Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

08.07.2024 г.
Для каждого человека семья - это крепкий дом, где есть любовь, поддержка и опора, забота и взаимное...
07.07.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов «Мама - друга нет дороже...
06.07.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая семье и семейным ценностям (из цикла «...
05.07.2024 г.
Всероссийская викторина, посвящённая матерям государственных деятелей и учёных России «Материнская...
04.07.2024 г.
Всероссийский фестиваль творчества «Комплименты для мамы!»
03.07.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Я рисую папу! Я рисую маму!»
02.07.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Моя счастливая семья!»

«Сила духа русской женщины» (Урок внеклассного чтения по повести В. Закруткина «Матерь человеческая» в 11 классе)

МОБУ СОШ с. Куштиряково, Бакалинский район, Республика Башкортостан.

 

 Тема: Сила духа русской женщины.

 (Урок внеклассного чтения по повести В. Закруткина «Матерь человеческая» в 11 классе)

 

Составитель : Калимуллина Лайсан Асгатовна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

Цели:

1. Познакомить учащихся с писателем и его произведением, на примере образа Марии показать духовную красоту русской женщины .

2.Совершенствовать умение  анализировать текст, вызвать у учащихся душевный отклик ,размышления о прочитанном .

3.Воспитание любви, благодарности  женщине матери, любви к Родине, к людям , ко всему живому , а также таких черт характера , как доброта, гуманность ,человечность .

Оборудование: Портрет В.Закруткина; выставка книг; репродукции картин на тему «Женщина и война» ; картина М.А. Врубеля «Богоматерь с младенцем» , песни Великой Отечественной. Презентация.

 Ход урока

1.Орг.момент. Рапорт дежурного .

2.Проверка дом.задания.

           1) Вспомнить произведения зарубежной, русской, башкирской литературы ,отражающие «Матерь человеческую» .

          2) Прочитать повесть В.Закруткина «Матерь человеческая» .

 Вопрос учителя: Какие произведения , отражающие Матерь человеческую вы знаете?

  Ответы учащихся:

1. Рассказ о Уайльда «Мальчик-звезда» мы изучили в 6ом классе. В нем говорится о мальчике ,которого родители потеряли младенцем. Его воспитывает семья лесоруба . Мальчик вырос красивым ,но жестоким ,бессердечным . Когда увидел свою мать ,нищенку в лохмотьях ,он отказался от нее, за это мальчик был наказан судьбой . Я думаю красота матери в доброте , человечности .

2. Мне запомнился рассказ К.Паустовского «Зарубки на сердце» . Прочитав это произведение  ,я узнал о  долге перед родителями . Нужно помогать престарелым родителям не только материально ,нужно поддерживать их и морально .

3. В башкирской литературе самыми читаемыми книгами являются роман И.Абдуллина «Вдовы не плачут» , драма А.Мирзагитова «Матери ждут сыновей» , А .Атнабаева «Он вернулся» . В этих произведениях широко освещается проблема женского счастья.

4.О подвиге русских женщин написал М.Исаковский в своём  стихотворение «Русской женщине».

5.Стихотворение Есенина «Письмо матери».

Слово учителя Слова «женщина» и «война» обе женского рода, но они противоположны по смыслу :мать продолжает человеческий род, - а война убивает ,уничтожает все живое на земле …

Прославление материнства – это вечная тема литературы и искусства .

            1.Запишите сегодняшнее число и тему урока.(На доске)

            2.Записываем в тетрадях эпиграф к уроку .

                                                Да разве об этом расскажешь:

                                           В какие ты годы жила,

                                           Какая безмерная тяжесть,

                                           На женские плечи легла!

                                                                            ( М.Исаковский «Русской женщине»)

Слово учителя.

      Ребята, как вы думаете , о каких годах говорится в данных строках ? ( О годах ВОВ)

Слово учителя .

     Да , вы ребята верно заметили . В полдень 22 июня 1941 года по Всесоюзному радио прозвучал голос Ю.Б.Левитана .

                                                        (Аудиозапись)

             «Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня , 22 июня в 4 часа утра , напали на нашу страну ,атаковали наши границы во многих местах …»

Презентация  рисунок 1. Плакат «Родина-мать зовет». Музыка «Священная война».

            Перед вами плакат созданный художником Ю.М. Таедзе «Родина –мать зовёт!» , который призывал всех подняться на защиту Родины . Обратите внимание не просто Родина зовет ,а Родина-мать зовет.Значит на защиту Родины зовет продолжатель рода человеческого ,хранитель очага.

       Кто расскажет об участии женщины в ВОВ?

  Ученик : Женщины воевали плечом к плечу с мужчинами ,совершали подвиги. Проводив на фронт мужа , сына, брата , они по 12 часов работали на станках или пахали, сеяли, убирали огромные поля, растили детей.

   Слово учителя.

       Ребята, повесть  В. Закруткина «Матерь- человеческая» - это символ вечной материнской любви .Где женщина-мать показана во время ВОВ.

Презентация Рисунок 2. Портрет писателя.

1. Сообщение биографии писателя.

2. Слово учителя об истории создании об истории создания повести «Матерь человеческая»

    В основе его повести лежит реальный факт. «Ранней осенью 1943 года, - пишет автор , - мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи. В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора .На хуторе не было  ничего живого … Мы уже приблизились к выезду руин , как вдруг из какой-то темной норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина , и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора…»

     Презентация Рисунок 3,4 . Слова В.Закруткина.

      В.Закруткин говорит  такие слова : «Эту женщину я не мог ,не имел права забыть .Нелегкая ее жизнь ,чистая душа ,характер ,глубокий и добрый …

Мы сейчас проведем беседу по содержанию повести.(Презентация  Рисунок 5. Мадонна)

1.Как начинается и чем заканчивается повесть? Автор размышляет о женщине –матери , глядя на скульптуру Мадонны .Такой прием называем художественным обрамлением .( учащиеся записывают в словарях).

Обрамить-вставить в рамку. Закруткин как бы окружает рамкой происходившие события .

2.О чем эта повесть?

Эта повесть о тяжелых испытаниях , которые приносит человеку война , о мужестве и нравственной силе простой русской женщины Марии.

3.Как автор назвал своих героев?

Иван и Мария – самые распространенные русские имена .Мария –евангельское имя, словесная икона женщины –матери гимн материнству .

Слово учителя  Нелегкое было детство Марии. В гражданскую войну ей было 7 лет. Белогвардейский карательный отряд расстреляла ее отца .Когда умерла мать ей было 16 лет.

    Презентация  Рисунок 5,6,7

ВОВ принесла людям тяжелейшие испытания и смерть уничтожила города и села .Принесла горе в семьи .Ворвалась она и в семью героини повести.

 4.Как сложилась жизнь героини повести ?(Во время ВОВ)

На глазах Марии фашисты повесили мужа и десятилетнего сына ,сожгли хутор ,всех его жильцов погнали в Германию. А.Мария , чудом спасшаяся в кукурузном поле ,осталась одна.Да, после всего пережитого таким естественным кажется желание Марии умереть…Но Мария ждет ребенка .И это заставляет молодую женщину думать о жизни.

5.Какие эпизоды произвели на вас наибольшее впечатление?

Ученики зачитывают их .

6.Как эта маленькая женщина смогла выстоять ,выжить в нечеловеческих условиях .

Мария сумела оборудовать под жилье погреб, очистить от трупов кошек и собак колодец, хоронить мертвых солдат , одной работать в поле и т.д.

7.Почему Мария не убила Вернера Брахта? Не подчинилась слепо охватившему ее чувству мести ?

Ее остановило слово «мама». Чувство материнства , жалость к беззащитному солдату ,почти мальчику , а также человечность Марии- все это не позволило ей убить его.

 Убить беззащитного раненного мальчишку значило для Марии стать на один уровень с фашистами , убившим ее сына и мужа. Этого Мария не могла допустить .

8.Почему Мария самоотверженно работала на полях?

Чтобы прокормить себя , детей, животных, ей нужно было столько запасов .Мария думала не только о тех ,кто жил здесь до нее. Она думала о тех ,кто жил здесь до нее. Она думала о тех, кто придет после победы , а также о своем будущем ребенке.

9.Рассматривая какой эпизод, мы можем сказать о большом и добром сердце Марии?

 Хотя она и измучена морально и физически ,Мария не остается равнодушной к горю других. Эпизод встречи ее с ребятишками из детского дома не оставил нас равнодушным. Мария чувствовала себя матерью этих обездоленных войной детей. Это чувство особенно обострилась у нее ,когда она родила сына.

Слово учителя : В первый день войны писатель- публицист Илья Эренбург написал: «Не мы хотели этой войны. Не  мы перед ней отступим .Фашисты начали войну. Мы ее кончим – победой труда и свободы. Война- тяжелое , суровое дело .Мы не дрогнем … Мы защитим нашу страну, мы победим!

Презентация. Рисунок 8. Поезд.(Музыка «День победы»)

Наш народ был выносливым , терпеливым, милосердным, сильным и победил врага .

Презентация Цитата.

  «Это война должна быть последней! Или люди недостойны называться людьми ! Недостойны жить на земле… одна истина на земле – материнство , рождающее жизнь , и труд хлебопашца , вскармливающий ее».

10.Ребята, как заканчивается повесть?

  (ученик зачитывает последние строки повести)

11.Какую роль играют в тексте белокрылые голуби ? (голубь-это символ мира, свободы и дружбы).

12.Что позволяет назвать Марию, маленькую женщину , потерявшую всех и все, именем Матери человеческой?

   Чистая душа , характер глубокий и добрый , по –матерински любила все живое.

    Обобщение темы.

Закруткин создает в повести словесную икону женщины-матери , называет Марью Человеческой . Таких, как Мария, у нас на земле великое множество , и мы должны отдать дань уважения людям, которые воевали и победили . И мы ребята должны ценить мир на земле, любить свою Родину , быть добрыми , гуманными, человечными.

Читаем все вместе цитату .

     «Люди- это всегда дети своих матерей… ведь у каждого есть Мать ,каждый чей-то сын… Прославим женщину-мать ,неиссякаемый источник жизни»

Выставление оценок

Дома: Напишите, какие «зарубки на сердце» оставила у вас эта повесть . (В эпистолярном жанре)