Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Лучшие работы Всероссийского конкурса, посвящённого истории Великой Отечественной войны «Мы эту войну будем помнить вовек…»

Нурмухаметова Р. 5 класс Филиал МОБУ СОШ с. Лаклы-ООШ д. Урманчино. Номинация: . Работа: "За Родину". Руководитель: Галина В.Р.

 

Такиева Ф. 7 класс Филиал МОБУ СОШ с. Лаклы-ООШ д. Урманчино. Номинация: . Работа: "Хочешь мира? Помни о войне!". Руководитель: Галина В.Р.

 

Нурмухаметова Р. 5 класс Филиал МОБУ СОШ с. Лаклы-ООШ д. Урманчино. Номинация: . Работа: "Приказ стоять насмерть". Руководитель: Галина В.Р.

 

Витт В. группа 31 "ИС" ГАПОУ СО "Баранчинский электромеханический техникум"  п. Баранчинский, Свердловская область. Номинация: литературная. Работа: "Коммунальная квартира". Руководители: Кадеркаева Ю.В., Ибрагимова Т.С.

Смотреть работу

 

Дудка Н. 17 лет МКУК "КДО Краснозерского района" Лотошанский Дом культуры. Номинация: "Нам никогда не позабыть…". Работа: стихотворение З. Торопчиной "Подвиг во имя жизни". 

Смотреть работу

 

Румянцева В.А. МБУ ДО ЦДОД "Казачок" муниципального образования Тбилисский район Краснодарского края. Номинация: "Мою семью не обошла война…" . Работа: "Я о прадедушке знаю немного…". 

                      ***
Я о прадедушке знаю немного,
Я знаю, что он воевал на войне,
Не знаю я, сколько прошел он в окопах,
Но знаю, что он не вернулся к семье.
 
Пропал он под Курском, пред битвой суровой,
Пропал среди тысяч таких же солдат.
Пропал… Не осталось могилы у тропки.
Пропал от фашистской бомбежки солдат.
 
Осталась жена, дочь постарше и сын,
И крошка по имени Валя,
Которая после болезни слегла
И к папе отправилась в рай.
 
Горюет жена, но не время страдать,
Надо сына одеть и дочку поднять,
За хатой следить, на работу ходить,
Чтоб было ей, чем детей накормить.
 
Вот выросли дети, и дети детей,
Уж правнуки ходят по мирной земле.
И нет уже сына, и дочке – чуть-чуть,
Девятый десяток исполнится вдруг.
 
И вот дочь солдата (бабушка мне)
Письма отца с фронта держит в руке.
Глаза пробегают по строчкам кривым,
И слезы из глаз устремляются к ним.
 
Не знала я прадеда Сашу, увы!
Но память о нем сохраню я в семье,
Ведь именно он и другие отцы
Прогнали с земли ад фашистской змеи.
 
Спасибо ему и тем, кто воевал,
Кто мирное небо отстаивал нам.
Чтоб мой сын мог мирно ходить, танцевать,
Спасибо прадедушке нужно сказать!

 

Шукетаев А. 9 класс МОАУ "СОШ № 6 г. Орска" Оренбургской области. Номинация: историческая. Работа: История жизни моего прадеда в истории Родины. Руководители: Культасова А.А., Науменко Е.В.

Смотреть работу

 

Рыбицкий В.А. Научно-исследовательский институт (ВСИ МТО ВС РФ) ВА МТО им. генерала армии А. В. Хрулёва, г. Санкт-Петербург . Номинация: историческая. Работа: Славный боевой путь 29 отдельной железнодорожной Варшавской орденов Кутузова и Красной звезды бригады (1941-1945 гг).

Смотреть работу

 

Коробейникова Я. Рафайловская СОШ филиал МАОУ Исетской СОШ № 1 Исетского района Тюменской области . Номинация: "Я буду говорить о земляках…" (историческая) . Работа: "Памяти узников концлагерей". Руководитель: Моржова О.Ю.

Смотреть работу

 

Мочалова А. МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2 городского округа город Волгореченкс Костромской области". Номинация: "Я буду говорить о земляках…" (историческая) . Работа: Без вести пропавший. Руководитель: Соснина М.В.

Смотреть работу

 

Бузина Н. МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2 городского округа город Волгореченкс Костромской области". Номинация: "Я буду говорить о земляках…" (историческая) . Работа: Военные и мирные будни героя. Руководитель: Соснина М.В.

Смотреть работу

 

Золотых Ю. МБОУ ДО "Центр творчества Заводского района г. Кемерово". Номинация: "Вписаны особою строкою в историю герои-города…". Работа: Варвара Вольтман-Спасская "Девочка играет на рояле". Руководитель: Дидковская А.А.

Смотреть работу

 

Коробова В. МБОУ ДО "Центр творчества Заводского района г. Кемерово". Номинация: "Нам никогда не позабыть…". Работа: Ольга Берггольц "Ленинградке". Руководитель: Дидковская А.А.

Смотреть работу

 

Гришина А. Академия права и управления ФСИН России. Номинация: "Мою семью не обошла война…" . Работа: Узнать всю правду о войне. Руководитель: Казакова Т.А.

УЗНАТЬ ВСЮ ПРАВДУ О ВОЙНЕ
Моя прабабушка - замечательный человек. Иногда мне кажется, что в её лукавых глазах светится любовь ко всему миру, доброта, воспитанная годами. Она, улыбаясь, смотрит на меня, ждёт, когда я приготовлю свои бумаги и начну "расспросы", как она выражается. Сколько раз приходилось ей рассказывать о своей нелёгкой жизни! Сколько слёз было пролито из-за трудных воспоминаний. Но я знаю, для меня она готова повторить это снова, потому что я хочу узнать правду о войне и сделать всё, чтобы эта правда не была забыта.
" Не суетись, сорока, дело учись делать с холодным умом." – часто она говорит мне.
Лучики морщинок собрались у глаз, задорный огонёк не угас с годами, в душе бабушка всё та же девчонка предвоенной России. Беру ручку, начинаю писать. А бабушкин голос начинает звучать сначала тихонько, потом увереннее, потому что она рада: нам интересна их жизнь, мы понимаем, что история каждого человека неотделима от истории государства.
" Это из истории нашего поколения. Надеюсь, придет время, когда захочется узнать о нашей жизни при советской власти в Советском союзе. Была другая идеология, другая мораль. Октябрёнок - пионер - комсомолец- коммунист - вот привычная цепочка. Я помню торжественный приём в пионеры. Каждый выступающий давал торжественное обещание выполнять заветы юных пионеров. Красный галстук - частица красного знамени. Пионер - всем ребятам пример! ". Из пионеров в комсомольцы. С волнением получали в райкоме комсомола комсомольский билет. После школы продолжали учёбу в техникумах, вузах. Был девиз: " Раньше думай о Родине, а потом о себе". В этот момент бабушка серьёзно посмотрела на меня. Она всем своим детям стремилась привить то чувство любви к Родине, которое помогло выстоять нашему народу в Великой Отечественной войне.
Теперь подрастаем мы, правнуки, а отношение бабушки к воспитанию не изменилось. Я киваю головой, полностью с ней согласна. Она продолжает: " Изучали винтовку, учились метко стрелять, чтобы сдать нормы на                         " Ворошиловский значок ". Мы гордились своей Родиной. Любили её и готовы были к защите от врагов. Конечно, в государстве было не всё так гладко и просто, но патриотические чувства были сильны и, когда грянула война, советский народ смог победить".
Слеза блестит на светлых глазах. Я читала, что воспоминания молодости самые яркие, самые дорогие. Я не перебиваю, жду. Достаёт бабушка из кармашка передника чистый вышитый платок, старается незаметно смахнуть слезу, делает вид, что утирается.
" В 1938 году поступила в Ивановский индустриальный техникум. Проучилась один день, первое сентября, а 2-го сентября потеряла сознание и подхватила брюшной тиф до " октябрьской ", меня уже отчислили, но я вернулась к учёбе и закончила техникум хорошо.
9 июня 1941 года мы с группой приехали на производственную практику в Ленинград на судостроительный завод, он был секретный. Но 22 июня началась война, и было уже не до практики. Разом разрушились все надежды на счастливую жизнь. Нам сразу дали задание. Мы обходили квартиры, составляли списки жильцов на получение продовольственных карточек. Над городом нависли аэростаты воздушного заграждения. Город сразу посуровел. По улицам проходили отряды ополченцев. 
Мы должны были пробыть на практике до октября, но нас отозвали в Иваново на учёбу и  6 августа 1941 года мы, вместе с эвакуированными детьми, отбыли из Ленинграда.
До Иванова мы добирались трое суток и прибыли поздно вечером. Город находился в военном положении, поэтому до утра пришлось оставаться на станции.
Наконец-то утро. Родная улица имени  8 Марта! Забежала в общежитие и скорее в баню, а после сразу спать, проспала весь день, затем ночь. Утром спохватилась.
Ведь уже 11 августа, значит, вчера был день моего рождения. Мне стукнуло 18.
Утром поехала в Калачёво. Успокоить родных, что вернулась из Ленинграда жива и здорова. После Ленинградской величавости Иваново показался серым и скромным, но это был родной город, светомаскировка на окнах, синий свет на улицах, в трамваях, военная суровость не сделала его безобразным.
Было очень тревожно, ( по слухам ) составляли списки на эвакуацию. Диплом готовили на квартире преподавателя.  Защищали диплом в какой-то школе. После защиты награда - стограммовая булочка. А вообще-то мы голодали. Кусок тяжёлого хлеба на день. По карточкам жалкие граммы и не всегда вовремя отоваривались. Был абонемент в столовую – бывшая фабрика-кухня. Обеды были настолько убогие, вроде варёной пшеницы со сладкой водой, кисель - из старой муки с непонятным растительным маслом. Картофельная котлета была лакомством. Защищалось нас 12 человек, после получили направление в Петропавловск ГСМК-52, эвакуированную из Дагестана. Моя должность была техник-проектировщик. Сначала работали во времянке с железной печкой, потом в какой-то подслеповатой избе и наконец нашей конторе отвели просторное помещение, в приличном кирпичном доме. В большой комнате размещались все отделы. С питанием в Петропавловске было гораздо легче, чем в Иванове. В столовой обычное меню - " затируха " из серой пшеничной муки с подсолнечным маслом, толстая самодельная лапша с кониной. А с мясокомбината иногда приносили жареные пирожки с " ароматной " начинкой. Можно было жить и не тужить в этом глубоком тылу.
Но было лето 1942 года. Немцы подошли к Волге. Под угрозой Сталинград! А мы, комсомолки, в глубоком тылу на лёгкой работе. Не тому нас учили!"
Я любуюсь моей бабушкой. Она говорит уверенно, как будто всё, о чём она рассказывает, происходило вчера. Спина её распрямилась, морщинки разгладились. Убеждения молодости возвращают её на много лет назад.
" Мы должны были помогать Родине в эти тяжёлые для неё дни, мы согласились ехать на шахту - там тоже был фронт.
Вот и заветная цель: Кузбасс. В отделе кадров мы представились разнорабочими, чтобы непосредственно своими руками добывать уголь для победы Родины над страшным врагом.
Еда запомнилась - вкуснейшая картошка-разварёшка в ведре - не наешься. Спали в недостроенном коровнике без окон и дверей. Однако с комфортом: постели из свежей соломы и даже одеялишки были.
Трудное время. Жестокое. О многом и вспоминать не хочется. Запомните главное: фашистская Германия сделала несчастными миллионы людей, лишила жизни молодых людей, детей, но, покуда,  живёт в нас память о тех днях, не будет повторения. Память - главный страж для развязывания новых войн. Мне хочется, чтобы и вы, и ваши дети знали о таких событиях только понаслышке".
Бабушка замолчала. Я знаю, что это далеко не всё, многое не сказано. Нет жалоб на трудное время, нелёгкую жизнь, изломанные судьбы. Всё это я "дочитаю" в её глазах, додумаю сама, а она жаловаться не станет. Такая уж она, моя бабушка….

 

Андрис Э. Академия права и управления ФСИН России. Номинация: "Вписаны особою строкою в историю герои-города…". Работа: Подвиг и боль: героические 872 дня жителей блокадного Ленинграда. Руководитель: Казакова Т.А.

2Подвиг и боль: героические 872 дня жителей блокадного Ленинграда
Блокада Ленинграда – одна из самых трагичных и, в то же время, героических страниц в истории Великой Отечественной войны. Это – один из тяжелейших периодов, который когда-либо пришлось пережить городу. Город бесконечно подвергался активным обстрелам. Люди находились в тяжелом физическом и моральном состоянии. Каждый как мог искал для себя пропитание, наблюдая за тем, как ежедневно от недоедания умирают десятки или сотни людей. Жителям города пришлось многое преодолеть. Главная цель была – выжить.
Это знаменитая на весь мир фотография, один из символов Блокады Ленинграда…
В ней, на первый взгляд, нет ничего ужасного, это фото даже можно показывать детям. Ho это только на первый взгляд.
Если рассматривать фотографию внимательно и вдумчиво, то сквозь весеннее солнечное настроение проступает черная трагедия. A если узнать историю этой семьи, одной из тысяч блокадных семей, то она, скорее всего, не забудется никогда.
Весна 1942 года. Две женщины идут по улице, с ними маленькая девочка. Военный корреспондент сфотографировал их около Невского проспекта.
Первая женщина постарше, вторая – еще ребенок, но и лицо и фигура как у старушки. А у прыгающей девочки … обратите внимание на ее коленки....не ножки, а спички.
Мама девочек – это  Вероника Александровна Опахова. Ее старшей дочери  Лоре 13 лет, младшей дочке Долорес всего 4 годика.
Отец девочек  был дирижером любительского оркестра. В июне 1941 года он ушел добровольцем на фронт и погиб в сорок втором году при переправе через Ладогу.
Долорес пытается попрыгать на ходу, поиграть, хотя ее колени налиты водой. Это был ежедневный маршрут мамы с девочками: по улице Майорова, по улице Герцена, к ДЛТ, потом на Невский проспект. И обратно, и так по кругу. Мама их водила, чтобы отвлечь от мысли, что надо кушать.
Лора до этого лежала в параличе от голода, у нее отнялась левая половина туловища, врач велела побольше гулять. И они гуляли…. У девочек была большая, очень большая сила воли, и, слава Богу, была мама… Они пережили блокаду.
После войны вместе с мамой работали в Академической Капелле на Мойке.
Долгое время семья не знали, что их сфотографировали, и их блокадная фотография попала во все издания мира, облетела весь земной шар. Им рассказали соседи, и в Музее Обороны они действительно увидели фото и узнали самих себя.
Из Блокадной Книги: «Когда Лора увидела фото, с ней стало плохо. Вы сами понимаете – увидеть себя в таком состоянии! И вспомнить все это! Снова за какой-то короткий момент пережить весь этот страх и ужас! Мужчина к ней подошел, какой-то тамошний сотрудник, и говорит: «Что вы плачете? В этот год – сорок первый и сорок второй – погибла такая масса народу. Не плачьте! Их уже нету. А вам жить надо». А женщина, которая выдавала фотографии, говорит ему: «Вы видите, это она сама!» Он ужасно смутился, отошел от нее с извинениями».
Вот что стоит за одним снимком. Для безвестного военного фотографа-корреспондента он означал надежду, пробуждение к жизни. Для нас, сегодняшних, для наших детей, он – взгляд издали в ту страшную и легендарную блокадную реальность….
Страшная война и не менее страшны её последствия, голод, холод и другое.
Хочется надеяться, что скоро ни войн, ни каких бы то ни было страданий и зла не будет…

 

Спешков С. МБОУ Фоминская ООШ Миллеровского района Ростовской области. Номинация: "Ордена и медали - священная слава!". Работа: "Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой!". Руководитель: Сухина Т.B.

Смотреть работу

 

Варламова К. 7 лет МБОУ "Мещеринская СОШ №1" г.о.Ступино Московской области. Номинация: творческая. Работа: За Москву!. Руководитель: Кравчук Л.Н..

 

Малофеева Е. МОУ "СОШ п. Сланцевый Рудник" Озинский район Саратовская область. Номинация: "Мою семью не обошла война…" . Работа: "Мою семью не обошла война". Руководитель: Новозванцева И.Н.

Смотреть работу

 

Коллективная работа ГБПОУ "Челябинский медицинский колледж"  г.Челябинск Челябинская область. Номинация: "Нам никогда не позабыть…". Руководитель: Жиденко В.Е..

Смотреть работу

 

Саранина Л.В.МАУ "Голышмановская ЦБС". Номинация: "Шли по войне и девчата…". Работа: "Ее имя зажглось звездой".

Смотреть работу

 

Уксусова О.А. МАОУ "Кичменгско - Городецкая средняя школа". Номинация: методические разработки. Работа: "Труженикам тыла посвящается…".

Смотреть работу

 

Панов К. МБУДО ДДТ г. Великие Луки. Номинация: творческая. Работа: Значок "Георгиевская лента-и порох, и огонь". Руководитель: Бондарь М.А.

 

Чио К.С. г. Хабаровск Хабаровский край. Номинация: творческая. Работа: "Кто отдал за нас жизнь".

 

Захарченко М.И. МКУК "Маслянинская централизованная библиотечная система" Новосибирской области Поселковая библиотека. Номинация: "Я буду говорить о земляках…" (историческая). Работа: .

Смотреть работу

 

Идрисов И. ГАПОУ "Альметьевский политехнический техникум" г. Альметьевск Республика Татарстан. Номинация: историческая. Работа: Детские воспоминания о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) . Руководитель: Сафина З.М.

Смотреть работу

 

Степанищева Е.Н. МБУК МЦК "Элегия" Отдел краеведения г. Задонск  Липецкая область . Номинация: "Через всё прошли  и победили". Работа: "Что мы знаем о войне?! - Немного…".

Смотреть работу

 

Безрученко А. МБОУ ДО "Мошковский Дом детского творчества" Мошковского района Новосибирской области. Номинация: "Шли по войне и девчата…". Работа: стихотворение "Фронтовая медсестра". Руководитель: Порохова Н.В..

Смотреть работу

 

Федотова Ю. МБОУ "Лицей № 1 Брянского района". Номинация: «Я буду говорить о земляках…» (историческая). Работа: Фильм о патриоте, разведчике, писателе  Д.Н. Медведеве . Руководитель: Быльева В.А.

Смотреть работу

 

Коллектив педагогов и воспитанников МБДОУ "Детский сад № 6 "Колосок" города Алатыря Чувашской Республики. Номинация: "Нам никогда не позабыть…". Работа: "Тяжелое бремя военных лет…". Руководители: Ягина Е.В., Липатова В.А.

Смотреть работу

 

Волонтёрский отряд "Бригантина" 9 класс МБОУ "Средняя школа №16" города Смоленка Смоленской области. Номинация: социальный ролик. Работа: Мы не должны прожить жизнь напрасно. Руководители: Быстриков К.Ю., Ермолаев А.М.

Смотреть работу

 

Павлова Т. 13 лет МБОУ "Новобуяновская СОШ" Янтиковского района Чувашской Республики. Номинация: "Мою семью не обошла война…" . Работа: Подвиг безмолвных рубежей. Руководитель: Петрова А.А.

 

Шаститко А. МБОУ Лицей №103 "Гармония" город Железногорск Красноярский край. Номинация: "Мою семью не обошла война…" . Работа: С надеждой на встречу… Руководитель: Штуров Д.Г.

С надеждой на встречу...

(деду, не вернувшемуся с войны, посвящается)
 
Эта история основана на реальных событиях. Самолёт моего двоюродного прадедушки Тимергази Нигматуловича Якупова сбили летом 1943 года во время сражений на Курской дуге. В последнем своём письме он сообщал, что находится сейчас на болоте. Это всё, что о нём известно. Он считается пропавшим без вести. А его мама, моя прапрабабушка Надима, ждала его всю оставшуюся жизнь.
 
...На земле, усеянной болотными кочками, кое-где валялись обугленные детали упавших самолётов, подбитых фашистами. Это произошло несколько часов назад. К счастью, пилотам удалось выжить, и они расположились на небольшом участке с твёрдой землёй. Дальше идти было трудно: их окружало вязкое болото; да и просто идти было очень нелегко, так как все трое солдат получили ранения. Где-то там шла битва, а они застряли неизвестно где, и никто не знал, смогут ли они выбраться.
Командир эскадрильи вдруг встал, будто его окликнули, и устремил взгляд в сторону заходящего солнца. Любой закат может стать последним. Все стали любоваться этим явлением природы. Кто ж не видел закатов? Но на войне... на войне всё становится другим. Каждый с тоской вспоминал свою мирную жизнь, её печали и радости, её закаты и рассветы...
- Товарищ командир! У меня появилась идея, - сказал неожиданно один из солдат. - Если мы не будем предпринимать никаких действий, то выжить точно не сможем. У нас нет ни еды, ни воды, из оружия только наган и пара ножей. Что если я отправлюсь за помощью? Я очень хорошо знаю эти места, не заблужусь, через болота умею пробираться. Тем более рана у меня несерьёзная.
Командир, немного помолчав, ответил:
- Хорошо. Только будь осторожен: фрицы сейчас леса в округе прочёсывают...
- Подождите! - сказал вдруг самый молодой из них лётчик. На войну он попал сразу же после окончания лётного училища, ему было только девятнадцать лет. После крушения самолёта он пострадал больше всех: нога была серьёзно повреждена, и самостоятельно передвигаться он не мог.
Из кармана он вынул маленький, неровно оторванный клочок бумаги и карандаш, отточенный при помощи ножа. Лётчик приложил бумагу к колену и начал что-то писать. В том месте, где грифель касался бумаги, она тихонько поскрипывала. Юноша старательно выводил слова, сжимая губы. По его лицу пробегали волнение, страх и печаль. А в какой-то момент его глаза засияли, исполненные тёплым чувством. Он сложил лист бумаги вдвое и написал ещё что-то.
- Когда доберёшься до наших, позаботься, пожалуйста, о том, чтобы это письмо дошло до... вот, здесь адрес написан.
Товарищи простились, и один из них двинулся в путь... Командир и раненый солдат остались наедине.
- Кому ты написал письмо? - спросил командир.
- Маме...
Пилоты погрузились в задумчивость. Солдат, написавший письмо, вспоминал, как семья провожала его на фронт. Три младшие сестры, стоя на перроне, тихо плакали. А мама... Мама умоляла его не уезжать, а он ей в ответ что-то говорил про честь... До конца своей жизни он будет помнить её такой, как в тот день. Они смотрели друг на друга через окно поезда. Она стояла неподвижно в окружении дочек, вся бледная, в её глазах ещё блестели слёзы. Мама, видимо, хотела помахать ему, но её рука, поднявшись, застыла в воздухе. Чем дальше поезд отъезжал, тем слабей становился огонёк жизни в её глазах, а вскоре и совсем потух...
 
* * *
В деревянную дверь старого деревенского дома постучались. Открыла женщина средних лет. Сзади ещё толпилось несколько девочек подросткового возраста.
- Здравствуйте, это почта. Для вас есть письмо, - произнёс мужчина, стоящий на пороге. - Его передал один из солдат, сказал, что письмо от сослуживца.
- Ой! Спасибо большое!
Она держала в руках маленький клочок бумаги, а дочери бегали вокруг и спрашивали: «Это от него? От него?». Конечно, от него! Письмо от единственного сыночка... Как же хорошо, что оно есть! Значит, он жив! Развернув бумагу, она начала читать вслух:
«Дорогая мамочка! Я сейчас нахожусь на болоте. Фрицы, гады, самолёт подбили... Еды у нас нет, как выбраться, не знаем. Сейчас товарищ за помощью отправится, я попрошу его, чтобы письмо передал. Так что, если ты это читаешь, значит, он добрался до наших. Осталось только дождаться помощи.
Мамочка, я очень тебя люблю! Передавай сёстрам привет от меня!»
Семья вновь счастлива! Радовались даже не столько содержанию письма, сколько его наличию. Ведь письмо - это драгоценная весточка, которая приходит так редко. Но отпраздновать такое счастливое событие было нелегко, в тылу слишком много работы. Весь день у семьи было хорошее настроение. Иногда дочки посмотрят на маму, а она, сидя за вязанием, задумалась, и на лице её вдруг появилась улыбка. Как же редко она улыбалась в течение страшных лет войны...
К сожалению, эта маленькая весточка оказалась последней. Годы прошли, и теперь гремят не выстрелы, а праздничные салюты в честь Дня Победы. А сына до сих пор нет, и никто не знает, жив ли он, вернётся ли домой. Сёстры перестали верить в его возвращение. Был бы живой, вернулся бы уже. И только мама, только мама продолжала его ждать...

 

Грицкевич С. 9 а класс МАОУ "СОШ №1 г.Ишима" Тюменской области. Номинация: Историческая. Работа: Жизнь и судьба санинструктора 783 стрелкового полка 229 стрелковой дивизии Тамары Геннадьевны Шастуновой (Лимахиной). Руководители: Соскина Л.К.,Чумакова М.Г.

Смотреть работу