Регистрационная запись СМИ ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г.    

 

тел. 8-800-100-26-84 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

04.08.2020 г.
Всероссийский конкурс «О чём колокольчик звенит на лугу?»

 

 

 

 
04.08.2020 г.
Дорогие друзья, приглашаем принять участия в мероприятиях ЦГМИ "Идея", посвящённых Дню Военно-...
03.08.2020 г.
Всероссийская литературная викторина для всех желающих, посвящённая собакам - героям мультфильмов и...
03.08.2020 г.
Всероссийский конкурс творческих работ «Карусель ярких талантов»

 

 
02.08.2020 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Та война...
02.08.2020 г.
Всероссийский конкурс рисунков и поделок «Дети мира - детям войны…»

 

 

 
02.08.2020 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для обучающихся 1-4 классов, посвящённая безопасности...

Лучшие работы Всероссийского конкурса, посвящённого Дню поэзии «О, если б знали Вы, как пишутся стихи!»

Савельева А. МОУ Первомайская СОШ № 3. Номинация: "Стихи мой ум избаловали". Работа: "Спасибо маленькому герою". Руководитель: Савельева И.С.

«Спасибо маленькому герою»
 
Спасибо, маленький герой
За детство за мое, за счастье.
За то, что жизнью жить могу простой
Не зная горя и ненастья.
 
За небо синее, за птиц,
Что часто будят утром ранним.
За то, что вижу свет роднейших лиц,
Что юнкерсов не слышу хриплый визг,
И метронома звук меня не донимает.
 
Спасибо вновь скажу тебе за то,
Что, будучи еще совсем мальчишкой
Ты прорубил во фронтовую жизнь окно,
Чтоб внуки во твои года имели честь
Сидеть за детской книжкой.
 
Чтоб бабочек ловили на лугу,
И беззаботно к маме прижимались.
Ты прорубил во фронтовую жизнь окно,
В тот год тебе едва лишь восемь исполнялось
 
Отец ушел на фронт.
Сестричку с мамой расстреляли немцы,
Там, где-то вдалеке светился горизонт,
И ты хотел не мести, лишь победы!
 
Леса, леса. Поля, овраги и ухабы.
Сквозь это все, тебе пришлось пройти.
Под свистом пуль, под грохот канонады,
Мой партизан, обязан дальше ты идти!
 
Хоть мал, не по годам смышленый парень,
Великая судьба твоя была предрешена.
Свои 12 лет ты встретишь на параде в 45-ом.
В тот день, когда сильнее прежнего рыдала вся страна.

 

Тарасова М. МБОУ "СОШ с УИОП г. Алдан" (Республика Саха (Якутия)). Номинация: "И тихую песню он пел…" (конкурс чтецов). Работа: М.Ю. Лермонтов "Я не унижусь пред тобою". Руководитель: Чикачева О.Д.

Смотреть работу

 

Котлов А. МБОУ "СОШ с УИОП г. Алдан" (Республика Саха (Якутия)). Номинация: "Стихи мой ум избаловали". Работа: Стихотворение "Елю - Эне". Руководитель: Чикачева О.Д.

ЕЛЮ – ЭНЕ
 
Елю-Эне тебя прозвали предки,
Большой рекой прокликали тебя!
Но вспоминаем это очень редко
И просто Леною зовём, любя…
Зимою льдом окованные волны,
А летом солнце плавает в воде.
Сильна и глубока, почти безмолвно
Из края в край течёшь сама себе.
Ах, Лена, как прекрасно твоё имя!
Как манишь красотою берегов!
Кто видел, тот влюблён в тебя поныне,
Не забывают люди сотнями веков!
Елю-Эне, Елена, Лена, волны
Качают небо в отражении своём.
Идут суда, плывут усталые паромы,
А мы тобою дышим и живём.

 

Карабанова  Г. МОУ "СОШ № 24" г. Саратов. Номинация: "Стихи мой ум избаловали". Работа: Фронтовая баллада "Прорыв!". Руководитель: Вишневская Е.И.

Прорыв
Посвящается  гвардии старшине Красной Армии
                                                 Владимиру Девяткину.
 
Здесь до сих пор взрываются снаряды,
 Нарушив жизни мирной тишину.
И, будто щит живой, встают солдаты, 
Что победили ужас и войну.
Неведом страх защитникам Отчизны.
Стальной рукой,  сжимая автомат,
 Стоят плечом к плечу отцы и деды,
Что подарили мир нам много лет назад.
Я рассказать хочу о страшном бое,
 Где вперемежку пули, кровь и снег.
Идут в атаку, зная, что погибнут,
Десятки тысяч, сотен человек.
Прорыв блокады. Пятая попытка.
Не страшен лютый холод января.
От яростных, грохочущих орудий,
Казалось,  разрывается земля!
Вступаешь в бой  и ты с врагом неутомимым,
Отважный Красной армии солдат.
 Иначе быть не может.
Впереди – несломленный злой силой Ленинград!
Пусть лед трещит, взрываются снаряды.
Мальчишка ты, совсем еще юнец.
Но про себя твердишь упрямо:
«Прорвем кольцо блокады, наконец!»
Ты ранен. Силы покидают.
И льется кровь по юному лицу.
Картинки жизни быстро пробегают,
Уносят в детство к отчему крыльцу.
Туда, где небо светом солнца озарялось,
Где тишина и мир, покой, уют,
Не гибнут люди, не гремят снаряды,
Не слышен грохот боя там и тут.
Лежишь ты на земле, боец отважный,
Из рук не выпуская автомат.
А снег алеет от кипучей крови.
Ну, где же ты, бесстрашный медсанбат?
Бойцов спасая от нелепой смерти,
Неся на хрупких девичьих плечах,
Спешат девчонки – ангелы земные.
Их рук движенье  будто крыльев взмах.
Они тебя отыщут средь  снарядов,
 В окопах, даже в дальнем блиндаже.
Крепись, боец, девчонки рядом.
Держись, они спешат уже!
Тот бой окончен яростной победой.
Вздохнул свободою бесстрашный Ленинград.
Хоть и сейчас взрываются снаряды,
А было это много лет назад.
Тогда ты выжил, и на месте боя,
Людскую память снова взбередив,
Стоит музей во славу всем Героям!
Стоит музей с названием «Прорыв»!
 
Комментарии: Владимир Девяткин – участник  операции «Искра», проходившей  в январе 1943 года. Он один из немногих, кто выжил. На момент операции ему было 19 лет. В боях был ранен  и, теряя сознание, слышал, как девочки-санинструкторы  говорили: «Давай возьмем его, он легкий». Благодаря ним, он был доставлен в медсанбат. К сожалению, ему ампутировали ногу. После войны он не отчаялся, создал семью, выучился  и даже освоил лыжи. На открытие этого музея приезжали жена и дочь. Баллада написана под влиянием личных впечатлений.

 

Диденко Ю.С. МБУ ДО ДЮЦ "Пилигрим" городского округа Самара. Номинация: "Свободная тема". Работа: Сценарий литературно-музыкальной композиции " Три четверти века", посвященной творчеству С. Есенина, Ю. Левитанского и В. Полозковой..

Cмотреть работу

 

Донковцева Е.Ю. МОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 г. Новоузенска Саратовской области". Номинация: "Стихи мой ум избаловали". Работа: "Души моей несмелое звучанье".

*Малая родина*
Люблю родные мне места…
Разливы рек и жаворонков трели.
Не видя их, душа моя пуста,
И все вокруг лишь завывание метели.
Особенно мне дорог парк.
Мне жаль его в период увяданья.
Когда проказник-ветер листья в дар
Последние приносит на прощанье.
И край мой мне еще дороже станет
Осенним, пряным, чуть с морозцем днем,
Когда озябший ветер стукнет в ставни
И к нам попросится погреться в дом.
 
*Размышления  в 18+*
Я не могу сказать, что я влюбилась.
Когда любовь, тогда страдания, мольбы…
А я вдруг просто очутилась
В круговороте твоей,
Мне непонятной красоты.
Пока не знаю, чем ты лучше остальных…
Ведь раньше никого я не любила.
Я просто таяла от нежных слов твоих,
Мне не забыть, как это было.
Качает звезды одинокая луна.
Я жду тебя, ведь все мы ждем чудес порою.
Когда поймешь, что лишь я одна тебе нужна,
В дверь позвони, и я открою.
Да, я хотела бы влюбиться,
Да так, чтоб окунуться в омут головой,
И чтоб для сердца моего могли открыться,
Все тайны, каких не знала до сих пор!
 
     *Про сказку*
Пусть звучат в школе добрые сказки.
В них так много сокрыто тепла,
Благородства, геройства и ласки
И нет веры в могущество зла.
Мир от сказок становится чище.
Ведь не зря их придумал народ.
Каждый в сказках открытия ищет,
Осознанья, что чудо грядет.
Наше сердце от сказок добрей,
А без веры в добро не прожить.
Каждый верит, что правда сумеет
В жизни ложь и обман победить.
Целый класс удивленные глазки
Распахнул в ожиданье конца.
Пусть звучат в школе добрые сказки,
Чтобы зло не селилось в сердцах.
 
*Гимн русскому фольклору*
Как вольный ветер с гор – фольклор !
Как звонкий птичий хор - фольклор !
Как наш степной простор – фольклор !
С истоков  до сих пор – фольклор!
Урок и творчество, фольклор и труд –
Что на уроке может быть приятней ?
Увлёкшись, дети сразу не поймут,
Что темы стали проще и понятней.
Включившись в творчество, все чуда ждут.
Ученики порой не замечают,
Что сорок утомительных минут
Как быстрое мгновенье пролетают.
И даже слабые ученики,
Сидящие почти всегда пассивно,
Работают. Их робкий взлёт руки-
Свидетельство, что трудятся активно.
И цели воспитательной достичь
Фольклор дает возможность на уроке.
Увлечь детей – как будто бросить клич
И результат, как правило, высокий.
Фольклор- как праздник, словно выходной.
Но выходной у нас лишь в воскресенье.
Так что урок с обрядовой игрой
 Средь скучных будней словно поощренье.
Урок-спектакль, учитель-режиссер,
Он увлечен игрою, как и дети.
Лучится счастьем каждый детский взор,
Занятнее нет ничего на свете!
Познаньем в школе правит интерес.
Фольклор предвосхищает ожиданья.
Учебно-воспитательный процесс
Становится процессом созиданья.
Ученье с увлеченьем - вот секрет
Отличных навыков, умений, знаний.
Больших и малых творческих побед,
Научных поисков и начинаний.
Былины, сказки, песни и игра
полезное сплетается с приятным.
Учителям давно признать пора:
Фольклор ученье делает занятным.
Увлечь детей и повести вперёд,
Зажечь в учениках стремленье к знаньям…
Уже за это творческий подход
Заслуживает нашего вниманья.
Приёмов в педагогике не счесть.
Мы все их на уроках применяем.
Фольклор – в моей работе есть-
Ведь дети с ним Россию лучше понимают!
 
  *Учителю*
Нет музыки лучшей на свете,
Чем маленькое слово «учитель».
Оно такое милое,
Оно такое ранимое,
Оно такое тонкое,
Оно такое звонкое,
Оно такое лучистое и вместе с тем искристое,
Оно такое нежное, как океан безбрежное,
Оно такое славное,
Оно такое желанное,
Оно такое хранимое и необозримое,
Оно такое красивое и вместе с тем игривое,
Оно такое трудное  и, конечно, легкое,
Оно такое веселое и вместе с тем счастливое,
Оно такое радостное и ясное,
Оно такое непонятное и необъятное,
Оно такое страстное и вместе с тем прекрасное,
Оно немножко беспечное и вместе с тем бесконечное!
Так пусть летят, летят года,
А вместе с ними столетья,
Пусть будет вечным всегда
Святое слово -Учитель!

 

Турунцев Е. МКДОУ №27 "Росинка", г. Новосибирск. Номинация: "Ожившие строчки". Работа: "Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет". Руководитель: Кононенко О.Ю., Хомченко Н.И.

 

Лебедева Я. МБОУ ДО "Центр развития творчества". Номинация: "И тихую песню он пел…" (конкурс чтецов). Работа: авторское стихотворение "Солдат". Руководитель: Моргачёва Л.В.

Смотреть работу

 

Поченкова Н.А. МБОУ "СОШ №8" г. Новокузнецка. Номинация: "Стихи мой ум избаловали". Работа: «Потомкам».

ПОТОМКАМ
Нам с высоты не обогреть
Манящих гор и нив бессонных,
Озёр, блестящих и бездонных, -
Нам больше здесь не умереть!
 
Нам не бродить по темноте
Беспрекословных переулков
И не терять уже рассудка
От красоты невинных дев.
 
Мы те, кого не ждут теперь –
Забыли имена потомки…
Но Он Придёт и Будет громко
Гласить их людям в темноте.
 
Мы не боимся потерять,
Исчезнуть или кануть в лету,
И голодать, бредя по свету,
И даже злое испытать.
 
Боимся только тишины –
Она опять напоминает,
Что ваша память нас не знает,
Лишь  на Суде предстанем мы.
 
Пускай в  тиши услышат глас
Святой Звезды потомки эти:
Стучится Истина к вам – верьте,
Мы нынче знаем всё о вас.

 

Потапченко М. Ю. МБДОУ "Детский сад №59" г. о. Самары. Номинация: "Стихи мой ум избаловали". Работа: песня "Детский сад "Солнышко". Руководитель: Филатова Т.М.

«СОЛНЫШКО»  , мой  садик,  до  свиданья»
 
1.Рано  солнышко  проснется,
Всех  разбудит  поутру.
Двери  дружно  распахнуться
В  нашем  маленьком  саду!
Здесь  сегодня  славный  праздник –
Провожают  дошколят.
Здравствуй,  школа! Здравствуй,  школа!
До свиданья,  детский  сад!
Припев :  «Солнышко»  ребятам, словно  дом  родной.
На  пороге  рядом  погрусти  со  мной.
Пожелай  успехов  ты  для  всех  ребят.
«Солнышко»  любимое  -  лучший  детский  сад!
2.Здесь  шалили  и  играли
И  учились  мы  дружить.
Незаметно  подрастали
Нужно  в  школу  уходить.
До  свиданья,  куклы,  мишки
И  качели  во  дворе.
Мы  не  просто  ребятишки-
Первоклашки  в  сентябре.
Припев :  «Солнышко»  ребятам, словно  дом  родной.
На  пороге  рядом  погрусти  со  мной.
Пожелай  успехов  ты  для  всех  ребят.
«Солнышко»  любимое  -  лучший  детский  сад!
3.Воспитатели  родные,
Не  забудем  никогда.
Как  не  слушались  порою
И  ревели  иногда.
Ваши  лучшие  детишки  -  Но  теперь  мы  повзрослели
В  школе  вас  не  подведем.
В  гости  к  вам  еще  не  раз  мы
Обязательно  придем.
Припев :  «Солнышко»  ребятам, словно  дом  родной.
На  пороге  рядом  погрусти  со  мной.
Пожелай  успехов  ты  для  всех  ребят.
«Солнышко»  любимое  -  лучший  детский  сад!
 
 
« ВЫПУСКНОЙ  ВАЛЬС»
 
1.Мы  сегодня  танцуем  с  тобой,
Ведь  сегодня  -  наш  день  выпускной.
И  глаза так  горят  у  ребят -
Шаг  вперед,  поворот  и  назад.
Мы  твердим  раз,  два,  три,  раз,  два,  три, 
Как  сердечко  стучится  внутри.
И  звучит  вальс  волшебный  сейчас,
И  его  мы  танцуем  для  вас.
 
Припев :
Вальс  последний,  вальс  прощальный -
Мы  даем  всем  обещанье
Садик  будем  мы  помнить  всегда
И  сюда  прибегать  иногда.
 
2.Вальс  в  душе  нашей  нежно  поет.
В  мир  волшебный  с  собою  зовет.
И кружится  у нас  голова -
Вспоминаем  движенья  едва.
Мы  твердим  раз,  два,  три,  раз,  два,  три, 
Как  сердечко  стучится  внутри.
И  звучит  вальс  волшебный  сейчас,
И  его  мы  танцуем  для  вас.
 
Припев :
Вальс  последний,  вальс  прощальный -
Мы  даем  всем  обещанье
Садик  будем  мы  помнить  всегда
И  сюда  прибегать  иногда.

 

Куприянов И., Пашков И. МАДОУ "Детский сад № 143". Номинации: "И тихую песню он пел…" (конкурс чтецов). "Он говорит, но мыслью чудной…". Работы: Стихотворение "Пусть будет мир". Стихотворение "Песня о городе"Руководители: Сибирцева С.А., Верзакова И.П.

Смотреть работы

 

Митряшккина Е. МБОУ СОШ № 20  г.Октябрьский Республика Башкортостан. Номинация: "Он говорит, но мыслью чудной…". Работа: "Башкортостан - страна певцов, страна поэтов". Руководитель: Фатхетдинова Э.Д.

Башкортостан- страна певцов, страна поэтов
Моя родина – Башкортостан. Наша республика входит в состав великой России. Каждому свой край очень близок и дорог. Обойди весь свет – не найдешь милее сердцу природы, свежее воздуха, чем у себя на родине. Я горда тем, что Башкортостан для многих приезжих и гостей остается краем зеленых лесов, рек с кристально чистой водой, величавых Уральских гор и землей гостеприимного и добродушного народа. Родина – это не только моя семья и мой родной дом, моя родина – это весь Башкортостан.
Наш край славится известными писателями, поэтами, журналистами. Каждый из них прославлял, восхищался красотой и величием своей Родины.
Одним из таких знаменитых людей Башкортостана является С.Т. Аксаков. Для того, чтобы войти в мировую литературу ему достаточно было «Аленького цветочка». Но он оставил нам после себя в назидание такие замечательные книги, как «Детские годы Багрова-внука», «Семейная хроника!», «Записки об уженье рыбы», «Записки оружейного охотника Оренбургской губернии». Несмотря на названия произведений Аксакова в них не стреляют, не убивают друг друга, чтобы завлечь читателя, в них нет острого, тем более драматического сюжета. Но, читая их, не можешь оторваться, есть в них какая-то глубокая тайна.
Познакомившись с его произведением, я захотела узнать больше об этом писателе. Родившись в Уфе и проведя в Башкирии и Оренбуржье только детские годы, начав писать уже в зрелом, по тем временам преклонном возрасте, живя в прекрасных русских местах, рядом со святой Троицей, С.Т.Аксаков писал только о Башкирии и Оренбуржье, воспевал их природу и разноплеменной народ. Я даже и не подозревала, что он писал и стихотворения:
…В наш дикий край лечу душою
В простор степей, во мрак лесов,
Где опоясаны дугою
Башкирских шумных кочевьев,
С их бесконечными стадами,
Озёра светлые стоят,
Где в их кристалл с холмов глядят,
Собравшись кони табунами…
Или где катится Урал
Под тению Рифейских скал.
(«Послание в деревню», 1830)
Сергей Тимофеевич Аксаков всю жизнь неразрывными нитями был связан с родной природой.
Писатель в свое время предупреждал, что "богатство лесами вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности". Аксаков с раннего детства всей душой полюбил природу: прогулки в лес, охота и рыбная ловля заложили в нем глубокие впечатления. Он в своих произведениях очень эмоционально, ярко изображает родную природу. Писатель описывает не только красоту природы, но и с особым восхищением пишет о богатстве и разнообразии растительного мира. Ведь это его детское восприятие мира с ранних лет. Читаешь и чувствуешь запах, вкус этих ягод. Это все прекрасно, не скучно, потому что ребенок чувствует и любуется искренне, с вдохновением, с восторгом. Ведь именно через восприятие ребенка читатель тоже смотрит и воспринимает эту картину другими глазами. И невольно возникает вопрос: «А почему я раньше этого не замечал?» Появляется чувство раскаяния, сожаления и меняется отношения к окружающему миру, природе. Вот этим и ценны произведения С.Т. Аксакова, который не навязчиво, а так трогательно, проникновенно передает связь человека с природой. Впоследствии свои наблюдения Аксаков описал в книгах, проникнутых любовью к родной природе, трепетным к ней отношением. Это очень ярко описывается в замечательном произведении «Детские годы Багрова-внука». Его произведения, изобилующие интереснейшими фактами, написаны таким доступным и красочным языком, что до сих пор не потеряли свои значения. Они вводят взрослого и ребенка в сокровенную жизнь природы, учат наблюдательности, заставляют вслушатьсяи в ропот весенних ручьев, и в чистые голоса птиц, почувствовать скрытую жизнь леса, отметить удивительные по всей красоте укромные уголки и широкие просторы нашей родины. Его рассказы учат любить свою Родину, беречь и защищать ее.
В Башкортостане каждую осень традиционно проводятся Аксаковские чтения, приуроченные ко дню рождения писателя, они входят в нашу душу, как Аксаковская осень. Того самого, на чьей волшебной сказке об Аленьком цветочке, "Детских годах Багрова внука", "Семейной хронике" выросло не одно поколение честных, мужественных, порядочных людей.
Мы с уверенностью можем сказать, что С.Т. Аксаков любил Башкортостан. Доказательством этому являются такие произведения: «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука». В них он отразил нравы, традиции и быт местных жителей. Писатель первым затронул проблемы бережного отношения к природному богатству нашего края: истребление лесов, высыхание родников и малых речек. Эти произведения учат любить свою родину, заботиться о ней, беречь и преумножать ее богатства.
Один из парков Уфы носит название С.Т. Аксакова. В живописном месте старого города Уфа на берегу Агидель есть мемориальный дом – музей Сергея Тимофеевича Аксакова.
Есть такое понятие - национальное достояние. Мустай Карим - это наше национальное достояние, достояние общечеловеческой культуры нашей большой многонациональной страны. Он был поэтом, писателем, философом, дипломатом. В театрах Татарстана шли спектакли по его произведениям, и сегодня трудно отыскать уголок России, где бы не знали писателя Мустая Карима.
Мустай Карим начал писать в середине тридцатых годов. В 1938 г. вышла в свет его первая книга стихов “Отряд тронулся”, вторая “Весенние голоса” - в 1941 году. С тех пор им опубликовано более ста поэтических и прозаических сборников, свыше десяти драматических произведений.
Он относится к той плеяде писателей, которые вносят весомый вклад в золотой фонд нашей многонациональной литературы. Поэзия, драматургия, проза, публицистика - все подвластно его могучему таланту.
Замечательная лирика Мустая Карима отличается самобытностью поэтических образов, высоким накалом чувств, глубиной философского мышления. Его стихи «Цветы на камне», «Мой край возлюбленный навеки», «Здравствуй, завтра!», «Берега остаются», «О березовом листе», «Карусель» циклы стихов «Европа - Азия», о Вьетнаме, Болгарии и другие стали вершинными явлениями в нашей поэзии. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в его сборниках стихов «Мой конь» (1943), «Стихотворения» (1945), поэмах «Декабрьская песня» (19421), «Ульмасбай» (1942-1944), «Черные воды» (1961). В них писатель отразил трагизм войны, героизм наших солдат, гуманистическую миссию Красной Армии.
М.Карим с первых произведений прозы для детей и юношества «Радость нашего дома» (1951), «Таганок» (1966) до новой автобиографической широкоизвестной повести «Долгое-долгое детство» (1976) воспевает добро, честь и жертвенность во имя торжества разума, во имя справедливости на земле.
Призвание Мустая Карима в том, что его путь - это путь башкирского национального поэта. А поэт - натура действенно-созерцательная, отзывчивая на все проявления бытия, стремящаяся всё испытать, всё изведать в этом мире. Как башкирский человек, Карим наделён безмерной широтой и размашистостью натуры. Его жизнь - это горение и борьба как с несовершенствами и настроениями окружающего мира, так и с самим собой, со своими радостями и заблуждениями. Писатель сполна принял в себя душу своего народа и всю жизнь трудился над её оформлением. 
Мустай Карим в истории современной отечественной литературы должен быть признан безусловным и глубочайшим знатоком ежедневной, домашней, обиходной философии нашего современника, её знатоком и выразителем. И этим можно объяснить "загадку" стиля М. Карима: авторская речь в его прозе зачастую мало отличается от речи персонажей, следует как бы в том же духе, что и речь героев.Его герои искренни и правдивы.
Ярким примером народного быта и духа является повесть «Радость нашего дома». Поэтому произведению даже сняли фильм который назвали «Сестрёнка».
Мустаю Кариму удалось тонко и точно открыть души героев с помощью их реплик.
В этой повести описываются события из жизни осиротевшей украинской девочке Оксане, во время войны попавшей в башкирское село. Там девочка обретает вторую семью. Вместе с любящей матерью, мудрой бабушкой у неё появляется новый брат Ямиль, который опекает её, заботится о ней, учит башкирскому языку.
       У этой повести трогательный конец. Вскоре после войны пришло письмо от отца девочки. А затем он приехал в гостеприимную семью и увёз Оксану на родину. Щемящая сцена расставания не может оставить равнодушным ни одного человека.
       Многие произведения Мустая Карима основаны на реальных историях. Они учат нас тому, что если ты человек. всегда придёшь на помощь, потому что человек умеет любить, сострадать и быть милосердным.
Творчество писателя есть пример подражания и предмет любви для тех, кто умеет ценить всё прекрасное и беззаветно служить отчизне.
Его произведения переведены на многие языки мира. За многие произведения великий поэт был удостоен множеством наград и ему были присуждены премии как республиканского, так и российского масштаба.
В Уфе есть памятник М. Кариму, его именем названа улица в Южном административном округе города Москвы. На фасаде главного корпуса Башкирского государственного университета в Уфе, где учился Мустай Карим, установлена мемориальная доска.В 2019 году в почтовое обращение выйдет марка, посвящённая 100-летию со дня рождения Мустая Карима.
Творчество М. Карима -  пример подражания и предмет любви для тех, кто умеет ценить всё прекрасное и беззаветно служить Отчизне!

 

Щиголева Э. БПОУ ОО Мезенский педагогический колледж с. Плещеево Орловский район. Номинация: "Стихи мой ум избаловали". Работа: "Наши прадеды ночи не спали...". 

Наши прадеды ночи не спали,
Будущее наше они сберегли.
Четыре года они стойко стояли,
Множество судеб, людей берегли.
 
Сырая трава в четыре утра.
Яркое солнце только вставало.
Пение птиц у чужого двора,
И войны ничто здесь не ждало.
 
Разрывы снарядов, крики и гам –
Слилось всё в ужаснейший звук.
Но люди без страха навстречу врагам
Шли прекратить этот бунт.
 
Родная Земля, много ты помнишь?
Первая капля солдатской крови
На твоей груди ожогом осталась
И было их много еще впереди…
 
Земля, а ты помнишь нашу Победу?
Многие встретить её не смогли…
И за неё благодарны мы деду,
Который вернулся с этой войны.
 
Колышет берёзоньку ветер игривый,
Счастливые песни поют соловьи.
Как хорошо на Земле мне родимой!
Как хорошо на Земле без войны!

 

Берсенева В.М. МОУ " Средняя общеобразовательная школа №3 г. Коряжмы" Архангельской обл. Номинация: "Твой стих, как божий дух, носился над толпой". Работа: «Мой поэт». 

Мой  поэт
Мне душу греет Николай Рубцов.
Простые, незатейливые строки,
Но веет теплотою от столбцов,
Они и музыкальны, и глубоки.
Читаешь их и видишь журавлей
И автором любимые берёзы,
Светящую во мгле звезду полей,
И страшные крещенские морозы…
Январь, ты нам поэта подарил,
И ты же так забрал немилосердно.
Совсем не долго жил он и творил,
А сколько мог бы написать, наверно,
Других, таких же трогательных строк,
Рождённых сердцем раненым поэта,
Что русский воспевал наш огонёк
И сам, как огонёк, светил при этом.

 

Полянская А. МОУ " Средняя общеобразовательная школа №3 г. Коряжмы" Архангельской обл. Номинация: "Стихи мой ум избаловали". Работа: "В то утро". Руководитель: Берсенева В.М.

В то утро
Лето, тепло и в природе идиллия:
Белые ночи, роса, тишина…
Только наутро  уже сообщили нам:
«Кончился мир. Наступила война!
 
Потом я запомнила  проводы папины,
Как мама ревела и я вместе с ней,
Как дождик противный всё утро накрапывал
И трое мы жались друг к другу сильней.
 
Отец из вагона махнул на прощание,
И поезд унёс его в дальнюю даль.
Мы с мамой домой возвращались в молчании.
Она только плачет. Ах, как её жаль!
 
Едва ли тогда мы себе представляли,
Какая огромная  ждёт всех беда:
И нашу страну, и семью. Мы не знали:
В то утро простились с отцом навсегда.

 

Дроздова Т.М. МБУДО ДДТ г. Великие Луки Псковская область. Номинация: "Стихи мой ум избаловали". Работа: Триптих "Я живу и дышу".

Музе
Не утешительница и не отрадная.
Может, дана за страданья наградою?
Пеньем пичужки в лесу неисхоженном?
Лебедя кличем во стане встревоженном?
 
Кто ты? Подруга? Приблуда? Насельница?
Марья – искусница? Трутень? Бездельница?
Ночью не сплю, ты приходишь с бессонницей.
Манишь, дразнишь, завлекаешь бессовестно.
 
Истины ясность за слезы – наградою.
Утром чертам твоим призрачным рада я.
Черты и резы на белом мелованы,
Как награжденье, не слишком балована.
 
С детства мне в вишенье пением грезишься,
В теплом тумане парным смаком стелешься.
Дальней дорогой зовешь неисхоженной,
Песней зовешь в бесконечность тревожную.
 
Где мой удел? Где пристанище мирное?
Что ж и доселе я странницей сирою
В царстве скитаюсь твоем, одинокая…
Ты, как всегда, недоступно далекая.
 
В чем назначенье тобой мне положено?
Где рукавичник, мне поутру брошенный
Для утирания слез поэтических?
Строк, недописанных сердцем, лирических.
 
Путь мой все круче, высоты безмерные…
Только, как прежде, с подругою верною
Ночью стою я под звездною крышею.
Царствуй, Владычица! Воля Всевышнего
 
Нашей судьбой управляет, Пророчица.
Мне суждено на Земле одиночество…
Счастье в Чертогах за узы примерные.
Царствуй, Прекрасная! Шествуют верные!
 
 
Успенская церковь
Вот, наконец, и я к тебе вернулась.
Чрез сорок лет пешком сюда пришла.
Как время быстро, видишь, обернулось.
А ты меня, я чувствую, ждала,
 
Успенья церковка. Но как ты изменилась!
А помнишь ли – в телеге, на руках
Меня везли к тебе, где я крестилась
В купели деревянной при свечах.
 
И ты была нарядна, как невеста,
Парча горела жертвенным огнем,
Гостям и крестным не хватало места
На таинстве предстать пред Алтарем.
 
А ныне что? Закрыты твои очи,
Погасла синева на куполах.
Твой ясный лик железом заколочен,
И ржавчина тлетворна на крестах.
 
Родная, потерпи! Конец недолог.
Голубка, отдохни. Усни пока...
Твой сын придет, откроешь очи долу.
И в мир войдешь Царицей на века.
 
 
Слава Богу за все!
Я живу  и дышу,
Покоряясь родительской воле.
Я пою, как могу,
К небесам воспаряя душой.
Слава Богу за все!
За грозу и за хлебное поле.
Был бы мир на земле,
А в жилище – тепло и покой.
 
Я хочу совпадать
Устремленьем с Божественной волей.
Я должна созидать,
А не рушить, копаясь в пыли.
Сохранять и беречь
Моих предков гнездовье  и поле.
Родовое преданье
О тайне великой земли.
 
Я останусь в веках
Колоском от вселенского сбора.
Я влила новых сил
В народившийся ядреный сноп.
Я воспела в стихах
Красоту в полноправную пору
Той могучей земли,
Что вскормила мой русский народ…

 

Капитан А. МБОУ "Поповская СОШ № 19" г. Алексина Тульской области. Номинация: "Стихи мой ум избаловали". Работа: «Моё село, село родное…». Руководитель: Кондрашевская М.К.

Смотреть работу

 

Ласточкина А. РМУК "ЕМСКО"  Прудовой СДК. Номинация: "И тихую песню он пел…" (конкурс чтецов). Работа: "Мой край". Руководитель: Ласточкина Е.Н.

Смотреть работу

 

Коллектив учащихся 9А класса  МБОУ "Гимназия №183" г. Казани. Номинация: «Библиотечное мероприятие». Работа: "На берегах Невы" И.В. Одоевцева. Руководители: Фархеева Г.А., Еремцова Р.Н.

Смотреть работу

 

Волкова Н. ГБПОУ «Лукояновский педагогический колледж им. А. М. Горького». Номинация: "Твой стих, как божий дух, носился над толпой". Работа: "Маяковскому В.В.".  Руководитель: Аброшнова М.А.

Маяковскому В.В.
Ах, Маяковского стремятся все ругать,
Кричат, мол грубо и не греет душу.
А сами не попытались написать
Такую лесенку! А я бы их послушал.
 
Иль что, теперь поэту быть певцом?
Ему – лишь воспевать цветы да небо?
Он быть не может личностью? Борцом?
Не может он нуждаться в корке хлеба?
 
Не может он ругать народ в стихах?
(А ругань, зачастую, там на месте).
Не может он держать ружьё в руках?
А всех любить… Уж очень много чести.
 
А Маяковский, бедный футурист,
За что, в итоге, терпит униженья?
За то, что некий псевдоморалист
Не хочет признавать нововведенья?
 
Поэт безумно глупо обвинён:
«Его трудней, чем Пушкина, понять!».
Двадцатый век… А Пушкин здесь при чём?
Быть может всех на Пушкина ровнять?
 
Ругают пошлость, мат и грубый тон…
Так не писали трепетные барды!
А если вдуматься, причина только в том,
Что он писал немного больше правды.

 

Новиков Н. МБДОУ № 15 "Ручеёк" г. Балашиха мкр. Железнодорожный. Номинация: "Ожившие строчки". Работа: В. Жуковский "Приход весны". Руководитель: Новикова И.А.

 

Понамарева А. МБОУ «СОШ № 7» г.  Нефтеюганска. Номинация: "Стихи мой ум избаловали". Работа: "Северная Родина". Руководитель: Понамарева Н. Д.

        Северная Родина
Север тихий и бескрайний,
Не найти границ.
Он всегда окутан тайной,
Сотней небылиц.
 
Тут тайга: здесь пихты, сосны,
Ягель весь в росе.
И звенят многоголосно
Льдинки на хвое.
 
Север не пустой, не грустный.
Много здесь озёр
И болот с морошкой вкусной.
А вокруг – простор:
 
Бесконечная даль тундры…
Белые снега.
Север дивный,
Север мудрый!
Вечная тайга…
 
И теплится так, украдкой,
В чуме огонек.
Возле чума хант вприсядку
Чинит свой силок.
 
Много живности повсюду:
В тундре и в тайге.
От бобров в лесу запруда,
Стерляди в реке.
 
Север всех объединяет
В дружную семью:
Ханты, Манси охраняют
Родину свою!

 

Есикеева С. МБОУ "Славянская СОШ". Номинация: "Ожившие строчки". Работа: "Царевна-лебедь". Руководитель: Костюшина Е.И.

 

Титлянова О. А. МАОУ Суворовская СОШ Тоцкого района Оренбургской области. Номинация: "Стихи мой ум избаловали". Работа: "Звуки Победы".

Звуки Победы
Победа! Сколько в этом слове
Различных звуков ликованья:
И грохот боя, и тальянка,
И ветров зимних завыванье.
Слились для нас в едином слоге
Победный марш и гром раската,
И шум берез, и грохот боя,
И деда с бабушкой рассказы.
«Победа!»- тихо шепчут губы.
«Победа!»- камни жгут ручей.
И в каждый дом влетают звуки
Победных пламенных речей.
Тихонько плачет мать-старушка,
Ее сынок уж не придет,
Но День Победы - праздник славный,
И к ней сегодня в дом войдет.
Шумят  мальчишки вперемешку,
От звона детских голосов
В ушах звенит, и звукам тесно,
Но каждый слушать их готов.
Победы звуки - вас так много!
А как вас  долго ждали те,
Кто по лесам, окопам, в поле
Ковал Победу как кузнец.
Прошло немного и немало-
Для поколенья - почти век,
А для вселенной - лишь секунда,
Но подвиг помнит человек!
Его нельзя забыть, охаять,
Нельзя замаслить, отдалить,
Ведь наши деды жизнь отдали,
Чтоб мы могли счастливо жить.
В моей семье мужчин немало,
Они - защитники страны.
Но не хочу я, чтоб досталось
Им слышать грохоты войны.
Пусть птицы песни распевают,
Пусть ветер звук весны несет,
Пусть колокольный звон Победы
Во всех концах Земли поет.
То  звук Победы, звук набата,
Звук мира, солнца и весны,
Звук поминальный: сына, брата,
Всех,  не вернувшихся с войны.
Как не крути, печаль и радость
В победном звуке том слились.
Звени весна! Звени  Победа!
И стар  и млад, всяк ей гордись!