Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

« Логочитайка для первоклассников» Кошкина Светлана Сергеевна

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 3 Центрального района Волгограда»

 

Программа внеурочной деятельности. Логопедия « Логочитайка  для первоклассников».

 

Составитель:

Кошкина Светлана Сергеевна

Должность:

Учитель-логопед

 

Пояснительная записка

Программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования,  учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника на основе:

Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Целью занятий, проводимых по данной программе, является  повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания, устранение недостатков устной речи  и предупреждение нарушений письменной речи у обучающихся 1 классов

Данная программа предназначена для учащихся 1 классов, которые только приступили к изучению русского языка. Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод игры, который дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

В программе  реализуются следующие задачи:

  • обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
  • воспитание познавательного интереса к родному языку;
  • решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;
  • способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке;
  • содействие развитию речи детей.
  • развивать  звуковую сторону речи, корригировать нарушения звукопроизношения;
  • формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова;
  • закреплять звуко-буквенные связи;
  • формировать готовность к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
  • развивать лексический запас и грамматический строй речи; в течение всего учебного года – работа по уточнению и расширению словаря;
  • развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению: внимание, способность к запоминанию, способность к переключению, самоконтроль, познавательную активность, произвольность общения и поведения;
  • развивать коммуникативную готовность к обучению.

      К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • Личностные результаты – общие представления о мире, осознание языка, как основного средства общения между людьми;
  • Метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей, умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников
  • Предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах русского языка (фонетических, лексических), умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово, предложение.

       В коммуникативной сфере:

  • Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения;
  • Языковая компетенция – фонетическое произношение и различение на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах, фразах; применение основных правил графического изображения букв, слов, предложений; употребление в речи синонимов, антонимов, многозначных  слов, расширение запаса активного словаря младшего школьника.
  • Социокультурная осведомлённость – элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.

      В познавательной сфере:

  • умение сравнивать языковые явления родного языка на уровне отдельных букв, звуков, слов, предложений;
  • умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств;
  • умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных для младших школьников пределах.

      В ценностно-ориентационной сфере:

  • представление о русском языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
  • приобщение к культурным ценностям через загадки, пословицы, сказки, литературные произведения;
  • развитие чувства прекрасного;
  • умение следовать плану в своём учебном труде

Адресат: обучающиеся 1 классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи 4 уровня, испытывающие стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Формы работы:

  • Дидактические и настольные  игры;
  • Беседы,  викторины;
  • Прослушивание аудиосказок,
  • Просмотр мультфильмов
  • Коллективные творческие дела;
  • Смотры-конкурсы, выставки;
  • Соревнования;

В процессе обучения  используются следующие педагогические технологии:

  • личностно ориентированные,
  • здоровьесберегающие,
  • развивающие,
  • информационно-коммуникационные.

 

Формы организации учебного процесса:

  • фронтальная работа,
  • групповая/ парная работа,
  • индивидуальная работа

Методы обучения:

·  в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический;

·  в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в активном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ:

  • игровые элементы,
  •  игры,
  • дидактический и раздаточный материал,
  •  пословицы и поговорки,
  •  физкультминутки,
  • рифмовки,
  •  считалки,
  • ребусы, кроссворды, головоломки,
  •  грамматические сказки.

 Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Программа рассчитана  на 1 год обучения.

Программа является модульной и  состоит из 4 модулей, общим объёмом 30 часов, из них теоретических 9часов и 21 практических, рассчитана на первый уровень результатов внеучебной деятельности. Занятия проводятся  по 1 часу в неделю продолжительностью 35 минут.

 Реализация программы  рассчитана на организацию работы учащихся во внеурочное время.

Возраст детей, участвующих в данной программе от  6,8 –до 8 лет

    В процессе изучения программы обучающиеся

      должны знать:

  1. Понятие слово. Гласные буквы и звуки 1 ряда. Работа над техникой чтения
  2. Однозначные и многозначные слова. Гласные буквы и звуки 2 ряда. Работа над техникой чтения
  3. Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Работа над техникой чтения
  4. Понятие о тексте. Тема текста. Чтение слоговых таблиц. Открытый слог.
  5. Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания. Чтение слоговых таблиц. Закрытый слог.

     должны уметь:

  1. Уметь выделить слова- «родственники» среди других слов.
  2. Определить лексическое значение слова по предметным картинкам, контексту.
  3. Редактировать простое предложение.
  4. Интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным , восклицательным знаками )
  5. Пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения , благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.

Планируемые результаты

1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя; 
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Содержание программы

« Логочитайка  для первоклассников»

 1 класс. – 30часов (1 час в неделю)

Речь. Техника и выразительность речи – 2 часа

 Речь и её значение в жизни. Техника речи. Речь устная и письменная . Особенности устной речи: окраска голоса, громкости, темп.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

Слово – 14 часов

Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Многозначные слова, слова-«родственники», слова-«друзья» (синонимы). Слова-«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).  Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, по­добрать к данному слову слова-«родственники», установить общ­ность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-«родственников».

Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лекси­ческое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать си­нонимы, антонимы к данному слову.

Умение отличить слова-«родственники» от синонимов, омони­мов и слов с частичным графическим или звуковым»сходством.

Культура общения – 4 часа

  Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания

Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, про­щания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.

Текст – 10 часов

Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдель­ных предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опор­ных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллектив­ное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового тек­ста. Восстановление деформированного текста.

Учебно-тематический план программы

« Логочитайка  для первоклассников»

№ п/п

Дата план

Дата факт.

Тема

Теория

Практ.

 

Речь. Техника и выразительность речи – 2 часа

1

18.09

 

Речь и ее значение в жизни человека. Техника речи. Речь устная и письменная. Особенности устной речи. Гласные звуки  буквы.Слоговые таблицы.Сказка « Репка»

1

 

 

2

25.09

 

Тише, громче. Осень.Регулирование  громкость речи, темп речи. Гласные 1 ряда. Слоговые таблицы для чтения .Сказка» Колобок»

 

1

 

3

2.10

 

Слово. Лексическое значение слова.  Звери осенью. Гласные 2 ряда. Слоговые таблицы для чтения.Сказка «Три медведя»

1

 

 

4

16.10

 

 Озорные буквы.Согласные.  Слоговые таблицы для чтения. Осенний урожай.Открытый слог.Сказка « Бобовое зёрнышко»

 

1

 

5

23.10

 

Слова играют в прятки.Согласные звонкие и глухие .  Птицы осенью. Гласные 1 ряда. Слоговые таблицы для чтения.Закрытый слог.Сказка « Заяц и ёж»

 

1

 

6

30.10

 

Слово и его значение.Согласные твёрдые и мягкие. .Перелётные птицы. Гласные 1 ряда. Слоговые таблицы для чтения. Горки. Сказка « Теремок»

1

 

 

7

6.11

 

Прямое и переносное значение слова .  Слоговые таблицы для чтения.Тест.Соревнование. Сказка « Красная шапочка»

 

1

 

8

13.11

 

Парные согласные . Слоговые таблицы.Приметы поздней осени.Тестовые задания .Сказка « Василиса Прекрасная»

 

1

 

9

27.11

 

Многозначные слова Слоговые таблицы.Тестовые задания. Сказка « Дымовёнок Кузя»

 

1

 

10

4.12

 

Синонимы – слова-друзья. Омонимы. Антонимы. Зима. Таблицы простых слов.Тестовые задания. Сказка « Мойдодыр»

1

 

 

11

11.12

 

Тематические группы слов.Зимние забавы. Чтение таблиц , слоговые горки.Сказка « Краденное солнце»

 

1

 

12

18.12

 

Наш цветной мир .Зимние виды спорта.Чтение таблиц , слоговые горки. Сказка « Бременские музыканты».Сказка « Щелкунчик»

 

1

 

13

25.12

 

Что на что похоже. Птицы зимой.Чтение таблиц , слоговые горки. Новогодний сюрприз. Викторина. Сказка « Новогодние приключения»

 

1

 

14

15.01

 

Новогодние загадки. Зимующие птицы. Чтение таблиц , слоговые горки. «Сказка « Морозко»

 

1

 

15

22.01

 

Голоса природы. Чтение таблиц , слоговые горки.

 

1

 

16

29.01

 

Зимние загадки Чтение таблиц , слов,предложений .Тест..

 

1

 

17

5.02

 

Культура речи. Вежливые слова. Чтение таблиц , слов,предложений .Тест. Город –герой Волгоград.

1

 

 

18

12.02

 

Пословицы. Чтение предложений ,малых текстов. Тест.

 

1

 

19

19.02

 

Учимся рассуждать. Чтение таблиц , слов,предложений .Тест. Росссийская Армия.

1

 

 

20

4.03

 

Кроссворды,ребусы. Чтение таблиц , слов,предложений .Весна пришла. Последовательный рассказ.Тестовые задания на печатных основах.

 

1

 

21

11.03

 

Текст. Весенние приметы.Чтение предложений,малых текстов .Ответы на вопросы.Тестовые задания на печатных основах.

1

 

 

22

18.03

 

Заглавие текста.Звери весной.Работа над осмысленным чтением. Тестовые задания на печатных основах.

 

1

 

23

25.03

 

Тема текста. Пересказ прочитаного и услышанного.Работа над осмысленным чтением. Тестовые задания на печатных основах.Сказка « 12 месяцев»

 

1

 

24

1.04

 

Последовательный пересказ. Птицы весной. Работа над осмысленным чтением. Тестовые задания на печатных основах.

 

1

 

25

8.04

 

Рассказ-описание. Весенние цветы. Работа над осмысленным чтением. Тестовые задания на печатных основах. Сказка « Веснянка»

 

1

 

26

22.04

 

Опорные слова.Рассказ –описание « Весенние птицы». Работа над осмысленным чтением. Тестовые задания на печатных основах

 

1

 

27

29.04

 

Мы строим текст.Рассказ-рассуждение. Человек весной . Работа над осмысленным чтением. Тестовые задания на печатных основах

1

 

 

28

6.05

 

План текста. Работа над осмысленным чтением. Тестовые задания на печатных основах.

1

 

 

29

13.05

 

План текста. Тестовая работа. Работа над осмысленным чтением. Тестовые задания на печатных основах

 

1

 

30

20.05

 

Викторина « Логочитайка»

.Тестовая работа. Работа над осмысленным чтением. Тестовые задания на печатных основах

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

21

 

                       

Учебно-методическое, информационное и материально-техническое

 обеспечение программы

  1. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей/ О. А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: (Работаем по новым стандартам)
  2. Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: организация и содержание работы. М.,2009.
  3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,2006.
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.
  5. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
  6. Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации №2 от 14.02.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
  7. Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Под ред. А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой. М.,1996
  8. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.
  9. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов. Воронеж,2003г.
  1. Кондратов В. Н. Грамматические игры и загадки. - Кострома: 200
  2. Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.
  3. Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.
  4. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей  от 6  до 9 лет: Практикум для психологов и логопедов. М.,1999.
  5. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. М., 2009.
  6. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии.  Конспекты занятий для логопедов. М.,2006
  7. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М.,1995.
  8. Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007

Интернет-ресурсы

  1. Продукция компании Кирилла и Мефодия: http://nachalka.info/
  2. Познавательный портал: http://clow.ru/
  3. Сайт "Лукошко сказок": http://www.lukoshko.net
  4. Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
  5. Игры для Тигры. Логопедическая коррекционная программа.
  6. Методическая разработка Якимчук Т. А. 

Школа тётушки Совы. Звонкие - глухие согласные «Д»-«Т».

  1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"http://festival.1september.ru/
  2. Психологический центр "Адалин"http://adalin.mospsy.ru/
  3. Портал "Логопеды.ru"http://logopedy.ru/portal/
  4. Логопункт.ruhttp://www.logopunkt.ru/
  5. Логопед.руhttp://www.logoped.ru/index.htm/
  6. Логопедhttp://logopediya.com/
  7. Логозаврия: сайт детских компьютерных игрhttp://logozavr.ru/
  8. Логобургhttp://logoburg.com/
  9. Журнал "Логопед"http://www.logoped-sfera.ru/
  10. Дефектология для Васhttp://defectus.ru

Смотреть работу полностью