ЛИРИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С. ПУШКИНА «ВОТ СЕВЕР, ТУЧИ НАГОНЯЯ…» РИФМА И РИТМ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА
МОУ Черновская СОШ Дмитровского района
Московской области
Конспект урока литературного чтения для учащихся 2 класса
по программе «Школа России»
ЛИРИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С. ПУШКИНА
«ВОТ СЕВЕР, ТУЧИ НАГОНЯЯ…»
РИФМА И РИТМ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА
Громик Наталья Александровна
Учитель начальных классов, высшая категория
Пояснительная записка.
Цель урока.
Формирование новых знаний и отношения к ним
Задачи урока:
- учить находить средства художественной выразительности в лирических текстах;
- учить передавать эмоциональное настроение в лирическом произведении, выразительно читать;
- ввести понятие ритм стихотворного текста;
- формирование умения обсуждать прочитанное, высказывать свое суждение
- формирование навыков сравнения, анализа, умения делать выводы;
- формирование познавательного интереса к предмету
- воспитывать чувство прекрасного, любовь к поэзии.
Возраст обучающихся: 2 класс.
Перечень используемой литературы:
Учебник «Лит. Чтение» Климанова Л.Ф. и др. ч.1,
Р.Т. по окр. миру «Проверим себя»;
Р.Т «Лит. Чтение» Бойкина М.В, Виноградская Л.А.;
Р.Т «Твоя мастерская» под ред. Неменского Б.М.
Необходимое материально-техническое обеспечение:
Металлофоны -15 шт.
Музыка П.И.Чайковского, DVD-проигрыватель;
восковые мелки;
Портрет А.С.Пушкина, иллюстрации «Дуб Зеленый», «Зима»;
Содержательная часть
Ход урока.
Приветствие.
Адаптационный этап
1.Адаптация учащихся к деятельности.
Какому писателю мы посвятим наш урок?
Как догадались?
2.Выявление предварительных знания учащихся и определение их границ.
Беседа
Что знаете о жизни А.С.Пушкина.
Где родился? (Москва) Когда? (1799) Убит на дуэли в 38 лет.
Какие сказки знаете?
Начало формы
Конец формы |
С каким романом Пушкина мы познакомились? Руслан и Людмила.
А как начинается вступление к роману? У Лукоморья дуб зеленый…
Физ. Минутка.
Коллективное прочтение вступления с движениями.
Основной этап.
1.Разрешение интеллектуального затруднения.
Мы с вами знаем, что Пушкин писал романы, сказки…
А как вы думаете, что еще писал А.С.? (Стихи.)
Правильно.
О чем мог писать Пушкин в стихах? (О погоде, о природе, о зиме…)
Работа в Р.Т. по окр. миру.
Откройте Р.т. по окр. миру стр. 45.
Подчеркните слова, которые мог использовать А.С. Пушкин в своих стихах.
Проверка (фронтально).
2.Формирование новых знаний и ценностного отношения к ним.
Проверим, какие слова и выражения использовал автор, чтобы изобразить зиму.
Работа по учебнику с.88
Первичное чтение стихотворения учителем.
Анализ стихотворения
Работа по вопросам учебника:
1.Как представляешь эту картину?.. Изображение зимы- на доске
3. Что значит выражение «блеснул мороз»?
4. Почему автор использовал выражение «брега с недвижною рекою»?
5. Можем ли мы сказать, что зиму поэт изобразил как живое существо? Докажите словами из текста.
Как называется такой прием, когда предметам придают черты лица людей? Олицетворение
Работа в Р.Т по лит. Чтению с. 35 вопрос 2
Какие чудеса творит волшебница зима? (устно)Пришла, заколдовала, сровняла брега с рекою, легла волнистыми коврами.
3.Разрешение интеллектуального затруднения.
Это произведение поэтическое или прозаическое?
Поэтическое, т.к. есть рифма.
А что нам, помимо рифмы, помогает представить картину зимы?(Слова и выражения)
А еще? Ритм.
Повторите мне, какие особенности поэтического текста мы сегодня выделили? Ритм, рифма
Физ. Минутка с металлофонами.
А теперь музыкально оформим это стихотворение и прочтем его в таком темпе и ритме, чтобы передать зимнее настроение, которое хотел донести до нас автор.
Творческий этап
Мы сегодня говорили, что зимнее настроение можно передать в поэтическом произведении с помощью… ритма, рифмы.
Работа в Р.Т по изо «Твоя мастерская» стр.10
Как еще можно изобразить зиму? Рисунком
Творческая работа учащихся «Зимнее настроение».
Выставка работ.
4.Повышение уровня формируемых знаний на основе применения разно-уровневых и творческих заданий.
Я знаю, вы готовились к уроку и сочинили нерифмованные стихи
Чтение авторских стихов учащимися.
Рефлексия
Умозаключения учащихся.
С произведением какого поэта мы сегодня познакомились? (Уж север, тучи…)
О каких средствах художественной выразительности в лирических текстах мы сегодня говорили и узнали?
Что понравилось на уроке? Что узнали нового?
Оценка и отметки.
Д/з
Учебник стр.89. читать выразительно