Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

30.09.2024 г.
Всероссийский литературный конкурс «Мятежный парус Лермонтова…», посвящённый 210-летию со дня...
29.09.2024 г.
Всероссийская акция «Мама, я тебя люблю!»
28.09.2024 г.
Всероссийская эколого-культурная акция «Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать!»
26.09.2024 г.
Всероссийский конкурс исполнителей литературных и музыкальных произведений, посвящённый Дню матери...
25.09.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый Дню отца «Слово об отце…»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ТУРИСТЫ-КРАЕВЕДЫ»

МКУ ДО - Дом детского творчества Черепановского района Новосибирской области

 

Авторская программа «Туристы-краеведы»

 

Составитель:

Албутова Лариса Григорьевна

Должность:

Педагог дополнительного образования

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ТУРИСТЫ-КРАЕВЕДЫ»

Возраст детей 11-17 лет

Срок реализации - 4 года

 Оглавление

Название раздела.

Страница

1

 Пояснительная записка

3-6

2

Формы и методы, используемые в работе

7-8

3

Учебно-тематический план  первого обучения

 

9-10

4

Содержание программы  комплексной туристско-краеведческой  подготовки  первого года обучения

 

11-16

5

Учебно-тематический план  второго  года обучения

 

16-17

6

Содержание программы комплексной туристско-краеведческой  подготовки второго года обучения

 

17-20

7

Учебно-тематический план третьего года обучения

 

20-21

8

Содержание программы  комплексной туристско-краеведческой  подготовки третьего года обучения

 

21-24

9

Учебно-тематический план  четвертого  года обучения

 

24-25

10

Содержание программы  комплексной туристско-краеведческой  подготовки четвертого года обучения

 

25-26

11

Заключение

27

12

Список литературы

28

13

Экспертное заключение на образовательную программу комплексной туристско-краеведческой подготовки «Туристы-краеведы»

29-30

14

Материально-техническая база. 

31

ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОЙ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Туризм - одна из популярнейших форм активного отдыха детей. Ежегодно миллионы туристов путешествуют по родной стране. Правильно организованное и умело проведенное путешествие вырабатывает у детей такие ценные качества как инициатива, настойчивость, повышает работоспособность, укрепляет здоровье. В путешествии крепнет чувство коллек­тивизма, расширяется кругозор туристов, воспитывается интерес к родословной своей семьи, народному творчеству, истории и культуре малой родины и большой страны. Это помогает вырабатывать в детях умение найти свое место в обществе, выстоять в любых жизненных условиях, воспитывает патриотов своей страны. Но обратиться к написанию данной про­граммы меня побудило не только желание воспитать и развить в детях все эти качества, но главным образом проблемы связанные с современной школой.

Актуальность данной проблемы, на мой взгляд, состоит в том, что семья и школа, как отражение всех социальных проблем нашего времени переживают очень трудные времена и все его беды как в зеркале отражаются, прежде всего в поведении детей. Я веду занятия детского объединения уже 20 лет и стараюсь отслеживать изменения в социальной среде и их влияние на обучение и поведение детей.

Выводы таковы:

1. За это время снизился интерес к обучению и внеклассным занятиям у части детей.

2. Состояние здоровья у учащихся удручающее: все больше детей получают освобож­дение от занятий физической культурой и от трудовых дел, что влияет на них не лучшим образом. Многие дети курят и употребляют спиртное.

3. Снижение уровня жизни населения,  деградация  как взрослых так и детей. Некогда процветающие предприятия закрываются,  многие люди  потеряли и  работу, и зарплату.  Часть  родителей   нигде не работает, другая  часть ищет работу в областном центре.  Дети в этих семьях, в лучшем случае,  рано становятся самостоятельными, в худшем - бесцельно проводят время, совершают правонаруше­ния.  Многие дети в качестве  досуга выбирают только  компьютер,  мало времени уделяют активным формам деятельности,  физическим нагрузкам.

4. Вследствие активной миграции из бывших республик Союза появилось много людей без жилья, без работы, но они выживают тем, что распростра­няют наркотики, вовлекая в их потребление в первую очередь учащихся.

5. Растет число учеников не способных осваивать школьную программу и занимаю­щихся по вспомогательным программам.

Нужно применять энергичные  меры,  чтобы исправить ситуацию. И здесь одним из ре­альных,  давно себя зарекомендовавших и не требующих больших финансовых вложений яв­ляется туризм. А так как школьный туризм неотделим от краеведческой работы, т.е. углуб­ленного изучения природы, истории и культуры своей малой родины, то о нем можно говорить не только как об оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве нравственного и патриотического воспитания. А так как сегодня растет отчужденность между людьми,  нужно использовать возможности туризма для воспитания коллективизма,  взаимовыручки и других социальных качеств и умений. Кроме того, сегодня страна и мир переживают огромное коли­чество природных катаклизмов и техногенных катастроф, терактов, и здесь нужно использо­вать возможности туризма для выработки умения действовать быстро и правильно  в экстремальных условиях.

Новизна данной программы состоит в том, что это комплексная программа. Она дает школьникам возможность сделать в будущем осознанный выбор, помочь в определении бу­дущей профессии, укрепить связи дополнительного образования с базисным учебным пла­ном школы, т.к. с группами работает не только руководитель, но и педагоги, а так же другие специалисты: врачи, спасатели и другие. Обязательным в работе считаю привлечение роди­телей к организации занятий с детьми и походов, т.к. во-первых, родители должны знать,  чем занимаются дети, во-вторых, должны быть уверены в безопасности детей во время по­хода и соревнований,  и, в-третьих,  должны быть в курсе проблем личностного роста ребенка. Родители ока­зывают большую практическую помощь в подготовке и проведении походов.

В основу разработки программы легли следующие принципы:

- гуманизация образования;

- соответствие содержания возрастным и психологическим особенностям учащихся;

- осуществление целостного подхода к обучению и воспитанию;

- формирование социально приемлемых интересов и потребностей учащихся и т.д.

Цель комплексной программы - формирование гармонично развитой личности сред­ствами туризма и краеведения, создание условий для самореализации, оздоровления, соци­альной адаптации, помочь ребенку сделать осознанный выбор, определиться в своих увлече­ниях, осознать свои силы и возможности.

Задачи программы.

В области образования:

- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих содержание школьной про­граммы по истории, географии, биологии, ОБЖ, физкультуры;

- приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом;

- приобретение знаний по вопросам туристской техники и ориентирования, доврачебной ме­дицинской помощи;

- знакомство с проблемами экологии и охраны природы, обеспечение выживания в экстре­мальных условиях.

В области воспитания.

- формирование жизненной самостоятельности, выдержки, воли;

- совершенствование духовных и физических потребностей;

- выработка умения вести себя в коллективе, организаторских навыков;

- гуманное отношение к окружающей среде.

-создание «ситуации успеха» для каждого с целью воспитания успешной личности.

В области физической подготовки.

- физическое совершенствование, развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с физическими и возрастными особенностями каждого;

- выполнение в течение учебного года соответствующих физических нормативов, разрядов  по туризму через участие в соревнованиях и походах.

Комплексная программа полностью соответствует нормативной документации по на­полняемости объединений, выделению учебных часов на подготовку, в зависимости от этапа или периода обучения, а также нормативным требованиям по комплектованию объединений, уровню достижений обучаемых в конце каждого учебного года. Для контроля качества ус­воения программы имеется система контроля.

Лучшее время для начала занятий по данной программе 11-12 лет. Но можно начинать занятия в 14-15 лет. Для зачисления в объединение не требуется специальных знаний и под­готовки, зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Используются следующие методы и формы работы в объединении:

- исследовательский метод (самостоятельная работа учащихся с выполнением различных заданий на экскурсиях и в походах, выбор самостоятельной темы с последующим оформ­лением реферата, проектная деятельность);

- метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в со­ревнованиях, походах, экскурсиях, профильных сменах;

- метод контроля: самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения программы,  роста спортивных показателей, самоконтроль;

- метод комплексного подхода к образованию и воспитанию: единство нравственного, физи­ческого, эстетического и др. форм воспитания.

Для реализации комплексной программы использую разнообразные формы работы: соревнования,  командные  встречи по туризму, топографии и ориентированию, участие в военно-спортивной игре «Зарница»,  проведение  экскурсий, походов, как однодневных, так многодневных, участие в школьных,   районных, региональных  и Всероссийских  научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах,  конкурсах и викторинах, уча­стие в работе  спортивно-туристских и военно-патриотических профильных смен, туристические поездки и путешествия по стране  и т.д.

Теоретические занятия проводятся в форме бесед, кон­сультаций, лекций, семинаров, игр с использованием наглядных материалов, дидактических игр и занимательных заданий, интернет-ресурсов.  Практические занятия отрабатываются на местности в форме полевых занятий и практикумов, соревнований по парковому ориентированию, соревнований по топографии, узловязанию и т.д.

Прямыми критериями  результатов обучения являются успешное усвоение содержания программы по годам обучения, прирост спортивных достижений, участие в походах и сорев­нованиях при наличии положительных результатов.

Косвенные критерии: создание стабильных групп, заинтересованность учащихся в за­нятиях, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном итоге воспитание физически здоровых будущих граждан.

В процессе обучения предусматривается промежуточная аттестация в форме зачета по теоретическому мате­риалу, практическим умениям и навыкам, зачетные соревнования и походы по окончанию года.

Для реализации задач необходимы следующие условия: наличие педагогов, имеющих опыт проведения туристических походов, соревнований и экскурсий, владение педагогом прикладной психологией; возможность сочетать коллективные,  групповые и индивидуаль­ные формы работы, теоретические и практические занятия; наличие оборудованного помещения или кабинета,  спортзала, материального оснаще­ния для участия в походах и соревнованиях.

Формы и методы, используемые в работе по программе

Наименование тем

Формы организации

Методы

Методы контроля

Введение в образовательную

программу.

Беседа.

Проблемного –познавательные задания

Фронтальный опрос.

Знакомство с картой области и района, города.

История области и района. Краеведческая работа в походе.

Беседа.   Лекция.

 

Частично-поисковый, исследовательский

Викторина «Черепановский район от А доЯ»

Викторина-проект «Хорошо ли ты знаешь историю своего края»

Организация и подготовка похода, путешествия.

Инструктаж, беседа, деловая  игра «Мы идем в в поход»

Технология деловой игры

Практические занятия, работа в походе

Организация и проведение похода, путешествия.

3 однодневных похода

1 трёхдневный поход

Беседа, практические занятия, лекция

Частично – поисковый, исследовательский, практико-ориентированный

Индивидуальные и групповые беседы,консультации, тестирование,

Подведение итогов похода, путешествия

Беседа, творческое представление своей части работы

Творческий, исследовательский

Фронтальная  беседа, создание презентаций, анкетирование

Топографическая подготовка туриста.

Ориентирование.

Беседа.

Топографическая игра «Путешествие по карте»

Репродуктивный, исследователь

ский.

Топографический диктант. Контрольный поход с картой и компа-сом.

 

Физическая подготовка туриста

 

Учебно-тренировоч-ное занятие.

Метод регламентирован-ных упражнений

Тестирование уровня физической подготовки.

Первая доврачебная помощь

Беседа, дидактическая игра

 

Репродуктивный,

частично – поисковый

Устный опрос, сбор гербариев.

Викторина «Зеленая Аптека». Тестирование

Туристическое снаряжение.

Беседа. Игра с карточками «Упакуем походный рюкзак»

Репродуктивный,

частично – поисковый

Учебно –тренировочный поход

Техника преодоления препятствии.

Беседа, лекция.

 

Зачёт по технике преодоления препятствий, учебно –тренировочный поход

Общественно полезная работа в походе.

Беседа, лекция.

Частично-поисковый, исследовательский

Проблемного-изложения

Составление письменного или творческого отчета

Парковое ориентирование.

Беседа, лекция

Частично-поисковый

Проведение соревнований


Наглядные и дидактические пособия:

·        учебно-топографический карты;

·        плакаты, схемы по  технике безопасности;

·        фото- и видеоматериалы, презентации;

·        карточки-задания по оказанию первой медицинской помощи;

·    обучающие карточки и контрольные тесты по спортивному ориентированию.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОМПЛЕКСНОЙ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ  ПОДГОТОВКИ (1 год обучения)

Наименование тем, разделов

Кол-во часов

Все­

го

Тео- шж .

Прак­

тика

 

Вводное занятие Введение в образовательную программу»

1

1

 

1

Основы туристской подготовки

55

22

33

1.1

Туристические путешествия, история развития туризма. Туристические возможности района и поселка

2

2

 

1.2

Воспитательная роль туризма.

1

1

 

1.3

Личное и групповое снаряжение туриста

4

2

2

1.4

Организация туристического быта. Привалы и ночлеги.

6

3

3

1.5

Подготовка к походу

4

2

2

1.6

Питание в походе

3

3

 

1.7

Туристские должности в группе

4

2

2

1.8

Техника пешеходного туризма

17

3

14

1.9

Техника лыжного туризма

14

4

10

2

Топография и ориентирование

30

12

18

2.1

Понятие о топографической и спортивной карте

4

2

2

2.2

Условные знаки карты

7

3

4

2.3

Ориентирование по горизонту

5

2

3

2.4

Компас. Работа с компасом

6

2

4

2.5

Измерение расстояния

3

1

2

2.6

Ориентирование по местным признакам

5

2

3

3

Основы гигиены и первая доврачебная помощь

18

11

7

3.1

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний

3

1

2

3.2

Походная медицинская аптечка. Зеленая аптека.

3

3

 

3.3

Основные правила оказания первой доврачебной помощи. Правила транспортировки пострадавшего

12

7

5

4

Общая и специальная физическая подготовка

25

6

19

4.1

Краткие сведения о строении и функциях организма. Влия­ние физических упражнений

2

2

 

4.2

Предупреждение спортивных травм на занятиях и в похо­дах

3

1

2

4.3

Общая физическая подготовка

10

1

9

4.4

Специальная физическая подготовка

10

2

8

5

Краеведение

15

4

11

5.1

Краеведческая работа в походе

3

1

2

5.2

Краеведческие особенности поселка и района. Важнейшие исторические события поселка и района.

6

3

 

3

5.3

Работа с экспозициями школьного и районного музея

3

 

3

5.4

Общественно-полезная работа, акции

3

 

3

 

Всего

144

56

88

Участие в районных соревнованиях: по графику районных мероприятий по технике пешеходного туризма - сентябрь по технике лыжного туризма – февраль-март-соревнования на лыжной дистанции.

Пеший поход в село Листвянское и Медведск - места археологических находок  и 1- дневный зачетный поход - вне графика обучения

После окончания первого года обучения:

Учащиеся должны знать:

- порядок организации и проведения походов выходного дня;

- правила поведения вне населенных пунктов, вопросы экологии;

- основы туристской техники;

- основы топографии и ориентирования;

- иметь общее представление об особенностях поселка, города  и района;

- иметь общее представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;

- опасные и ядовитые растения, растущие в поселке и районе.

Учащиеся должны уметь:

- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

- организовать походный быт, составить раскладку продуктов для похода выходного дня;

- преодолевать несложные естественные препятствия;

- ориентироваться по карте и компасу на несложном полигоне;

- оказывать элементарную медицинскую помощь.

ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОЙ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ (1 год обучения)

Вводное занятие

- Знакомство с программой комплексной туристско-краеведческой подготовки

- Чем полезны и интересны походы и экскурсии 1. Основы туристской подготовки

1.1 Туристические путешествия и история развития туризма

- Туризм как средство познания своего края и страны.

- Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны.

- Туристические возможности поселка.

- Виды туризма, характеристика каждого вида.

- Туристско-краеведческое движение учащихся «Отечество», «Моя малая родина-природа, культура, этнос»

- Туристские нормативы и значки «Юный турист России» и «Турист России»

1.2. Воспитательная роль туризма.

- Роль туристско-краеведческой деятельности в формировании общей культуры личности, в подготовке к защите родины, в выборе профессии.

1.3. Личное и групповое снаряжение туриста

- Понятие о личном и групповом снаряжении, его перечень, требования к нему. - Правила размещения предметов в рюкзаке.

- Одежда и обувь туриста.

- Походная аптечка, ремнабор, хозяйственное оборудование в походе.

Практика:

- Укладка рюкзака, подгонка снаряжения, уход за ним, его ремонт.

1.4. Организация туристического быта Привалы и ночлеги.

- Продолжительность и периодичность привалов.

- Выбор места для привала и ночлега, требования к ним.

- Работа по развертыванию и свертыванию лагеря: планирование места для палаток, мусор­ной ямы, туалета и т д.

- Установка палаток и размещение вещей в них.

- Типы костров и правила их разведения.

- Уход за одеждой и обувью, их сушка и ремонт.

Практика:

- Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов.

- Развертывание и свертывание лагеря.

- Разжигание костра.

1.5 Подготовка к походу

- Определение цели и района похода, составление плана похода, распределение обязанно­стей в группе.

- Изучение района похода.

- Разработка маршрута, составление графика движения.

Практика:

- Составление плана 1-2-х дневного похода, подготовка снаряжения.

1.6. Питание в походе

- Значение правильного питания.

- Составление меню, списка продуктов, фасовка и переноска продуктов.

- Варианты организации питания: сухое и горячее питание.

Практика:

- Составить меню и список продуктов для 1-2-х дневного похода.

1.7. Туристские должности в группе

- Должности постоянные и временные.

- Командир, требования к нему, его обязанности.

- Заведующий питанием, проводник, штурман, краевед, санитар, фотограф, их обязанности.

- Дежурные по кухне и их обязанности.

Практика:

- Выполнение обязанностей по должностям при подготовке к походу и во время похода.

1.8. Техника пешеходного туризма

- Правила движения в походе, преодоление препятствий. Режим движения, темп.

- Общая характеристика естественных препятствий.

- Движение по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по болотам и травяни­стым склонам.

- Техника безопасности при проведении занятий и походов.

- Организация самостраховки, правила пользования альпенштоком.

- Использование простейших узлов и техника их вязания.

Практика:

- Отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов.

- Организация переправы с самостраховкой.

- Составление отчета о походе.

1.9. Техника лыжного туризма

- Особенности лыжного туризма как вида соревнования.

- Основные приемы движения на лыжах и торможение.

- Основные правила проведения лыжных соревнований.

- Особенности снаряжения, одежды, обуви.

- Организация зимних ночлегов, биваков.

- Правила безопасности в лыжных походах, поведение в экстремальных ситуациях. Практика:

- Отработка основных приемов движения на лыжах.

- Организация зимнего бивака.

2.  Топография и ориентирование

2.1. Понятие о топографической и спортивной карте

- Масштаб, его виды. Виды карт.

- Назначение спортивной карты, ее отличие от топографической.

- Защита карты от непогоды в походе и на соревнованиях.

Практика:

- Работа с картами различного масштаба, измерение расстояния на карте.

2.2. Условные знаки карты

- Изучение топознаков по группам. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики.

- Рельеф, способы его изображения, горизонтали.

Практика:

- Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с формами рельефа.

- Топографические диктанты, игры, минисоревнования в городском парке.

2.3. Ориентирование по горизонту

- Азимут. Определение азимута.

- Магнитное отклонение.

Практика:

- Упражнение на глазомерную оценку азимута, построение на бумаге заданных азимутов.

2.4. Компас. Работа с компасом

- Типы компасов, их устройства, правила обращения с ними.

- Выбор ориентира. Движение по азимуту.

Практика:

- Движение по азимуту.

2.5. Измерение расстояния

- Способы измерения расстояния на местности и на карте.

- Курвиметр, нитка. Как измерить средний шаг.

- Глазомерный способ измерения расстояния.

- Способ тренировки глазомера.

Практика:

- Измерение своего среднего шага, построение графика перевода шага в метры.

- Упражнение на прохождение отрезков различной длины.

2.6. Ориентирование по местным признакам

- Способы определения точек стояния на карте.

- Движение по азимуту в походе, обход препятствий, использование солнца и тени.

- Привязка при потере видимости.

- Разведка в походе, опрос местных жителей.

Практика:

- Упражнение по отбору контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту, опреде­ление способов привязки.

- Разработка маршрута туристского похода на карте, описание ориентиров.

3.Основы гигиены и первая доврачебная помощь

3.1. Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний

- Понятие о гигиене: гигиена тела, значение водных процедур.

- Гигиена обуви и одежды.

- Сущность закаливания, его роль в занятиях туризмов.

- Систематичность физических упражнений как важное условие хорошего здоровья.

- Влияние вредных привычек на здоровье и физические способности.

Практика:

- Знакомство с комплексами гимнастических упражнений.

- Применение средств личной гигиены в походе и на тренировке.

3.2. Походная медицинская аптечка Зеленая аптека

- Составление медицинской аптечки, хранение и транспортировка.

- Перечень лекарств, их назначение, показания и противопоказания к их применению.

- Знание и умение отличать лекарственные и опасные растения региона.

- Знание и умение отличать съедобные и несъедобные грибы.

Практика:

- Формирование походной медицинской аптечки.

3 J. Основные правила оказания первой доврачебной помощи.

Правила транспортировки пострадавшего.

- Травмы и заболевания в походе, их профилактика.

- Работа с группой по развитию самоконтроля.

- Помощь при различных травмах: тепловой и солнечный удар, ожоги, помощь утопающему,

пораженному электрическим током.

- Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

- Ушибы, растяжения, вывихи, переломы: признаки, оказание первой помощи.

- Наложение жгута, обработка раны, наложение ватно-марлевой повязки. Промывание же­лудка.

- Зависимость способа переноски пострадавшего от характера повреждения.

- Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, шестах, носилках, плетенках.

- Изготовление носилок и волокуш.

Практика:

- Способы обеззараживания питьевой воды.

- Определение травмы, оказание доврачебной помощи.

- Изготовление носилок, волокуш, разучивание видов транспортировки пострадавшего.

4. Общая и специальная физическая подготовка

4.1. Краткие сведения о строении и функциях организма.

Влияние физических упражнений.

- Органы системы человеческого организма. Костно-связочный аппарат.

- Мышцы и их строение, их взаимодействие.

- Кровеносная система, сердце и сосуды.

- Органы пищеварения и обмен веществ.

- Нервная система - центральная и периферическая.

4.2. Предупреждение спортивных травм на занятиях и в походах

- Врачебный контроль и самоконтроль. Порядок их осуществления.

- Показания и противопоказания к занятиям.

- Понятие о «спортивной форме», утомлении, перетренировки.

4.3. Общая физическая подготовка

- Требования к физической подготовке, ее значение в повышении возможностей организма, успешном овладении техникой и тактикой.

- Характеристика средств физической подготовки.

- Индивидуальные занятия по физической подготовке.

4.4. Специальная физическая подготовка

- Роль и значение, место специальной подготовки на различных этапах тренировки.

- Характеристика и методика развития быстроты, ловкости, выносливости, гибкости и силы.

- Приспособление организма к походным условиям, привыкание к нагрузке, зависимость ви­дов тренировок от характера похода.

Практика:

- Прохождение врачебного контроля.

- Упражнение для рук, плечевого пояса, мышц шеи, туловища и ног.

- Упражнения со скакалками, гантелями.

- Подвижные игры, эстафеты.

- Легкая атлетика, гимнастические упражнения.

5. Краеведение

5.1. Краеведческая работа в походе

- Природные особенности поселка, района. Климат, растительность, животный мир.

- Экономика и культура, перспектива развития.

- Памятники истории и культуры поселка и района.

- Сбор краеведческого материала о районе похода: изучение литературы, встреча с людьми, посещение музеев.

- Подготовка докладов о районе похода: история, климат, рельеф и т.д.

5.2. Краеведческие особенности города и района, поселений. Важнейшие исторические события города и района.

- Работа с экспозициями школьной музейной комнаты, исследовательская работа, работа по истории поселка, встречи со знатными людьми, оформление альбома по истории возникно­вения города, его развитие в период ВОВ и перспективы современности.

5.3. Работа с экспозициями школьного и районного музея

- Работа с экспозициями районного музея.

- Природоохранная деятельность. Охрана памятников истории культуры.

5.4. Общественно-полезная работа, акции

- Принимать участие в районных краеведческих мероприятиях, согласно графика.

- Участие в экологических акциях: в конкурсе экологического плаката и ежегодной районной

акции «Остановим овраги».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОМПЛЕКСНОЙ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ  ПОДГОТОВКИ (2 год обучения)

Наименование тем, разделов

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

 

Вводное занятие

2

2

 

1

Основы туристской подготовки

99

25

74

1.1

Туристические путешествия. Маршруты НСО

4

4

 

1.2

Личное и групповое снаряжение туриста

4

2

2

1.3

Организация туристического быта. Привалы и ночлеги.

10

2

8

1.4

Подготовка к походу. ПВД. 3x8 час.

26

14

12

1.5

Питание в походе

4

2

2

1.6

Туристские должности в группе

3

1

2

1.7

Техника и тактика в туристическом походе

18

4

14

1.8

Обеспечение безопасности в туристическом походе

10

2

8

1.9

Причины возникновения аварийных ситуаций в походе

10

2

8

1.10

Действие группы в аварийных ситуациях

10

2

8

2

Топография и ориентирование

72

18

54

2.1

Обязанности туриста-проводника

12

2

10

2.2

Земля и карта

8

2

6

2.3

Топографическая и спортивная карта

10

4

6

2.4

Компас и работа с ним

10

3

8

2.5

Измерение расстояния

10

2

8

2.6

Способы ориентирования

12

4

8

2.7

Ориентирование по местным признакам

10

2

8

3

Основы гигиены, первая доврачебная помощь

20

6

14

3.1

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний

3

1

2

3.2

Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений

6

2

4

3.3

Основные приемы оказания первой медицинской помощи

6

2

4

3.4

Приемы транспортировки пострадавшего

5

1

4

4

Общая и специальная физическая подготовка

23

3

20

4.1

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияния на него физических упражнений

1

1

 

4.2

Самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

2

1

1

4.3

Общая физическая подготовка

16

1

15

4.4

Специальная физическая подготовка

4

-

4

 

Итого

216

49

167

В течение второго года обучения на каникулах рекомендуется провести экскурсию в г. Новосибирск, состоящую из: обзорной экскурсии по городу, посещения музея минералов при институте геологии Новосибирского Академгородка и мемориала павшим героям. Летом после окончания обучения ребята принимают участие в областной профильной смене туристов-краеведов «Компас плюс» на базе ДООЛ им. адмирала Нахимова, центра туризма «Юность»

По завершению второго года обучения:

Учащиеся должны знать:

- Порядок оформления ПВД, порядок действий при подготовке к походу.

- Основные сведения по истории и географии Новосибирской области

- Способы преодоления различных естественных препятствий.

- Расширить и углубить знания, полученные по программе первого года обучения.

Учащиеся должны уметь:

- Выполнять функции нескольких участников похода (не менее трех).

- Выполнить свой раздел отчета о походе.

- Выполнять все операции походного быта.

- Пройти все этапы соревнований по технике пешеходного туризма.

- Самостоятельно ориентироваться на местности.

ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОЙ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ (2 год обучения)

Вводное занятие

- Введение в программу второго года обучения.

1.  Основы туристской подготовки

1.1. Туристические путешествия. Маршруты НСО

- Территория и границы области, климат, полезные ископаемые.

- Характеристика населения, развитие экономики.

- Памятные события в истории области, знаменитые земляки.

- Область в годы ВОВ.

- Музеи и памятники. Настоящее и будущее области.

Практика:

- Экскурсии в музеи, посещение мемориалов и памятников, встреча с интересными людьми.

1.2  Личное и групповое снаряжение туриста

- Требование к туристскому снаряжению, подготовка его к походу с учетом условий.

- Кухонное оборудование для летних и зимних условий.

- Специальное снаряжение: веревки, страховочные системы, карабины, репшнуры. Практика:

- Комплектование, подгонка личного и группового снаряжения.

1J. Организация туристического быта. Привалы и ночлеги.

- Требования к месту бивака. Организация его в лесу и безлесой зоне.

- Заготовка дров для растопки. Разведение костра в сырую погоду, при ветре и тумане.

- Оборудование места для приема пищи. Мытье и хранение посуды.

- Правила работы дежурных по кухне.

Практика:

- Выбор места бивака. Установка палаток в различных условиях.

1.4. Подготовка к походу. ПВД.

- Оформление походной документации, получение разрешения на выход.

- Утверждение маршрута похода в МКК.

- Смета расходов на подготовку похода, заготовка продуктов.

Практика:

- Составление подробного плана-графика похода.

1.5. Питание в походе

- Приготовление пищи в походных условиях. Водно-солевой режим и режим питания.

1.6. Туристские должности в группе

- Обязанности заместителя командира по снаряжению и подготовка снаряжения к походу.

- Обязанности штурмана (проводника). Подбор и хранение карт.

- Обязанности краеведа и других должностей: эколог, гидролог и т.д.

- Обязанности санитара по подбору, хранению аптечки, оказанию первой доврачебной по­мощи.

1.7. Техника и тактика в туристическом походе

- Способы передвижения в зависимости от вида маршрута, его сложности. Их краткая харак­теристика.

- Приемы передвижения, виды и средства передвижения.

- Страховка и самостраховка.

- Выбор посильного и безопасного пути, умение ориентироваться на всех его участках.

- Приемы техники, применяемые в различных видах туризма.

- Оценка безопасности маршрута и применение мер безопасности.

2.5. Измерение расстояния

- Измерение кривых линий на карте при помощи курвиметра, нитки и среднего шага.

- Определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки или оврага.

Практика:

- Измерение длины шага, перевод числа шагов в метры, выработка автоматизма при счете

шагов.

2.6. Способы ориентирования

- Ориентирование в условиях отсутствия видимости.

- Организация разведок в походе, опрос местных жителей, уточнение карт.

- Движение по легенде - подробному описанию пути.

Практика:

- Определение точки своего местонахождения на местности при помощи карты.

2.7. Ориентирование по местным признакам

- Определение сторон горизонта при помощи солнца, луны, полярной звезды, по раститель­ности.

3. Основы гигиены, первая доврачебная помощь

3.1-3.4:

- Нормы и правила личной гигиены, нормы нагрузок в путешествии.

- Самоконтроль в походе.

- Противопоказания к участию в походе. Значение закаливания.

- Первая доврачебная помощь в походе.

- Наложение повязок, искусственное дыхание. Транспортировка пострадавшего.

- Примерный состав медицинской аптечки для многодневных походов.

- Предупреждение и лечение отравлений, желудочных заболеваний, медпомощь при укусах

клеща и ядовитых змей.

- Ушибы, ссадины, мозоли.

- Знания и умения применять лекарственные растения.

Практика:

- Освоение способов бинтования, наложения жгута, приемов искусственного дыхания.

- Оказание помощи при обмороках, при поражениях током и молнией.

4. Общая и специальная физическая подготовка

4.1-4.3:

- Порядок осуществления врачебного контроля и самоконтроля.

- Показания и противопоказания к занятиям туризмом.

- Спортивный массаж на тренировках и в походах.

- Понятие об утомлении, перетренировке.

- Упражнения для рук и плечевого пояса, для туловища в различных исходных положениях для формирования правильной осанки, упражнения для ног, упражнения с сопротивлением, с отягощением, подвижные игры и эстафеты.

- Упражнения для развития выносливости, быстроты, ловкости и силы, на развитие и рас­слабление мышц.

Практика:

- Прохождение врачебного контроля, ведение дневника самоконтроля, изучение приемов са­момассажа и комплекса упражнений по СФП.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОМПЛЕКСНОЙ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ  ПОДГОТОВКИ (3 год обучения)

Наименование тем, разделов

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

 

Вводное занятие. Мое здоровье- основа моей жизни.

2

2

 

1

Видовые различия в туризме.

Разрядные нормативы в спортивном туризме

6

6

 

2

Выполнение обязательных походов третьего года обучения по региону

72

22

50

2.1

Организация и подготовка ПВД

16

8

8

2.2

Подведете итогов ПВД. Анализ похода

12

4

8

2.3

Организация и подготовка двухдневного похода

40

8

32

2.4

Подведете итогов, анализ походов

4

2

2

3

Обеспечение безопасности в туристских мероприятиях

36

4

32

3.1

Причины возникновения экстремальных ситуаций и порядок дей­ствий в тх

6

2

4

3.2

Основные приемы по оказанию доврачебной помощи, Транспор­тировка пострадавшего. Зеленая аптека.

10

2

8

3.3

Общефизическая подготовка

10

 

10

3,4

Специальная физическая подготовка

10

 

10

4

Краеведение

24

6

18

4.1

Изучение района предстоящего похода

4

2

2

4.2

География района и области. Экологические проблемы поселка и района. Участие в научно-практической конференщи школьников по проблемам экологии поселка.

10

4

6

4.3

Общественно-полезная работа в походах, акции по озеленению поселка (аллея ветеранов к 70-летию Победы), участие в рай­онном экологическом проекте «Остановим овраги»

10

 

10

5

Топография и ориентирование

68

16

52

5.1

Ориентирование в сложных условиях

8

2

6

5.2

Действия проводника в случае потери ориентира

10

2

8

5.3

Организация и судейство соревнований по ориентированию

10

 

4

6

5.4

Организация и судейство вида соревнований «Контрольно-туристский маршрут»

14

4

10

5.5

Соревнования по виду поисково-спасательной работы

18

2

16

5.6

Прохождение маршрута в ночное время

8

2

6

6

Самодеятельное творчество туристов. Туристская песня

8

2

6

 

Итого

216

58

158

По окончании третьего года обучения:

Учащиеся должны знать:

- Разрядные нормативы спортивного туризма.

- Правила подготовки и организации многодневных походов, меры безопасности в них;

- Правила соревнования по топографии и ориентированию;

- Иметь общее представление об истории и географии НСО;

- Приемы самоконтроля и доврачебной медицинской помощи;

- Алгоритмы выживания в природной среде.

Учащиеся должны уметь:

- Оказывать доврачебную медицинскую помощь при всех видах травм и заболеваний;

- Выполнять функции любого участника похода;

- Самостоятельно подготовить и провести многодневный поход;

- Свободно ориентироваться на природе;

- Свободно проходить все этапы соревнований по технике.

ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОЙ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ (3 год обучения)

Вводное занятие

- Здоровье - залог будущих успехов.

1. Видовые различия в туризме.

Разрядные нормативы в спортивном туризме.

- Видовые различия в туризме.

- Спортивные походы - разрядные нормативы горного и пешего туризма и туристское мно­гоборье.

2. Выполнение обязательных походов третьего года обучения по региону

2.1- 2.4.

- Принципы подбора группы, распределение обязанностей, оформление документации. Педагогическая инструментовка в туристской группе.

- Подготовка снаряжения к походу. Групповое и специальное снаряжение.

- Правильная организация питания. Составление меню и раскладок.

-Приготовление пищи в полевых условиях.

- Водно-солевой режим.

- Основные меры предосторожности в условиях полной видимости, условиях грозы и ветра. Действия в аварийной ситуации.

3. Обеспечение безопасности в туристских мероприятиях

3.1-3.4:

- Сплоченность группы - залог успешных ее действий.

- Формальные и неформальные лидеры, их влияние на психологический настрой в группе.

- Причины возникновения экстремальных ситуаций в походе. Проверка схоженности груп­пы.

- Адаптация в туризме.

- Тактические приемы выхода группы из аварийной ситуации.

Практика:

- Психологический тренинг участников похода.

- Освоение современных средств и способов страховки и самостраховки.

4. Краеведение

4.1-4.3:

- Изучение района похода, экскурсионные объекты на маршруте.

- Общественно-полезная работа в путешествии, природоохранная работа во время похода. Практика:

- Знакомство с отчетами туристов, бывавших в этом районе раньше.

- Установление связи с местными жителями, организация ночлегов и снабжение продуктами.

- Работа по приведению в порядок памятников истории и культуры, воинских захоронений.

5. Топография и ориентирование

5.1.  Ориентирование в сложных условиях

- Движение по приметам через опорные ориентиры.

- Разведка и маркировка сложных участков маршрутов.

- Ориентирование на горных участках, движение по водотокам и водоразделам.

- Глазомер в горах. Движение при потере видимости.

5.2  .Действия проводника в случае потери ориентира

- Особенности ориентирования в тундре, тайге, пустыне, при плохих погодных условиях: дождь, снег, туман.

- Причины потери ориентировки и возникновение аварийных ситуаций - некачественные карты, неумение ориентироваться.

- Действия проводника - остановка группы, анализ движения, разведка-поиск, отход к месту предыдущей стоянки.

Практика:

- Работа с картами различных масштабов.

- Упражнение на местности для восстановления ориентировки.

5.3. Организация и судейство соревнований по ориентированию

- Азимутальный маршрут, движение по легенде, по обозначенному маршруту.

- Требования к местности и дистанциям по ориентированию.

- Контрольное время прохождения дистанций.

Практика:

- Участие в судействе соревнований по ориентированию.

5.4. Организация и судейство вида соревнований «Контрольно-туристский маршрут»

- Участники соревнований, судейская коллегия, обязанности судей.

- Необходимая документация.

- Обеспечение безопасности при проведении соревнований.

- Обеспеченность необходимыми медикаментами.

- Описание технических этапов и специальных заданий.

- Система штрафов за допущенные ошибки и нарушения.

Практика:

- Выбор полигона, разработка маршрута на карте и на местности.

- Участие в судействе в составе различных бригад.

5.5. Соревнования по виду поисково-спасательной работы

- Способы транспортировки пострадавших при различных видах травм.

- Организация и проведение спасательно-транспортировочных работ.

- Сигналы бедствия при аварийных ситуациях и знаки международного кода.

- Алгоритмы выживания в условиях природной среды.

5.6. Прохождение маршрута в ночное время

- Снаряжение для ночного маршрута: фонари, компас, планшет для карг.

- Предпочтительность движения по просекам, дорогам, открытым площадям.

- Особенности движения ночью по азимуту.

- Ночные соревнования по ориентированию.

Практика:

- Совершение ночных переходов.

5.7. Самодеятельное творчество туристов. Туристская песня

- Умение исполнять в коллективе нескольких туристских песен.

- Знание 10- 12-ти популярных туристских песен.

- Умение сочинять частушки, различные экспромты.

- Практические навыки съемки фотоаппаратом различных объектов.

По окончании третьего года обучения формирую группу учащихся для большой тури­стической поездки по городам страны.

2013 год: путешествие по маршруту Новосибирск - Москва - Санкт-Петербург – Новгород- Ново­сибирск.

2014 год: поездка по маршруту Новосибирск – Алматы - Новосибирск.

2014 год: поездка по маршруту Новосибирск - Москва – Киев - Новосибирск.

2015г.- поездка по маршруту Новосибирск - Москва – С-Петербург - Новосибирск.

     2016 год: поездка по маршруту Новосибирск - Томск - Новосибирск

с обязательным творческим отчетом о поездке.

Проводятся в ходе занятий заочные путешествия по столицам городам  европейских государств: Берлин, Париж, Прага, Будапешт, Варшава, в которых побывала автор данной программы, по интересным местам  Черепановского района, нашей области и России.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ (4 год обучения) «Туристы- организаторы»

Наименование темы

Всего

часов

Теория

Практика

1

Организация и планирование туристско-

краеведческой работы в школе

6

3

3

2

Спортивное ориентирование

40

12

28

3

Краеведение

34

18

16

4

Туризм

40

12

28

5

Школа выживания

40

12

28

6

Туристские походы и экскурсии

40

12

28

7

Оформление отчётов

8

2

6

8

Туристский организатор школы и его обязанности.

8

4

4

 

Итого

216

67

149

ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОЙ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ (4 год обучения) «Туристы- организаторы»

1.Организация и планирование туристско-краеведческой работы в школе. Цели и задачи туристско-краеведческой работы в школе. Туристский организатор школы и его обязанности. Формы туристско-краеведческой деятельности в школе: походы выходного дня и многодневные путешествия, экскурсии и туристско-краеведческие экспедиции, туристские слёты и соревнования, школьные выставки и музеи, краеведческие конференции и олимпиады, туристские вечера, конкурсы фотографий песен.

Практические занятия: Планирование туристско-краеведческой работы в школе на месяц, четверть, годовой план, разработка туристских мероприятий.

2. Спортивное ориентирование. Топографическая подготовка. Техническая и тактическая подготовка. Правила соревнований. Организация и судейство вида "Спортивное ориентирование". Практические занятия. Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию. Участие в судействе школьных соревнований по спортивному ориентированию. Основная форма проведения практических занятий в классе — тренинг, когда обучающиеся запоминают тексты, цифры, сопоставляют их; решают ситуационные задачи;  выполняют упражнения на запоминание карт; разгадывают кроссворды, криптограммы. Практические занятия на местности включают в себя: общую физическую подготовку; отработку полученных знаний в сочетании с движением; учебно-тренировочные старты; специальные игры и упражнения на развитие умений и навыков, необходимых туристу - ориентировщику. Организуется круглогодичный врачебный контроль.

3. Краеведение. Исследовательская работа на выбранную тему по природе, истории, этнографии, археологии, литературе, культуре своего края. Работа с краеведческой литературой, полевые исследования, опрос очевидцев, работа в краеведческом музее. Оформление работы. Выступление с докладами на краеведческих конференциях, участие в районных и республиканских мероприятиях по краеведению. Практические занятия. Организация и судейство школьных мероприятий выставок, конкурсов, вечеров, конференций, викторин на краеведческую тематику. Работа по заданию местных организаций по охране памятников истории и культуры.

 

4. Туризм. Туристские соревнования. Виды туристских соревнований и их особенности. Правила соревнований по туристскому многоборью. Требования к снаряжению и форме одежды участников. Участники соревнований. Техника безопасности при проведении туристских соревнований. Практические занятия. Обучение преодолению препятствий, включаемых в соревнования по туристской технике. Судейство соревнований по туристской технике. Участие в районных и областных соревнованиях по туризму.

5. Школа выживания. Факторы риска и факторы выживания. Как правильно подать сигнал бедствия. Аварийное ориентирование. Аварийно- спасательные наборы. Как в аварийной ситуации обеспечиться продуктами питания. Как защититься от неблагоприятных климатических воздействий. Первая медицинская помощь в аварийных условиях. Способы транспортировки пострадавшего. Практические занятия. Оказание первой медицинской помощи, способы транспортировки пострадавшего. Участие в соревнованиях по поисково-спасательным работам (ПСР). Организация и судейство соревнований вида "ПСР" и "Школа выживания" в школе.

6. Туристские походы и экскурсии. Разработка маршрута похода, составление схемы, графика движения, подбор группы, распределение обязанностей в группе, снаряжение личное и групповое, питание. Краеведческая работа в походе. Практические занятия. В течение учебного

года члены кружка совершают однодневные и многодневные походы в роли младших инструкторов.

7. Оформление отчётов о походе. Типовая форма и содержание отчёта о походе. Оформление письменных отчётов с подробным описанием похода, оформление фотоальбомов, отчёт о краеведческой работе в походе.

8. Туристский организатор школы и его обязанности. Помошь в подготовке и проведении школьного и районного туристских слетов и соревнований

Методические рекомендации:

План занятий необходимо строить так, чтобы ребята видели стоящую перед ними дос­тупную цель: экскурсию к интересному объекту, поход, участие в соревнованиях.

При планировании использую  все виды межпредметных связей.

Для определения промежуточных результатов необходимо регулярно проводить заче­ты по итогам каникул, полугодий, учебного года, а также после изучения крупных тем для проверки усвоения теоретического и практического курса программы.

Формы зачетов:

- Различные виды тестов;

- Проверочные работы, диктанты;

- Викторины, игры, эстафеты, мини-соревнования;

-Зачетные совместные мероприятия между группами (походы, соревнования, матче­вые встречи);

В конце года по накопленному материалу составляется анализ и выявляется степень обученности групп согласно критериям оценки (Приложение№1)

Заключение:

На протяжении многих лет,  используя данную программу, я достигла высоких результатов:

- в течение более 10 лет учащиеся объединения занимают 1 место в районных соревнова­ниях по  пешеходному и лыжному туризму, а также в соревнованиях по ориен­тированию.

- Сдают нормативы на второй и первый юношеские разряды по туризму.

- Ежегодно участвуют в районной военно-патриотической игре «Зарница», конкурсе  «Мужество», областном туре всероссийского конкурса «Отечество», областной  краеведческой конференции «Ступени», Областной профильной смене туристов-краеведов «Компас плюс», (за 2 последних года команда привезла 48 Грамот и Дипломов регионального уровня в спортивно-туристских соревнованиях); районных, региональных и Всероссийских конкурсах – за 2014-16 год 35 ребят стали участниками  Всеросийских конкурсов, получили 12 Дипломов Победителей, 8 Дипломов II степени, 11 Дипломов III степени, 17 Сертификатов участников, 9 участников стали Победителями региональных историко-краеведческих и патриотических конкурсов и викторин; 2 ребят  стали Победителями   районных научно-практических конференций, 2 участницы стали  Дипломантами  Межрегиональных конференций и конкурсов и т.д.

Для некоторых ребят участие в работе объединения стало ориентиром для выбора бу­дущей профессии:  те ребята, которые поступили в ВУЗы, являются активными участниками спортивной  жизни и принимают участие в межвузовских соревнованиях (Назаренко Мария -  НГАУ, Гостевы  Владимир и Александр, Лапуха Владимир - НГГА, Рихтер Андрей, Заворин Дмитрий, Карабаева Алина, Пискулина Марина, - НГПУ и др.).  Освоение программы туристско-краеведческой подготовки помогло им не только выбрать профессию, но и стало первой ступенью в профессиональной подготовке.

Особенностью  Программы  является ее целостность, системность, она дает возможность не только приобретать и развивать туристские навыки, но и проявить свои знания в истории, краеведении, развить творческие способности через участие в разнообразных проектах, конкурсах, олимпиадах и викторинах;  предполагает последовательное развитие обучающихся до уровня спортивного мастерства с последующим приобщением к инструкторской и судейской подготовке и практике. Контроль  знаний и умений учащихся осуществляется с помощью устных опросов, конкурсов, викторин, тестирования, составления и защиты проектов, исследовательских работ, но основной формой итоговой  аттестации,  проверки умений являются районные и областные соревнования, а также туристские и краеведческие конкурсы в профильных сменах.

Литература, использованная при подготовке к разделам комплексной программы 1 - 4 годов обучения

1. Единая всероссийская спортивная классификация, комментарии турист- ско-спортивного союза России.

2. Археологическая карта НСО. Составители Т.Н.Троицкая, В.И. Молодин, В.И. Соболев. Изд. Наука 1980 г.

3. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. Изд. 1 сентября, Москва. 2003 г.

4. Бардин К.В. Азбука туризма. Москва. Просвещение. 1981 г.

5. И.А. Добарина, O.J1. Жигарев. Основы школьного туризма. НГПУ.1998 г.

6. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. Изд. Владов. 1999 г.

7. Куприн А.М. Умей ориентироваться на местности. Москва. 1969 г.

8. Краеведение и туризм во внеклассной работе. Москва. 1962 г. Изд. АПМ.

9. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. Москва. 1995г.

10. Ленок Я.Я. Развивающие игры, соревнования, аттракционы и фокусы с узлами. Москва, 2003 год.

11 .Никифоров Ю.В. Заветные травы. Барнаул. 1989 г.

12. Опасности в туризме, мнимые и действительные. Сб. Москва 1983 г.

13. Правила организации и проведения туристических соревнований уча­щихся РФ. Москва. 1995 г.

14. Подготовка спортсменов-разрядников по туризму. Москва. 1990 г.

15. ПВД. Методические рекомендации. Изд. 2-е ЦСТЭ. Москва. 1977 г.

16. Скрягин Л,Н. Морские узлы. Москва. 1994 г.

17. Туристско-краеведческая работа со школьниками. Метод. Рекомендации НИПКиПРО. 1990 г.

18. Туристские маршруты НСО. Новосибирск 1974 г.

Экспертное заключение на авторскую дополнительную образовательную программу  туристко-краеведческой направленности “Туристы- краеведы”

Данная комплексная дополнительная образовательная программая туристко-краеведческой направленности “Туристы- краеведы” представлена автором для детей 11-17 лет. Разработана и утверждена в 2006 году, срок реализации - 4 года; автор работает по ней более 10 лет, руководит детским объединением туристско-краеведческим клубом «Горизонт»  МКУ ДО-ДДТ на базе МАОУ средней общеобразовательной школы №1г. Черепанова.  Достоинством программы является ее комплексность, постановка целей и задач обучения и воспитания основана на анализе конкретных социальных условий социума и образовательного учреждения, где ведутся занятия. Актуальность программы и ее новизна обусловлена привлечением к занятиям широкого круга педагогов, общественности, и, что особенно важно, родителей. Автор четко ставит цель своей работы, которую видит в создании условий для самореализации ребенка, возможности оценить свои силы и сделать выбор; ставит конкретные задачи как в области образования и воспитания, так и физического развития. Программа носит образовательно- развивающий характер, направлена на развитие индивидуальных психологических и физических качеств. Учебно-тематический план и программа соответствуют всем нормативным требованиям, включают разнообразные как теоретические, так и практические формы занятий и деятельности учащихся, приведены примеры исследовательской деятельности, указаны формы промежуточной и итоговой аттестации.

Работа по данной программе позволила  автору добиться существенных результатов в обучении и воспитании: ребята ежегодно становятся победителями и  призерами районных соревнований по технике туризма, ходят в походы по району и за его пределы, совершают экскурсии по областному центру и знакомятся с историей России через туристические поездки, участвуют в работе научно - практических конференций школьников, в районных конкурсах “Мужество”, игре “Зарница”, где показывают хорошую подготовку; в региональных и Всероссийских конкурсах, викторинах и проектах.

Автор программы - Албутова Лариса Григорьевна, 1958 года рождения, образование высшее - НГПИ( 1980г.), методист, педагог дополнительного образования и учитель истории высшей квалификационной категории; штатный работник Черепановского Дома детского творчества (г.Черепаново, ул.Пролетарская, д.70, телефон 21-201).

Педагогический стаж 36 лет. Данная программа может успешно применяться в дальнейшей работе с учащимися и заслуживает высокой оценке за ее результативность.

Начальник МОУ «Межшкольный                                           Т.В.Протасова.

информационно-методический центр»

администрации Черепановского района

Новосибирской области