МБДОУ «Детский сад № 93 «Капитошка»
Тема: «Новогодние игрушки»
Возрастная группа: подготовительная группа (от 6 лет)
Форма ООД: познавательно – исследовательская деятельность
Технология: путешествие по «Реке времени»
Воспитатель: Дитман Наталья Викторовна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непрерывной организованной образовательной деятельности воспитателя и детей
Воспитатель: Дитман Наталья Викторовна
МБДОУ «Детский сад № 93 «Капитошка»
Тема: «Новогодние игрушки»
Возрастная группа: подготовительная группа (от 6 лет)
Форма ООД: познавательно – исследовательская деятельность
Технология: путешествие по «Реке времени»
Форма организации: групповая
Учебно – методический комплект: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева, «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста», О.В.Толстикова, О.В.Савельева, Т.В.Иванова, «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», Н.А.Короткова.
Средства:
Наглядные: панно (обозначающее «реку времени»), иллюстрации разных этапов человеческой истории, ель (украшенная новогодними игрушками), современные новогодние игрушки, старинные новогодние игрушки, самодельные новогодние игрушки из ткани, муляжи фруктов.
Литературные: «Приобщение детей к истокам Русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева
Для продуктивной деятельности: цветная бумага, картон, карандаши, фломастеры, кисти, клей, пластилин, мишура.
Цель –создание условий для расширения представлений о создании новогодних игрушек у воспитанников.
|
Задачи образовательной программы
|
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
|
- Продолжать знакомить с традициями празднования Нового года.
- Актуализировать представления детей по теме «История создания новогодней игрушки».
- Создать в воображении детей целостные образы истории человечества через «остановки» («древность» - «старина» - «наше время» - «будущее время»).
- Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы, убирать их на место после работы.
|
- Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником.
- Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.
- Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.
|
Предварительная работа – разучивание стихотворения «Стихи о елочных игрушках» В.Берестов.
|
Этапы
|
Содержание деятельности
|
Действия, деятельность педагога
|
Действия, деятельность детей.
|
Планируемый результат
|
Обсуждение реального или вымышленного события
|
Педагог предлагает детям помочь нарядитьв группе новогоднюю елку, для новогоднего праздника. У педагога из рук падает новогодняя игрушка, но не разбивается: «Ребята, почему новогодняя игрушка не разбилась? Из какого материала сделаны наши современные игрушки? А как вы думаете, из какого материала были созданы новогодние игрушки у наших бабушек? А у бабушек наших бабушек были новогодние игрушки? Из какого материала они были, как вы считаете?»
|
Педагог акцентирует внимание на предмете исследования
|
Проявляют заинтересованность. Вовлечены в диалог с педагогом.
|
Интересуется неизвестным в окружающем мире
|
Постановка цели исследования
|
Педагог рассказывает детям легенду
Педагог предлагает детям отправиться в путешествие по времени, и узнать, как изменялась новогодняя игрушка в разные исторические времена.
Педагог спрашивает у детей: «Для того, что бы увидеть разнообразные елочные игрушки, что нам с вами надо сделать?»
|
Рассказывает детям легенду
Ставит цель путешествия перед детьми
|
Слушают легенду
Заинтересованы в проведении путешествия
|
Способны планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели
|
Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала
|
Педагог предлагает детям: «Занимайте свои места для путешествия на ковре – самолете. Дружно проговорим волшебные слова, для того чтобы попасть во времена бабушек наших бабушек – древность.»
«Мы на месте не сидим
Путешествовать хотим!
На ковер скорей садись,
Хлопни, топни, повернись!»
Педагог представляет детям старинный, плетенный короб «Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Давайте вместе откроем, и посмотрим, что там лежит?»
Педагог дает детям в руки елочные игрушки (фрукты, кукол из ткани): «Ребята, такие игрушки были в древние времена. В древности люди украшали елку вкусными фруктами: яблоками, грушами, украшали самодельными игрушками из ткани, они были не большими, потому что ткани в те времена было мало.»
Педагог предлагает детям совершить путешествие в другое время, во времена наших бабушек, в старину:
«Мы на месте не сидим
Путешествовать хотим!
На ковер скорей садись,
Хлопни, топни, повернись!»
Педагог говорит: «Дети предлагаю вам рассмотреть елочные игрушки наших бабушек, которые были в старину.» Достает из деревянного короба новогодние (стеклянные) игрушки, сопровождая речью: «Во времена наших бабушек елочные игрушки были из стекла. Как вы думаете, почему уже из другого материала, не из ткани, как в древность?»
Педагог демонстрирует сломанную, елочную игрушку, и спрашивает: «Как приходилось обращаться с елочными игрушками нашим бабушкам?».
Педагог поощряет детей: «Вы все молодцы. Вам интересно рассматривать игрушки древности и старины?»
Педагог предлагает детям вернуться в настоящее время: «Ребята, мы с вами рассмотрели новогодние игрушки древности и старины. Сейчас приглашаю вас вернуться в наше время.»
«Мы на месте не сидим
Путешествовать хотим!
На ковер скорей садись,
Хлопни, топни, повернись!»
|
Проговаривает стихотворение
Демонстрирует (древние) елочные игрушки
Демонстрирует (старинные) елочные игрушки
Задает вопросы
|
Повторяют слова
Рассматривают игрушки
Рассматривают игрушки
Отвечают на поставленные вопросы
|
Имеют представления о новогодних игрушках, разного исторического времени (древности, старины)
|
Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».
|
Педагог переходит к панно, приглашает детей: «Дети, вы сможете расположить на нашем панно, символизирующем «Реку времени», игрушки, соответствующие определенному историческому этапу? Посмотрите, здесь есть темно – синяя часть панно, это определенный участок исторического времени – древность, есть участок посветлее – это старина, а есть светло – голубого цвета участок – это наше время. Возьмите игрушки из разных корзин и разложите к соответствующим историческим временам.»
|
Предлагает детям сделать выбор новогодней игрушки, соответствующей определенному историческому этапу
|
Дети выбирают игрушку, поясняя ее характеристики, и определяя к определенному историческому времени
|
Выбирают и группируют предметы
|
Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования
|
После распределения игрушек на разных исторических этапах, педагог предлагает обратить внимание детей на оставшийся участок на панно, бледно – голубого цвета: «Дети, посмотрите. У нас осталось еще одно место, для исторического времени. Как вы думаете, что за время впереди всех этих времен должно быть? Правильно, это время называется – будущее. Предлагаю создать вам свою новогоднюю игрушку будущего. И расположить на нашем историческом панно, на соответствующем этапе»
|
Предлагает разложить выбранные игрушки на панно
Предлагает поучаствовать в продуктивной деятельности
|
Раскладывают предметы, елочные игрушки в соответствии с историческим временем
Дети самостоятельно создают игрушку будущего
|
Умеют разместить предметы в соответствии с поставленной познавательной задачей
|
Вывешивание таблицы на стене группового помещения
|
Педагог предлагает детям рассмотреть заполненное панно, в соответствии с названиями исторических этапов «древность – старина – наше время – будущее время». Предлагает рассказать детям о новогодних игрушках определенного исторического времени.
|
Восхищается полученным результатом
|
Рассказывают о распределении игрушек
|
Закрепляют полученные знания
|
Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности
|
Педагог говорит: «Дети, предлагаю оставить наше панно с игрушками на этом столе. Если из вас кому то хочется сделать игрушки разных времен, возьмите нужные материалы, и можете самостоятельно их сделать.»
|
Предлагает детям самостоятельно поучаствовать в продуктивной деятельности
|
Дети, по собственной инициативе создают игрушки
|
Способен создать определенный объект
|
Легенда: «Святая торжественная ночь спустилась на землю, принеся с собой великую радость людям. В Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель мира. Внимая песнопению ангелов, пастухи славят и благодарят Бога; вслед за путеводной звездой волхвы спешат с далекого востока на поклонение Божественному Младенцу. И не только люди, но и деревья, осеняющие пещеру, и луговые цветы, пестреющие вокруг, - все по-своему принимают участие в великом торжестве. Радостно колышутся они, как бы поклоняясь Божественному Младенцу, и в ликующем шелесте листвы, в шепоте трав как бы слышится выражение благоговения к свершившемуся чуду. Всем хочется видеть родившегося Спасителя: деревья и кусты простирают свои ветки, цветы приподнимают головки, стараясь заглянуть внутрь пещеры, обратившейся теперь в священный храм.
Счастливее других три дерева, стоящие у самого входа в пещеру: им хорошо видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный сонмом ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. Все радостней, все оживленнее становится шелест их ветвей, и вдруг в нем явственно слышатся слова:
- Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и поднесем Ему наши дары, - говорила, обращаясь к маслине, пальма.
- Возьмите и меня с собой! – робко промолвила скромная елка.
- Куда тебе с нами! – окинув елку презрительным взглядом, гордо ответила пальма.
- И какие дары ты сможешь поднести Божественному Младенцу, - прибавила маслина, - что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!
Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру, сиявшую небесным светом.
Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки; ему стало жаль ее, и по своей ангельской доброте он захотел помочь ей.
Великолепная пальма склонилась над Младенцем и повергла перед ним лучший лист своей роскошной кроны.
- Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день, - сказала она, а маслина наклонила свои ветки. С них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием.
С грустью, но без зависти смотрела на это новогодняя елка.
«Они правы, - думала она, - где мне с ними сравниться! Я такая бедная. Ничтожная, достойна ли я приблизиться к Божественному Младенцу?»
Но ангел сказал ей:
- В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер!
И ангел взглянул на небо.
А темное небо усеяно было сверкающими звездами. Ангел сделал знак, и одна звездочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. И когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, но сияющая елка. На нее взглянул. Он и улыбнулся ей и протянул к ней ручки.
Возрадовалась елка, но не загордилась, и своим сиянием старалась осветить пристыженных, стоявших в тени маслину и пальму. За зло она платила добром.
И ангел видел это и сказал:
- Ты доброе деревце, милая новогодняя елка, и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в это время ты, как теперь будешь красоваться в сиянии множества огней, и дети и взрослые будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная, зеленая ёлка, сделаешься знамением веселого рождественского праздника»