Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

05.10.2024 г.
VII Всероссийский конкурс макетов «Макетная мастерская»
04.10.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню отца «Папочка, папуля, папа!»
03.10.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню школьных библиотек «Школа. Библиотека. Книга»
01.10.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню пожилых людей «Мудрой осени счастливые мгновения…»
30.09.2024 г.
Всероссийский литературный конкурс «Мятежный парус Лермонтова…», посвящённый 210-летию со дня...
29.09.2024 г.
Всероссийская акция «Мама, я тебя люблю!»

Мастер - класс «Играя, обучаюсь»

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение муниципального образования

«Город Архангельск»

«Детский сад комбинированного вида

№ 187 «Умка»

 

Мастер – класс««Играя, обучаюсь»

(игры, направленные на развитиеразличных анализаторов

удетеймладшего дошкольного возраста).

 

 

Воспитатель, социальный педагог:

Махмудова Юлия Александровна

 

Архангельск

2020г.

 

 

Мастер – класс рекомендован для педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также будет полезен родителям детей младшего дошкольного возраста. Игры, направленные на развитие чувственных анализаторов, без труда можно организовать в детском саду и дома.

Цель: Показать педагогам и родителям целесообразность и эффективность использования игр наразвитиеразличных анализаторов у детей младшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка:

К.Д.Ушинский писал: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно более органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус – приняли участие в акте запоминания.

По данным ЮНЕСКО человек запоминает при помощи слуха 15% поданного материала, 25% при помощи зрения и до 65%, когда одновременно действуют и слух и зрение. Еще более возрастает процент усвоения материала, когда к зрению и слуху прибавляется двигательная сила мышц рук.

Предлагаю Вашему вниманию несколько видов игр, направленных на развитие чувственных анализаторову детей младшего дошкольного возраста, которые можно использовать в организованной образовательной деятельности и самостоятельной игровой деятельности детей, а также организовать дома.

1. ОТГАДАЙ, НЕ ГЛЯДЯ

Цель: развитие тактильной чувствительности.
Ход игры: предложите одному из детей закрыть глаза, можно повязать на глаза повязку. Педагог (родитель)вкладывает ребенку в руку какой-либо предмет с ярко выраженными особенностями, например, кубик, маленький мячик, карандаш и т.п.Задача ребенка: не глядя, отгадать, что находится у него в руке.

2. ОПРЕДЕЛИ ФИГУРУ НА ОЩУПЬ

Цель: развитие тактильной чувствительности, памяти, внимания.
Необходимые материалы и наглядные пособия: бумага разной текстуры (картон, гофра, бархатная бумага, наждачная бумага, альбомный лист).
Ход игры: из подготовленной бумаги вырежьте круги и квадраты. Попросите ребенка закрыть глаза и, обводя пальцами контуры фигур, выбрать сначала все круги, затем все квадраты.

3. ЧТО ПОГЛАДИЛ?

Цель: развитие тактильной чувствительности, внимания.
Необходимые материалы и наглядные пособия: образцы меха, шелка, бархата, шерсти.
Ход игры: рассмотрите вместе с детьми подготовленные образцы. Опишите особенности каждого из них. Например, шелк – гладкий, бархат – шершавый, мех – пушистый, шерсть – колючая. Попросите ребенка закрыть глаза. Проведите по его руке какой-либо тканью, после чего предложите ему посмотреть и отгадать, прикосновение какого образца он почувствовал.

5.«СКОЛЬКО ИГРУШЕК СПРЯТАЛОСЬ?»

Цель: учить детей считать предметы на ощупь.
Ход игры: Педагог ставит игрушки под салфетку. 
- Сколько игрушек спряталось? – спрашивает педагог.
Дети считают игрушки через салфетку на ощупь. После того, как ребенок сосчитает игрушки, педагог снимает салфетку, вместе проверяют, правильно ли сосчитал ребенок.
Примечание: количество игрушек зависит от возрастной группы детей: в младшей – до трёх-четырёх игрушек.

ВАРИАНТЫ ИГРЫ:«ДОМИК ДЛЯ ПУГОВИЦ», «ШИШКИ СПРЯТАЛИСЬ», «КАМЕШКИ», «ПУГОВИЦЫ», «ВЕСЁЛАЯ ФАСОЛЬ»

6. ТЕПЛО – ХОЛОДНО

Цель игры: развитие тактильной чувствительности, логического мышления. 
Необходимые материалы и наглядные пособия: три пластиковые бутылочки.
Ход игры: наполните бутылки водой разной температуры – теплой, горячей и холодной. Предложите ребенку покормить куклу. Для этого необходимо выбрать бутылку с теплой водой. Бутылочку с горячей водой попросите поставить на подоконник для того, чтобы она остыла, а холодная вода пригодится, когда кукла «захочет» пить.

7. Игра «ЧТО – КАК ЗВУЧИТ?»

Цель игры:Пробудить интерес к восприятию различных звуков; развивать умение определять на слух звуки, издаваемые различными предметами.

Находим на столе предметы (кубики, газета, ложки деревянные, железные и др.)

- Давайте послушаем, как они звучат. Что делают кубики? Ложки? Газета?

- А сейчас мы поиграем. Вы должны послушать звуки с закрытыми глазами и угадать, какие предметы их издают. (Дети отгадывают, находят эти предметы).

8. Игра «УГАДАЙ – КА»

Цель игры: Развивать умение определять на слух звуки, издаваемые различными предметами.

Дети сидят в кругу, за кругом стол с картинками. Детям дают для прослушивания один фрагмент звукозаписи (звуки кухни: грохот кастрюль, шум воды, позвякивание посуды). Дети слушают с закрытыми глазами. Водящий отгадывает, где можно услышать эти звуки, и находит на столе картинку с соответствующим изображением «кухня». Дети говорят правильно ли он угадал. Педагог хвалит детей за правильные ответы.

9. ИСКАЛОЧКА

Цель игры: Пробудить интерес детей к восприятию предметов с помощьюразличных анализаторов.Способствовать развитию внимания, расширению познания об окружающем мире, обогащению словарного запаса.

Педагог предлагает детям определить:

• Что в этой комнате большое? А что маленькое?

• Что в этой комнате твердое? А что мягкое?

• Что в этой комнате ароматное?

• Что в этой комнате синее, красное, желтое?

• Что в этой комнате пушистое, красное, прозрачное, вкусное и так далее…

10.ИГРЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Прекрасную практическую направленность имеет использование дидактических игр и заданий с опорой на несколько анализаторов (слуховой, зрительный, моторный, тактильный, речевой).

С целью закрепления знаний по теме «Геометрические фигуры» можно использоватьследующие игровые задания:

  • найди геометрическуюфигуру (круг, квадрат ит.д.);

  • нарисуйфигуру в контейнере с крупой;

  • вылепить фигуру из пластилина;

  • обведи пальчиком вырезанную фигуру;

  • определи фигуру на ощупь с закрытыми глазами;

  • выложифигуру из счётных палочек, шнурка, фасоли или др..

Задействовав несколько анализаторов при выполнении заданий, педагог способствует прочному усвоению учебного материала.

11. МИКРО-ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРОГУЛОК

В заключении предлагаю вам микро-занятия с ощущениями: слышим, видим, чувствуем кожей и ощущаем телом, которые можно использовать на прогулке.  Например, наблюдая за животным (кошкой), что мы можем услышать? Как кошка мяукает. Что мы можем почувствовать? Какая у кошки шёрстка. Что мы можем ощутить телом? Мы можем подражать кошке, подвигаться как кошка и т. д.

Как организовать игру?

Приготовьте карточки с заданиями для прогулки на определённую тему.Для начала используйте по четыре карточки с идеями в день. Постепенно увеличивайте, до комфортного ритма вам и детям.

Распечатайте карточки. Поочередно играйте в разные дни: день кошки, день листьев, день дороги и машин и т.д.

Выберите три темы, которые интересны вам и/или ребенку. (Например, камни, песок, вода). Подумайте, что можно услышать в теме камней. Запишите эту идею. Что можно увидеть особенного? Запишите. Что можно ощутить руками? Как можно соединить идею камня и тела? Подумайте и запишите на карточку, а потом возьмите карточки на прогулку. По аналогии подготовьте другие темы.

Такие небольшие занятия могут разнообразить и украсить ваши прогулки. А регулярность и разнообразие тем дадут мощный толчок развитию мышления вашего ребёнка.

Каждый педагог должен помнить о том, что детей нужно поощрять и хвалить за любое совершенное действие в игре. Занятия у наших детишек должны вызывать только положительные эмоции. Радуйтесь вместе с ребятами каждой вещи, чтобы они чувствовали ваш эмоциональный настрой. Чтобы у них было хорошее, веселое настроение... Чтобы глаза их светились от счастья...