Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Урок чтения в 5 классе «И.А. Крылов «Квартет»»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ №45 г.ТОМСК

 

Урок чтения и развития речи
5 класс

Тема: И.А.Крылов
 Басня «Квартет»

 


Учитель:
Леонтьева Е.Н.

 


г. Томск


Цель: формировать навыки и умения выразительного чтения басни;
Задачи:
• учить детей умению анализировать басню, составлять характеристики героев
• расширять словарный запас учащихся,
• развивать мышление, память;
• воспитывать нравственно-этические нормы поведения.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, учебник, тренажёр «Прыгающий взгляд», видеозапись «Квартет» А.Бородина.

Ход урока
I.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
-Девочки, мальчики садитесь.
-Какой урок сейчас?
-Проверяем готовность.
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
- У вас хорошее настроение?
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

II. Проверка домашнего задания
- Ребята, чей это портрет? (И.А.Крылова)
- В каком жанре писал Крылов? (баснописец)
- Что такое басня? (сатирическое произведение, написанное в стихотворной форме)
-Что было задано на дом? (Иллюстрация к басне «Ворона и Лисица»,выучить  наизусть мораль басни)
- Какие строчки басни стали крылатым выражением?(чтение морали учащимися наизусть)
- О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам).

III. Постановка темы и цели урока
Ребята, эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала слова, которые были сказаны давным-давно ещё в Древнем Риме. Автор этих слов неизвестен
«Человеческий ум воспитывается
 умением и учением»
- Как вы понимаете эти слова?
- Ребята, мы сегодня продолжим знакомиться с творчеством И.А. Крылова.
- Какие поставим перед собой задачи на урок? (научиться выразительно читать басню, дать характеристику героям басни, определить её мораль)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением – а значит, узнаем что – то новое и важное о себе и людях.

IV. Работа по теме урока
1. Вступительная беседа
- Ребята, я предлагаю вам прослушать видеозапись одного произведения.
-Сядьте удобнее, расслабьтесь.
- Какая прозвучала музыка? (нежная, спокойная)
- Приятно было слушать эту музыку? (музыку приятно слушать)
- Сколько было исполнителей? (четыре)
Музыкальное произведение для четырёх исполнителей называется Квартет.
- Ребята, вы прослушали «Квартет» композитора  Александра Бородина, который исполняют профессиональные музыканты.
-Что такое квартет?
- Знакомы ли вам инструменты, на которых играли музыканты?
Скрипки: - Прима – инструмент, играющий главную роль в оркестре
                - Втора – второй по важности инструмент в оркестре
Альт –инструмент немного больше скрипки.
Контрабас – самый низкий голос (бас).
- Что объединяет эти инструменты? (звук извлекается смычком)
- Поэтому все эти инструменты называются смычковые.
-Ребята, интересно, но у Крылова тоже есть произведение «Квартет».
- Мы с ним  познакомимся, но сначала давайте узнаем значения некоторых слов.
2. Словарная работа.
Пленять – очаровывать.
Чинно – строго по правилам.
Лад – согласие, порядок.
3. Первичное чтение басни учителем.
- О ком в басне идёт речь? (о животных, выступающих в роли музыкантов)
 - А можете их назвать?

IV. Физкультминутка «Прыгающий взгляд»
4. Первичное чтение и анализ басни. Уч. стр. 102
- Где происходит действие басни?    (Сели на лужок под липки)
- Почему эти звери собрались вместе? (…«затеяли сыграть Квартет…»; … «пленять своим искусством свет…»)
5. Выборочное чтение
- Найдите и прочитайте, кому какие инструменты достались. (Бас – Медведю, Мартышке– скрипка прима, альт–у Осла, вторая скрипка у Козла)
- Почему автор именно так распределил инструменты?
- Как вы думаете, кого считает Мартышка лучшим музыкантом в оркестре? (себя, поэтому Крылов ей и даёт приму)
- Почему Медведю достался контрабас? (Это большой инструмент, удержать его сможет только он)
-Легко ли Медведю играть на струнном инструменте? (У музыканта должны быть тонкие и гибкие пальцы.).
- Осёл больше Козла, поэтому и инструмент ему достался чуть больше. Хотя и тот и другой – копытные животные. Удобно ли им играть на струнном инструменте копытами?
- Прочитайте, как они начали свою игру (Ударила в смычки, дерут, а толку нет)
- Почему, по мнению Мартышки, у них не получилась музыка?
- Стали ли они лучше играть, когда расселись так, как предложила Мартышка?
- Что предложил им Осел, чтобы они могли осуществить задуманное?(Сесть рядом)
- Каким хотел казаться Осел в глазах у друзей?(Умным, знающим)
- Прочитайте строки, которые говорят о том, из-за чего же, по их мнению, «квартет нейдет на лад»
- Что, кроме инструментов приобрели животные? (ноты)
- Пользовались ли они ими?
- Ребята, а как вы думаете, в чем вина героев, чего им не хватает для осуществления мечты? (Умения)
- К кому обращаются звери за помощью? (Соловью)
- Имеет ли право Соловей поучать всех остальных в этом деле? (да, потому, что он прекрасный певец)
- В каких строках басни заключена мораль? В чём её смысл? (за дело нужно браться умеючи)
- Только ли музыкантам нужно умение? (всем людям)
- К какой ситуации из нашей жизни могут подойти главные слова этой басни?

V. Физкультминутка
Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись, вверх поднимись.
А теперь чуть-чуть попрыгай.
Влево наклонись, вправо наклонись,
И тихонечко садись.
6. Подготовительная работа к выразительному чтению.
- Речь каких животных звучит в басне? (Мартышки. Осла)
- Найдите и прочитайте, как автор называет Мартышку (Проказница).
Проказница- Мартышка - существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое;
Осел - упрямый, туповатый.
- Как читать слова каждого героя?
Мартышка - читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.
Осел -  читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка.
- Давайте прослушаем басню в исполнении профессионала своего дела.
7. Выразительное чтение басни учащимися (2 человека)

VI. Рефлексия.
- С какой басней Крылова мы сегодня познакомились?
- Кого подразумевает под животными Крылов?
- Что осуждается в этой басне? (отсутствие умения, определённых знаний)
- Какова мораль басни? (прежде чем взяться за дело, нужно получить знания, иметь талант)
- Ребята, вспомните эпиграф урока. Можно отнести эти слова к нашей басне?
-Оцените свою работу на уроке
-Спасибо всем за работу.

VII. Домашнее задание
– Выразительное чтение басни по ролям.