Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Игра-викторина «Знаем и любим тебя Тукай»

МБДОУ «Детский сад №132 комбинированного вида» Кировского района города Казани

 

 

Игра-викторина, посвященная творчеству Габдуллы Тукая в старшей группе.

 

“МЫ ЗНАЕМ И ЛЮБИМ ТЕБЯ ГАБДУЛЛА ТУКАЙ”

 

Хазипова Гульназ Галимхановна

Воспитатель по обучению татарскому языку

 

 

Цель: Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.

Задачи:

Познакомить детей с жизнью и творчеством Г.Тукая.

Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Г.Тукая.

Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Г.Тукая.

Воспитывать способность наслаждаться художественным словом,

умением употреблять его в собственной речи (пословицы, поговорки, народные высказывания).

Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок Г.ТУКАЯ.

Расширить представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.

Оформление зала: на экране портрет Г.Тукая, на стенах и столах рисунки и поделки, посвященные творчеству Г.Тукая.

Под музыку ….. дети входят в зал. Музыка затихает, дети здороваются с гостями. Музыка продолжается, дети проходят, садятся на стульчики.

Муз.руководитель: Много-много лет назад, в один из весенних солнечных дней, 26 апреля 1886 года родился великий татарский поэт Г. Тукай. Мы сегодня с вами собрались вспомнить и почтить память татарского поэта Г. Тукая.

Песня «Бәйрәм бүген» - поют все присутствующие.

Учитель татарского языка: Мы начинаем с вами викторину «Мы знаем, читаем и любим тебя Г.Тукай!»

Под музыку Курай—Эллуки.(Милли моннар) ребенок читает стихотворение «Родной язык»

О, язык, родной, певучий! О, родительская речь!

Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь!

О, язык мой, мы навечно неразлучные друзья.

С детства стала мне понятна радость и печаль твоя!

Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать,

Подрастая , сказки бабушки я начал понимать.

О язык мой, мы навечно неразлучные друзья,

С детства стала мне понятна радость и печаль твоя.

О язык мой, как сердечно я молился в первый раз:

«Боже, - я шептал, - помилуй мать, отца, помилуй нас».

Муз.руководитель: Ребята, посмотрите на экран (6 слайд) 

1. О какой птице написал эти строки Г.Тукай?

Таскала глину в остром клювике своем,

Из глины строила она красивый дом.

Ответы детей… (ласточка) 2. Как ты скажешь по-татарски, что у нее чистый, красивый, большой дом?

Ответы детей… (чиста, матур, зур ой)

Дети читают стихотворение «Ласточка»

1 ребенок: Недавно ласточка, что сердцу так мила,

Там, над окном моим, гнездо себе вила,

Таскала глину в остром клювике своем,

Из глины строила она красивый дом.

Трудилась долго, возводя свой легкий кров,

А после вывела хорошеньких птенцов.

Чтоб сыта была вся птичья детвора,

Жучков и мошек мать приносит им с утра.

2 ребенок: Пусть непогода на дворе и ночь темна,

Не шевельнется в теплом гнездышке она,

Укроет голову тихонечко крылом

И сладко спит она, окутана теплом.

И что ей молния и гром, что шум людской!

Спит крепко ласточка, и дорог ей покой.

Чтоб ни случилось не земле, ей нет забот,

Она и клювиком своим не поведет.

 

Муз.руководитель: (8 слайд)

1. Чему учит мальчик Акбая в стихотворении поэта «Забавный ученик»?

2. Как ты по-татарски позовёшь к себе Акбая и предложишь ему сесть?

Инсценировка стихотворения «Забавный ученик»

1 ребенок-Мальчик:

Стой Акбай на задних лапках, поучись-ка, послужи!

Ну, не падай! Ну, не падай! Спину ровненько держи.

2 ребенок-Акбай:

Мне учение в мученье! Я же маленький, - смотри!

Сколько от роду мне… Месяц? Или два? А может, три…

Мне ли службой заниматься, мне бы, хвост задрав, помчать!

Мне б на травке поваляться, научиться бы рычать.

1 ребенок: Мальчик

Глупый пес не разумеет – нет уж, сызмальства учись!

Кости к старости твердеют, не согнешься, как ни гнись!

Муз.руководитель: (12 слайд)

1. Скажите, чем угощает Гали Козу из произведения Тукая «Гали и Коза»?

2. Как ты угостишь козу? Предложи ему покушать яблоко по-татарски.

Стихотворение «Гали и коза» (один ребенок читает на татарском языке, второй на русском)

Безнең Гали бигрәк тату Кәҗәбелән, 
МенәКәҗәкарап тора тәрәзәдән.

Гали анычирәмбелән кунак итә, 
Кәҗәрәхмәтукый — сакалынселкетә.

С козою дружен наш Гали:

Коза кивает издали

И бородой ему трясет,

Когда Гали траву несет.

Учитель татарского языка: (11 слайд)

1. Как ты думаешь, какому стихотворению можно отнести картинку на экране?

2. Назови по-татарски всех членов семьи из стихотворения.

Стихотворение «Наша семья» (один ребенок читает на татарском языке, второй на русском)

Әткәй, әнкәй, мин, апай, әби, бабайһәмберпеси — 
Безнеңөйдә без җидәү: безнең, песи — җиденчесе.
Бергәашый, чәйэчә, безнеңләбергәйоклыйул, 
Хезмәтедә бар: өйнетычканявыздансаклый ул.

Нас семеро в семье – отец да мать, да я с сестрой,

Бабуля, дед, наш кот – седьмой.

Он с нами спит, а также ест и пьет,

Мышей он ловит: службу так несет.

Муз.руководитель: (10 слайд)

1.Разгадав загадки, ты узнаешь, кто звал мальчика гулять на улицу в стихотворении поэта.

Эшбеткәч – уйнарга ярый.

Дети отгадывают загадки…

2. Как ты попросишь у мальчика вкусное, красное яблоко? Скажи по-татарски.

Ответы детей…

Учитель татарского языка: (9 слайд)

1. Как называется стих Г.Тукая, в котором говориться о мотыльке?

2. Как мы скажем, что наш мотылек чистый?

Инсценировка стихотворения «Малыш и мотылек» (под музыку девочки в костюмах цветов выбегают на полянку, садятся. Между ними летает мотылек, выходит малыш).

Учитель татарского языка: (13 слайд) Алёна «Шурале»

1.- А вы ребята помните сказки Г.Тукая?

ответы детей…

2. Каких зверей можно встретить в лесу в деревни Кырлай, о которых писал Тукай в своём произведении «Шурале»? Какую нечисть можно увидеть?

3. Каких из этих зверей ты можешь назвать по-татарски?

Музыкальный руководитель: Что-то мы ребята засиделись. Хотите потанцевать? Дети исполняют татарский танец.

Учитель татарского языка: (14 слайд)

1. Как зовут персонажа который упал в молоко?

2. Как ты предложишь мышке  по-татарски попить молока?

«Сөткә төшкән тычкан тычкан» Әдилә 4 гр

Музыкальный руководитель: (15 слайд)

1. Какое время суток изображено на картинке? (Утро)

2. Как мы скажем доброе утро?

Учитель татарского языка: (16 слайд)

1.А сейчас отгадайте загадки, которые вам загадают дети 4 группы?

2.Назавите по татарски времена года.

Учитель татарского языка: 

1. Ребята, а откуда Тукай брал вдохновение что бы писать свои стихи? Чем он вдохновлялся?

Он вдохновлялся воспоминаниями о своей родной деревне.

Стих «Родная деревня» Ралина,  Марк

Муз.руководитель: Вот и подошел к концу наш праздник, посвященный дню Рождения Г.Тукая. Дорогие дети! Любите и берегите свой родной язык!

Песня “Туган тел”- поют все присутствующие.

Список использованной литературы

  1. Багаутдинова Д.Б. Музей Габдуллы Тукая в Казани. Казань,1989.
  2. Исанбаев С. Г.Тукай. Фотоальбом. Казань,1966.
  3. Тукай Г. Кончил дело - гуляй смело. Казань,1986.
  4. Тукай Г. Незабываемое время. Казань,2016.
  5. Тукай Г. Стихотворения, поэмы и сказки. Казань,1986.