Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Учебное занятие. Тема: «Совесть»

      МБДОУ № «5» г. Пролетарск Ростовская область   

Учебное занятие. Тема: «Совесть»

 

Ульянова Елена Петровна

Воспитатель

 

Учебное занятие на тему: »Совесть»

Цель:формировать у старших дошкольников основные понятия нравственного  самосознания (совесть, добросовестность, справедливость); осмыслить основные морально-нравственные идеалы о добре и зле; формировать способность  понимать эмоции: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; умение слушать свой внутренний голос ; формировать у детей умение видеть, признавать и исправлять свои ошибки; стремление поступать в соответствии с внутренним голосом.

Виды деятельности: игровая,двигательная,коммуникативная,познавательно-исследовательская.

Средства реализации: кукла Лунтик , диск с видеофильмом »Совесть» из мультсериала «Лунтик» , фланелеграф или магнитная доска, иллюстрации с изображением  сказочных  героев , нарисованное сердце, разрезанное на части по количеству детей; ТСО :телевизор или видеомагнитофон или ноутбук.

Ход деятельности:

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами продолжим говорить о том что помогает человеку отличить добро от зла. Каждый день мы с вами совершаем разные поступки. Иногда при этом приходится выбирать, как поступить в той или иной ситуации.Как же узнать , хорошо мы поступили или плохо? (ответы детей)

Организационно-поисковый этап.

Педагог. Ой, кто это к нам пришёл в гости ? (на столе появляется Лунтик). Сегодня к нам в гости пришёл Лунтик. Ему очень интересно узнать , доброе ли у вас сердце, какие поступки вы чаще совершаете: хорошие или плохие. Как вы думаете, ребята, есть ли голос у сердца и умеет ли оно разговаривать? (Ответы детей.) Послушайте , какую сказку прислала нам Сова.

Педагог читает рассказ-сказку А. Лопатина, М. Скребцова.  «Голос сердца.»

Семья ласточек свила гнёздышко под самой крышей Митиного дома. Мите нравились ласточки , и он часто мечтал :»Вот бы у меня в доме жила такая же птичка». Однажды у печки засорилась труба. Папа приставил к крыше лестницу , залез на крышу и прочистил трубу. Увидел Митя, что папа забыл лестницу убрать , и обрадовался – теперь он может поймать птичку. Взял Митя рыболовный сачок и пикрыл им гнездо. Вылетела ласточка и затрепыхалась в сачке.

Прибежал Митя с ласточкой домой и говорит: »Обрежу ей крылышки, чтобы она от меня не улетела.» Но он не нашёл ножниц. Сунул мальчик птичку за пазуху, сел у окна и задумался.

-Тук-тук-тук!-стучало сердце мальчика.

-Кто это стучит ?- спросила ласточка.

- Я стучу, Митино сердце,- ответило сердце.

-Знаешь,-пожаловалась ласточка ,-Митя хочет мне крылышки  обрезать , а у меня в гнезде  птенчики остались. Попроси своего хозяина  отпустить меня.

-Не могу я тебе помочь,-ответило сердце.-У меня очень тихий голос, и мой хозяин  меня не услышит.

-Что же делать , неужели мои птенчики погибнут?!-заплакала ласточка.

Её горькие слезинки проникли прямо а Митино сердце ,и от этого голос сердца стал сразу громче.

-Тук-тук-тук,- застучало сердце мальчика изо всех сил.-Митя, разве ты не слышишь ,как пищат маленькие голодные птенцы без мамы-ласточки?

Поднял мальчик глаза к окну , прислушался и услышал писк.

-Это наверно , твои дети плачут? Извини я забыл , что тебе надо кормить птенцов-воскликнул мальчик и выпустил птичку в окно. Трепеща крылышками, ласточка взмыла в небо и вскоре вернулась в гнездо с добычей. Митя вышел во двор. Возле лестницы сидел хищно поглядывая на птичек соседний кот.

-Пошёл от сюда бессовестный! Не смей трогать наших птичек!- закричал на кота Митя. Он решил охранять семью ласточек пока папа не придёт с работы и не уберёт лестницу.

Педагог. Как вы думаете, почему Митя сначала хотел обрезать крылья ласточке , а потом стал охранять её гнездо ? Можно ли по глазам , голосу , жестам человека узнать, какое у него сердце? Как вы думаете ,о чём «стучит» ваше сердце? Давайте к нему  прислушаемся.

Игра «Послушай сердце.»

Ход игры. –Наши сердца умеют разговаривать с другими сердцами . Нужно только внимательно слушать :»Тук-тук-тук!». Тише дети! Послушайте что ваши сердечки  хотят сказать маме и папе, друзьям и всему миру. (Дети слушают стук своего сердца и делают предположения о том, что оно хочет сказать.)

Игра «Сложи сердце.»

Ход игры.А теперь возьмите на ваших столах красочные листочки  бумаги. Сложите их все вместе, и у вас получится…(большое сердце)

Педагог. Для того чтоб человек не ошибся в том , что хорошо ,а что плохо , внутри  каждого Бог поместил доброго помощника – совесть. Это и есть внутренний голос сердца. Совесть-добрый помощник ,который приносит человеку сообщение-весточку : хорошо он поступает или плохо. Например , ты получил новогодний подарок  с конфетами. Совесть подсказывает : не жадничай , поделись  с тем , у кого нет конфет. Поделился –хорошо. Ну , а если  ты чувствуешь : жалко –съем сам , да и делаешь так , то поступаешь плохо. И ли мама попросила помочь по дому, а ты ленишься : ладно , попозже сделаю.

А ещё , может быть , бывает так , что ты не слушаешься родителей и старших , обзываешься  плохими словами , дерёшься с  кем-то из ребят. Кто из вас ребята , сможет назвать ещё какую-нибудь ситуацию , при которой  совесть-наш добрый помощник –подсказывает нам, хорошо или плохо мы поступаем? (Ответы детей : «Покормлю птиц когда им нечего кушать», «Если я качаюсь на качелях , а кому-то тоже захочется покататься , я ему уступлю  место.» и т.д.)

Педагог. Как вы думаете , на что похожа совесть? (предложения детей). На яркий огонёк , который светит в душе  у человека. Когда человек  советуется с совестью, тогда огонёк горит ярко (педагог зажигает свечу). Посмотрите ,как ярко она горит! Но как же легко её потушить! Нужно быть аккуратным , чтобы дольше горела свеча. Так и с душой : надо быть внимательным к своим поступкам , чтобы не загасить в душе огонёк  совести.

В нашей жизни людям очень часто приходится делать ,как поступить. И в это время именно совесть нам подсказывает : « Стой ! Не делай этого ; не ходи туда; хочешь соврать обругать ,обидеть- остановись  подумай : хочешь ли ты оказаться на месте  обиженного человека  или животного? « А если человек не слышит этот  голос , то с ним могут  случиться всякие горести.

Игровая деятельность.

Игра «Подбери противоположное слово.»

Ход игры.Каким лекарством можно вылечить:

-Злую Бабу-Ягу от  злости? (добротой)

 -Старуху из «Сказки о рыбаке и рыбке « от жадности ? (щедростью)

-Упрямого козлика , который не хотел уступать дорогу на мостике ? ( смирение, уступчивость)

-Братца Иванушку , который превратился в козлёночка? (послушанием)

Педагог. А теперь Лунтик хочет показать вам свой мультфильм , который так и называется- «Совесть»

Просмотр серии мультфильма про Лунтика «Совесть»

Педагог (после просмотра) Вот какая интересная история произошла с Лунтиком .Как вы думаете , почему Лунтик решил , что у гусениц нет совести? (потому что они совершали плохие поступки) Есть ли совесть у гусениц? Почему? (да, но они её редко слушали) Когда они Лунтика посадили  в паутину, то это случай не давал им покоя.А когда гусеницы освободили Лунтика , то сами сказали, что у них словно гора  с плеч упала и сразу поднялось настроение.

-Как вы думаете , почему у гусениц поднялось настроение и им стало легче? (ответы детей)

-Чувство раскаяния- великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Ему становится легко , ка будто с души камень упал. Но чтобы совесть не молчала , а помогала нам ,её нужно тренировать. Сейчас Лунтик  покажет вам упражнение  для совести . Упражнение совести –это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том , ка поступить ,кого он может обидеть и наоборот. Давайте сейчас( у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем  , вспомним свои поступки и расскажем о них.

Включается музыка. В течении одной минуты дети обдумывают свои выступления.

Педагог. Поднимите руки , кто хочет очистить свою совесть, раскаяться  о своём поступке, Рассказать о нём нам.(дети пожеланию рассказывают о своих плохих поступках) А второе упражнение  для совести  называется «Попроси прощения». Может быть , у нас найдутся смельчаки, которые захотят попросить прощения  у своих друзей, у меня, а дома- у родителей. Лунтик предлагает и вам потренировать свою совесть.

Двигательная минутка.

Игра «Вечером»  (по М.М.Борисовой)

Ход игры.Все дети  выполняют движения.

Вечером девочка Мила (ходьба на месте)

В садике клумбу разбила ( прыжки на месте)

Брат её мальчик Иван (приседания)

Тоже разбил… стакан! (хлопки в ладоши)

Педагог. Ребята нам пора прощаться с Лунтиком , его ждут друзья , которым, может быть, нужна его помощь. Думаю, что Лунтик к нам в гости пришёл не зря: он чему-то научился у нас, а мы  у него. Давайте на память  подарим ему «большое сердце)Сегодня мы с вами поговорили о том  ,что такое совесть и для чего она нужна человеку. Я думаю наш разговор поможет вам. Как вы  думаете , разбудит ли этот разговор  вашу совесть? (ответы детей)В любом случае , я думаю, в следующий раз когда  перед вами встанетвыбор-поступить так или иначе, то вы обязательно послушаете  свой внутренний голос , голос сердца, голос совести. А на прощанье хочу прочитать вам стихотворение.

Что  такое совесть?

- Мама что такое совесть?

-Совесть дочка, это повесть

Про хорошие дела-

Жизнь их нам с тобой дала.

Кто по совести живёт,

Никого не подведёт.

Совесть-клад души твоей.

Яркий лучик света вней.

Это путеводный свет.

Он спасёт тебя от бед.

Он в тебе всегда горит.

Он твой самый прочный щит.

А.Лопатина  М. Скребцова.