Развитие лингвистической одаренности у детей в процессе обучения английскому языку (из опыта работы).
1. Развитие лингвистической одаренности у детей в процессе обучения английскому языку (из опыта работы).
2. Методические материалы.
2. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Куртамышского района «Куртамышская средняя общеобразовательная школа №2».
3. Гилёва Валерия Витальевна, учитель английского языка высшей квалификационной категории,
Пояснительная записка
Обучение английскому языку требует от учителя постоянного усовершенствования и поиска более продуктивных методов и стратегий обучения, соответствующих требованиям современного общества и особенностям современных детей.
Изучение английского языка обладает огромным потенциалом не только для всестороннего развития личности, но и для выявления одаренных детей, так как здесь особенно часто используются межпредметные связи (с математикой, русским языком, литературой, историей, географией). А это одна из главных задач совершенствования образования.
Одаренные дети – это особая категория детей. Таким детям требуется особое внимание и особый подход к их обучению. Ни у кого сегодня не вызывает удивление, что каждый человек рождается с определенным набором задатков, а вот способности появляются в результате развития задатков. Главное эти задатки вовремя заметить и создать максимально благоприятные условия для их развития общими усилиями родителей и педагогов.
Цель методических материалов: создать благоприятные условия для выявления, поддержки и развития способных и одарённых детей.
Задачи методических материалов:
- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки;
- отбор тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
-активное включение обучающихся в процесс самообразования и саморазвития;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых обучающихся в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Настоящие материалы возможно применять с обучающимися 5-11 классов.
Ожидаемые результаты
Конечным результатом методических материалов должны стать:
- создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;
- повышение качества образования обучающихся;
- создание благоприятных условий для развития одаренности на всех ступенях обучения;
- сформированное чувство осознанного изучения английского языка;
- формирование и развитие у обучающихся способности ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения;
- формирование у обучающихся способности планировать и анализировать свою деятельность.
Тематическое содержание
1. Понятия одаренность и лингвистическая одаренность.
2. Использование маршрутной карты для осуществления индивидуального подхода к одаренным детям.
3. Индивидуальный образовательный маршрут в работе с лингвистически одаренными детьми.
4. Роль научно-исследовательской работы с одаренными детьми в реализации их познавательной активности.
5. Средства развития способностей обучающихся к иноязычной деятельности (олимпиады, конкурсы).
6. Результаты работы с одаренными детьми.
7. Список используемой литературы.
1. Понятие «одаренность» трактуют многие методисты, в частности из работ Шумакова Н.Б., Юркевича В.С. можно дать определение одаренности как: «1) уникальное сочетание способностей, обеспечивающее успешную деятельность; 2) умственный потенциал, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 3) наличие задатков к развитию способностей».
Другой известный ученый - лингвист Пассов Е.И. предлагает определение лингвистической одаренности – «повышенный уровень способностей к ускоренным процессам мышления на чужом языке, к активной познавательной деятельности в области теории и истории языка, к креативности в выборе способов общения на иностранном языке, к устойчивой мотивации в изучении языка».
Говоря о неординарных способностях, в изучении иностранных языков обычно используют такие понятия, как «чувство языка», «языковые способности», «коммуникативные способности», «иноязычные способности», «языковая догадка», «языковая интуиция», «способности к иностранным языкам».
Работать с детьми с «языковой интуицией» не просто. Важно понимать, что одаренность может иногда скрываться за нестандартностью в поведении и мышлении. Это выражается в его интеллектуальных способностях, незаурядных способностях к обучению, творческом и продуктивном мышлении. Такие дети легко усваивают новый материал, активны, любят экспериментировать. Их отличают творческий подход, стремление к познанию нового, самостоятельному исследованию. Поэтому одаренному ребенку на обычных занятиях наряду с другими детьми просто скучно. Все задания он выполняет с легкостью и быстрее остальных детей, а, главное, он способен сделать больше. Особенно быстро такие дети теряют интерес к изучению английского языка, где требуется регулярная, монотонная и кропотливая работа. Таким детям необходим глубокий индивидуальный подход. Процесс обучения должен быть организован так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, стремились к открытиям, были максимально загружены.
В трудах отечественных методистов (Азимов Э.Г., Миньяр-Белоручев Р.К., Пассов Е.И., Щукин А.Н.) указывается, что развитие языковых способностей возможно на основе индивидуализации, дифференциации процесса обучения и повышения мотивации к изучению языка.
Несомненно, в области развития лингвистической одаренности и способностей к иностранным языкам остается еще много дискуссионных вопросов: возможность индивидуализации и дифференциации языкового образования, обоснованность и необходимость обучения языкам с раннего возраста, новые подходы к развитию и поддержке одаренных детей.
2. Одаренный ребенок - это личность, склонная к нестандартным решениям, порой имеющая тенденцию к неуравновешенности. Непременная отличительная черта одаренного ребенка – оригинальность его мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения. Именно поэтому возникает необходимость использования в практике обучения личностно ориентированного подхода. Все плюсы данного подхода уже давно отмечены, но, тем не менее, учебный процесс станет более разнообразным, комфортным, благодаря этому подходу раскроются познавательные подлинные возможности и проявится творческий потенциал. Применяя личностно ориентированное обучение можно создать психолого-педагогическое пространство, которое позволит повысить успешность обучения одаренного ребенка.
В числе современных педагогических технологий, используемых при подготовке личностно-ориентированных уроков, особое внимание уделяю блочно-модульной технологии. Данную технологию относят к индивидуальной форме обучения, которая разнится с традиционной школой, но в ее основе лежит принцип дифференцированного подхода к обучению.
В рамках блочно-модульной технологии удобно применять маршрутную карту обучения обучающегося. Под модулем подразумеваю разработанный курс, в который может войти одна или более тем.
Маршрутная карта помогает осуществлять индивидуальный подход к обучающимся, имеющим особые способности к изучению иностранных языков и, которые готовы работать самостоятельно. Данный документ является высшим этапом личностно-ориентированного образования, позволяющий по-новому строить и работу с обучающимися по ликвидации пробелов в знаниях и с одаренными личностями, которые способны искать, анализировать и осваивать большие объемы информации не только из учебной литературы, но и из дополнительных источников.
Предлагаю пример одной маршрутной карты, разработанной для индивидуальной работы с обучающимся в 9 классе в рамках одной темы «Спорт». В разработке заданий использую дополнительный материал вне рамок УМК.
Тема:
|
Задания |
Форма работы |
Отметка о выполнении обучающегося/учителя |
|
Спорт |
Работа с новыми лексическими единицами стр.83 упр.12 ДОПОЛНИТЕЛЬНО Составить предложения/ситуации, отражающие смысл новых слов |
САМОСТОЯТЕЛЬНО Перевод, анализ слов (разбор слова)
|
|
|
Обсуждение текста. Прочитать текст «Professional sports» и ответить на вопросы стр.94 упр.26 ДОПОЛНИТЕЛЬНО составить 3-5 вопросов |
САМОСТОЯТЕЛЬНО ответить не менее чем на 3 вопроса после текста;
|
|
|
|
Письмо другу Написать письмо другу, комментируя одно из утверждений текста (100-140 слов) |
САМОСТОЯТЕЛЬНО
|
|
|
|
Работа над произношением Прослушать диалог и закончить его стр.80 упр.5 |
Прослушать аудиофайлы, повторить за диктором |
|
|
|
Упражнение по грамматике (Времена группы Past) стр.96 упр.1 |
САМОСТОЯТЕЛЬНО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Новый грамматический материал Grammar in focus (Conditionals III) с.97 упр.3 ДОПОЛНИТЕЛЬНО с.98 упр.5 |
Анализ правила,
заполнение таблицы |
|
|
|
Рефлексия Что тебе понравилось в пройденной теме? Какие ошибки ты совершал во время работы? |
50-100 слов |
|
|
3. Кроме использования маршрутных карт, индивидуализировать учебную деятельность, можно при помощи индивидуальных учебных планов (образовательных маршрутов) для каждого обучающегося, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.
Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения обучающегося.
При разработке индивидуального образовательного маршрута учитываю следующие этапы:
определяю уровень развития ребенка - диагностика;
определяю долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению;
определяю время, которое должен затратить ребенок на освоение базовой и специальной программы;
определяю роль родителей;
разрабатываю учебно-тематический план;
определяю содержание;
определяю способы оценки успехов ребенка.
Пример индивидуального образовательного маршрута
1. Фамилия, имя, отчество обучающегося
________________________________________________________________
2. Возраст:___________
3. Характеристика личностных качеств (краткая):
__________________________________________________________________
4. Основания для создания индивидуального образовательного маршрута:
способствовать наиболее полной реализации индивидуальных лингвистических способностей (наличие достижений).
5. Этапы образовательного маршрута.
Этап / цель |
Содержание |
Предполагаемый результат |
Начальный этап Цель: выявить индивидуальные интересы и творческие потребности на данном этапе.
|
1. Беседы и наблюдения за обучающимся во время занятий. 2. Проведение анкетирования по изучению мотивации к обучению. 3. Выявление индивидуальных способностей. 4. Индивидуальные занятия по английскому языку.
|
1. Развитие индивидуального интереса к английскому языку. 2. Подготовка к мероприятиям, раскрывающим лингвистические способности (недели ИЯ, праздники). 3. Участие в конкурсах, олимпиадах, проектах, исследовательских работах).
|
Этап развития Цель: способствовать дальнейшему развитию и реализации лингвистических способностей обучающихся.
|
1. Продолжение индивидуальных занятий. 2. Усложнение видов учебной деятельности, подготовка к выступлению в конкурсе.
|
1. Высокий уровень участия в школьной и районной олимпиаде.
|
Этап саморазвития Цель: содействовать выходу учебной деятельности обучающегося на новый, более высокий уровень
|
1. Совместный подбор и об- суждение нового материала. 2. Индивидуальная работа над проектом.
|
1. Высокий уровень участия в конкурсах разного уровня.
|
Учитель ____________(ФИО учителя)
Для того чтобы из задатков появились способности, чтобы занятия с ребенком развивали его ум, необходима познавательная потребность. Именно эта потребность, т.е. собственный интерес ребенка к познанию выступает своего рода катализатором развития одаренности. Без этой потребности способности развиваться не могут. На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности и приводит к общественно значимым результатам. Научно-исследовательская деятельность – тому доказательство. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Следует отметить, что при обучении одаренных детей очень важно выделять сферу исследовательского и научно-познавательного общения. Организация исследовательского, творческого обучения позволяет активизировать процесс познания, развивать исследовательские и творческие способности. Возможность участвовать в проектах, научно-исследовательской деятельности может дать обучающимся возможность прикоснуться к миру науки, приобрести бесценный опыт творческого и социального взаимодействия.
В процессе обучения учителю важно поддержать, в частности, развитие познавательных потребностей ребенка: в младших классах - его любознательности, в средних и старших - потребности в творческой деятельности.
5. Одним из средств развития способностей к иноязычной деятельности является участие в олимпиадах. Они ставят своей целью выявление обучающихся, отличающихся наиболее глубокими знаниями и способностями по их применению в области английского языка. Олимпиады стимулируют интерес учащихся к приобретению новых знаний, предоставляют учащимся возможность самореализовываться в иноязычной деятельности. Учитель имеет возможность получать данные подготовленности обучающихся по различным видам речевой деятельности и уровню использования языка. Учащиеся имеют также возможность сопоставлять собственные результаты с результатами других участников, совершенствовать навыки работы с тестовыми заданиями, принимать участие в международной игровом конкурсе «British Bulldog», «Золотое руно».
6. Применяя различные методики работы с одаренными детьми неизбежно добиваюсь результатов:
- Мои выпускники успешно сдают Единый Государственный экзамен по английскому языку. Средний тестовый балл по результатам ЕГЭ выпускников 11-х классов выше областного на 15,49% и российского на 9,6%.
- Ежегодно мои ученики становятся победителями и призёрами районной олимпиады по английскому языку. Общее количество призёров и победителей с 2009 по 2016 – 16 человек.
- Дважды одерживали победу в районном конкурсе научно-исследовательских работ.
- Традиционно мои ученики участвуют в международном игровом конкурсе «British Bulldog». Общее количество победителей и призеров регионального и муниципального уровней за пять лет – 28 человек.
- Два победителя всероссийского уровня в конкурсе «Золотое руно».
- В настоящее время 5 моих выпускниц обучаются на факультетах иностранных языков.
Список используемой литературы
1. Абакумова Е. М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. – 2008. – № 4. – С. 92 –95. 2. Азаров Ю.Ускоренное выявление и развитие детских дарований. – М.: Воспитание школьников. 2009. №1.
3. Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. – 2009. – № 3. – С. 85 – 86.
4. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: / В.П. Голованов. – М.: Владос, 2004, – 239 с.
6. Кого считать одаренным? // Директор школы, 2000. – №2.
7. Коноплева Н.Легко ли быть вундеркиндом? // Директор школы. -2004. – № 3. – с. 54-59.
8. Кутнякова Н.П. Учимся понимать детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 282 с.
9. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П.Голубева; Науч. ред. рус.текста Н.М.Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144с.
10. Лебедева В.П., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М. и др. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 354с.
11. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.
12. Логинова Р. Н. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / Р. Н. Логинова // Учитель в школе. – 2008. – № 3. – С. 81 – 83.
13. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М., 1993.
14. Одаренные дети: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991. – 376с.
15. Пассов, Е. И., Кузовлев, В. П., Царькова, В. Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. — Просвещение, 1993. — 159 с. — (Библиотека учителя иностранного языка).
16. Патык А.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с разными учебными возможностями: 2008.
17. Рабочая концепция одаренности. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003. – 95с.
18. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. – М.: Смысл, 2002. – 527 с.
19. Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков // Учитель в школе. – 2008. – № 1. – С. 103 – 106.
20. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. – Ярославль: академия развития, 2002. – 352 с.
21. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2002. – 176 с.
22. Тен К. Б. Летний лагерь как технология организации работы с одаренными детьми / К. Б. Тен // Учитель в школе. – 2010. – № 3. – С. 86 – 91.
23. Хорошко Н.Ф., Головко В.М. Педагогическая концепция «Школы «Интеллектуально одаренные дети» // Школьные технологии, 2002. – №6. – С.97-105.
24. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
25. Юркевич В. С. Творчески одаренные дети: выявление и развитие. Типы одаренности / В. С. Юркевич // Учитель в школе. – 2008. – № 2. – С. 69 – 76.
65. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В.И.Панова. – М.: Молодая гвардия. 1997. – 78с
27. http://www.odardeti.ru