Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

«Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями»

МБОУ «Мещеринская СОШ №1» Ступинского района Московской области

 

«Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями»

 

Кравчук Лариса Николаевна

Учитель начальных классов

 

 

Класс: 4

Учитель начальных классов: Кравчук Л.Н.

Предметная область: математика, УМК « Школа России»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Тема: «Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями».

Цель: формировать у учащихся умения овладеть письменным приёмом умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- Формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; выполнять и строить алгоритмы и стратегии; представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал ( фишки разного цвета, алгоритм  умножения на карточках, карточки с примерами). Учебник: М.И.Моро « Математика» 4 класс, часть2, А.Г.Асмолов « Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты».

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД (называть виды с расшифровкой)

1.

Самоопределе ние к деятельности.   /2 мин/

 

Цель:

Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

Учитель обращает внимание на гостя.

Учитель предлагает занять свои рабочие места.

-К нам сегодня на урок

прилетела Сова,

Очень мудрая голова!

Будет нам помогать новые знания открывать.

 

- Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. Десять минут сделали 10 хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за урок?

 Итак, ребята, я желаю вам сегодня на уроке сделать много хороших дел, получить положительные эмоции от своих результатов, от результата урока. Девиз нашего урока:

« С малой удачи начинается большой успех».

- Как вы понимаете данное высказывание?

- Вы с ним согласны?

Не будем терять времени. ( Слайд 2)

 

Стоят  около парт.

Включаются в учебную деятельность. Поддерживают диалог.

 

Хором дополняют реплику учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалог около парт.

 

 

 

 

 

 

- Положительные эмоции, внимание других, доброе отношение окружающих, хорошие знания и т.д.

 

Садятся за парты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объясняют смысл высказывания.

 

 

 

 

Личностные УУД:

самоопределение

2.

Актуализация знаний .

/5 мин./

Цель:

Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий.

Ведёт подводящий диалог.

( Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)

- Посмотрите внимательно на экран и предложите работу, которую мы можем выполнить.

-Какую закономерность вы установили, исследуя первое выражение.?

-Предлагаю, прежде чем вы назовёте произведение, объяснить приём умножения.

1)6·9= 54     2) 26·3                   3) 139·0

4) 264·10   5) 92· 100    6) 532·300

( По мере поступления ответов на экране появляются результаты рассуждения) (Слайд 3)

Участвуют в диалоге.

 

 

- Можно  посчитать треугольники.

- Можно выявить закономерность.

 

 

 

 

1) табличное умножение

2) внетабличное умножение       

( разбиваем на разрядные слагаемые)

3) умножение на нуль

4) увеличение числа в 10 раз,  приём умножения  на 10

5) приём умножения на 100

6) затрудняются

Познавательные УУД:

- Общеучебные;

- Логические;

 

Коммуникативные УУД:

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

 

3.

Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

/5 мин/

Цель:

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

1. Ведёт побуждающий диалог.

- Почему вы затруднились назвать произведение в 6 треугольнике?

Побуждает к осознанию темы и цели урока.

 

- Как вы думаете, какова же тема нашего урока?

 

- Я предлагаю вам два  варианта решения данной проблемы.

2. Стимулирует к деятельности.

Предлагает  два варианта:

- Первый : Сама покажу вам приём умножения.    

Второй – на основе ранее полученных знаний попробуете решить сами.

- Какой вариант выберете вы и почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в диалоге.

- Не можем, так как с этим приёмом умножения ещё не знакомы (умножение на числа, оканчивающееся нулями)

Формулируют тему  урока.

-Умножение многозначных чисел на числа, которые оканчиваются нулями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети предпочитают « открывать» новое знание сами.

 

 

 

Познавательные УУД:

- постановка и формулирование проблемы

- поиск и выделение необходимой информации

 

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли;

4

 « Открытие» детьми нового знания.

/9 мин./

Цель:

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

1. Организует деятельность.

- Великий Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.

-Так и вы можете научиться умножать такие числа, думая только своей головой и пытаясь решить самостоятельно. (Слайд 4)

- У кого есть предположения, как можно его вычислить?

 

 

- Хорошо, если вычислим на калькуляторе, получим готовый ответ, мы пополним копилку наших знаний?

 

 

- Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно?

- Какой закон математики вы применили?             ( Слайд 5)

- Всегда ли устно можно быстро и правильно выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими?

- Какой способ мы можем ещё использовать?

- Умеем мы это правильно делать?

- Дайте более точную формулировку темы нашего урока.

 

 

- Какую учебную задачу вы поставите перед собой? ( Слайд 6)

 

 

 

2.Предлагает записать пример столбиком самостоятельно и решить его.

 

- Где мы можем проверить правильность наших рассуждений?

- Откройте учебники на стр.13, внимательно рассмотрите образец и сравните со своим решением.

- Я прошу поднять руку тех ребят, которые выполнили умножение так, как показано в учебнике.

- Молодцы. Значит, вы умеете применять ранее полученные знания.

- Открытые вами знания позволили закончить выполнение задания, сформулированного в начале урока? ( Слайд № 7)

- Сейчас объясним приём умножения на доске.

3. Вызывает к доске ученика, верно решившего пример.

 

 

 

- У кого другая запись?

 

 

 

4. Организует работу в парах по составлению алгоритма умножения.

- Чтобы правильно решать такие примеры, нужно знать алгоритм решения.

- Что такое алгоритм?

- Сейчас мы его составим.

У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке.

 

                         

 

 

 

 

Выводит алгоритм на экран. (Слайд 8)

 

 

 

 

 

 

 

Выдвигают гипотезы:

- устно

- на калькуляторе

- столбиком.

 

-Нет.

 

 

 

Объясняют приём умножения.

532·300= 532·(3·100)= 532·3·100=159600

- Сочетательный закон.

 

- Не всегда.

 

 

 

- Решение столбиком.

-Нет.

Дети формулируют тему и учебную задачу урока.

- Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

- Мы должны научиться письменно умножать многозначные числа /в столбик /на числа, которые оканчиваются нулями.

 

 

Пытаются решить пример самостоятельно.

 

- В учебнике.

 

Дети открывают учебники и сравнивают своё решение с образцом.

 

 

 

 

 

 

 

Называют произведение в треугольнике.

 

Объясняют приём умножения.

- Выполняем умножение, не глядя на нули, а затем к результату приписываем столько нулей, сколько содержится во втором множителе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Пошаговое выполнение действий.

 

Открывают конверты. Располагают карточки в нужном порядке.

Одна пара зачитывает.

1.Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне.

2.Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули.

3.К полученному результату приписываю нули.

4.Читаю ответ.

 

Познавательные УУД:

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем;

5.

Первичное закрепление с проговарива-

нием.

/5 мин./

Цель:

Зафиксировать способ письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

1.Организует работу по закреплению нового знания.

Фронтальная работа с проговариванием вслух.

- Закрепим полученные знания, выполнив письменное умножение с объяснением на доске.     ( с.13 №40 – 1 строчка)

 К доске вызывает сначала                                      « сильного» ученика, затем «слабого».

- Понятен ли вам этот вычислительный приём?

- Как проверить, что вы его усвоили?

 

Даёт инструктаж по выполнению задания.

 

- У каждого из вас имеется карточка. На ней записаны примеры.                                                                            ( 735 ·500    6307 · 40)

Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат:  в верхнем углу карточки вы видите круг.

Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму.  Критерий оценки – правильность счёта, безошибочность. А теперь приступим.

- Передайте карточку соседу.

Выводит ответы к заданию  на экран.

 ( Слайд 9)

- Если  нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым.

- Верните карточку владельцу.

- Совпал ли ваш прогноз с результатом?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Два ученика работают у доски, остальные в тетради.

 

 

- Решить примеры самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

Прогнозируют результат и выполняют задание.

 

                       

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка по готовым ответам с доски.

 

 

 

 

- Ответы детей / Мой прогноз совпал с результатом, был уверен и правильно выполнил.

- Мой прогноз не совпал с результатом, я был уверен, что справлюсь, но допустил ошибку./

КоммуникативныеУУД:

Умение выражать свои мысли;

 Регулятивные УУД:

Овладение алгоритмом умножения;

 

 

 

 

 

 

 

6.

Взаимоконтроль с проверкой по эталону.

/3 мин./

Цель:

-Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

- Проверить способность к умножению многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями.

 

 

Регулятивные УУД:

Прогнозирование;

Самоконтроль;

Коррекция;

 

Коммуникативные УУД:

Учебное сотрудничество;

7.

Физминутка   

1 мин

1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

 

 

 

8.

Включение нового  в систему знаний и повторения.   

/7 мин./

 

Цель:

- закрепить умение решать текстовые задачи;

- применение нового способа действия;

- создание ситуации успеха.

Организует  индивидуальную работу с последующей проверкой в группе и самопроверкой по эталону.

 

  1.                             Внимание на экран. ( Слайд 10)                                           Перед вами 4 задания.

 

- Какое из них далеко от темы нашего урока?

 

А) 736·300    6 324· 50

Б) 6 895+ 72 456 + 658

В) 784 · 600 + 2 907 · 30

Г) х· 4= 432·30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осталось 3 задания.

- Выберите себе то, которое для вас  более интересно и которое вы в силах выполнить.. Выполните его.

/ Учитель проходит по классу, наблюдает, какой уровень выбрал каждый из учащихся и кладёт рядом с его работой фишку (цвет фишки – уровень сложности выбранного задания)/

 

- Ребята, попрошу вас поменяться тетрадями  Проверьте своё решение с решением товарища.

-Посмотрите внимательно на экран и сверьте свою работу с образцом. ( слайд 11-13)

 

2. Организует работу над задачей.

- Вернёмся к учебнику. Задача № 42.

- Прочитайте задачу.

- О чём говорится в задаче?

- Что известно?

- Как звучит вопрос задачи?

- Как удобнее записать условие задачи?

- Правильно, в виде таблицы.

/В ходе работы составляется таблица/                                                       (Слайд 14)

 

Кол-во в 1 кор.

Кол-во кор.

Всего штук

карандаши

12шт.

40 к.

 ?

?    560 шт.

фломастеры

? шт.

10 к.

 

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

- Посмотрите на первую строчку. Что можно узнать, используя эти данные?

- А сейчас посмотрите на 3 столбик. Ваши предположения, что можно узнать, используя данные 3 столбика?

- Внимание на 2 строку таблицы. Используя эти данные, можем ответить на вопрос задачи?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют и делают вывод, что лишнее задание Б.

- Лишнее задание Б, так как оно не подходит к теме нашего урока. Оно подошло бы к теме – сложение многозначных чисел.

Формулируют уровень сложности заданий  и конкретизируют их.

А – выполнить умножение столбиком

В- вспомнить порядок действий и вычислить.

Г- решить уравнение.

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают и выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Собираются в группы по цвету фишек с целью взаимопроверки.

 

 

Сверяют решение с образцом на слайдах.

Исправляют ошибки и фиксируют затруднения.

 

                  

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы учителя по содержанию задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ученик  записывает решение задачи на доске.

 

Познавательные УУД:

- анализ с целью выделения главных признаков;

- умение осознанно строить речевое высказывание  в устной форме;

- выделение и поиск необходимой информации;

 

Коммуникативные УУД:

- умение достаточно полно и чётко выражать мысли;

 

-интегрирование в группы и продуктивное взаимодействие.

 

Регулятивные УУД:

- планирование;

- контроль;

- коррекция;

- самооценка.

 

 

9.

Рефлексия учебной деятельности.

/ 3 мин./

Цель:

- Оценить результаты собственной деятельности;

 

- Осознание метода построения границ применения нового знания.

Благодарит ребят за работу.

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постаралась.

Вам понравилось, друзья?

- Вспомните девиз нашего урока.

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху.

- Какая тема нашего урока?

 

 

 

- Какую учебную задачу мы ставили перед собой?

 

 

 

- Чему новому научились?

 

 

 

 

 

 

 

- Достигли мы успеха?

На память о нашем уроке, чтобы вы ничего не забыли: домашнее задание.

Давайте поспешим, друзья.

Записать задания.

А дома…

Приложить прошу

Максимум старания. (Слайд 15)

 

Проводит инструктаж домашнего задания.

С 13 № 41

№ 46

Оценивание работы учащихся

- Я прошу подняться тех детей, которые считают, что их объём работы на уроке можно оценить.

- Почему ты так считаешь?

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

-Перед вами лежат ладошки.  Раскрасьте те пальчики, на которых написаны слова, соответствующие вашему настроению.

- Вот какое крепкое рукопожатие у нас получилось.

Это  УСПЕХ сегодняшнего урока.

- Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни?

 

Подошёл к концу урок,

Прозвенит сейчас звонок,

Вам девчонки и мальчишки –

Всем спасибо за урок. (Слайд 16)

 

 

 

 

 

 

проговаривают девиз урока.

 

 

 

 

Дети вспоминают поставленную цель и учебную задачу урока.

 - Умножение многозначных чисел на числа, которые оканчиваются нулями.

- Научиться письменно умножать на числа, оканчивающиеся нулями.

- Научились письменно умножать на числа, оканчивающиеся нулями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 -Достигли.

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают задание в дневники.

 

 

 

 

Тот, кто поднялся, анализирует и оценивает свою работу на уроке.

 

 

 

Раскрашивают « ладошки» и крепят на доску.

 

 

 

 

Высказывают своё мнение.

 

 

Регулятивные:

- оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

- умение структурировать знания;

 

Коммуникативные УУД:

- аргументировать свои высказывания;

 

 

Прогнозируемый результат:   

Предметные:

В конце урока ученики

1.Знают алгоритм письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

2.Умеют письменно умножать на числа, которые оканчиваются нулями.

Метапредметны

1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.

2.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

1.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками

 

Запиши примеры в столбик и реши их.

735 ·500                 6307 · 40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Запиши примеры в столбик и реши их.

735 ·500                 6307 · 40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Запиши примеры в столбик и реши их.

735 ·500                 6307 · 40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Запиши примеры в столбик и реши их.

735 ·500                 6307 · 40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне.

Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули.

К полученному результату приписываю нули.

Читаю ответ.

Смотреть презентацию