Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ В «ШАХМАТЫ»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БЕЛОЧКА»

г.ТАРКО – САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

 

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ В «ШАХМАТЫ»

 

ВОСПИТАТЕЛЬ: Р.А.Загирова

 

 

г.ТАРКО – САЛЕ

2020 год

 

 

Знаменитый советский педагог В. А. Сухомлинский,считал, что «Без шахмат нельзя представить воспитание умственных способностей и памяти…»

(Слайд 2)Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе.

(Слайд 3)Я работаю с детьми  старшегодошкольного возраста. В этом возрасте остро стоит вопрос интеллектуального развития детей, подготовки детей к школе. Проблема интеллектуального воспитания, а именно развитие памятимышления, восприятия, речи, внимания, математических способностей, плавно перешла в тему моего самообразования «Формирование элементарных математических представлений дошкольников». Желание быстро и эффективно достичь поставленной цели привело меня к проверенной временем и мудрой игре, к шахматам.

(Слайд 3)Шахматы — это не просто игра, шахматы-это увлекательный мир, одна из популярных интеллектуальных игр. Польза от занятий шахматами очевидна и доказана многочисленными примерами и результатами. Через шахматы воспитатели могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления: умение сосредоточиться и принять решение, умение решать задачи, развивается пространственное, логическое мышление; тренируется память; появляется ответственность за свои ходы; повышается самооценка, уверенность в себе.Шахматы – эффективная модель для формирования у ребенка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта.Благодаря этой игре формируется умение ребёнка проектировать свою деятельность, а также умение общаться с рисунками и схемами. Кроме этого, эта игра ненавязчиво формирует у детейтакое качество, как усидчивость, а также воспитывает в детях умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям.

(Слайд 4)Для чего нужны шахматы …Нужно ли учить дошкольников этой игре? Многие исследования показали, что обязательно надо учить детей шахматной игре. Это самая гениальная игра, которую придумало человечество. Шахматы содержат в себе воспитательную, образовательную, физическую и эстетическую функцию. Шахматы-спорт, но не физический, а умственный. Шахматы — это отличная подготовка к школе.

(Слайд5)Исходя из всего выше изложенного, мы сделали вывод, что самым оптимальным вариантом, для осуществления всех этих задач является - обучение детей игре в шахматы.

У нас в детском саду обучение дошкольников игре в шахматы начинается с 5-летнего возраста, как в рамках клуба для любителей игры в шахматы, так и со всеми детьми в свободной деятельности.

Для организации обучения детей созданы условия.

Материально-техническое обеспечение:

  • Шахматы – 9 наборов;
  • Шахматные доски – 5 шт.;
  • Таймер – 2 шт.;
  • Большая магнитная шахматная доска – 2 шт.
  • Шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий (вырезанные из старых картонных шахматных досок или изготовленные из цветной бумаги или картона); шаблоны латинских букв (из картоны или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации: мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек»; цветные карандаши; фломастеры; бумага для рисования; краски; книжки с рассказами, сказками про шахматы, дидактические игры, игрушки.

Методическое обеспечение Программы.

  • И.Г.Сухин, пособие для учителя «Шахматы. Первый год или Учусь и учу», Обнинск, изд. «Духовное возрождение, 2015г. (1-я и 2-я части);
  • И.Г.Сухин, «Там клеточки черно-белые чудес и тайн полны» (№1), Обнинск, изд. «Духовное возрождение, 2015г.: (1-я и 2-я части); рабочие тетради – 1-я (5 шт.) и 2-я части (5 шт.);
  • И.Г.Сухин, «Играем и выигрываем» (№2), Обнинск, изд. «Духовное возрождение, 2015г. (1-я и 2-я части); рабочие тетради – 1-я (5 шт.) и 2-я части (5 шт.).
  • Интернет ресурсы.

В рамках клуба любителей игры в шахматы «Путешествие в шахматное королевство» обучение детей игре происходит на специальных занятиях по методике И.Г. Сухина.

Количество детей на занятии 6-8 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Формы работы с воспитанниками включают:

  • групповые теоретические и практические занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания;
  • чтение художественной литературы;
  • олимпиады, турниры и викторины, соревнования;
  • сеансы одновременной игры с педагогом;
  • игра с партнером;
  • самостоятельная деятельность детей.

В число организационных условий входят:

а) занятия первого года обучения должны быть организованы так, чтобы не было проигравших детей;

б) преобладающей формой организации учебного процесса должна стать

задачная;

в) широкое привлечение на занятиях шахматных сказок;

г) использование на занятиях элементов театрализации;

д) создание на занятиях обстановки тайны, секрета;

е) обязательным атрибутом занятий должен быть смех.

Эмоциональная атмосфера на занятии гарантируется тем, что каждое шахматное занятие представляет собой:

1) занятие-сказку (читается дидактическая шахматная сказка);

2) занятие-театр (выполняется небольшая инсценировка);

3) занятие-игру;

4) занятие-смех (использование шуточного материала);

5) занятие-тайну (использование сюрпризов);

6) занятие без проигравших;

7) занятие – погружение в решение занимательных заданий.

Учет всех указанных семи факторов позволяет сделать шахматные занятия здоровьесберегающими.

Нежелательны: назидательность, увлечение терминами, разветвленные и длинные варианты, требования обязательно доигрывать партии до конца.

Рекомендуемая структура занятия (30 минут)

Целевая установка(1 – 2 минуты)

Повторение пройденной темы (3 – 5 минут)

Объяснение материала (3 – 5 минут)

Закрепление материала через дидактические игры 

(5 – 8 минут)

Практическая часть: игра с партнером 

(5 – 8 минут)

Заключение по темы (1 – 2 минуты)

 Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Эту работу мы осуществляем не только с детьми, посещающими клуб, но и со всеми детьми группы. Мы вводим детей в мир шахмат в игровой форме:

 

  • знакомим дошкольников с историей развития шахмат;
  • в простой и доходчивой форме рассказываем о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах;
  • знакомим дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививаем им любовь к древней и мудрой игре.

«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять Анатоль Франс (французский писатель и литературный критик).  Поэтому  мы широко используем шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые интересны дошкольникам.

Ну а сейчас предлагаю вам поиграть немножко!

 

Игра: