Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

18.09.2021 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая вопросам избирательного права от истории до...
18.09.2021 г.
Всероссийский конкурс «Право быть гражданином»
18.09.2021 г.
Всероссийский фестиваль творчества «Осенних ярких красок бал…»
18.09.2021 г.
VII Всероссийский конкурс образовательных программ, проектов и методических разработок «...
17.09.2021 г.
VII Всероссийский конкурс исследовательских работ, рефератов и проектов «Изучаем и исследуем»
17.09.2021 г.
IV Всероссийский конкурс-выставка развивающих игр «От идеи до реализации»
17.09.2021 г.
XIV Всероссийский конкурс лэпбуков «От идеи до воплощения»

Литературная викторина для всех желающих, посвящённая образу матери в произведениях русских классиков «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя - Мать!»

Внимание! Данная викторина проводится в рамках 
II Всероссийского конкурса, посвящённого Дню матери
«О той, что дарует нам жизнь и тепло…» 

С Положением о конкурсе можно ознакомиться ЗДЕСЬ

Заявка на участие в Викторине

СКАЧАТЬ

Положение о Викторине                                                                   

СКАЧАТЬ

Оплаты оргвзноса                                                                        

ПЕРЕЙТИ

Литературная викторина, посвящённая

образу матери в произведениях русских классиков

«Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя - Мать!»

(для всех желающих)

1. Образ этой женщины олицетворяет собой тему семьи, мира, дома и бесконечной тоски по мужу, который каждое мгновение рискует погибнуть от вражеского меча. Её волнение настолько сильно и непреодолимо, что она готова стать птицей, чтобы поскорее оказаться рядом с мужем и залечить его раны. О ком идёт речь?

2. После смерти мужа эта женщина осталась с двумя маленькими детьми на руках. Властная, деспотичная, держащая в страхе не только домочадцев, но и всю округу. Угодить ей невозможно. Она всегда найдет повод к чему придраться, как ни старайся. Сжила со свету свою невестку. Назовите персонаж.

3. Эта женщина заменила мать 48 детям разных народностей во время Великой Отечественной войны. Она работала сестрой милосердия и самых слабых детей забирала к себе домой. Первого ребёнка она взяла, когда ей было всего 18 лет. Назовите её имя.

4. «Мама молча ставила на стол тарелку, садилась напротив и обиженно смотрела, как сыночек раскурочивает блин, кучкой сгребает мясную начинку, вилкой очищает тесто от сметаны и сердито жуёт. Или сдвигает котлету на край и питается одной картошкой. Вермишель не поддавалась дрессировке и не желала отлипать от фарша, но я уныло ковырял в тарелке, пока не справлялся с задачей». Как зовут маму из романа Александра Архангельского «Бюро Проверки»?

5. «Нам бы не только любить, но и молиться за матерей следует, и не потому, что они молятся за нас, а по внутренней потребности». Кому принадлежат слова?

6. Фамилия этой героини указывает на простоту, неученость, необразованность этой сестры, жены и матери, а также на то, что она всегда попадает впросак. Назовите её фамилию, уже давно ставшей нарицательной.

7. Название этого произведения – религиозный термин, означающий проведение заупокойной церковной службы по умершему человеку. Поэма посвящена всем узникам – жертвам режима, которым была уготована смерть правящей властью. Это душераздирающий стон всех матерей, жен и дочерей, провожающих своих любимых людей на плаху. Тема народного страдания раскрывается поэтом сквозь призму собственной, личной трагедии. Вместе с тем автор проводит параллели с матерями разных исторических эпох, которые точно так же отправляли на смерть своих ни в чем не повинных сыновей. Сотни тысяч женщин буквально лишались рассудка в ожидании страшного приговора, который навсегда разлучит ее с близким человеком. Назовите автора и произведение.

8. Женские образы повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» позволяют понять всю жестокость войны. Ведь погибшие зенитчицы могли бы еще родить много детей, а они в свою очередь внуков. Однако, теперь перерезана эта нить. Столько поколений было стерто с лица земли. Война не только разрушает отдельно взятую судьбу, но обрывает существование родов. Назовите имя зенитчицы, которая на момент войны уже была мамой.

9. Эта героиня, являющаяся второстепенным персонажем в повести, влачит тихое и незаметное существование среди казацкой удали... но сколько в ней нежности и заботы! Узнав о том, что ее дети едут на войну, мать сидит у их кровати, сторожит их сон, как в детстве, и говорит с их сердцами. Назовите произведение и автора.

10. Основной темой этой повести является изображение ужасов военного времени, а также проявление материнских чувств, доброты и милосердия. Главной героиней повести является Мария, представленная в образе простой крестьянки, испытавшей нечеловеческие муки, выжившей в суровых военных буднях.  Мария – невысокая женщина с карими глазами и веснушками. Она закончила всего четыре класса, обладает неимоверной силой духа, терпением, добротой, любовью к ближнему, несмотря на то, что пережила потерю мужа и сына. Не случайно автор дает своей героине имя Мария. Как известно Дева Мария непорочная девушка, символ чистоты и милосердия. Назовите автора и произведение.

11. Склоняются низко цветущие ветки,
Фонтана в бассейне лепечут струи,
В тенистых аллеях все детки, все детки,
Ах, детки в траве, почему не мои? 

Я женщин люблю, что в бою не робели,
Умели и шпагу держать, и копье, –
Но знаю, что только в плену колыбели
Обычное – женское – счастье мое!

В чём Марина Цветаева видит истинное женское счастье?

12. В этом стихотворении в образе матери есть одна интересная деталь – старый и ветхий шушун. Эта деталь рисует картину одиночества и покинутости матери поэта. Старомодный шушун упоминается и в начале, и в конце стихотворения, что усиливает смысловой акцент. Назовите автора и стихотворение.

13. – А если у тебя нет матери, - сказала старуха, - значит, нет у тебя и родины, а если нет родины, тогда не место тебе не только на земле, но и на море. Блуждающим людям - судьба … Какая?

14. Считается, что образ этой литературной матери Лев Толстой писал с собственной тещи. Именно в ней литератор видел образец главной женщины в семье, способной полностью посвятить себя родным и близким. И правда, она отвечает абсолютно всем требованиям идеальной матери. Помимо того, что графиня может найти верный подход к каждому из своих детей, подобрать нужные слова, подарить необходимые ласку и нежность, ей удается сохранять практически идеальные отношения с супругом, что тоже положительно сказывается на внутреннем состоянии любого ребенка. О ком идёт речь?

15. Это стихотворение было написано Н.А. Некрасовым в последние годы Крымской войны под впечатлением от «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого. В нем описана скорбь матери по убитому на войне сыну. Заканчивается элегия поэтическим сравнением матери с плакучей ивой. Назовите произведение.

16. Все родители в пожилом возрасте хотят внимания к себе со стороны детей. Престарелым людям больно понимать, что они стали ненужными. Доживая до преклонных лет, родители ждут проявления заботы со стороны детей, рассчитывают на признательность, поддержку и любовь. В этом рассказе представлена жизнь престарелой женщины Екатерины, её одинокое положение и недостаток внимания со стороны дочери. Назовите произведение и автора.

17. Какое произведение заканчивается словами красноармейца: «Чьей бы ты матерью ни была, а я без тебя тоже остался сиротой»?

18. Этот цикл А.Т. Твардовского состоит из четырех стихотворений, посвященных матери. В них представлены воспоминания о жизни матери, а также отражена память поэта о ней. Поводом для появления цикла стала кончина в 1965 году матери поэта, Марии Митрофановны. Но в последнем стихотворении данного цикла смерть уступает жизни, она представляется поэтом неким переходом. Назовите название цикла.

19. «Ты видел,  мой  мальчик,  слабых  женщин?  Если  ещё  когда-нибудь   встретишь, то не смейся над ними; эти женщины  всю  свою  силу  отдали   таким же детям, как ты. Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь  некрасивую  женщину, не отворачивайся от неё, знай, она пожертвовала  своей  красотой  ради детей. Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им всё лучшее, что имели». Кому матери отдали свою красоту?

20. «Мама, мама! Я помню руки с того момента, как я стал осознавать себя на свете. И с того самого мгновения я всегда помню твои руки в работе.  Я помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои простынки, когда эти простынки были так малы, что походили на пеленки…Но больше всего, на веки вечные, запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, а ты глядела на меня из тьмы, сама тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои!» Какой персонаж произносит эти слова? Назовите его, а также произведение и автора.

 

СКАЧАТЬ ЗАДАНИЯ ВИКТОРИНЫ