МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ: «Психологическое занятие, направленное на развитие творческих способностей обучающихся в Центре детского творчества»
СП ДОД ЦДТ ГБОУ СОШ пос. Кинельскийм.р. Кинельский Самарская область
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ:
«Психологическое занятие, направленное на развитие творческих способностей обучающихся в Центре детского творчества»
Составитель:
Шамионова София Нусредовна
Должность:
Педагог-психолог
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы связанна с вступлением российского общества в новый этап развития дополнительного образования и нового запроса на воспитание новой социально-значимой личности человека, которая способна включаться в общественные и экономические процессы.
Цель: развитие творческого потенциала и раскрытие способностей обучающихся в Центре детского творчества с помощью теста креативности П. Торренса.
Задачи:
- Развитие творческого воображения;
- Повышение самооценки, приобретение уровня уверенности;
- Развитие навыков саморегуляции.
Практическая значимость: приобретенные навыки саморегуляции, адекватной самооценки, позволят обучающимся быть более уверенными, самостоятельными, что позволит им быть социально значимыми в жизни.
Художественно-эстетическое направление важное составляющее формирования личности, как процесс социализации и адаптации человека в современном обществе. Расширенные возможности в выборе средства и метода в направлении влияют на личность, тем самым решая задачи воспитания человека. В процессе художественно-эстетической деятельности человек приобретает навыки самоорганизации, развивает эмоциональный интеллект, осваивает духовно-нравственную культуру общества и ее исторического вклада в современное наследие, и тогда он будет способен быть общественно полезным и экономически важным для страны.
В историческом аспекте взаимодействие социума и культуры раскрывались в работах И. Канта, Аристотеля, в трудах отечественных философов и историков: И. А. Ильина, П. Н. Милюкова, Н. А. Бердяева и других [2].
Для психологии творчества эти проблемы являются важными с практической и теоретической стороны. Такие психологи как: Э. Маслоу, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Е. П. Ильин, Б. Д. Эльконин и другие отмечали важность творческого аспекта в формировании личности на протяжении всех периодов его жизни [2].
Использование психологических методов в дополнительном образовании позволяет обеспечить условия для формирования личности, учитывать ее особенности и способности для реализации творческой деятельности.
В Российской Федерации государственная политика в области управления в сфере культуры и современного дополнительного образования сформировала нормативно-правовую базу, важную для педагога дополнительного образования и педагога-психолога в его практической деятельности, в которую входят следующие документы:
- Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года;
- Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года;
- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273;
- Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 года №1726-р об утверждении концепции развития дополнительного образования детей (далее - Концепция);
- Распоряжение правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р об утверждении стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (далее - Стратегия).
Содержание практического занятия:
Психологическое занятие разработано в соответствии с главными целями и задачами СП ДОД Центра детского творчества, которые направлены развитие творческих способностей, самореализацию личности, развитие мотивации к творчеству и адаптации обучающихся к жизни в обществе.
При составлении психологического занятия использовалась концепция психологии развития Б. Д. Эльконина, которая описывает важность и особенности каждого возрастного периода ребенка [6,9], и общие принципы «Этапы достижения успеха», на которые ставится упор при ведении занятия:
- Ставлю цель: Что я хочу сделать?
- Выбираю условия: Что мне нужно для этого?
- Составляю план: Как я буду это делать?
- Проверяю результат: Я достиг, чего хотел?
- Исправляю ошибки: Есть ли другие варианты решения?
В психологическом занятии на развитие творческих способностей использован метод изо-терапии, который может быть как индивидуальный, так и групповой. В исследованиях, К. Юнга, арт-терапия облегчает индивидуальный процесс саморазвития личности на основании установления баланса между бессознательным и сознательным «Я» [5].
Занятие состоит из следующих этапов:
1 – Вводная часть. Состоит из объявления темы, ритуала приветствия каждого участника и разминки.
2 – Основная часть. Состоит из основного содержания занятия, которое включает использование метода изо-терапии.
3 – Заключительная часть. В нее входит: подведение итогов каждого участника, рефлексии занятия и ритуала прощания с каждым из участников.
Ход занятия:
Организационная часть: сбор участников, регистрация.
Оборудование: бланки теста креативности П. Торренса[1], цветные карандаши.
- Ритуал приветствия: упражнение «Добрый мяч», для создания эмоционального комфорта в группе и снятия напряжения у каждого из участников. На группу дается один мяч, и каждый должен передать его тому, кому хочет сделать пожелание на сегодня или на занятие (например: хорошего настроения), но так чтобы никто не повторился, и мяч достался каждому из участников. По желанию можно повториться для сплочения коллектива, но уже с другими пожеланиями.
- Объявление темы занятия: Тема занятия: «Поиск творческих идей». Сегодня мы погрузимся в волшебный мир рисования. Нам один художник передал свои недорисованные картинки, нам нужно узнать, что же он хотел изобразить и помочь ему их дорисовать. Обсуждение темы и содержание занятия.
- Основное содержание состоит из последующих этапов по мере усложнения заданий:
- Этап: каждому выдается бланк теста креативности П. Торренса, и каждый выполняет его по заданию.
- Этап: все участники объединяются по парам (или по 2-4 человека в зависимости от количества участников), на пару выдается новый бланк теста. Задание выполняется с учетом дорисованных картинок каждого из пары, не повторяя их, они должны вместе выполнить задание.
- Этап: вся группа делится на 2 команды, и снова идет поиск новых вариантов решений недорисованных рисунков, новые варианты записываются или иллюстрируются на бланке теста для группы.
- Заключительная часть. Подводятся итоги по двум командам, записываются самые творческие решения каждого участника, и каждой группы. Далее идет обсуждение по системе «Этапам достижения успеха».
Данное занятие можно использовать и как проведение психологического тестирования на креативность (тогда нужно будет собрать выполненные индивидуальные бланки), а для развития творческого потенциала повторить занятие еще раз с теми же участниками [1,4,7,8].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
- Барканова О. В. Методики диагностики одаренности и креативности: психологический практикум / О. В. Барканова — Выпуск 3 — Красноярск, 2011. — 196 с.
- Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. / Е. П. Ильин – СПб, 2009 – 390 с.
- Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психологичекого развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей / И. Ю. Кулагина – М.: ТЦ «Сфера», 1999. — 192 с.
- Матюшкин A. M. (ред.) Фигурная форма А теста творческого мышления Е. Торренса, адаптированного сотрудниками Общесоюзного центра "Творческая одаренность" НИИ ОПП АПН СССР. М.: Изд-во НИИ ОПП АПН СССР, 1990.
- Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии./А. И. Копытин – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
- Сапогова Е. Е. Психология развития человека./Е. Е. Сапогова – М.: Аспект пресс, 2001. – 460с.
- Туник Е. Е. Диагностика креативности тест Е. Торренса. Методическое руководство. Госстандарт России, Комплексное обеспечение психологической практики. СПб.: Изд-во ГП «Иматон»,
1998. — 170 с.
- Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. / Е. Е. Туник – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. — 44 с.
- Хухлаева О. В. Психология развития./ О. В. Хухлаева. Академия, 2006. – 208с.