Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Кружок «Умелые ручки»

МАДОУ "Детский сад № 312" г. Пермь

 

Кружок «Умелые ручки»

 

Калинина Ольга Борисовна

воспитатель первой квалификационной категории

 

 
Пояснительная записка.
Необходимость в дополнительной работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию в кружке «Умелые ручки» возникла изначально из большого интереса детей к природному материалу: семенам растений, листьям, корням, плодам, овощам необычной формы и размера. Оказалось, что детские коллекции и сокровищницы включают в себя в основном природный материал.
Программой предусмотрены специальные занятия по конструированию из природного материала, но желание детей оживлять свои сокровища, давать им новую жизнь в сказочных образах было так велико, что возникла необходимость в дополнительных занятиях с природным материалом.
Природный материал-кладовая для развития детского творчества. Ведь изготовление игрушек и поделок из природного материала - труд кропотливый, необычный и очень приятный. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, систематический труд с природным материалом развивает детскую руку: она приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности, способствует воспитанию эстетического вкуса, усидчивости, трудолюбия.
Наряду с изготовлением поделок из природного материала, детям очень нравится работа с тканью, где они знакомятся с материалами и инструментами для шитья.
Цель кружка: формирование у детей трудовых навыков, творческой активности, художественного вкуса. В ходе формирования трудовых знаний, умений и навыков способствовать появлению различных форм социального взаимодействия (сотрудничество, взаимопомощь, достижение одной цели в коллективной деятельности) с взрослыми и сверстниками.
На занятиях кружка «Умелые ручки» решаются следующие задачи:
  • Развиватьконструктивные и творческие способности дошкольников с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
  • Способность развитию мелкой моторики рук, точности движений, координации в работе глаза и руки, глазомера.
  • Формировать практические навыки работы с бумагой, разнообразным бросовым и природным материалом, тестом.
  • Сформировать умение работать с трафаретами и лекалами, подбирать ткань по цвету и фактуре.
  • Формировать первоначальные навыки шитья.
  • Знакомить со свойствами различных материалов.
  • Воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.
  • Способствовать воспитанию эстетического вкуса дошкольников.
  • Способствовать развитию монологической связной речи.
 
Тематика занятий в кружке дополнительного образования не дублирует рекомендованные программой «Радуга», а дополняет их с учетом интересов детей, имеющегося природного материала и потребностей детского коллектива (оформление тематической выставки, изготовление сувениров, оборудования для занятий, подарков для малышей, для родителей, для друзей.).
Занятия в кружке «Умелые ручки» разработаны на основании рекомендаций научно-методической литературы для воспитателей дошкольных учреждений.
В тематику занятий включены работы с различным материалом: природным, бросовым, бумагой, тестом, тканью.
Учитывается дидактический принцип постепенного нарастания сложности заданий, как по технике изготовления, так и по тематике.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по подгруппам (не более 10человек). Длительность занятия - до 30 минут.
Методические приемы, используемые руководителем, соответствуют возрастным особенностям дошкольников и их подготовленности к данному виду деятельности:
  • Показ образца.
  • Анализ образца.
  • Использование художественного слова.
  • Творческий рассказ воспитателя.
  • Показ-объяснение.
  • Индивидуальный показ приемов работы с материалом.
  • Использование схемы пошагового изготовления изделия.
  • Организация выставок детского творчества.
 
Все детские работы участвуют в выставках, организованных в группе,используются для оформления помещения, в качестве подарков или хранятся по желанию детей дома.
        
Правила техники безопасности при работе с различными материалами и
инструментами.
 
1.Работай за своим рабочим местом.
2.Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
3.Во время работы держи рабочее место в порядке.
4.Нельзя брать в рот мелкие детали.
5.При работе с клеем будь аккуратен.
6.Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.
7.Когда режешь, держи ножницы концами от себя.
8.При работе не держи ножницы концами вверх.
9.Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
10.Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.
 
Примерный учебно-тематический план 1 года обучения.
(средняя группа)
1занятие в неделю
№ п/п
                                     Виды работ
Часы
Ноябрь
1 занятие
Работа с пластилином -  гусеница
1час
2 занятие
Работа с пластилином - бабочка
1час
3 занятие
Работа с пластилином - украшаем крылья бабочки
1час
4 занятие
Бумагопластика- заяц
1час
Декабрь
1 занятие
Выкладывание рисунка из крупы на крышке по своему желанию
 
1час
2 занятие
Новогодние игрушки из бумаги и природного материала
1час
3 занятие
Работа с соленым тестом - подсвечник
1час
4 занятие
Оригами - елка
1час
Январь1 занятие
Работа с природным материалом - стрекоза
1час
2 занятие
Оригами и аппликация - цветы и бабочка
1час
3 занятие
Бабочка из пластиковой бутылки
1час
4 занятие
Бумагопластика - слон
1час
Февраль
1 занятие
Выкладывание из гороха на пластилине - матрешка
1час
2 занятие
Работа с соленым тестом - сердечко на память (подвеска)
1час
3 занятие
Выкладывание из бисера картинки на крышке
1час
4 занятие
Выкладывание из бисера картинки на крышке
1час
Март
1 занятие
Работа с природным материалом - лебедь
1час
2 занятие
Оригами - рыбки плавают в водице
1час
3 занятие
Закладка для книги из карандашной стружки
1час
4 занятие
Оригами - зайчик
1час
Апрель
1занятие
Работа с бросовым материалом (бутылочка из-под актимэля) - дятел
1час
2 занятие
Работа с бросовым материалом - стакан для карандашей
1час
3 занятие
Выкладывание из гороха на пластилине - божья коровка
1час
4 занятие
Оригами - лягушонок
1час
Май
1 занятие
Оригами - кораблик
1час
2 занятие
Объемная аппликация из бумаги - тюльпан
1час
3 занятие
Оригами - колокольчик
1час
4 занятие
Выкладывание из гороха на пластилине - клубничка
1час
Итого:28часов.
 
Примерный учебно-тематический план 2 года обучения.
(старшая группа)
1 занятие в неделю
№ п/п
                                       Виды работ
Часы
Сентябрь
1 занятие
"Ваза для осеннего букета" (из пластиковых бутылок)
Задачи - Учить детей основам дизайнерского искусства: учить украшать простые вещи, обновлять старые привычные предметы обихода или создавать новые. Учить самостоятельности в творчестве и определению последовательности действий, необходимых для реализации поставленной цели. Учить детей самостоятельно выбирать средства для создания задуманного изделия.
Материал - пластиковые бутылки, пластилин, скорлупки от орехов, семена различных растений, крупа, образцы ваз, выполненные воспитателем.
 
 
 
1час
2 занятие
"Осенний букет"(флористика)
Задачи- Учить детей составлять для украшения группы красивые композиции из разноцветных осенних листьев и трав. Учить составлять разноуровневые композиции: подбирать центральную часть букета, выделять ее с помощью цветовых пятен, красиво подобранных листьев. Учить детей  видеть красоту природы, находить красивое и необычное в привычном окружении, развивать эстетическое восприятие окружающего мира.
Материал - собранные детьми на прогулках, привезенные из поездок на дачу различные сухоцветы, травы, ветки с осенними листьями, сухие ветки различных деревьев.
 
 
 
 
1час
3 занятие
«Кукла из пластиковой бутылки».
Задачи - Достичь понимания детьми того, что результат зависит от творческого отношения детей к труду. Продолжать учить преобразовывать предметы, меняя их назначение.
Материал – бутылочки из-под Актимеля, пластилин.
 
 
1час
4 занятие
"Бабочка из засушенных листьев"
Задачи - Учить находить одинаковые листочки и составлять симметричное изображение. Развивать творческие способности и воображение.
Материал – сухие листочки, пластилин.
 
 
1час
Октябрь
1 занятие
"Плетение цветного коврика из бумаги"
Задачи - Учить переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги, подбирать красивые сочетания цветов. Развивать художественный вкус.
Материал - прямоугольная основа из картона, разноцветные полоски из картона.
 
 
1час
2 занятие
 
 
 
 
 
 
 
 
«Панно из осенних листьев».
Задачи - Учить детей продумывать сюжет своей работы, а затем воплощать задуманное путем подбора нужного материала, необходимых элементов композиции. Формировать навыки работы с клеем и кистью, учитывая новый для детей материал - засушенные листья. Формировать эстетическое восприятие окружающего, развивать фантазию и воображение детей.
Материал - Засушенные листья и семена различных растений, листы картона, на которых будет располагаться композиция из листьев, ножницы, кисти, клей, салфетки.
 
 
 
 
1час
3 занятие
 
 
 
 
 
 
 
«Знакомство с иголочкой».
Задачи - Познакомить детей с инструментами для шитья, правилами пользования ими. Научиться отмерять нитку и вдевать ее в иголку, завязывать узелок.
Материал - инструменты для шитья.
Самостоятельная деятельность - организовать в развивающей среде уголок ручного труда. Дополнить иглой, нитками разного цвета и качества, лоскуты ткани.
 
 
 
 
1час
4 занятие
«Познакомить со швом «вперед иголка».
Задачи - Закрепить умение правильно пользоваться иголкой. Добиваться, чтобы стежки получались ровными, одинаковой длины. Воспитывать у детей аккуратность, терпение, развивать глазомер и мелкую моторику руки.
Материал - образец, картонный трафарет, иголка, нитки.
 
 
 
1час
 
 
Ноябрь
1 занятие
«Знакомство со швом «назад иголка».
Задачи - Закрепить у детей вдевать нитку в иголку, умение правильно отмерять нитку, завязывать узелок.
Материал - образец, картонный трафарет с дырочками, иголка, нитки.
 
 
1час
2 занятие
«Знакомство с двойным швом».
Задачи - Закрепить умение правильно пользоваться иголкой. Добиваться, чтобы стежки получались ровными, одинаковой длины. Воспитывать у детей аккуратность, терпение, развивать глазомер и мелкую моторику руки.
Материал-тот же.
 
 
1час
 
3 занятие
«Знакомство со швом «через край».
Задачи - Учить выполнять стежки по краю изделия.
Материал -тот же.
 
1час
4 занятие
«Секреты пуговицы».
Задачи - Учить пришивать пуговицы на макете одежды. Обратить внимание детей на то, что нитки нужно подбирать в тон пуговицы или в тон одежды.
Материал - пуговицы, картонные макеты одежды, нитки, иголка, ножницы.
Самостоятельная деятельность-шитье коврика, используя пришивание пуговиц, пришивание пуговиц на свою одежду и куклам.
 
 
 
 
 
1час
 
Декабрь
1 занятие
«Изготовление вазы для зимнего букета».
Задачи - Продолжать учить детей основам дизайнерского искусства: учить украшать простые вещи, обновлять старые привычные предметы обихода или создавать новые. Учить самостоятельности в творчестве и определению последовательности действий, необходимых для реализации поставленной цели. Учить детей самостоятельно выбирать средства для создания задуманного изделия.
Материал - пластиковые бутылки разных цветов и форм, самоклеящаяся бумага, образцы ваз, выполненные воспитателем.
 
 
 
 
1час
2 занятие
«Изготовление зимнего букета».
Задачи - Продолжать учить составлять для украшения группы красивые композиции из веточек и елочных украшений. Учить составлять разноуровневые композиции: подбирать центральную часть букета, выделять ее с помощью цветовых пятен. Учить детей видеть красоту природы, находить красивое и необычное в привычном окружении, развивать эстетическое восприятие окружающего мира.
Материал - веточки деревьев, елочные украшения.
 
 
 
1час
 
 
3 занятие
Работа с соленым тестом - поделки к Новому году.
Задачи – Познакомить детей с особенностями лепки из соленого теста. Закреплять знакомые приемы лепки, умение пользоваться стекой. Развивать глазомер, навык украшения изделия. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Материал - доски, стеки, тарелочки с водой.
 
 
1час
4 занятие
Изготовление елочных украшений.
Задачи - Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами. Развивать чувство формы, цвета и композиции. Воспитывать уверенность, самостоятельность.
Материал - цветная бумага, ножницы, кисточки для клея.
 
 
1час
Январь -
Март
Занятия начинаются с третьей недели января
Работа по обучению детей навыкам вышивания. Каждый ребенок выбирает картинку, которая ему понравилась.
Задачи - Познакомить детей со стебельчатым швом. Добиваться, чтобы стежки получались ровными, одинаковой длины. Воспитывать аккуратность, терпение, развивать глазомер и мелкую моторику руки.
Материал - белая салфетка 25х25 см., нитки мулине разных цветов, иголки, пяльце.
 
 
 
 
11часов
Апрель-
Май
Весь апрель и май дети делают аппликацию на ткани
Дети выбирают образец, который им понравился, в соответствии с ним подбирают нужную ткань, вырезают из ткани нужные картинки и приклеивают на ткань.
Задачи - Учить детей самостоятельно создавать простейшие композиции на ткани, учить подбирать ткань в соответствии с замыслом, наносить элементы аппликации на ткань темным карандашом, вырезать их. Учить собирать и наклеивать детали композиции.
Материал - образцы, салфетка, разноцветные кусочки ткани, трафареты (по необходимости), ножницы, клей ПВА, кисть клеевая, клеенка под клей.
 
 
 
 
9часов
Итого: 36 часов
 
Примерный учебно-тематический план 3 года обучения.
(подготовительная группа)
1 занятие в неделю
№ п/п
Виды работ
Часы
Сентябрь
1 занятие
           Занятия начинаются с третьей недели сентября.
«Вышивка на бумаге».
Задачи - Познакомить детей с техникой выполнения контурных поделок. Развивать у детей творческие способности: вкус, чувство цвета, пространственное мышление.
Материал -картинка на картоне, цветные вязальные нитки, клей ПВА, ножницы.
 
 
 
1час
2 занятие
Продолжение работы "Вышивка на бумаге".
Задачи и материал тот же самый.
1час
Октябрь
1 занятие
«Знакомство со швом крестик».
Задачи - Познакомить детей со швом крестик. Закрепить умение правильно пользоваться иголкой. Воспитывать у детей аккуратность, терпение, развивать глазомер и мелкую моторику руки.
Материал - образец, картонный трафарет с дырочками, иголка, нитки.
 
 
 
1час
2 занятие -
и весь ноябрь
Плетение коврика из ниток.
Задачи  - Учить детей переплетать основу нитками разного цвета, выполняя прием «полотно», подбирать пряжу по фактуре и цвету, сматывать ее в клубки.
Материал - образец, основа, нитки разного цвета.
 
 
8часов
Декабрь
1 занятие
«Лесовичок» из природного материала.
Задачи - Учить детей мастерить забавные поделки с использованием шишек, плодов и семян различных растений, пластилина. Развивать творческую фантазию детей: умение замечать сходство веточек, шишек с различными фигурками, умение увидеть их особенности. Развивать навыки работы с красками, ножницами, клеем, пластилином. Учить соединять части поделки различными способами.
Материал - шишки, семена различных растений, небольшие веточки, пластилин.
 
 
 
1час
2 занятие
Коллективная работа «В зимнем лесу» (оригами.).
Задачи - Учить детей преобразовывать базовую форму в разные поделки, развивать вариативность мышления. Развивать навыки выполнения точных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовых форм «простой треугольник», «двойной треугольник» и «воздушный змей». Учить работать коллективно, распределять между собой работу. Учить составлять общую композицию, гармонично размещая в ней свою поделку. Развивать интерес к оригами.
Материал - квадратные листы цветной бумаги, цветная бумага для выполнения носа и глаз животных, ножницы, клей, карандаши и фломастеры.
 
 
 
 
1час
3 занятие
«Снеговик» из яичной скорлупы.
Задачи - Учить располагать скорлупки как хаотично, по контуру детали, так и полностью заполняя всю деталь.
Материал – яичная скорлупа, картон, клей.
 
1час
4 занятие
«Изготовление елочных игрушек» из соленого теста
Задачи - Учить самостоятельности в выборе предмета для творческих поделок, развивать воображение, фантазию.
Материал – соленое тесто.
 
1час
Январь
3 занятие
«Закладка для книги» (из карандашной стружки.).
Задачи - Научить детей выполнять объемную мозаику из карандашных стружек. Воспитывать старательность и аккуратность при выполнении работы.
Материал – карандашная стружка, шаблоны закладок.
 
 
1час
4 занятие
Композиция из плодовых семян.
Задачи- Учить детей создавать мозаику на основе круп. Развивать мелкую моторику рук, внимательность, эстетический вкус. Воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к прикладному творчеству.
Материал - семена различных растений.
 
 
1час
Февраль
1 и 2 занятие
Чеканка в подарок папе.                                                         
Задачи - научить чеканке примитивным способом с применением фольги и подручных материалов. Развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности; способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук; воспитывать, настойчивость в достижении цели, аккуратность, художественный вкус и творческое отношение к работе.
Материал – фольга, шаблон, палочка с круглым концом.
 
2часа
3 и 4 занятие
Шкатулка из открытки (подарок маме)
Задачи - закрепить знания и умения по выполнению обмёточного стежка; соблюдать правила техники безопасности.
Материал - открытки с цветами, иголка, нитки мулине, образец.
 
2часа
Март и Апрель
1 и 2 занятие
Дети шьют мягкие игрушки. В соответствии с принесенной тканью дети выбирают, какую игрушку они будут шить.
Задачи - Развивать у детей творческие способности, аккуратность, терпение, уважение к труду и ответственность. Учить шить простейшие объемные мягкие игрушки, закрепить умение шить изученными
Материал - детали выкроек, ткань, игольница, нитки, ножницы, темный карандаш.
 
6 часов
3 занятие
«В гостях у сказки» (шитье пальчикового театра.).
Задачи - Упражнять детей в умении сшивать детали игрушек, украшать их аппликацией или декоративным швом. Воспитывать усидчивость, старание, умение доводить начатое дело до конца.
Материал - Заготовки для игрушек, дополнительные детали для оформления персонажей, иголка, ножницы, клей ПВА.
 
 
1час
4 занятие
«Воздушный змей».
Задачи - Учить детей создавать модели воздушных змеев разных видов. Развивать умение украшать поделку с помощью рисунка, аппликации, дополнительных деталей. Развивать навыки коллективной работы, умение объединять общие усилия для получения красивой поделки.
Материал-бумага для змея, цветная бумага, ножницы, клей, бросовый материал.
 
 
 
1час
Май
Весь май дети шьют кукольную одежду.
Задачи - Учить детей пользоваться лекалами, отработать навыки и умения шить знакомыми швами; лучше узнать конструкцию и назначение одежды, историю возникновения, развивать чувство вкуса и гармонию.
Материал - лекала для изготовления одежды, темный карандаш, иголка, ножницы, нитки.
 
 
4часа
Итого:33 часа
 
Критерии оценки знаний, умений и навыков детей, посещающих кружок «Умелые ручки».
Работа с разнообразным материалом.
Средняя группа.
  1. Умение сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы.
  2. Приклеивать к основной форме отдельные детали.
  3. Доводить начатое дело до конца.
  4. Умение работать с разным сыпучим материалом (крупой, бисером.).
Старшая группа.
  1. Сгибать лист бумаги пополам, вчетверо, в разных направлениях, сглаживая сгибы.
  2. Умение работать по готовой выкройке, по несложному чертежу.
  3. Умение вырезать по контуру.
  4. Умение выполнять аппликацию из семян растений, вдавливая их в пластилин, нанесенный на картон.
  5. Выполнять несложные поделки в технике оригами.
  6. Переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги.
Подготовительная к школе группа.
  1. Умение складывать бумагу в разных направлениях.
  2. Умение складывать бумагу по диагонали.
  3. Умение складывать готовые выкройки и вырезать детали по шаблону.
  4. Создавать фигурки людей, животных, птиц из природного материала.
 
Работа с тканью и иголкой.
Старшая группа.
  1. Умение держать ножницы.
  2. Умение вырезать несложные предметы по контуру.
  3. Умение различать разновидности ткани: зрительно, тактильно.
  4. Умение выполнять аппликацию на ткани.
  5. Умение правильно отмерять нитку.
  6. Умение вдевать нитку в иголку.
  7. Умение завязывать узелок.
  8. Умение пришивать пуговицу.
  9. Умение шить швами «вперед иголка», «двойной шов», «через край», «крестиком», «назад иголка».
Подготовительная к школе группа.
  1. Умение работать с шаблоном, с трафаретом.
  2. Умение соединять две детали выкройки вместе.
  3. Умение сматывать нитку в клубок.
  4. Умение плести узоры из ниток.
  5. Выполнение ниткописи.
 
Ожидаемые результаты.
  1. Сформированы практические навыки работы с бумагой, разнообразным бросовым и природным материалом, тестом.
  2. Пользуются разнообразными трафаретами и лекалами.
  3. Сформированы первоначальные навыки шитья.
  4. Знают свойства различных материалов.
Приложение.
 
ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
 
Загадки.
  • Одна подружка пролезла другой в ушко.  (Иголка с ниткой)
  • Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой)
  • Сама коротка, а хвост длинен. (Иголка с ниткой)
  • Два конца, два кольца. Посередине гвоздик. (Ножницы)
  • Железный жучок, на хвостике червячок. (Булавка)
Пословицы и поговорки.
  • Куда иголка, туда и нитка.
  • Красна птица опереньем, а человек – рукодельем.
  • Без топора – не плотник, без иглы – не портной.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
  • Умелые руки не знают скуки.
  • Аккуратность человека красит.
  • Землю красит солнце, а человека труд.
  • Каков мастер, такова и работа.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Была бы охота – будет ладиться работа.
  • Больше дела, меньше слов.
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
  1. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. «Сфера» М.2002.
  2. Тарабарина Т.И.Оригами и развитие ребенка. «Академия развития».
Ярославль.1996.
  1. Козлина А.В.Уроки ручного труда. «Мозаика-синтез»1999.
  2. Перевертень Г.И.Самоделки из разных материалов. «Просвещение» М.1985.
  3. Нагибина М.И.Природные дары для поделок и игры. «Академия развития».
Ярославль.1997.
  1. Нагибина М.И.Из простой бумаги мастерим как маги. «Академия развития».
Ярославль.1998.
  1. О.Жукова. Дошкольный возраст: о развитии ручной умелости. Журнал «Дошкольное воспитание»№8за 2008г.
  2. Цамуталина Е.Е.Сто поделок из ненужных вещей. «Академия развития».
Ярославль.2000.
  1. Лыкова И.А.Художественный труд в детском саду. «Карапуз» М.2008.
  2. Соколова С.В.Оригами для дошкольников. «Детство-пресс».2002.
  3. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. «Академия развития». Ярославль.1997.
  4. Малышева А.Н. «Работа с тканью». «Академия развития». Ярославль.2001.
  5. Маркаев О.Первый букет. «Академия развития». Ярославль.1999.
  6. Белякова. Подарочки для мамочки и всех-всех-всех своими руками. «Дом ХХ1 век». Москва.2009.
Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. «Академия развития». Ярославль.2001.