ребята,  подготовленные и физически крепкие, всегда принимал участие в районных спортивных соревнованиях.
           Хотя и не блистал особыми знаниями в школе, его отношение к учебе вызывало неизменную симпатию преподавателей.Вместе с друзьями Сережей  Мельниковым и Алешей Рандиным увлекался техникой, это увлечение было сильным и надолго. В его характере уживались вместе с тем свойства почти  взаимоисключающие, полярные. Самообладание, уравновешенность и здесь же – увлекающийся, азартный, иногда даже импульсивный. Но всегда его отличало одно неизменное качество - в любой обстановке умел быстро принимать решение.
           Вот характеристика на выпускника Верхнежиримской средней школы Спиридонова Александра, написанная классным руководителем Асташовой М.У.:
           «Саша в Верхнежиримской школе обучался с 7 лет.
             За время обучения показал средние способности по всем предметам.
             К занятиям относился добросовестно, пропусков занятий не было на протяжении всех лет.
             По своему характеру спокойный, уравновешенный. На любое предложение, замечание реагирует правильно.
             Все поручения в классе выполнял добросовестно, посещал все мероприятия, проводимые в школе, классе. Сам принимал участие в проводимых мероприятиях. Любит читать художественную литературу, увлекается изготовлением действующих моделей. По «техническому труду» в школе имеет «отлично».
              Среди ребят класса пользуется уважением. Дружит со всеми ребятами, т.к. он принципиален, честен.
              Любит трудиться в колхозе, дома.»
           Со сверстниками, как и с взрослыми, Саша обращался спокойно, выдержанно.
           Уже после окончания школы твердо решил отслужить сначала в армии, а уже потом всецело отдаться любимому делу -  работать в родном колхозе, имея удостоверение тракториста-машиниста, Александр  поступил учиться на водителя в местное СПТУ-2, которое успешно закончил и получил удостоверение водителя. Через несколько дней пришла повестка из военкомата и его призвали в ряды Советской Армии.
            Воинская служба- это то место, где проверяется характер недавних школяров, безусых мальчишек, впервые, быть может, надолго оторванных от дома. Одним служба, особенно на первых порах, дается очень и очень несладко. Александра Спиридонова  призвали служить в армию в октябре 1983 года, и тот год с небольшим, что успел прослужить Саша в части, бесспорно, многое ему дал. В данном случае  Сашина армейская жизнь- это было привычное дело, с первого дня он органично вошел в коллектив. В армию он пришел в отличие от своих сверстников уже вполне сложившимся человеком, определившим для себя
       истинное значение многих человеческих ценностей. Вот скупые строки из короткой  армейской характеристики «… водитель первой роты ГСМ … на учете состоял с октября 1983года по ноябрь месяц 1984года… зарекомендовал  себя только с положительной стороны…активное участие принимал в жизни комсомольской организации роты… был членом бюро комитета ВЛКСМ и возглавлял сектор по интернациональному воспитанию воинов…».
           Что же произошло? На этот вопрос нам ответит письмо из войсковой части. Оно прислано родителям и в коллектив Верхнежиримской средней школы, где учился Александр Спиридонов:
Директору,
 местному комитету профсоюзной организации,
комитету ВЛКСМ
и пионерской организации школы.
«Уважаемые товарищи!
              Командование и политический отдел войсковой части( полевая почта 04676) сообщает Вам, что рядовой СПИРИДОНОВ Александр Екимович, который учился в Вашей школе, совершив героический подвиг, погиб при исполнении воинского долга.
              24 ноября в результате сильного пожара, когда в огне оказались люди и техника, АЛЕКСАНДР не растерялся и ценой собственной жизни предотвратил взрыв цистерны с бензином. Он геройски погиб, но ценой собственной жизни спас людей и технику.
              Героический подвиг Александра показал, что в мирное время наша молодежь свято чтит боевые традиции отцов и дедов. И это особенно знаменательно, когда советский народ готовится встретить 40-летие Великой Победы.
              Мы убеждены, что подвиг воспитанника Вашей школы АЛЕКСАНДРА СПИРИДОНОВА будет достойным подражания для подрастающего поколения, и Вы вправе им гордиться.»
 Письмо подписано командиром войсковой части (полевая почта 04676) В. Мизун и начальником политического отдела В. Поповым.
             Тяжело и горько вспоминать, как это случилось. Но нужно, чтобы оценить по достоинству тот порыв духа, который стал главной Сашиной высотой в жизни.
             Служил Александр в Монголии и мороз в тот день выдался крепким для тех мест. Дыхание выстуженных гор нет- нет да и заставляло  работать технику на отказ. С самого утра в части, отвечающей за доставку на объекты горюче-смазочных материалов, создалась напряженная ситуация. Но ничто не предвещало такой беды. Уже после обеда, когда короткий  ноябрьский день близился к закату, произошла очередная накладка. При перекачивании топлива из резервуаров в автоцистерны замерз шланг топливопровода. Пытаясь разогнать пробку, один из новобранцев не рассчитал усилия, и шланг лопнул. Мощный поток горючего стал заливать все вокруг. Загорелась цистерна. Создалась критическая ситуация. Еще несколько мгновений промедления, и огненный факел с несколькими тоннами
       горючего в тонкой металлической оболочке мог взорваться. Последствия было бы трудно представить. Кругом множество техники, важный объект… Первым, кто оценил ситуацию, был рядовой Спиридонов Александр. Он, не раздумывая,бросился перекрывать вентиль подачи топлива. Мощный поток маслянистой жидкости залил его с головы до ног… Под рукой не оказалось разводного ключа, и эти несколько секунд стали роковыми. Вспыхнуло пламя. Уже теряя сознание, из последних сил он закрутил вентиль…
            Хоронили Сашу с воинскими почестями. Собрались и млад и стар- все село. Приехали и воины - его товарищи.
           Он многое не успел. Не успел отлюбить, узнать многое из того, что составляет жизнь человека во всей ее полноте. Но главный  свой шаг он все-таки сделать успел - шаг в огонь.
           Зачем все это рассказано? Нужно ли было бередить незаживающую рану родных и близких Александра Спиридонова? Ведь его уже не вернуть. Нужно. Ведь есть еще и такое понятие как память. А она властно заставляет нас снова и снова возвращаться к подвигу нашего современника, скромного парня из Верхнего Жирима, в мирное время отдавшего жизнь за наш с вами покой. Поймет и простит Хрестинья Ивановна за то, что еще раз напомнили ей об утрате. Чувства матери… Неутихающая боль, ежедневно и ежечасно возвращающая к воспоминаниям о сыне, преждевременными морщинами ложащаяся на лицо. «Это уже до конца будет со мной» - говорит Хрестинья Ивановна. Не поймет и не простит она другого. Если память о том, чем пожертвовал ее сын, будет предана забвению. Земляки помнят и чтут память Александра Спиридонова: в нашей школе, где он учился, в  школьном музее создан Уголок  памяти Александра Спиридонова, в коридоре на втором этаже – Парта Героя,  проводится ежегодный  турнир по волейболу, в селе Верхний Жирим одна из улиц названа его именем - улица Александра Спиридонова ,в воинской  части, в которой служил Саша он занесен в книгу Почета роты, представлен к правительственной награде. Его имя навечно занесено в списки войсковой части и на ежедневной вечерней поверке старшина или дежурный объявляет: «Рядовой Александр Спиридонов», и любой , кто стоит на правом фланге, отвечает : «Рядовой Александр Спиридонов героически погиб, спасая людей и технику», его койка всегда убрана и над ней  повешен портрет героя.
      Тяжело и горько вспоминать, как это случилось. И я думаю, что последняя высота Саши Спиридонова- это одна из тех ценностей, возвращение к которым оправданно и необходимо. Особенно для сегодняшних мальчишек и девчонок. Ведь им только предстоит сделать тот выбор, который однажды сделал Саша. И пусть этот выбор не будет таким же экстремальным, на грани жизни и смерти, как у него, сделать его рано или поздно придется. Выбор, каким быть: принимать близко к сердцу все, что происходит рядом с тобой, или безразлично, без душевного волнения пройти мимо того, кому нужна твоя помощь…
Был он обычным мальчишкой,
Живущим в обычной, сельской семье.
Но в жизни спокойной, неравнодушной
Никогда, никого не мог он оставить в беде.
Со старшими был он на равных, как взрослый.
С младшими- мог поиграть.
В жизни его не было случая,
Чтобы мог он кого-то обидеть или отругать.
Время пришло, настала пора.
В армию быстро собрался.
Письма писал он всегда
Что службой своей он доволен остался.
Но день роковой для Саши настал
И он не ушел и не струсил.
За жизни друзей он постоял,
А сам он погиб и спасая народное добро
И в эти минуты последний свой вздох от гари вкусил.
На Родине Саша отныне покоится
Каждый в селе знает о нем
Кто знал его ,низко могиле поклонится
А мы же все больше и больше гордимся
И все по крупицам о жизни его узнаем
В памяти наших односельчан
Он останется вечно живым
Пусть проходят года,
Пусть меняется жизнь
Но Саша для нас
Пример и напутствие в жизнь молодым.
                                                          (Асташова М.У.)

 

Воспитанники театрального коллектива «Театр юных сорванцов» МБУ г. Челябинска «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Аистёнок». Номинация: "В каждой строчке стучит сердце…". Работа: Спектакль «Память открывает глаза». Руководитель: Рассказова Н.В.

Cмотреть работу

 

Смолькина Г. РМУК ЕМСКО Индустриальный ДК. Номинация: "Журавли нашей памяти" (творческая). Работа: «Мамаев курган». Руководитель: Рожкова А.Г.

 

Тырлова Д. 9 класс МБОУ ОУ "Основная школа № 69 им. А.А. Ефремова" г. Архангельск. Номинация: "В каждой строчке стучит сердце…". Работа: Сергей Викулов "Одна навек".  Руководитель: Гуртякова С.В.

Смотреть работу

 

Пономарёв Т. 8 лет МКУК Малмыжская ЦБС Аджимская библиотека-филиал №3. Номинация: "Зов белых журавлей..." (литературная).  Работа: Стихотворение "Бессмертный полк". Руководитель: Уржумцева Л.Г.

Бессмертный полк
 
Что за праздник – День Победы!
Нарядились наши деды.
Нацепили ордена,
Встали около окна.
 
А за окнами народ.
Там Бессмертный полк идет.
Море радости и света,
А в руках несут портреты.
 
На портретах молодые
Лица просто озорные.
Грудь в медалях, орденах,
Все красавцы, просто – АХ!
 
Снова все идут парадом.
Вместе с нами, им мы рады.
Наши дочери, сыны,
Помнить всех их мы должны!
 
В руки я портрет беру
И на улицу иду.
На портрете мамин дед.
Перед ним держу ответ.
 
Прадед тоже на параде.
Видит он, как все мы рады
Дню Победы, миру, счастью.
Сохранить их – в нашей власти!

 

Ершова В. 6 лет МКДОУ "Бугалышский детский сад № 2" - Усть-Машский детский сад. Номинация: "В каждой строчке стучит сердце…". Работа: Стихотворение "Меня убили под Славянском…".  Руководитель: Есина М.В.

Смотреть работу

 

Сергушкина Е. 15 лет Номинация: "Журавли нашей памяти" (творческая).  Работа: "Я вернусь, только очень жди". Руководитель: Сергушкина Ж.В.