Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «Лета чудные мгновения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

ЛИРИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С. ПУШКИНА «ВОТ СЕВЕР, ТУЧИ НАГОНЯЯ…» РИФМА И РИТМ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА

МОУ Черновская СОШ Дмитровского района

Московской области

 

Конспект урока литературного чтения для учащихся 2 класса

по программе «Школа России»

ЛИРИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С. ПУШКИНА

«ВОТ СЕВЕР, ТУЧИ НАГОНЯЯ…»

РИФМА И РИТМ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА

 

Громик Наталья Александровна

Учитель начальных классов, высшая категория

Пояснительная записка.

 

Цель урока.

Формирование новых знаний и  отношения к ним

 

Задачи урока:

- учить находить средства художественной выразительности в лирических текстах;

- учить передавать эмоциональное настроение в лирическом произведении, выразительно читать;

- ввести понятие ритм стихотворного текста;

- формирование умения обсуждать прочитанное, высказывать свое суждение

- формирование навыков сравнения, анализа, умения делать выводы;

- формирование познавательного интереса к предмету

- воспитывать чув­ство прекрасного, любовь к поэзии.

 

Возраст обучающихся: 2 класс.

 

Перечень используемой литературы:

Учебник «Лит. Чтение» Климанова Л.Ф. и др.  ч.1,

Р.Т. по окр. миру «Проверим себя»;

Р.Т  «Лит. Чтение» Бойкина М.В, Виноградская Л.А.;

Р.Т  «Твоя мастерская» под ред. Неменского Б.М.

 

Необходимое материально-техническое обеспечение:

Металлофоны  -15 шт.

Музыка П.И.Чайковского, DVD-проигрыватель;

восковые мелки;

Портрет А.С.Пушкина, иллюстрации «Дуб Зеленый», «Зима»;

 

Содержательная часть

Ход урока.

 

Приветствие.

Адаптационный этап

 

1.Адаптация учащихся к деятельности.

Какому писателю мы посвятим наш урок?

Как догадались?

 

2.Выявление предварительных знания учащихся и определение их границ.

Беседа

Что знаете о жизни А.С.Пушкина.

Где родился? (Москва) Когда? (1799) Убит на дуэли в 38 лет.

Какие сказки знаете?

Начало формы

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасно

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Сказка о попе и о работнике его Балде

Сказка о медведихе

Сказка о золотом петушке

Конец формы

 
 

С каким романом Пушкина мы познакомились? Руслан и Людмила.

А как начинается вступление к роману? У Лукоморья дуб зеленый…

 

Физ. Минутка.

Коллективное прочтение вступления с движениями.

 

 

Основной этап.

 

1.Разрешение интеллектуального затруднения.

Мы с вами знаем, что Пушкин писал романы, сказки…

А как вы думаете, что еще писал А.С.? (Стихи.)

Правильно.

О чем мог писать Пушкин в стихах? (О погоде, о природе, о зиме…)

 

Работа в Р.Т. по окр. миру.

Откройте Р.т. по окр. миру стр. 45.

Подчеркните слова, которые мог использовать А.С. Пушкин в своих стихах.

Проверка (фронтально).

 

2.Формирование новых знаний и ценностного отношения к ним.

Проверим, какие слова и выражения использовал автор, чтобы изобразить зиму.

Работа по учебнику с.88

Первичное чтение стихотворения учителем.

 

Анализ стихотворения

Работа по вопросам учебника:

1.Как представляешь эту картину?..                        Изображение зимы- на доске

3. Что значит выражение «блеснул мороз»?

4. Почему автор использовал выражение «брега с недвижною рекою»?

5. Можем ли мы сказать, что зиму поэт изобразил как живое существо? Докажите словами из текста.

Как называется такой прием, когда предметам придают черты лица людей? Олицетворение

 

Работа в Р.Т по лит. Чтению с. 35 вопрос 2

Какие чудеса творит волшебница зима? (устно)Пришла, заколдовала, сровняла брега с рекою, легла волнистыми коврами.

 

3.Разрешение интеллектуального затруднения.

Это произведение поэтическое или прозаическое?

Поэтическое, т.к. есть рифма.

А что нам, помимо рифмы, помогает представить картину зимы?(Слова и выражения)

А еще? Ритм.

 

Повторите мне, какие особенности поэтического текста мы сегодня выделили? Ритм, рифма

 

Физ. Минутка с металлофонами.

А теперь музыкально оформим это стихотворение и прочтем его в таком темпе и ритме, чтобы передать зимнее настроение, которое хотел донести до нас автор.

 

 Творческий этап

Мы сегодня говорили, что зимнее настроение можно передать в поэтическом произведении с помощью… ритма, рифмы.

 

Работа в Р.Т по изо «Твоя мастерская» стр.10

Как еще можно изобразить зиму? Рисунком

Творческая работа учащихся «Зимнее настроение».

Выставка работ.

 

4.Повышение уровня формируемых знаний на основе применения разно-уровневых и творческих заданий.

Я знаю, вы готовились к уроку и сочинили нерифмованные стихи

 

Чтение авторских стихов учащимися.

 

Рефлексия

Умозаключения учащихся.

С произведением какого поэта мы сегодня познакомились? (Уж север, тучи…)

О каких средствах художественной выразительности в лирических текстах мы сегодня говорили и узнали?

Что понравилось на уроке? Что узнали нового?

 

Оценка и отметки.

 

Д/з

Учебник стр.89. читать выразительно