Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

09.12.2022 г.
Всероссийская историческаявикторина для 5-11 классов (из цикла викторин, посвящённых отдельным...
09.12.2022 г.
Всероссийский литературно-творческий конкурс «Новый Год в стихах и красках!»
07.12.2022 г.
Всероссийский конкурс рисунков и поделок «Есть много зимних видов спорта!»
07.12.2022 г.
Международный конкурс рисунков, посвящённый празднованию Нового года «Ах, какой чудесный праздник...
07.12.2022 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для дошкольников и учеников 1-2 классов по правилам...
06.12.2022 г.
III Всероссийский литературно - музыкальный конкурс, посвящённый празднованию Нового года «Сюрпризы...
06.12.2022 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для дошкольников и учеников 1-2 классов по правилам...

Лучшие работы IV Всероссийского конкурса, посвящённого истории казачества «Казаку честь - Родину беречь!»

Кишко В.Н. МБДОУ Детский сад "Чебурашка" г. Волгодонск Ростовская область. Номинация: свободная тема . Работа: Детские казачьи игры и забавы на Дону.

Смотреть работу

 

Бирюкова В. 10 класс МБОУ СОШ № 5 г. Сальска Ростовской области. Номинация: "Усы, лампасы, шашка, добрый конь…" (творческая) . Работа: "Казак без коня, что воин без ружья". Руководитель: Мельникова Е.М.

 

Лозовая Н.С. МКДОУ детский сад "Малыш" город Городовиковск Городовиковского района Республики Калмыкия. Номинация: "В традициях казачьих мы живём!". Работа: макет "Семейное гнездышко". 

Работа называется «Семейное гнездышко». Казачий курень начала 20 века – жилище донских казаков совсем не похож на русскую избу или украинскую хату. Он строился из местного дерева и имел четырехскатную крышу. Макет изготовлен для нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

 

Кременцова Л.Н. МКДОУ детский сад "Малыш" город Городовиковск Городовиковского района Республики Калмыкия. Номинация: "В традициях казачьих мы живём!". Работа:  макет "Казачье подворье". 

Будущее нашей страны зависит от того, как будет расти и развиваться ее культурный, интеллектуальный, нравственный потенциал - дети. Одной из основных тенденций современного дошкольного образования является национально-культурные ценности, которые мы стараемся прививать в нашем МКДОУ детском саду «Малыш». Поэтому для уголка  «Донское казачество» в группе "Воробышки" воспитатель Кременцова Л.Н. изготовила макет "Казачье подворье", который передает представление о жизни и быте донских казаков  и знакомит с историческим прошлым казачества. Также макет используется как площадка для настольного театра, для моделирования детьми расположение объектов самостоятельно.

 

Власенко Д. 13 лет МБОУ ДО "Образовательный технический центр" МБОУДО "ОТЦ". Номинация: "Усы, лампасы, шашка, добрый конь…" (творческая) . Работа: Казачьи костюмы. 

 

Чекин Г. 12 лет МБОУ СОШ № 41 города Ставрополя Ставропольского края. Номинация: "Эти строки рождены душою…" (литературная). Работа: Мои предки из племени "белых гусей" и казаки. Руководитель: Мохов С.Е.

Эссе: «Мои предки из племени «белых гусей» и казаки»
 
«Недостоин называться казаком тот из нас,
                                   кто не любит заслуг своих предков,
                                     кто не хочет быть похожим на них,
                                         кто не гордится их громкими делами!»
(М. Бородин)
 
Меня зовут Чекин Глеб и мне двенадцать лет. В моей школе есть кадетские классы казачьей направленности. Учась в начальной школе, всегда хотел попасть в такой класс. Закончив четвертый класс на отлично, я был принят в такой класс. Мое желание исполнилось. За год учебы в пятом кадетском казачьем классе мне многое рассказали о казаках на уроках истории казачества. В шестом классе меня начали посещать мысли о моих предках и не было ли среди них казаков.
У меня интернациональная семья, так сейчас принято называть межнациональные браки. Папа мой русский, а мама моя татарка, но иногда возможно также, что она ногайка. Девичья фамилия моей матери Аманбаева.  Интересная такая история получается насчет определения национальности моей мамы и как это связано с казаками, вы узнаете, прочитав мое эссе до конца.
Я часто гощу у своей бабушки Зухры по материнской линии, люблю делиться с ней своими мыслями. Она очень заинтересовалась моим желанием узнать про своих предков и найти среди них казаков, предложила мне вместе заняться поиском. Несколько месяцев мы с ней читали книги историков, расспрашивали в ауле у бабушки местных старожилов о семье Аманбаевых. Сложив все пазлы головоломки вместе, я получил очень интересные сведения.
Начну сначала. Славянский компонент в казачестве появился не ранее середины 16 века. Во всяком случае, упоминания о донских казаках, которые считаются основоположниками российского казачества, датируется 1577 годом.[2. С. 37] Интересно, что тогда их первым атаманом был Сары-Казман, что буквально на ногайском или татарском языках означает «светлоликий человек из племени каз». Еще один момент заставляет задуматься, в 16-17 веках вся переписка между русской верхушкой и казаками велась на татарском языке и происходила через посольство министерства иностранных дел.
Полковник польской армии Теофил Лапинский в период Кавказской войны отметил следующее: «Казаки Дона сплошь состоят из татар… Казаки Урала и Оренбурга – это смесь татар, турок, башкир, тунгусов, киргизов, туркмен и только немногие из московитов». [3. С. 203]
Очень много заимствованных слов и обозначений в современном казачестве: казак (с тюрк. «каз» - гусь, «ак» - белый), черукасы (от древнетюрк. «черук» - боец, военный человек; отсюда допустимо толкование: черуккас – боевой гусь), более известны в дальнейшем как черкасы (они же казаки), есаул, ногайка, атаман (с ногайского означает «отец-человек, голова общины».) [4. С. 211]
А теперь вернемся к ногайцам. Начиная с Булат-Темира, на землях Золотой Орды полновластными хозяевами стали ногайцы. Основу их составляли родоплеменные объединения «казлар», которые первыми перешли к оседлому образу жизни. На Северном Кавказе их еще могли называть «байгушами», «аккасовыми» или «акказами». Если разобрать слово акказ (с тюрк. «ак» - белый, «каз» - гусь), то получается опять «белый гусь». Очень точное совпадение. [4. С. 214]
Гусь – тотемическая птица для казов-ногаев. А потомки древних акказов имели родовую тамгу «гусиная лапка». Такая же родовая тамга имеется у малочисленного народа в России – нагайбаков, проживающий в Челябинской области, являющихся потомственными казаками и исповедующих православную веру. Они считают себя потомками именно казов-ногаев. [5. С. 148]
По мнению старожилов аула Куликовы Копани Туркменского района Ставропольского края, где как раз-таки родилась моя мама и сейчас живет моя бабушка Зухра, проживают ногаи (татары) племени «каз» (несколько объединенных родов) с родовой тамгой – гусиная лапка. И местные старики их так и называют «казлар». Когда-то здесь мужчины этих родов носили национальный костюм – черкеску с серебряным поясом и кинжалом. Некоторые старожилы утверждали, что мужчины лихо скакали на лошадях и к своему наряду крепили большие крылья из белых гусиных перьев, но подтвердить это не получилось, ни у кого не сохранилось национальной одежды к сожалению. Как выяснилось к указанному племени относятся роды Аманбаевых, Бакасовых, Пугачевых, Назыровых.
Можно ли точно считать моих предков из рода Аманбаевых истинными казаками – я не берусь утверждать. Но, то что для меня открылось очень много интересных вещей и то, что у казаков есть очень много заимствованных слов, традиций, элементов одежды от народов Северного Кавказа – это остается бесспорным фактом в истории. А, значит, делает ближе друг к другу и потомков «акказов», и казаков-славян, у истоков происхождения которых, возможно, стояли загадочные люди племени «белых гусей».

 

Свидрицкая А. МБУДО "Центр развития творчества детей и юношества" города Новошахтинск. Номинация: "Усы, лампасы, шашка, добрый конь…" (творческая) . Работа: Колокола души. Руководитель: Калван С.В.

 

Тухватулина А.Д. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  "Детский сад № 32" . Номинация: "Усы, лампасы, шашка, добрый конь…" (творческая) . Работа: Панно "Казачий хор".

 

Рощупкина Д.Н. МБДОУ ДС "Чебурашка" г. Волгодонска Ростовской области. Номинация: "Усы, лампасы, шашка, добрый конь…" (творческая) . Работа: "Красавица казачка". 

 

Коняхина С.Н. МБУК "МДК и Д" филиал Лимановский сДК Панинского района Воронежской области. Номинация: "Усы, лампасы, шашка, добрый конь…" (творческая) . Работа: Куклы казак и казачка.

Куклы казак и казачка.
Куклы эти не совсем обычные – они сувенирные, связанные спицами. Вязанные игрушки  казак и казачка – это не только прекрасный подарок или интерьерное украшение, но они ещё и играют в жизни человека значительную роль. Куклы имеет огромное воспитательное значение. Прежде всего - это способ познать мир, общаться с ним.