Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных: Земноводные.
МБОУ "Алгашинская СОШ" Шумерлинского района Чувашской Республики
Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных: Земноводные.
учитель биологии
Мухаматуллина Галина Халисовна
Для работы над данным проектом была выбрана разноуровневая работа по группам поисково-исследовательским методом. Проект рассчитан на учащихся любой категории. Контроль над проектом осуществляется учителем.
Для организации проекта необходимо:
- владение учащимися Интернетом и программами Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Office.
Цели:
Основной целью проекта является исследование видов земноводных, их жизнедеятельности, влияние экологической ситуации региона на их численность.
1. Усвоение учебного материала через поисковую деятельность учащихся с использованием двуязычия, Интернет- ресурсов и ИКТ
2. Введение и закрепление нового материала по теме класса
земноводных
3. Развитие навыков пользователя, умение находить и обрабатывать полученную информацию, тренировка грамматических навыков казахской письменной и устной речи. Изучение влияния последствий изменения экологии на жизнедеятельность земноводных в родном крае.
4. Поддерживать мотивацию к предметам через самостоятельную исследовательскую и поисковую работу. Привлечь внимание к экологическим проблемам родного края.
Мотивация:
Развить интерес к исследовательской работе, самостоятельной обработке информации. Показать взаимосвязь школьных предметов между собой и современной жизнью.
Поднять проблему экологии родного края.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны усвоить значение, строение и жизнедеятельность земноводных.
Знать причины, влияющие на экологическое равновесие планеты.
Развить навыки работы с дополнительной литературой и Интернетом.
Расширить знания учащихся о природных ресурсах материков
Развить умения систематизировать и обобщать пройденный материал, составлять сравнительные характеристики.
Научиться распределять обязанности по силам, работать в группах.
Уметь, используя полученные на уроке знания, с помощью средств Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point подготовить презентацию, реферат, доклад.
Алгоритм проведения проекта:
Разделить класс на группы. В каждую группу должен входить
“мыслитель”, “исполнитель”, “наблюдатель”, соответственно высокий уровень, средний и слабый.
Кратко изложить общие сведения о классе Земноводные.
Дать домашнее задание группам.
Провести урок-отчет о проделанной работе.
Задание для учащихся:
Техническое задание для группы №1 “Статотдел”
Средний уровень
Тема проекта “Численность класса земноводные. Происхождение земноводных. Среда обитания”.
Цель исследования: Ознакомление учащихся с количественным составом класса Земноводные, изучение их разнообразия.
Основополагающий вопрос: какая доля от общего количества царства животных приходиться на класс земноводные? Возникновение класса Земноводные. Как рассредоточены земноводные на планете?
Учебные вопросы:
-
От кого произошли земноводные?
-
Какая численность данного класса?
-
На какие виды делиться класс Земноводные?
-
Какой из видов самый многочисленный, какой самый малочисленный.
-
Какие виды обитают в Вашей местности?
-
Что связывает Земноводных с предыдущими классами?
-
В какой среде обитают Земноводные? Какой температурный режим способны выдержать?
-
Как они распределены по материкам?
Задачи:
-
Собрать доказательства о происхождении Земноводных, установить “родословную” (от кого произошли).
-
Собрать информацию о количестве класса Земноводных
-
Рассмотреть деление класса Земноводных на виды.
-
Сравнить полученные результаты с другими классами.
-
Собрать информацию о среде обитания земноводных на планете.
-
Представить результат работы в виде диаграммы используя Microsoft Excel. Деление класса Земноводных изобразить в виде схемы выполненной в Microsoft Word.
Методы сбора информации:
Работа с источниками. Отобрать информацию согласно своим задачам, используя Интернет-ресурсы, справочники, учебник, научно-популярную литературу.
Техническое задание для группы №2
“Диагностический центр”
Средний уровень
Тема: Внешнее и внутреннее строение земноводных. Основополагающий вопрос: Чем виды земноводных отличаются друг от друга? Как изменилось внутреннее строение земноводных по сравнению с рыбами?
Цели исследования:
-
Изучить внешнее строение земноводных всех видов, выявить их отличия.
-
Изучить внутреннее строение земноводных всех видов, выявить их отличия.
Задачи:
-
Определите, на какие виды делятся земноводные.
-
Сделайте сравнительную характеристику, предоставив результаты в виде таблицы (Microsoft Excel)
-
Собрать коллекцию фотографий земноводных, отчет выполнить в виде фотогалереи.
-
Рассмотрите внутреннее строение земноводных
-
Сделать сравнительный анализ с классом рыб.
-
Предоставить отчет в виде сравнительной таблицы(Microsoft Excel).
Учебные вопросы:
-
Какие виды земноводных существуют?
-
Чем они отличаются друг от друга?
-
С чем связаны эти отличия?
-
Как объяснить разнообразную окраску земноводных?
-
Как по внешнему виду земноводных можно определить среду их обитания?
-
Как усложнилась кровеносная, дыхательная и нервная системы земноводных по сравнению с рыбами?
-
С чем связаны эти изменения?
Методы сбора информации:
Работа с источниками; отобрать информацию согласно своим задачам, используя Интернет-ресурсы, справочники, учебник, научно-популярную литературу.
Техническое задание для группы №3
“ Детский сад”
Средний уровень
Тема: Размножение и развитие земноводных.
Основополагающий вопрос: Какие условия необходимы для развития земноводных?
Учебные вопросы:
1. Органы размножения земноводных.
2. Как происходит оплодотворение?
3. Как из икринок развивается взрослая особь?
4. Чем головастик отличается от взрослой особи?
5. Почему для размножения необходима вода?
Цели исследования: Изучить метаморфоз земноводных.
Задачи:
1. Изучите строение органов размножения.
2. Рассмотрите процесс развития взрослой особи из икринки.
3. Предоставьте отчет в виде презентации. Сравните строение головастика и взрослой лягушки. Сделайте сравнительную
характеристику (Microsoft Excel).
Методы сбора информации:
Работа с источниками: Отобрать информацию согласно своим задачам, используя Интернет-ресурсы, справочники, учебник, научно-популярную литературу.
Техническое задание для группы № 4
“Эксперты”
Высший уровень
Тема: Влияние экологии на жизнедеятельность земноводных.
Основополагающий вопрос: Как живется земноводным в нашей области?
Учебные вопросы:
1. Где обитают лягушки?
2. Какие виды лягушек водятся в вашей области?
3. Какое место занимает ваша область по загрязнению окружающей среды?
4. Какие заводы и предприятия находятся в нашем районе.
5. Как они влияют на окружающую среду?
6. Какова численность земноводных в ваших водоемах?
7. Значение земноводных?
Цели исследования:
Определить значение земноводных в экологическом равновесии планеты, выработать план по улучшению экологического состояния местных водоемов.
Задачи:
1. Изучить среду обитания земноводных, их значения.
2. Составьте пищевую цепь, включающую земноводных . результат изобразите в виде рисунка.
3. Узнайте, какие Заводы находятся в нашем районе и как они загрязняют среду.
4. Разработайте план по улучшению среды обитания земноводных.
5. Выпустите листовки для местного населения.
6. Подготовьте отчет в виде доклада “ Влияние изменений экологии на жизнедеятельность земноводных”.
Методы сбора информации:
Работа с источниками: Отобрать информацию согласно своим задачам, используя Интернет-ресурсы, справочники, учебник, научно-популярную литературу.
Сылки
На данном сайте вы найдете краткую характеристику прудовой лягушки и тритона.
описание видов земноводных
здесь размещено очень много фотографий земноводных
описание жизнедеятельности земноводных, их внешнего строения,
значение.
описание класса Земноводные
земноводные
хвост зем http://zamfib.dopinfo.ru/zamfib1.htm
эволюция, образ жизни, характеристика http://traditio.ru/wiki/%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5
характеристика представителей http://zooby.ru/index.php?go=articles/view/4181
происхождение http://www.zooeco.com/eco-zabi/eco-zabi4.html
http://www.i2r.ru/news.shtml?id=23570 интерактивные рисунки
Техническое задание для группы №1 “Статотдел”
Средний уровень
Тема проекта “Численность класса земноводные. Происхождение земноводных. Среда обитания”.
Цель исследования: Ознакомление учащихся с количественным составом класса Земноводные, изучение их разнообразия.
Основополагающий вопрос: какая доля от общего количества царства животных приходиться на класс земноводные? Возникновение класса Земноводные. Как рассредоточены земноводные на планете?
Учебные вопросы:
-
От кого произошли земноводные?
-
Какая численность данного класса?
-
На какие виды делиться класс Земноводные?
-
Какой из видов самый многочисленный, какой самый малочисленный.
-
Какие виды обитают в Вашей местности?
-
Что связывает Земноводных с предыдущими классами?
-
В какой среде обитают Земноводные? Какой температурный режим способны выдержать?
-
Как они распределены по материкам?
Задачи:
-
Собрать доказательства о происхождении Земноводных, установить “родословную” (от кого произошли).
-
Собрать информацию о количестве класса Земноводных
-
Рассмотреть деление класса Земноводных на виды.
-
Сравнить полученные результаты с другими классами.
-
Собрать информацию о среде обитания земноводных на планете.
-
Представить результат работы в виде диаграммы используя Microsoft Excel. Деление класса Земноводных изобразить в виде схемы выполненной в Microsoft Word.
Методы сбора информации:
Работа с источниками. Отобрать информацию согласно своим задачам, используя Интернет-ресурсы, справочники, учебник, научно-популярную литературу.
Сылки.
На данном сайте вы найдете краткую характеристику прудовой лягушки и тритона.
описание видов земноводных
здесь размещено очень много фотографий земноводных http://www.i2r.ru/news.shtml?id=23570
описание жизнедеятельности земноводных, их внешнего строения, значение.
описание класса Земноводные
хвост зем http://zamfib.dopinfo.ru/zamfib1.htm
эволюция, образ жизни, характеристика http://traditio.ru/wiki/%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5
характеристика представителей http://zooby.ru/index.php?go=articles/view/4181
происхождение http://www.zooeco.com/eco-zabi/eco-zabi4.html
Техническое задание для группы №2
“Диагностический центр”
Средний уровень
Тема: Внешнее и внутреннее строение земноводных. Основополагающий вопрос: Чем виды земноводных отличаются друг от друга? Как изменилось внутреннее строение земноводных по сравнению с рыбами?
Цели исследования:
-
Изучить внешнее строение земноводных всех видов, выявить их отличия.
-
Изучить внутреннее строение земноводных всех видов, выявить их отличия.
Задачи:
-
Определите, на какие виды делятся земноводные.
-
Сделайте сравнительную характеристику, предоставив результаты в виде таблицы (Microsoft Excel)
-
Собрать коллекцию фотографий земноводных, отчет выполнить в виде фотогалереи.
-
Рассмотрите внутреннее строение земноводных
-
Сделать сравнительный анализ с классом рыб.
-
Предоставить отчет в виде сравнительной таблицы(Microsoft Excel).
Учебные вопросы:
-
Какие виды земноводных существуют?
-
Чем они отличаются друг от друга?
-
С чем связаны эти отличия?
-
Как объяснить разнообразную окраску земноводных?
-
Как по внешнему виду земноводных можно определить среду их обитания?
-
Как усложнилась кровеносная, дыхательная и нервная системы земноводных по сравнению с рыбами?
-
С чем связаны эти изменения?
Методы сбора информации:
Работа с источниками; отобрать информацию согласно своим задачам, используя Интернет-ресурсы, справочники, учебник, научно-популярную литературу.
Сылки.
На данном сайте вы найдете краткую характеристику прудовой лягушки и тритона.
описание видов земноводных
здесь размещено очень много фотографий земноводных http://www.i2r.ru/news.shtml?id=23570
описание жизнедеятельности земноводных, их внешнего строения, значение.
описание класса Земноводные
хвост зем http://zamfib.dopinfo.ru/zamfib1.htm
эволюция, образ жизни, характеристика http://traditio.ru/wiki/%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5
характеристика представителей http://zooby.ru/index.php?go=articles/view/4181
происхождение http://www.zooeco.com/eco-zabi/eco-zabi4.html
Техническое задание для группы №3
“ Детский сад”
Средний уровень
Тема: Размножение и развитие земноводных.
Основополагающий вопрос: Какие условия необходимы для развития земноводных?
Учебные вопросы:
1. Органы размножения земноводных.
2. Как происходит оплодотворение?
3. Как из икринок развивается взрослая особь?
4. Чем головастик отличается от взрослой особи?
5. Почему для размножения необходима вода?
Цели исследования: Изучить метаморфоз земноводных.
Задачи:
1. Изучите строение органов размножения.
2. Рассмотрите процесс развития взрослой особи из икринки.
3. Предоставьте отчет в виде презентации. Сравните строение головастика и взрослой лягушки. Сделайте сравнительную
характеристику (Microsoft Excel).
Методы сбора информации:
Работа с источниками: Отобрать информацию согласно своим задачам, используя Интернет-ресурсы, справочники, учебник, научно-популярную литературу.
Сылки.
На данном сайте вы найдете краткую характеристику прудовой лягушки и тритона.
описание видов земноводных
здесь размещено очень много фотографий земноводных http://www.i2r.ru/news.shtml?id=23570
описание жизнедеятельности земноводных, их внешнего строения, значение.
описание класса Земноводные
хвост зем http://zamfib.dopinfo.ru/zamfib1.htm
эволюция, образ жизни, характеристика http://traditio.ru/wiki/%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5
характеристика представителей http://zooby.ru/index.php?go=articles/view/4181
происхождение http://www.zooeco.com/eco-zabi/eco-zabi4.html
Техническое задание для группы № 4
“Эксперты”
Высший уровень
Тема: Влияние экологии на жизнедеятельность земноводных.
Основополагающий вопрос: Как живется земноводным в нашей области?
Учебные вопросы:
1. Где обитают лягушки?
2. Какие виды лягушек водятся в вашей области?
3. Какое место занимает ваша область по загрязнению окружающей среды?
4. Какие заводы и предприятия находятся в нашем районе.
5. Как они влияют на окружающую среду?
6. Какова численность земноводных в ваших водоемах?
7. Значение земноводных?
Цели исследования:
Определить значение земноводных в экологическом равновесии планеты, выработать план по улучшению экологического состояния местных водоемов.
Задачи:
1. Изучить среду обитания земноводных, их значения.
2. Составьте пищевую цепь, включающую земноводных . результат изобразите в виде рисунка.
3. Узнайте, какие Заводы находятся в нашем районе и как они загрязняют среду.
4. Разработайте план по улучшению среды обитания земноводных.
5. Выпустите листовки для местного населения.
6. Подготовьте отчет в виде доклада “ Влияние изменений экологии на жизнедеятельность земноводных”.
Методы сбора информации:
Работа с источниками: Отобрать информацию согласно своим задачам, используя Интернет-ресурсы, справочники, учебник, научно-популярную литературу.
Сылки.
На данном сайте вы найдете краткую характеристику прудовой лягушки и тритона.
описание видов земноводных
здесь размещено очень много фотографий земноводных
описание жизнедеятельности земноводных, их внешнего строения,
значение.
описание класса Земноводные
земноводные
хвост зем http://zamfib.dopinfo.ru/zamfib1.htm
эволюция, образ жизни, характеристика http://traditio.ru/wiki/%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5
характеристика представителей http://zooby.ru/index.php?go=articles/view/4181
происхождение http://www.zooeco.com/eco-zabi/eco-zabi4.html
http://www.i2r.ru/news.shtml?id=23570 интерак рисунки