Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Использование технологии развития критического мышления - ТРКМ как средство повышения уровня профессиональной квалификации педагогов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 61 «ФЛАЖОК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

 

 

Использование технологии развития критического мышления - ТРКМ как средство повышения уровня профессиональной квалификации педагогов

(мастер-класс для участников мастерской ИПО

ОО «Познавательное развитие»)

 

Качанова Елена Васильевна,

заместитель заведующего

по воспитательной и методической работе

 

 

Всё наше достоинство –

в способности мыслить.

Только мысль возносит нас,

я пространство и время,

в которых мы ничто.

Постараемся же мыслить

достойно - в этом

основа нравственности

 

Паскаль Блез

 

 

Методическая работа - важное условие повышения качества педагогического процесса. Главная цель методической работы - это повышение уровня профессиональной квалификации педагогов.

В 2002 году детский сад «Флажок» был передан из военного ведомства в муниципальную собственность. За 2002-2003 учебный год сменился почти наполовину педагогический состав; коллектив менялся ежемесячно, и говорить о педагогах-единомышленниках было бессмысленно. Приходили педагоги без стажа работы, без высшего образования и соответственно шло не повышение педагогического мастерства, а обучение азам профессии.

В последующем состав педагогов стабилизировался, с воспитателями, имеющими стаж работы и желание повышать свой профессиональный уровень, уже можно было решать сложные задачи.

Одной из сложных задач явилось освоение перспективной нетрадиционной технологии развития критического мышления (ТРКМ).

Технология развития критического мышления - ТРКМ - входит в банк технологий, которые призваны активизировать учебно-воспитательный процесс.

Данная технология не привязана к предметной области - ее можно использовать при изучении самого широкого комплекса предметов, к тому же за счет разнообразия приемов можно выстраивать изучение материала практически целиком в рамках данной технологии, делая ее применение системным и методичным.

Технология развития критического мышления является относительно новой для России, с ней впервые педагоги познакомились около 10 лет назад. ТРКМ была разработана американскими педагогами, и именно они были первыми преподавателями, кто постарался донести ее суть до российских педагогов.

Критическое мышление - разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.

Специфика данной технологии состоит в организации процесса обучения в трехфазной структуре.

 

 

Три фазы технологии развития критического мышления

 

1 фаза «ВЫЗОВА»

Задачи фазы:

  • актуализация имеющихся знаний, представлений;
  • пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме;
  • определение направлений в изучаемой теме.

 

2 фаза «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ)

Задачи фазы:

  • организация активной работы;
  • удовлетворение познавательных «запросов»;
  • формирование отношения к изучаемой проблеме.

 

3 фаза «РЕФЛЕКСИИ»

Задачй фазы:

  • соотнесение старых и новых представлений;
  • обобщение изучаемого материала;
  • определение направлений для дальнейшего изучения темы.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФАЗ ТРКМ

Стадия вызова:

вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация педагогов для дальнейшей работы.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записы­вается, обсуждается, работа ведется индивидуально - в парах - группах.

Стадия осмысления (реализации):

сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Непосредственный контакт с новой информацией. Работа ведется индивидуально или в парах.

Стадия рефлексии:

организация работы по изучению, дополнению изученного. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения.

Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации ведется индивидуально в парах - группах.

 

Приемы технологии развития критического мышления

Таблица ЗХУ

3 – знаю, X – хочу, У - узнал

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов Тонкие вопросы - простые, односложные вопросы, требующие простого ответа: Кто? Что? Когда? Верно ли?

Толстые вопросы выводят на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку: почему Вы считаете...? В чем различие…? На что похоже...?

 

Прием «Верите ли Вы?» используется на стадии вызова с последующим установлением истины на стадии рефлексии.

 

Игра «Знаете ли вы, что...» - эффективный прием фазы вызова.

 

Прием «Закончи предложение» используется на стадии рефлексии, позволяет высказать свое собственное суждение и отношение к изучаемой теме.

 

Прием «взаимоопрос» - возможен на разных фазах занятия.

 

Прием «шесть шляп». Для работы используются идеи одного из извест­нейших исследователей механизмов творчества Эдварда де Боно, который разработал метод, обучающий эффективно мыслить и детей, и взрослых. Шесть шляп - шесть разных способов мышления.