«Интеллектуальное развитие детей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста»
СП ДОД ЦДТ ГБОУ СОШ пос. Кинельскийм.р. Кинельский Самарская область
«Интеллектуальное развитие детей дошкольного,младшего, среднего и старшего школьного возраста»
Составитель:
Янович Людмила Евгеньевна
Должность:
Педагог дополнительного образования
Содержание
1.1. Актуальность………………………………………………..3
1.2. Методические рекомендации………………………………8
2.2. Психолого-педагогический аспект………………………......8
2.3. Занятие в группе первого года обучения (5 лет)………….…9
1.1. Актуальность
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. Исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Цель - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Задачи:
- изучить и проанализировать психологическую литературу по развитию познавательных процессов;
- способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.
Четвертый год жизни – пора вступления ребенка в дошкольное детство, начало качественно нового этапа в его развитии.
В младшем дошкольном возрасте усложняется коммуникативное поведение ребенка, совершенствуется предметное и начинает развиваться социальное восприятие, возникают первые устойчивые представления, образное мышление, воображение и продуктивные деятельности.
Большое значение для развития ребенка этого возрастного периода имеют первые представления о себе и окружающих людях. Ребенок осознает свой эмоциональный, бытовой, предметно-игровой и коммуникативный опыт, стремится отразить его в игре, неумелых рисунках и сообщениях «из личного опыта».
Способность к решению задач в плане образов – представлений выражается в овладении формообразованием и появлении предметного рисунка, социального замещения в игре, умении работать по простейшему образцу, конструированию целого из частей и др.
Уже в младшем дошкольном возрасте огромное значение приобретает познавательная функция речи. Это касается тех сведений, которые ему сообщает взрослый в ответ на пытливые вопросы ребенка, активно пополняется словарный запас словами обобщающего характера, глаголами, названиями свойств и отношений.
Таким образом, развитие детей младшего дошкольного возраста (3 - 4 года) имеет характерные способности. В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры.
Интеллектуальное развитие детей среднего дошкольного возраста
Дошкольный возраст с 4-5 лет называют средним. Он как бы находится на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту. Этим детям свойственны некоторые черты младших дошколят (конкретность и образность мышления, неустойчивость внимания, интересов и эмоций, преобладание игровой мотивации и др.). В то же время средний дошкольный возраст характеризуется развитием познавательных способностей, развитием коммуникативной, волевой и мотивационной сторон личности.
Дошкольный возраст от 4 до 5 лет имеет свои нормы развития:
- Социально-эмоциональное развитие ребенка характеризуется активизацией общения и совместных игр с детьми и взрослыми Желание помогать взрослым и т.д.).
- Развитие общей моторики и мелкой моторики рук усложняется (3-4 года: хорошо держат карандаш, бросают мяч через голову; 5 лет: подбрасывают мяч вверх и ловят двумя руками, закрепляют навыки самообслуживания).
- Интенсивное речевое развитие и понимание речи выражается в том, что ребенок 4 лет умеет определять и называть форму, цвет, вкус, используя слова – определения. В этот период дошкольного возраста словарный запас существенно повышается за счет называния основных предметов. К пяти годам осваивает обобщающие слова, называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов.
- Значительно развивается память и внимание (запоминает до 5 слов по просьбе взрослого; удерживает внимание на интересной для него деятельности до 15-20 минут).
- Формируются математические понятия и навыки счета (знают и называют части суток, счет в пределах 5).
Таким образом, средний дошкольный возраст является важной ступенью поступательного развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития.
Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста
Познавательная деятельность старшего дошкольника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Быстро развивается психика ребенка.
Восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.
Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и, прежде всего, мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.
Мышление у детей старшего дошкольного возраста от эмоционально-образного переходит к абстрактно – логическому.
Познавательная активность детей в этом возрасте способствует развитию интеллекта и формированию готовности к систематическому обучению.
« На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач».
Исследуя интеллектуальное развитие дошкольников, Н.Н. Поддъяков писал: «Одна» из общих задач исследования проблемы интеллектуального воспитания дошкольников заключается в разработке такого содержания обучения, овладение которым позволило бы детям в доступных им пределах успешно ориентироваться в тех областях окружающей действительности, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни».
В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникают и формируются сложнейшие системы общих представлений об окружающем мире, и закладывается фундамент содержательно – предметного мышления.
Таким образом, можно сделать вывод, что интеллектуальное развитие дошкольников – это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно – историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах и т.д.
Под сущностью интеллектуального развития понимают – уровень развития умственных способностей, имея в виду запас знаний и развитие познавательных процессов, т.е. должен быть определенный кругозор, запас конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.
Интеллектуальное развитие также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование, различные поделки из бумаги, картона, оригами - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространство воображения, творческие способности.
Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Приходя на занятие, хочется сделать его незабываемым, эмоционально наполненным. Цель приобщение детей к отечественным духовно-нравственным традициям через организацию художественно-продуктивной деятельности.
2.1.Методические рекомендации:
Сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности у обучающихся. Познакомить детей с новым видом изобразительной деятельности – набрызгиванием краски, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения. Воспитывать эмоционально-позитивное отношение к искусству, внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу, к природе. Данный проект лучше использовать в учебном процессе детской изостудии. Материал данной разработки составлен с учётом возрастных и психологических особенностей детей. Методические рекомендации и планы-конспекты занятий по данной теме могут стать полезным материалом педагогам дополнительного образования детей при составлении образовательных программ по художественному творчеству как основных, так и, в большей степени, в каникулярное время.
2.2.Психолого-педагогический аспект
Обращаться к теме новогодняя поделка можно на протяжении всех лет обучения, но начинать лучше с первого года обучения. Даже если у ребенка не очень получается правильно вырезать, сконструировать, ребята могут составлять композиции, орнаменты, главное здесь – увлечь ребёнка и дать ему почувствовать успех.
Например, в группе первого года обучения (5 лет) на урок «Новогодняя поделка» воспитанникам необходимо принести цветной картон, ножницы, клей, белую бумагу, салфетки и т.д. Это очень интригует ребят. Они задают вопрос: зачем на уроке нужны все эти предметы, и как они нам помогут в работе? А все очень просто: раскладываем предметы вырезаем по шаблону цветной картон, и украшаем лентами, снежинками. Работу можно вести по группам и индивидуально. Важным моментом является показ личных работ педагога в данной технике. Благодаря этому, воспитанники знают к какому результату они должны стремиться. Таким образом, нетрадиционные техники помогают сделать урок эмоционально богаче, развивает у учащихся воображение и фантазию. Такие работы вызывают интерес не только на занятиях в объединении, но и, наконец, становятся призерами на выставках.
2.3. Занятие в группе первого года обучения (5 лет).
Предмет: Художественное творчество
Тема: Введение в программу. Новогодняя поделка.
Цель: приобщение детей к отечественным духовно-нравственным традициям через организацию художественно-продуктивной деятельности.
Задачи: образовательная
- Способствовать сплочению детского коллектива;
- Рассказать о последовательности изготовления поделки.
- Закреплять знания по правилам техники безопасности при работе с ножницами, и клеем.
развивающая:
- Формировать умения обобщать сведения по теме, устанавливать последовательность работы по изготовлению поделки.
- Развивать мелкую моторику рук путем формирования навыков работы с цветным картоном, лентами, фольгой, ножницами, клеем.
- Содействовать развитию речи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения в деятельности.
- Оказывать помощь в освоении социальных навыков и норм поведения, налаживании коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
воспитательная:
- Формирование ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям духовной культуры, традиционному укладу жизни.
- Воспитание уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним, навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию и адекватному проявлению этих чувств.
Форма проведения: занятие по типу школьного урока;
Тип занятия: занятие по освоению новых знаний;
Методы обучения и воспитания: словесные: рассказ, объяснение;
практические: выполнение заданий;
аналитические: поощрение;
наглядные: показ, демонстрация;
Форма организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная;
Оборудование и материалы:
Для педагога:
экран, ноутбук
Для обучающихся:
цветной картон, салфетки, ножницы, клей, ленты, белая бумага различные мелкие плоские предметы.
Смотреть работу полностью