Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.11.2024 г.
III Международный конкурс рисунков и поделок, посвящённый Дню матери «Дети мира, берегите мать!»
01.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творчества «Золотая осень правит балом…»
31.10.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка, посвящённый Дню матери «Лучшая на свете МАМА!»
30.10.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ, посвящённый Синичкиному дню «Желтогрудые синицы прилетели в...
30.10.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «Читайте, девчонки! Читайте, мальчишки! Читайте, друзья, любимые...
29.10.2024 г.
Всероссийский литературно-творческий конкурс (из цикла «Двенадцать месяцев в году») «Поёт ноябрь...
27.10.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Дню народного единства «Гремят истории колокола…»

Лучшие работы  II Всероссийского конкурса литературного творчества «Мастера волшебного пера»

Соломина Галина Ивановна. МОУ "Долоцкая школа" Устюженского района Вологодской области. Номинация: "Душа поэта - неизведанное поле". Работа: "О поэзии".

Смотреть работу

 

Соломина Галина Ивановна. МОУ "Долоцкая школа" Устюженского района Вологодской области. Номинация: "Виртуальная аллея замечательных земляков". Работа: "Памяти Алексея Васильева". 

Нашему земляку, поэту Алексею Васильеву 10 марта 2018 годаисполнилось бы  85 лет

Родился он в Устюжне. Родной отец будущего писателя Алексей Васильевич Васильев был родом из Самары, жил в Москве, а познакомился с матерью писателя Людмилой Александровной Собакиной в Устюженском народном доме. В автобиографии об отце Алексеев пишет: «Говорят, что был он человек незаурядный, с блеском играл в театре, хорошо пел под гитару, прилично рисовал, в общем, был душой общества. В 1934 году пропал в Москве».
До четырех лет Алексей Васильев воспитывался у бабушки Надежды Каземировны Собакиной, в доме № 16 по Михайловскому переулку (сейчас это улица Корелякова).
Второй муж матери Николай Васильевич Пауков работал в Устюжне председателем райпотребсоюза. Из Устюжны он уехал в Сибирь вместе с женой, именно поэтому Алексей остался с бабушкой. В 1937 году Паукова арестовали и увезли в «Кресты». Мать Алексея вернулась в Устюжну в ранге жены врага народа. Знакомые от нее отвернулись, избегали встреч. В это время в Устюжну приехал из Ленинграда офицер Вячеслав Владимирович Дьячков, он хотел пристроить своего шестимесячного сына Владимира на некоторое время к сестре. Жена Дьячкова умерла вскоре после родов. На новогодней елке для детей 1938 года он знакомится с матерью Алексея Васильева и вскоре делает ей предложение.
Семья переезжает на Урал. На станции Миасс, а точнее – в Ильменском заповеднике, Дьячков работал старшим лесничим. Людмила вела дом и хозяйство. Там же Алексей пошел в первый класс. Однако семья писателя не вела оседлого образа жизни: «Мы часто переезжали с места на место это и Миасс Ильменский заповедник Челябинской области; Учалы в Башкирии, там – же лесной кордон; Богучар – Воронежской области, село Подколодновка, Хвойная, Пестово Новгородской области, верфь имени Желябова и вновь Устюжна». В 1948 году Алексей поступил в лесотехнический техникум Устюжны.
О желании сочинять поэт говорит так: «Откуда во мне появилась страсть рифмовать, объяснить точно не могу, но, кажется, что виноваты в этом два человека: отец и дядя мой, Александр Александрович Собакин, прошедший через две войны. Отец часто читал мне и брату книгу о хитром лисе, написанную в стихах. Многие главы я помнил наизусть. Так душа моя настроилась на нехитрую музыку стиха». Впервые был опубликован в стенгазете лесотехнического техникума (стихотворение «Осень»). Первое поэтическое выступление состоялось в спортивном зале техникума.
После техникума Алексеев поступил в военное училище города Тамбова. Окончил его и уехал служить в Архангельскую область. Демобилизовался в 1964 году. Армейский период – это публикации в газетах «Часовой Севера», «Северный комсомолец», «Правда Севера» и участие в коллективных сборниках «На страже», «Моряна», «Поэты Кольской земли». В Архангельской области к поэту пришло первое признание.
Демобилизовавшись, два года жил в Тамбове. Работал слесарем на заводе, а затем лектором в школе гражданской обороны. Много ездил по области, часто печатался и выступал со стихами. Об этом времени он пишет так: «В это период выходит коллективный сборник стихов, изданный в Воронеже, в котором есть несколько моих стихотворений. Значительно позже, когда меня в Тамбове уже не было, чудесной души человек, поэтесса – Майя Александровна Румянцева, собрала разбросанные по районным газетам области мои стихи, которые вошли затем в сборник поэтов пяти областей Черноземья. Вышел он в 1971 году в Воронеже, называется – “Новый дом”».
По политическим причинам был вынужден в 1966 году переехать в Якутию, в г. Мирный. Там вышли его книги «Кимберлит» (1976) и «Неразменная вера» (1979). Они получили хорошие отзывы, и в 1982 году Алексеев был принят в Союз писателей СССР. В это время у него были две крупные публикации в журналах «Полярная звезда» (Якутск), и «Наш современник» (Москва).
В 1983 году Алексеев приехал в Устюжну в отпуск, но заболела и умерла его мать, и поэт так и остался на родной земле. «Прожитые здесь годы – годы бытовых неурядиц и полунищенского существования – скрашены были выходом в свет в 1991 году книжки «Такая жизнь» (издательство «Советский писатель», г. Москва), в 1992 году земляки помогли издать в местной типографии “Общий вагон” и “Ватаг”», – писал он.
Был женат 4 раза.
Умер 21 октября 2002 года, похоронен в Устюжне.
К юбилею поэта Алексея Васильева, воодушевившись его творчеством, участник конкурса сделала стихотворный анализ его стихов.
Памяти Алексея Васильева
Взяв в руки томик нашего поэта,
Раскрыв страниц меловых благодать,
Ты окунаешься в события эпохи,
Которых иногда не можешь ты понять.
 
Он пропустил их все через себя,
Прочувствовал их самой мелкой клеткой.
Здесь Родина, деревня и семья
Становятся вдруг самой близкой темой!
 
Они влекут, манят, зовут читать
Стихи поэта из устюженской глубинки.
Он учит нас своё призванье понимать
И жизнь осмысливать по-философски.
 
Здесь равнодушным трудно оставаться.
Здесь вся природа словно ожила.
«Бредут по скверам чёрные деревья»,
Зелёный майский вечер здесь без пиджака!
 
Здесь колосятся золотистые подсолнухи.
Закаты пьют вишнёвый свежий сок.
Сбиваются здесь «в стадо маленькие грозы»,
Стоит «апрель в надеждах и слезах»!
 
«Старик – мороз устал и трубку курит»,
«На ветках бьют баклуши снегири».
Ну, кто из нас так мог ещё увидеть
Все прелести той местной красоты!
 
К деревне отношение особое:
Печаль и боль, вина своя видна.
Слова прощения звучат в стихотворении
За то, что стала одинокою она.
 
Любовь к семье, стране, своей любимой
Проходит здесь невидимой строкой.
А иногда «взлетают руки голые»
И «бьются голуби» под кофточкой одной.
 
Он любит душу в женщине и тело,
(Немало их сходилось у крыльца).
Поэту тела и души бывает мало,
Тогда «иконы пишутся с лица»!
 
Он любит труд физический до пота,
Где «тундра запотела в сто потов»!
Лежать на пляже может он до пота,
До пота женщину ласкать потом!
 
Он любит город, церкви и речушки,
Провинциальную лесную тишину.
И припадает он к земле, как к маме
И говорит ей: «Без тебя я не могу!»
 
Извечный Гамлета вопрос решает
По-своему, как впрочем, и всегда,
И быть земле или не быть - предупреждает
Здесь всё, что строишь – строишь на века!
 
Земля – огромная машина,
Несущаяся в новый век,
Где «сотни миллионов тонн тротила
Везут три миллиарда человек!»
 
И тот тротил не должен так взорваться!
Он должен пользу людям приносить.
Он должен превратиться в новый город,
В желанье «петь, работать и любить»!
 
Что стоишь ты, поэт, при жизни этой?
Что унесёшь с собой на небеса?
«Посредник я меж небом и землёю» -
Сказал поэт,- «Лишь только без нуля!»
 
Призвал он стих ковать о трудном начинанье.
Не лгать! А с «неизбежной жаждою творить»!
Ведь люди жить готовы не с красивой ложью
А с правдой неприкрашенною жить!
 
Оценивая жизнь свою на склоне лет,
Он называет жизнь своей болезнью.
Такой болезнью, что лекарства нет
И от которой нет, увы, спасенья!
 
«Всё проходит, ничего нет вечного».
Вот и жизнь поэта так прошла…
Продолжается его предназначение
В буквах, в строчках, в образах, в стихах!
11.02.2018 Галина Соломина

 

Данильченко А. МБОУ города Ульяновска "Средняя школа № 69". Номинация: "Отзыв на прочитанную книгу" - Отзыв на прочитанную книгу Рэя Бредбери. Руководитель: Мелешина Н.В.

Отзыв на книгу Рэя Брэдбери “451 градус по Фаренгейту”

   Роман одного из выдающихся писателей XX века, раскрывающий, в силу своего жанра, немощность и нищету внутреннего мира привычного нам человеческого общества. Около двух лет назад мне довелось стать гостьей на страницах брэдбериевской вселенной антиутопии, познакомиться с Гаем Монтегом, пережить с ним тяжелые моменты душевных терзаний и сомнений, и ,наконец, задуматься о нынешнем положении некоторых вещей в моей жизни.

   Говоря об эмоциональных волнениях. стоит уточнить, что это произведение сочтут весьма скудным на описание человеческих чувств, природных явлений поклонники описательных эпизодов. Тем неменее читающий человек не будет ощущать  какой-то неполноты действий: все события тянутся друг за другом каждой главой.

   Говорящее название с самого начала чтения позволяет более точно разобраться с сюжетной линией. 451 градус по Фаренгейту - температура, при которой воспламеняется и горит бумага. В вымышленном тоталитарном обществе возникает дикая для современного разума гражданина профессия, которой как раз и придерживается главный герой романа. Он брандмейстер, однако совсем не тот, кого можно было бы просить о помощи в борьбе со все пожирающим пламенем, ведь его задача заключается в уничтожении литературного достояния человечества посредством сжигания целых книжных домов. Представляете? И с этого все начинается. Люди больше не видят надобности читать столь объемные источники информации, ведь их могут заменить телеэкраны, ежесекундно вещающие о мировых новостях и звездных проблемах, а еще наушники-ракушки - эдакое средство абстрагирования человека от реальности. И этого достаточно. Все это наводит на одну незамысловатую истину - тебе нельзя знать больше положенного. Однако устоять перед искушением, узнать это, когда ощущение верного пути не покидает ни на мгновение, ставит под вопрос нормали сущности Монтега. Позже он узнает, что не одинок в своем положении, таким образом автор дает надежду читателям, чувствующим одиночество, на то, что для каждой нашей мысли найдется и друг, и враг. В представленном обществе больше нет места интеллигенции, и она вынуждена скитаться на окраинах городов, с ощущением независимости в мыслях, но оставшимся страхом в сердце.

"Я помню, как одна за другой умирали газеты, словно бабочки на огне. Никто даже не пытался их воскресить. Никто не жалел о них. И тогда, поняв, насколько будет спокойнее, если люди будут читать только о страстных поцелуях и жестоких драках, наше правительство подвело итог, призвав вас, пожирателей огня.”

   Меня не трогает эта книга, как какой-нибудь излюбленный многочисленными поклонниками трагифарс, но и отрицать великую значимость романа в этот нестабильный в отношении людских интересов век невозможно. Людская заинтересованность перерождается в потребность, а она в свою очередь становится той самой зависимостью, которая способна доставлять удовольствие и только его. Всепоглощающее наслаждение всецело пожирает в человеке то, что с самого начала отличало его от иного существа - душу. И нет ничего, кроме рамки экрана или наушников-ракушек. Рамки восприятия мира сужается до ничтожного, человек - лишь управляемая субстанция, на деле абсолютно не значащая ничего. Грубо? Пожалуй. И наконец - то, что я осознала уже после прочтения книги, только сейчас, через два года: все эти проблемы с книгами, которые большинство читают с неземными мучениями, а некоторые наоборот, однако даже так и не понимают истины - всё это поверхностно, красивые отговорки, чтобы не дать себе признаться в страхе перед таким простым фактом - это действительно происходит, сейчас и с нами. А сколько продлится этот процесс? Кто знает.                         Хочется всеми силами тормозить его, поэтому иду открывать новые романы, потому что даже такое маленькое действие сохранит по крайней мере одну книгу в мире. А это дорогого стоит.

 

Мокрогузова В. МБОУ СОШ №71г. Новосибирск. Номинация:  "Душа поэта - неизведанное поле" - Куст роз. Руководитель: Батищева М. А.

Куст роз
Прекратилось жары ликованье,
В золотых одеяньях деревья.
Лишь куст роз под сухими ветвями
Мирно плачет,ждёт потепленья.
Прикрываясь своими листами,
Он роняет свои лепестки.
И все ждет, да не может дождаться,
Когда же начнет  цвести.
Золотыми тонами окрасился
Мирно спящий, глухой черный лес,
И не мог он подумать, представить,
Что тон его черный исчез.
Только куст стоял неподвижно,
В черном тоне своем восседая.
И не мог, и не мог измениться.
Он от ветра теперь засыхает.
И ничто, и никто не поможет,
Он укрылся  от ветра листами.
Теперь куст не такой красивый,
Теперь куст алых роз погибает.
Вот, казалось, закончилось лето,
Вместе с ним и закончилась жизнь.
Но поверь, ничего не забыто,
Розам тоже хочется жить!

 

Погорелова Э. МОБУ СОШ с. Наумовка РБ Стерлитамакский район.  Номинация: "Душа поэта - неизведанное поле" - "Шар счастья". Руководитель: Хазиева А.Ф.

                                                                                                                                                         Шар
 Давным-давно, а может и не очень, но сказка не об этом,а о девочке, которую звали Тюльпанчик.
Вот однажды она играла с игрушкой, очень похожим на мяч, на лужайке не далеко от дома. Вдруг  «мяч» сам по себе покатился  в сторону леса, постепенно увеличивая темп движения. Толи от неожиданности, толи от испуга  Тюльпанчик расплакалась и  и побежала домой. Дома ей пришлось рассказать о случившемся. Родители хоть и не поверили ей, сделали вид, что ничего особенного не произошло.  Тюльпанчик не из робкого десятка — решила найти свою любимую игрушку, во что бы ей это не стало!
  Вышла она и побежала в лес. Бежит-бежит вокруг: дремучий лес, только изредка слышится где-то вдали : «У-у, у-у». Уже и силы ее иссякли, уже и свыклась с мыслью, что не найдет она свой «мяч», уже решила повернуть обратно — внезапно, словно из земли выросла перед ней Старушонка с огромными баулами в руках.  Тюльпанчик, испугалась еще сильней, в груди у нее так заколотилась, что казалось всему лесу слышен стук ее сердца. Она собралась духом и прошептала:
Здравствуйте! Может, я помогу вам? — спросила  Тюльпанчик, разглядывая ее нагроможденные непонятно чем сумки.
Здравствуй! Да, доченька, помоги мне, пожалуйста. Донеси эти сумки мне в избушку — ответила ей Старушонка весьма приветливым приятным голосом, что еще сильней смутило нашу героиню. 
 И пошли они в самую глубь леса. Старушонка шла впереди, поэтому у девочки была возможность разглядеть ее.  Одета была она очень странно: зеленовато-черная шляпа плавно переходила в пончо того же цвета. На ногах у ней были изысканные коричневые ботильоны с фиолетовыми бантиками. И походка   у ней не такая как у всех,  словно она не шла , а парила в воздухе. Чем дальше Старушонка и девочка шли, тем меньше  Тюльпанчик боялась ее. 
Вот уже на горизонте показалась избушка.  Девочка только хотела что-то спросить  у  Старушонки, но не успела.
Спасибо, мы дошли, дальше идти тебе нельзя! Знаю, что привело тебя в мой лес — начала свой рассказ Старушонка, даже не поворачиваясь к Тюльпанчику. То, что ты потеряла когда-то давным-давно принадлежало мне. Мне ее в детстве старая соседка подарила и сказала: «Смотри, береги, как зеницу ока! Эта игрушка если к ней с осторожностью относится, может избавить от многих бед.» Я росла очень болезненным ребенком и эта игрушка была единственным моим утешением. Я днями напролет могла держала ее в руке. Через некоторое время, мне стало значительно лучше. Тут я поверила в волшебную силу этой игрушки. Но никому не раскрывала ее тайны. Как-то к отцу моему, приехал знакомый его, и из их разговора я поняла, что дочь его с рождения не разговаривает. Все-все понимает, но не говорит. Я ни минуты не думая, отдала этот шар нашему гостю. Сказала: «Передайте вашей дочери эту игрушку, пусть бережет ее.» Так я осталась без своей драгоценной игрушки, номысль, что кто-то сильнее нуждается вней, чем я — согревала мою душу. 
  Здесь  Тюльпанчик вспомнила, что этот «мяч» достался ей от ее бабушки, у которой в детстве были проблемы с речью... Лицо ее тут же покраснело, даже уши заполыхали маковым цветом. Как ты думаешь, читатель мой, почему? Да-да ... Тюльпанчик не берегла этот шар, она играла с ним. Сколько раз он приземлялся прямо в лужу,  сколько раз со всей силой била по нему ногой! Ей стало очень стыдно, в этот миг она готова была провалиться скозь землю, голова уже закружилась, дыхание вот-вот остановиться...
Перестань, ты не виновата в этом! - произнесла Старушонка, будто прочитала мысли девочки, - я сама не разъяснила, когда отдавала этот шар. А сегодня он обиделся на тебя, когда ты играла с ним на лужайке. И укатился ко мне. На держи, теперь ты знаешь предназначение этой игрушки, береги ее! Пусть она сделает счастливее еще много-много людей в нашем мире, где в последнее время зло, горе, обиды, зависть все чаще берут верх над добротой, порядочностью, справедливостью! - с этими словами протянула Старушонка  Тюльпанчику их общую заветную игрушку и тут же исчезла. Изчезла и избушка. Обратно домой героиня наша не шла, не бежала, она летела на крыльях счастья. Как же! не каждой десятилетней девчонке выпадает такая миссия — сделать как можно больше счастливее людей на земле!
 

Хахалева В. МБОУ "СШ № 5" г. Урюпинска Волгоградской области. Номинация:  Литературная – «Нерешительность». Руководитель: Суркова О.В.

Нерешительность.
I.
«Сегодня будет моя самая лучшая охота!», - Бату нисколько не сомневался, что так и произойдёт: он научился скакать ничуть не хуже самого искусного всадника, научился стрелять из лука ничуть не хуже самого меткого лучника! И теперь наконец-то пришло время показать, на что он способен! Пусть глупые харачу жалуются о том, что ханские сыновья думают только о том, как бы потешиться — он, Бату, сегодня же докажет им обратное!
Охотиться собрались далеко от родной ставки, у подножия Алтайских гор. Когда только выехали, небо было ещё совсем тёмным; сейчас же оно больше напоминало шкуру барса — пятнисто-серую, с редкими белыми прорехами облаков. Может быть, такую и он снимет сегодня со своей добычи?
Мёрзлая бурая трава хрустела под копытами коней; изредка попадались островки грязного снега, да вывороченные корни старых деревьев и сухие ветви, торчавшие из земли как копья. Встречались на пути каменные бабы, потрескавшиеся, вылизанные ветрами и дождём; за ними и кончалась та узкая, вытоптанная лошадиными копытами тропинка — дальше была только бескрайняя бурая степь, только вдалеке виднелись припорошенные снежными шапками хребты Алтая.
Замечательное место для охоты!
А в этих местах хозяином был ветер.
Недовольный незваным гостям, он то завывал зверем, то сипел, как больной старик; проносился по земле, поднимая столбы серой пыли. Ослеплённые кони взбивали копытами талый снег, храпели, кусали удила, но под ударами плетей-ташууров продолжали верно идти вперёд.
Подумаешь, ветер!
Высоко в небе, глухокаркнула ворона. Бату вскинул голову, прищурил глаза, будто прицеливаясь: попал бы? А хотя, что ему какая-то ворона; говорят, в этих местах водятся зайцы и лисы…
— В такой холод даже самый глупый тарбаган и носа из норы не высунет — что тут про лис говорить!
Бату обернулся. А-а, Шибан, его младший брат!
— А ты погоди, — шепнул Бату. — Может, ещё и встретится кто…
Конечно же, обязательно встретится! Пусть Шибан думает, что хочет,  хотя и не видно по нему, что он взаправду хочет охотиться.
Шибан промолчал. Стеганул плетью коня, погнал вперёд. Ивовый лук на саадаке покачнулся, затряслись стрелы в расписном колчане. Бату скрипнул зубами: брат только и знает, как щеголять. Ну и пусть себе щеголяет!У него, Бату, лук все равно лучше. Эх, скорее бы уже пустить из него стрелу!
Что-то рыжее мелькнуло посреди сугробов. Лисица! Кажется, вот и цель!
— Смотри! Видишь лисицу? —Бату толкнул брата в бок, не дожидаясь ответа, крикнул. — Скорее, за ней!
Оба стеганули коней, помчались быстрее ветра. Бату быстро опередил брата, и тот остался далеко позади. Мороз царапал кожу, пыль застилала глаза, а он всё скакал за лисицей и никак не мог сравняться с ней. Бату безжалостно хлестал коня, кричал, срываясь на хрип; догонит, догонит, обязательно догонит добычу! Зря он, что ли, так долго учился держаться в седле, стрелять из лука?!
Удар, удар, ещё удар. Плеть выскользнула из руки, шлёпнулась о землю.
Подумаешь! Нагонит, ещё как нагонит, пускай и без плети!
Тёмные стволы деревьевмелькали перед глазами, снег трещал под копытами коня. Кажется, подобрался поближе. Бату схватился за лук, выпустил стрелу, другую — обе вонзились в каких-то шагах от лисьего хвоста. Сплюнув, снова натянул тетиву, поднёс к самому лицу — только бы попасть, только бы…
Земля затряслась, конь с жалобным ржанием опрокинулся. Бату слетел с седла, кубарем покатился по земле.
Удар, удар, ещё удар.
И тишина. 
 
II.
«Будь проклят, будь проклят тот день!», - Бату отшвырнул резное зеркало, сел, закрыл лицо руками. Много ли, кажется, прошло времени с того дня, а он всё вспоминал, не переставал думать об этом.
Тогда он, бестолковый, погнался за лисицей. Был уверен, что нагонит; но конь споткнулся, Бату упал, больно ударился о землю. Очнулся уже дома, под сочувствующие взгляды родичей. В тот же день и узнал, чтотеперь поперёк его лица тянется длинный, безобразный шрам. После в ужасе захотел закрыться от чужих глаз, уже было собрался вскинуть руки… и не смог.
Отец, глядя на него, качал головой, тяжело вздыхал; брат с самым важным видом прохаживался рядом, будто бы вопрошая «Ну, что, поохотился?»
Ни одна луна прошла с тех пор, ни две. Боль утихла, но рубцы остались, а вместе с ними — обида.
***
— Так значит, мне придётся ехать за невестой? — не веря, переспросил Бату.
Слабая улыбка тронула тонкие губы матушки.
— Тебе пока что не придётся, — поправила палочкой аргал в очаге, затем бросила её в костёр. — Завтра Джучи отправится к татарам и сам подыщет тебе невесту.
— К татарам?
Бату показалось, что он ослышался. Нет, этого быть не может!
— Не беспокойся, Бату. Кто бы что ни говорил, уверена, что твой отец найдёт хорошую невесту.
Бату не стал возражать, только молча кивнул. Спорить, а уж тем более ссориться с матушкой он не хотел. К тому же не о племени невесты он вовсе думал; не это больше всего волновало его.
Вечером в юрту пришёл отец. Слуги зарезали и сварили для него барана, втроём вместе сели ужинать. Матушка за ужином улыбалась, даже шутила, много разговаривала с отцом; тот внимательно слушал её, кивал, но отвечал редко,  только раз невзначай намекнул, что был бы не прочь у них переночевать; Бату и вовсе молчал, изредка поглядывал то на матушку, то на отца.
***
Обод дымника рвал небо на пёстрые лоскуты. Белым оком смотрела полная луна, изредка подёргиваясь, точно веком, тёмными клубами дыма.
Бату никак не мог перестать думать о будущей невесте: вряд ли она испытает восторг, увидев его лицо. Татары… племя, говорят, скверное. Вдруг поднимут его на смех? Хотя нет, не должны: кому в голову придёт насмехаться над сыном хана? Но и недобрых взглядов никто не отменял!..
Мысли становились всё вязче, дремота окутывала тело. Думая и о невесте, и о татарах, и об отце, сам не заметил, как уснул.
Ему приснилось, как он стоял около юрты — всё ждал, когда вернётся отец. Наконец, что-то показалось на горизонте — но вовсе не одинокий всадник.Маленький, крытый войлоком возок тянулся к ставке; за ним следовали несколько всадников, без оружия. Отдёрнули полог, и из возка вышла девушка — полная, невысокая, с мягким улыбчивым лицом. Уверенно шагнула к Бату, глянула на него. И рассмеялась в лицо.
Что случилось дальше, Бату так и не увидел — вскочил с кровати, метнулся к матушке, уже проснувшейся и хлопотавшей по дому. Надо рассказать ей про сон. Может быть, передаст отцу, и тот ещё подумает?
Матушка, будто бы услышав его мысли, ласково потрепала сына по голове.
— Отец уже уехал.
 
III.
Лошади шли рысцой по выжженной солнцем земле. Было тихо; только седельные сумы тряслись, когда скакуны убыстряли шаг. Ещё бы им не трястись: подарками для родителей невесты они были забиты до отказа.
Бату держался настороженно, всё поглядывая вперёд, словно высматривая что-то, хотя в  дрожащем горячем воздухе трудно было что-либо разглядеть.
Да, здесь тебе не родная ставка на берегах Эрциса среди густых лесов и хребтов Алтайских гор. Кругом лишь знойная жёлтая степь, нет тебе ни деревца, ни озерца, ни холмика.
Три луны прошло с тех пор, как отец съездил в татарское кочевье. Договорился с одной незнатной, но зажиточной семьёй. Говорят, сказали, что выдать свою дочь за ханского сына будет большой честью для их рода. Знали бы ещё, каков ханский сын…
Бату посмотрел на отца. И не замечал раньше, какое у него было лицо — худое, с врезавшимися в сухую кожу морщинами. За всю дорогу Джучи не сказал сыну ни слова, всё куда-то отрешённо смотрел. Вдруг оживился, выпрямился в седле.
— Посмотри сюда, — махнул плетью в сторону. — Видишь?
Бату прищурился. Палящее солнце слепило глаза, в воздухе снова всё поплыло. Впрочем, одинокую белую юрту вдалеке разглядеть он смог.
— Это здесь?
Джучи кивнул. Стеганул плетью коня, погнал вперёд; Бату поскакал за ним.
У юрты их встретили двое:  невысокий, коренастый мужчина и молоденькая полноватая женщина. Должно быть, родители невесты. Джучи первым вышел вперёд, поклонился мужчине; тот раскланялся в ответ; только сейчас Бату заметил, что отец оказался почти на голову его ниже. Полная женщина улыбнулась, но при виде Бату улыбка быстро сползла с её лица. Обида обожгла Бату, он смущённо юркнул за отцовскую спину.
«Не по душе вам, значит, рябой жених…»
Закончив приветствовать, пригласили в юрту. Внутри оказалось так же душно, как и снаружи. Он готов был взвыть от злости: и для чего они с отцом так долго ехали под изнуряющей жарой? Ради презрительных взглядов хозяев? Почуяв, как закипает злость, тут же шикнул сам на себя: «Успокойся!»
Сейчас хозяева подадут им холодный арак, а выпить его после долгой поездки под палящим солнцем не будет лишним. Да и обиды после такого угощения забудутся.
Тут же напрочь забыл и про жару, и про арак.
Он увидел, как навстречу ему вышла девочка,  немногим старше него, невысокая, толстощёкая,  совсем как из сна!.. Бату нахмурил густые брови, с недоверием глянул на неё. Слишком уж похожа на мать. Вдруг тоже скривится из-за рубцов на лице, рассмеётся… как во сне?
Но она, напротив, не скривилась, не обсмеяла его — только мягко улыбнулась.
— Какого красивого жениха мне послало Небо!
Нет. Нет-нет, она шутит! Это просто очень злая шутка, причём неумелая! Бату уставился на отца. Может быть, ещё не поздно уехать отсюда?
— Я вижу, они понравились друг другу, — пробасил хозяин; хозяйка закивала, её толстые щеки затряслись.
— Что ж, это хорошо, — согласился с ними отец.
Бату снова повернулся к девочке. Та снова улыбнулась, сощурила маленькие глазёнки.
— Меня зовут Боракчин! — Она смело шагнула ему навстречу, добродушно глянула снизу вверх.— А тебя?
Помялся, нерешительно переступил с ноги на ногу.
—Бату.
Уже сидя за очагом и принимая угощения от хозяев,думал: и зачем только себя обманывал? И вправду приглянулся он этой девочке. Да и она ему тоже. Может быть, и вправду зря боялся? Нет, точно зря боялся.Бату снова глянул украдкой на Боракчин. Та заметила, хихикнула, прикрыв ладошкой лицо.
За пологом послышалась возня. Слуги втащили седельные сумы, выложили подарки перед хозяевами. Муж и жена долго что-то перебирали, разглядывали, шептались друг с другом; Боракчин ни к золотым украшениям, ни к сверкающим самоцветам даже не притронулась.
Всё внимание её было обращено только на Бату.
 
V.
До чего же удивительным было небо! Сквозь тяжёлые тёмно-синие облака едва пробивалась тусклая розоватая полоска — всё, что теперь напоминало о скрывшемся за горизонт солнце; где-то уже поблёскивали первые звёзды. В свинцовых громадах туч виделись причудливые образы: могучие всадники на коренастых степных лошадях, оскаленные волчьи пасти, горы. Из-за горизонта поднимался тонкий, ещё бледный полумесяц.
А воздух после недавнего дождя был таким чистым и убаюкивающим, что Бату невольно захотелось потянуться, а потом уснуть прямо на земле, свернувшись в клубок. 
Но куда там спать! Надо прощаться с хозяевами и возвращаться в родное кочевье.
НоБату уезжать не хотелось, и все это прекрасно понимали и отец, и Боракчин с её родителями.
— Ладно, не грусти! — Боракчин подбежала к нему, положила полные ладони ему на плечи. —Увидимся ещё! Ты же приедешь к нам, Бату?
— Обязательно!
Они обнялись, ещё раз попрощались. Уже уезжая, Бату взглянул на кочевье, оставшееся теперь далеко позади. Он снова видел ту маленькую, ухоженную белую юрту. Интересно, а Боракчин уже ушла или ещё стоит, провожает его?
Отец заметил, как он повеселел от своих мыслей,хлопнул коня по бокам, прикрикнул, на скаку обернулся к Бату:
— Догоняй, жених!
Батувзвизгнул, рванулсяи поскакал следом за отцом. Догонит, ещё как догонит!
И пускай другие говорят, что хотят; Бату всё равно знает, нет, даже уверен, что теперь в его жизни появился человек, для которого он точно самый красивый!

 

Сарамуд А. МОУ - СОШ № 4 г. Унеча Брянская область. Номинация: "Душа поэта - неизведанное поле" - Ода о русском языке. Руководитель: Иваненко Т.А.

Ода о русском языке
 
Я знаю,  что на свете много языков,
Знакомых миру и давно забытых,
И множество различных слов,
Как не придуманных еще, так и уже открытых.
 
Но есть язык, который столь могуч,
А равных в мире не было и нет!
Он словно яркий солнца первый луч,
Несущий радость, красоту и свет!
 
Я говорю о русском языке.
Какая в нем таится сила!
Он будто острый нож в руке
Иль мощь, что души вдохновила!
 
Он любовь в наших душах способен зажечь,
Может больно ударить по чувствам,
На большие страданья нас может обречь,
Стать великим в мире искусством!
 
С малых лет изучаем, идем за тобой,
Восхищаемся яркостью слова,
И минуты прожить мы не можем порой
Без языка такого родного.
 
В устах умелых он певуч и легок,
В руках красивых он прозрачен, чист,
Суров, упрям, серьезен и при этом робок,
Прекрасен, ярок, звонок и лучист!
 
Все мысли, что теснятся в голове моей,
Могу я на язык перевести.
И буду щебетать я, словно соловей,
Иль постараюсь ими извести.
 
Могущество родного языка
Меня всегда приводит в трепет.
Любите свой язык, любите на века!
Он восхитителен, могуч, великолепен!

 

Юзуфович Ю. МБОУ г. Иркутска СОШ № 31. Номинация: Литературная - Бесценные страницы любимых книг. Руководитель: Каратавова И.А.

Эссе

Бесценные страницы любимых книг

Любимая книга…Любимый автор…Любимый литературный герой…Все реже и реже можно услышать эти слова. Не только от взрослых, но и от сверстников тоже.  Зато много любимых сериалов и еще больше любимых компьютерных игр. Грустно…И не потому, что хочется кому-то рассказать о том, что прочитала недавно, а некому. Нет, конечно, есть кому. Но так хочется, чтобы этот КТО-ТО тебя услышал. И не смотрел в это время в экран своего телефона…
«В одну реку не входят дважды»,- говорил Гераклит, имея в виду, что мир и всё вместе с ним меняется, движется, не остаётся на одном месте. И это здорово! Но разве нет вещей столь нужных, столь неизменных и вечных, которые ничем не заменишь? Я уверена, что есть. И вещи эти –книги.
Конечно, многие со мной не согласятся. И я знаю, что на это есть свои причины. Да и вряд ли люди, сидящие перед компьютером и телевизором, задумываются над тем, нужно ли им читать.
Но все же…Книга, живая книга, с шелестящими страницами, своим, только ей присущим, особенным запахом, не может оставить равнодушным человека, если она интересна, если она задела какие-то струны его сердца. «И это в наше-то время?»- скажете вы. Да! И в наше время тоже. И это просто необходимо, чтобы у человека были любимые книги. Ведь они, как память сердца, живут вместе с нами. Я до сих пор помню «Цветик- семицветик», детскую книжку, которую мне, совсем маленькой девочке, прочитал папа. Ее атласные страницы с яркими иллюстрациями до сих пор у меня перед глазами. И запах новых страниц я до сих пор помню…И этот прекрасный цветок, и эту девочку…Может быть, с этой книжки и началась моя любовь к чтению? Да. С маленькой детской книжки. Потому что в ней был свой, особенный мир, которого мне так не хватало.
И теперь, когда я читаю книгу, я погружаюсь в тот особенный, только ей присущий мир.  Читая, я учусь жить. Учусь дружить, любить, отвечать за себя и тех, кто мне дорог. Бывают книги, которые буквально переворачивают мое сознание.
Однажды я наткнулась на одну книгу, которая перевернула мой взгляд  на мир с ног на голову. Это роман «451 градус по Фаренгейту»РэяБрэдбери.Он рассказывает о недалёком будущем, в котором книги в обществе находятся под запретом. Они сжигались пожарными, которые больше не тушили огонь, а наоборот, разжигали пламя. Люди больше не читают книги. Они проводят всё своё свободное время в так называемых гостиных, стены которыхзаменены большими экранами телевизоров, показывающих множество телешоу и программ на радость зрителям, которые становились всё более бесчувственным и жестокими. Смерть приводила их в восторг.  Эта книга, написанная в прошлом веке, является сатирой на суровые реалии нашей жизни. Когда читала, было даже страшно: как мог автор так ясно предвидеть будущее?
Хорошие книги – наследие человечества, и именно они хранят на своих страницах историю и берегут наш язык.Книги развивают в людях способность мыслить, мечтать, чувствовать. Если мы еще способны плакать, читая книгу, значит, не все потеряно… Наш мир действительно меняется, и порой не в лучшую сторону.   Мы теряем то, что было нажито нашими предками за многие века, мы кидаем знания в утиль, сжигаем их, словно книжные пожарные. Но никакая игра, никакое шоу не расскажет нам о жизни лучше Пушкина или Толстого. Ведь только читая книгу, мы учимся понимать человеческую душу, учимся быть людьми.
Мы живем в мире, где книги, наполненные жизненными уроками, моралью, чистотой мысли, пылятся на полках домов. Мы заняты, мы куда-то бежим. Наш мир так подвижен, что нет времени остановиться. «Я помню чудное мгновенье…»,-написал когда-то великий поэт. Так необходимо, чтобы мы не пропустили своих «мгновений» и понимали, как важно хоть изредка соприкасаться с тем прекрасным, что несут в себе книги. Ведь в них мы с вами, прошлые, нынешние…Неважно. В них- сама жизнь.

Шумихина О.Н. МБДОУ ЦРР - Игринский детский сад №8 Удмуртская Республика. Номинация: "Душа поэта - неизведанное поле" - "Бабушкин подарок".

«Бабушкин подарок»

Подошла как – то внучка ко мне и сказала:                                                                                                    
- Бабушка, ты бы мне куклу связала.                                                                                                         
 - Много же кукол – я ей отвечаю.                                                                                                                       
- Ты их всех любишь, я то ведь знаю.                                                                                                                                
- Да, кукол много, но нету подружки, чтобы спала со мной на подушке.                                                     
- Я бы делилась с нею секретом, она никому не расскажет об этом.                                                                                                                                          
  - Ладно, сказала я внучке, свяжу, в книжку свою я сейчас погляжу.В книжкемы долго куклу искали, пряжу для платья ей подобрали.                                                                  У меня появилась снова забота, и понеслась, закипела работа.Бабушка вяжет, а внучка гадает, имя подружке своей выбирает.                                                                                               Вот и закончилось наше творение, внучка смотрела с большим удивлением:                                                    
- Бабушка, бабушка, как же я рада!                                                                                                               
- У меня есть подружка по имени Лада!                                                                                                
     Внученька Ладу очень любила, везде и всюду с собою носила.                                                        
     Но выросла внучка и в школу пошла, а куколка Лада дома ждала.                                                                        
Годы летели, внучка взрослела и в куклы уже играть не хотела.                                                               
    Подошла как – то внучка ко мне и сказала:                                                                                                       
- Спасибо тебе, что мне Ладу связала.                                                                                                             
 - Хорошей она была мне подружкой.                                                                                                         
- И сейчас, я секреты шепчу ей на ушко.
 

Корепанова Л.Б. МБОУ "Воегуртская средняя школа". Номинация: "Отзыв на прочитанную книгу" - Отзыв на прочитанную книгу А. Лиханова "Мой генерал".

Отзыв на прочитанную книгу А. Лиханова «Мой генерал»
 
Старая, потрёпанная временем книга с названием «Мой генерал» мне попалась на глаза случайно, в школьной библиотеке. Никогда раньше я не слышала об этом произведении. Меня сразу же заинтересовало название книги «Мой генерал». «Наверно, эта книга о патриотизме. И кто этот генерал? Чей?» - подумала я. Взяв эту книгу для прочтения, я ни разу не пожалела и могу сказать, что произведение будет интересно не только детям, но и взрослым.
Роман для детей младшего возраста «Мой генерал» А. Лиханов написал в 1975 году. Действие происходит в послевоенные годы, в новом, ещё не до конца освоенном сибирском посёлке. У всех жителей есть работа, все заняты, в посёлке много молодых семей и, наверно, все счастливы. Кажется, всё плохое позади, но война всё-таки не прошла бесследно, она даже в мирное время даёт о себе знать. Вот и писателя эта тема не оставляет равнодушным, ведь, в детстве он прошёл через войну, испытал тяжёлую жизнь в послевоенные годы.
Антон Рыбаков, ученик 4 класса – главный герой произведения. Вокруг него и происходит действие. Рассказ ведется от лица Антона. Он рассказывает читателю все события своей жизни, передаёт все чувства, мысли. Больше всего Антошка мечтает встретиться со своим дедушкой, генералом в отставке, который живёт в Москве. В его мечтах генерал должен быть высоким, сильным, в военной форме и обязательно в медалях. Вот в один прекрасный дождливый день дедушка, Антон Петрович прилетает погостить к родственникам, но Антон был растерян и расстроен, так как вместо генерала он увидел обычного дедушку.
Узнав о дедушке главного героя, ребята в классе начинают его уважать. Антону это нравится, он начинает хвастаться, желая поднять свой статус перед классом.
Антон часто оставался в компании дедушки, так как родители были очень заняты на работе. Его очень удивляло то, что дедушка- генерал делает уборку в квартире, вкусно готовит, печёт пирожки и распевает весёлые песни. Антону не нравилось, когда дедушка рано утром ходил за молоком, помогал нести сумку пожилой учительнице французского. Вскоре Антон Петрович находит работу – он становится кладовщиком. Антон считает, что это занятие не для генерала и начинает стыдиться дедушки. Антон Петрович объясняет внуку, что нет работы, которой нужно стыдиться, всякая работа важна. Вскоре мальчик убеждается в этом, он видит, как его дедушку уважают в посёлке, какой он значимый человек.
Затем он узнаёт, что дедушка ему не родной, он нашёл отца Антошки во время войны в одной деревне, затем усыновил его и все эти годы искал родного отца мальчика. Для главного героя романа это целое потрясение.
Дедушка многому научит Антошку за столь короткое время, многое объяснит ему, они станут лучшими друзьями.
Прекрасные дружеские отношения обрываются внезапной смертью Антона Петровича. Главный герой описывает свои чувства, которые он испытывает стоя над телом дедушки. Смерть Антона Петровича была огромным ударом для всей семьи. На похороны пришли все жители посёлка.
Антошка жалел о том, что очень мало времени ему довелось провести с дедушкой.
В этом произведении очень хорошо показаны связь времён и поколений, ценностные ориентиры в жизни, уважение старости, сказано много правильных слов, над которыми стоит задуматься. За столь короткое время дедушка учит внука, чем нужно гордится, а чего стыдиться, учит приглядываться к людям, разбираться в них, не судить по внешнему виду или по роду деятельности, по образу жизни, учит думать, отстаивать свою позицию. Он своим примером показал, как оставаться человеком в любых жизненных ситуациях, не озлобиться, принимать правильные решения; объяснил внуку, что не бывает «зряшных» людей, постыдных профессий. Главный герой через эмоции, через личный опыт впитывал в себя то, чему учил его дедушка. Это произведение о том, как один человек, одна встреча может изменить взгляды на мир другого человека, повлиять на его судьбу.
Этот роман является одним из моих любимых произведений, а Альберт Лиханов вошёл в число моих самых любимых писателей. Читая роман «Мой генерал» возникает чувство гордости за свою Родину, за тех людей, которые не потеряли человечность, пройдя через потери, слёзы, боль, а стали мудрее, внимательнее к окружающим, сильнее духом. Я советую прочитать это произведение не только детям, но и взрослым.
Посвящаю всем генералам.
Всем полковникам.
Всем подполковникам.
Всем майорам.
Всем капитанам.
Всем лейтенантам.
Всем старшинам.
Всем сержантам.
Всем рядовым.
Посвящаю всем солдатам
минувшей войны, которым
их дети, их внуки,
их правнуки
и будущие праправнуки 
обязаны вечно – 
зелёной травой,
голубой речкой,
синим небом,
серебряным воздухом, - 
всем, что называется
ЖИЗНЬ
В начале романа Лиханов использует эпиграф, где чётко доносит до читателя, что на войне было тяжело всем, несмотря на звания. На войне все едины. Все они сражались за будущее своих детей, внуков, правнуков, праправнуков, за Родину. Мы должны помнить, о том, что всем, что мы имеем, обязаны нашим героям, имена которых будут жить вечно. Всё это автор доносит до читателя через роман, на примере главного героя.

 

Лёвина Е.В. МБОУ "Володарская СОШ № 2" Володарского района Астраханской области. Номинация: "Душа поэта - неизведанное поле" - Поэту Сергею Есенину.

               Поэту Сергею Есенину.
 
По рязанским раздольям вприпрыжку,
Приминая ромашковый цвет,
Сам Есенин носился мальчишкой –
Лирозвонный крестьянский поэт.
 
В его имени столько тоски
И осенней, вздыхающей грусти.
Ах, какие писал он стихи!
А в душе было горько и пусто.
 
Разменявшийся по кабакам,
Недолюбленный, недолюбивший,
Слишком рано ушел, но нам
Завещал свои звонкие вирши.
 
Пусть он был скандалист, дебошир –
То он стычку, то драку затеет,
А вот родину так любил,
Как не каждый любить умеет.
 
Был при жизни не понят поэт –
Нет пророка в отчизне своей! –
Лишь спустя скорбь утраченных лет
Ближе стал и безмерно родней.
 
Константиновские поля
Дышат светлой печалью осенней…
Потому и священна земля,
Что на ней жил поэт Есенин.

 

Воронина Д. МБОУ "Средняя школа №69". Номинация: "Я рисую литературу" - Горный пейзаж. Руководитель: Чукланова Т.А.

«Горный пейзаж»
         Представьте себе, что вы стоите на склоне горы в весеннюю погоду. Весна в горах – самое удивительное время. Она коротка, но чудесна. Везде расстилается ковёр из пёстрых цветов, зелёной травы и мха. Рядом с ними соседствуют большие камни, неживые места, засыпанные обломками скал.
         Пройдя всего лишь несколько шагов, можно встретить целый сугроб мокрого снега. Лежит он себе спокойно среди цветов и растает ещё не скоро. Такое можно увидеть только в горах…
         Склона горы можно охватить взглядом огромное пространство. Это склоны соседних гор, долина далеко внизу, острые пики, до сих пор непокрытые снегом. Даже не вериться, что всё это можно увидеть глазами.
         А вон далеко – далеко синеет маленькое горное озеро. Вокруг него как будто белое ожерелье – это цветут рододендроны – удивительные цветы. Их можно встретить только в горах и больше нигде.
         Горные цветы невелики, но самых разных расцветков и форм. Это звёздочки, колокольчики, трубочки, круглые «солнышко» и много других форм. Если спуститься в долину, то там не найти и половины этого цветочного богатства.
         А сверху с шумом и грохотом несётся поток горной реки. Вода в реке ледяная! Она такая пенистая, что кажется белой. Но на самом деле, в горной реке вода очень прозрачная.
Поток с большим трудом пробиваетсебе путь среди камней. Эти камни можно заметить, они выглядывают из воды. За долгие годы река уже отполировала их и они стали гладкими. А по берегам стоят коричневые валуны. Не стоит, и пытаться плыть по этой опасной реке на лодке.
Я мечтаю там оказаться и почувствовать всю эту красоту наяву!!!

 

Лисанова А. МАОУ «МБЛ». Номинация: Душа поэта – неизведанное поле. «Мелодия детства» (книга стихов и рисунков).

Смотреть работу

 

Епанчинцева Д. МКОУ ДО "Дом детского творчества" Ордынского района Новосибирской области. Номинация: Душа поэта – неизведанное поле. «Сентябрь – мальчишка озорной». Руководитель: Фурсова И.Ю.

Сентябрь - мальчишка озорной
 
Сентябрь, мальчишка озорной,
В веснушках, рыженький, смешной,
Рисует кистью на холсте
Берёзки в золотой фате.
 
И гроздья алые рябин,
Продрогшие стволы осин,
Ажурных листьев клёнов медь,
Что так торопится взлететь.
 
Он провожает журавлей
Туда, где будет им теплей,
И, пролетая над землёй,
Они курлычут: «Жди весной!»
 
В лесу припрятал он грибы,
Под каждым деревом они:
Лисички, белые, маслята
И братья дружные – опята.
 
Потом, забыв про все дела,
Играет с ветром допоздна:
Устроят пестрый  листопад,
И листья птицами летят.
 
Когда устанет он шалить,
Поймёт, что время уходить,
Дождём заплачет в тишине:
«Не забывайте обо мне!»

 

Киселева А. БОУ "СОШ №50" г. Чебоксары Чувашская Республика. Номинация: Душа поэта - неизведанное поле. Басня «Умная» мартышка». Руководитель: Алексеева М.В.

Басня   «Умная мартышка»
Услышала мартышка как-то раз
Что дети в школу развиваться ходят.
Ей очень захотелось умной стать,
Чтоб в джунглях все решать и править.
Дождавшись сентября, купив портфель
А с ним дневник, тетради,  ручки
Красиво в форму наряжаясь,
Косички с бантиками сделав,
Отправилась на первый свой урок
В 10 класс! Что время даром тратить?!
Скорее аттестат свой получить!
А с ним медаль, да золотую лучше!
Увидела она,
Что на уроках дети руку поднимают,
Затем все правильно и четко отвечают.
За это их и хвалят и пятерки выставляют.
Тянула руку здесь мартышка больше всех…
Но вот,  ее закон  Ньютона доказать просили …
Тут наша «умница» «в калошу села»…
Ведь умножать, делить и складывать
Нисколько не умела.
 
Отсюда следует мораль:
Что, если хочешь хорошо учиться,
То надо каждый день с начальных классов
К этому стремиться.
Сперва все буквы, звуки, цифры изучить,
Решить задачи без ошибок.
Потом уж в классы старшие идти -
Пятерки получать стараться.
 

 

Сироткина Ю. АОУ Алабинская СОШ сУИОП им. Героя РФ С.А.Ашихмина. Номинация: Литературная. Рассказ «Встреча». Руководитель: Копыльцова Т.В.

Встреча.

       Бусинки пота медленно скатываются по коже куда-то за шиворот дедушкиной старой рубашки, которая порядком на два-три размера больше моего, отчего я кажусь со стороны ещё более несуразным. Я то и дело закатываю грубую ткань в рукавах, чувствуя уже усталость. Солнце висит прямо над нами, беспощадно направив свои лучи на кожу, которая за два часа уже горит.
       Дед уверенно идёт впереди, взвалив на свою спину огромный рюкзак со всеми рыболовными принадлежностями, а в руке сжимает ручку коляски на двух колёсиках с резиновой лодкой. Мне же достались вёсла и небольшой пакетик с запасом еды до вечера.
-Надо было раньше выходить всё-таки, - дед оборачивается ко мне через плечо, - Не пришлось бы идти по такой жаре. Тяжело, Дим?
-Нет ..  Жарко,правда.
Мимо проезжает машина.
-Ну, ничего, скоро придём, а от воды прохладней будет.
       От асфальта под ногами уже пышет; мы шагаем в соседнее село по единственной проложенной дороге от нашей деревни , изредка встречая на своём пути проезжающие автомобили. По обе  стороны от нас располагается полоса дачных участков с небольшими хозяйствами.
Я плетусь за дедовым силуэтом, чувствуя, что с каждым шагом вёсла становятся всё тяжелее и тяжелее.
           Я сам захотел на рыбалку. На самом деле, я хотел намного раньше, наверное, лет с десяти, но дед не горел желанием брать меня с собой- мало ли что случится, ответственность большая, что ни говори, да и мать боялась за меня. Она отправляла меня к бабушке и дедушке на лето и не желала, чтобы я ходил на пруд один и, не дай бог, на рыбалку или по грибам - боялась, ведь её рядом со мной не было. Я просил и у отца, но куда там, в городе негде порыбачить; город он и есть город.
            Поворачиваем на щебёнчатую дорогу; вдали блеснуло.
-Вон, Дим, - дедушка останавливается, отпуская коляску и доставая из рюкзака бутылку с водой; он делает пару глотков, а затем выплескивает немного жидкости на футболку, - Рукой падать до Волги.
             Мы продолжаем путь; я замечаю, что дед тяжело дышит, прерывисто выдыхая.
-Дед Юра, - я ровняюсь с ним, - Дай мне коляску, тяжело ведь.
-Не, не надо, ещё наносишься, какие твои года.
             Спорить не стал, знаю, что дед всё равно не уступит мне - человек старой закалки со своими принципами. Внутри где-то заиграла совесть, разливаясь чувством стыда ; стало ещё жарче. Человеку под семьдесят лет, а он всё тащит на себе, прям ,как муравьишка, а я такой ещё молодой и... Стыдно!
                 Мы свернули в дачные участки и прошли метров двести, прежде чем выйти на песчаный берег Волги, по обе стороны от которого росли маленькие красавицы березы. Я опустил пакет и весла на песок, взглянув на речку. На водной глади играли лучи солнца; до меня дошел шум волны.
-Вот и пришли, - дед последовал моим действиям, опуская рюкзак рядом с моими вещами.
                   Я обвел взглядом наше живописное пристанище еще раз и заметил старика, стоящего по щиколотку в воде в тени дерева; выглядел он порядком старше моего деда. Одетый в простую майку и трико, закатанные до колен, он стоял с удочкой в руках, упрямо глядя на поплавок.
-Ну что, клюет?
                     Дедушка присел на корточки перед коляской и начал доставать сдутую лодку; незнакомец повернулся на голос и отрицательно помахал головой. Я начал с энтузиазмом доставать рыболовные принадлежности из рюкзака, пока дед пристраивал к нашему судну насос.
-Сейчас схожу приманку размочу, - дед Юра закончил с раскладыванием и перенял из моих рук стеклянную банку с кашеобразным содержимым кирпичного цвета.
                   Пока дед ходил к речке, я принялся надувать лодку, правой ногой наступая на насос. Сначала было легко, но где-то на десятый раз уже пришлось прилагать больше усилия.
-Дим, отойди, я сам надую.
              Дед быстро подошел ко мне и взял это дело на себя. Я потупил взгляд на песок под ногами, вновь стыдливо краснея и чувствуя себя уже не рыбаком-новичком, а лишь обузой. Взглянув на деда, на лице которого выступил пот от труда, я побрел ближе к воде.
-И не стыдно?
                  Я поравнялся  со стариком; он уже сворачивал свои удочки, переводя взгляд выцветших глаз с меня на дедушку.
-Извините, что? – я не был уверен, что правильно расслышал слова незнакомца.
   -Я говорю, не стыдно ли тебе, молодому, что дед твой надрывается, а ты прохлаждаешься?
Мое лицо вспыхнуло.
      -Ты тяжести не таскал, лодки не надувал, не удивлюсь, если и веслами грести- то не будешь, - продолжил говорить старик, - смотрю на нынешнее поколение ,и стыдно становится.
Я промолчал, не зная, что ему и ответить.
-Городской?
-Да.
-Тогда ясно все.
-Что ясно? – вырывается у меня.
Старик повернулся ко мне, закончив с удочками.
                 -Все приезжие такие. Неприспособленные они к делам, в городе живут и бед хозяйственных не знают. Вот ты, ходил до этого за грибами? А на рыбалку?
Я отрицательно покачал головой.
-А почему?
                   -Родители не разрешали, переживали мало ли что…
Незнакомец вздохнул печально.
-Раньше мы ходили ,и родителям и в голову не приходило, что с нами что-то случится, а сейчас эта излишняя забота и опека погубит будущее страны.
              Я удивленно моргнул.
-А причем здесь страна?
-Ну ка, причем. Вспомнить раньше ,каких молодцев да героев родная земля выращивала! – старик вскинул руками, - Ох, молодой ты еще, ничего не смыслишь…
               Незнакомец развернулся, вышел из воды и стал собирать в плетенный старый пакет различные крючки, сети и блесна, лежавшие на берегу. Он вытряхнул песок из своих сланцев, беря их в ладонь, кивнул моему деду и пошел в сторону ветхих домов деревеньки. Глядя на удаляющийся силуэт, я испытал облегчение – наш диалог мне совершенно не понравился.
Дед Юра присел в лодку и вновь открыл бутылку с водой.
-Дед, ты не знаешь, что за старик это был?
    Я присел напротив в лодку.
-Как же, не знаю? – дед передал мне бутылку, - И ты его знаешь, правда ,заочно.
-Разве?
Дед прищурился.
-Помнишь, я рассказывал про Петра Алексеевича, который еще после войны в  нашем колхозе работал?
              В голове сразу вспыхнули картинки из детства. Я прекрасно  помню, как маленьким мальчиком забирался на колени к дедушке и слушал его рассказы, главным героем которых был часто Петр Алексеевич, храбрейший человек. Он прошел всю войну и в сорок пятом участвовал в битве за  Берлин. Ох, сколько историй военных с его участием передавалось из уст в уст! Да, тяжелая у него жизнь была в войну, но и после нелегче: после боевых действий пришлось буквально восстанавливать местный колхоз с нуля, вот он лично и руководил этим процессом. Я помню, что этот человек вырастил двух достойных сыновей, которые поступили на военную службу.
-Да,- продолжил дед, - Хороший человек он, именно на таких и держится наша страна.
Я почему-то обернулся, но  ,как и ожидал не увидел старика.Вспомнил его недавние слова ,и  до меня дошел  их смысл.

 

Трусова А. МБОУ Школа №45 г.о. Самара. Номинация: Душа поэта – неизведанное поле. «Ноябрь. Седьмое. Год сорок первый». Руководитель: Алтунбаева А.К.

Ноябрь. Седьмое. Год сорок первый.
Отважный духом советский солдат
Спасал в 41-ом дедов и ребят.
Грудью своей прикрывая бойцов,
Сражался за родину, матерей и отцов.
В страшном бою, попадая в обстрел,
Не трусил, сражался, отвагой горел!
И помним те даты с гордостью мы,
Поколение наше современной страны!
Особенной дата казалась одна,
Днем воинской славы России зовется она.
Ноябрь.Седьмое. Год сорок первый.
Задумался Сталину парад непременный.
Тайный совет накануне созвал,
На Красной площади быть войскам приказал.
Думалось людям: «Что происходит? Зачем? Почему?»
А чтоб доказать миру всему,
Что стояла Москва и будет стоять,
И никому не под силу бойцов наших взять!
И вот в ночь на седьмое кремлевские звезды зажглись,
В восемь утра диктора отголоски по Москве раздались.
А те, кто там был, убедились в одном:
Дух у солдат не сломлен огнем!
И Сталин вещал напутственным словом,
Что враг не пропущен, враг остановлен!
И прямо с парада с радостной вестью
На фронт шли солдаты с доблестью, честью!
Известен исход той Великой войны:
Победа за нами, мы ею горды!!!