Викторина по теме «Техника оригами»
ГБУ ДО РДДТ им. Б.Е. Кабалоева РСО-Алания г. Владикавказ
Викторина по теме «Техника оригами»
Итоговое занятие за I полугодие группы III года обучения
объединения «Начальное техническое моделирование. Страна созидателей»
Республиканского дворца детского творчества г. Владикавказ
Подготовила: Есипова Надежда Анатольевна
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Цель: Образовательная: выявление уровня знаний учащихся.
Развивающая: развивать навыки обобщения, правильного применения понятий и терминов.
Воспитательная: обучение конструктивности эмоций.
Задача: Формирование интереса детей к искусству оригами. Закрепление основных приемов работы с бумагой, умения следовать устным инструкциям, умения складывать модели в технике оригами по схемам и по памяти.
Оборудование:
таблица результатов викторины, вопросы викторины и практические задания (карточки с изображением схем изготовления моделей)
Наглядные пособия:
карточки с изображением схем изготовления базовых форм, схемы с условными обозначениями
Инструменты и приспособления: ножницы, фломастеры
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
Ознакомление с целями и задачами занятия.
Правила проведения викторины.
Викторина будет состоять из 2 туров. Участвуют все обучающиеся. Ответы оцениваются баллами с занесением их в таблицу.
1 тур. Первый поднявший руку, получает право на ответ. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, дополнение к ответу оценивается дополнительным баллом, за особо глубокий и интересный ответ возможен дополнительный балл.
В ответах, содержащих перечисление терминов, оценка 1 балл дается за каждый термин. Участники дают ответы по очереди. Затрудняющийся ответить уступает очередь ответа следующему участнику. Ответы принимаются «до последнего желающего ответить».
2 тур. Практические задания.
Складывание фигурок, следуя устным инструкциям, по схемам и по памяти.
Практические задания оцениваются в случае их правильного выполнения.
3. Основная часть
Отвечаем на вопросы викторины.
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:
1. Из чего люди делали бумагу?
- Из обрезков шелковых и льняных тканей, волокон крапивы, льна – в Китае,
- из древесной коры, бамбука, риса, пшеницы - в Японии,
- из древесины – в странах Европы и России.
2. Что означает слово «оригами»?
Ори – складывать; ками – бумага.
3. Чем оригами отличается от других прикладных искусств?
Аппликация, папье-маше, вырезание силуэтов и т.д. основаны на прибавлении и вычитании материала, а оригами – искусство целого.
4. В какой стране родилось искусство оригами?
- 3-4 век до н.э. – Китай,
- 8 век – Япония
5. Кто в Японии и Китае владел искусством оригами?
В Китае – монахи. В Японии – служители религии, позже аристократы.
6. Какие фигурки складывали в этих странах в религиозных целях?
Фигурки животных, растений, людей (связано с религией обожествления природы), домики, мебель, одежда, бумажные коробочки, шары кудусамо (с травами подвешивались над постелью больного, в храмах), гирлянды журавликов.
7. Какие фигурки складывались светскими людьми?
Символы дружбы, доброго пожелания – записки в форме бабочки, журавля, цветка. Фигурки использовались в качестве печатей.
8. Когда оригами попало в Европу?
В 19 веке японские маги складывали фигурки за считанные секунды, удивляя публику.
9. Когда оригами распространилось по миру?
В середине ХХ века, после 2 Мировой войны.
10. Кто сейчас увлекается оригами в разных странах?
В Англии и Америке – клубное занятие, повод для общения. В Голландии – прикладное искусство. В России – прием обучения и развития (педагоги и ученики).
11. Что символизирует журавлик?
Счастье и долголетие.
12. Как называется самая древняя книга по оригами?
«Тайна сворачивания 1000 журавликов» (18 век)
13. Сколько журавликов сложила 12 летняя девочка из Хиросимы?
644
14. Где установлен монумент, на котором в годовщину атомной бомбардировки вешают гирлянды из 1000 журавликов?
В Японии в г. Хиросима есть парк Мира
15. Какие существуют виды оригами?
- Простое (традиционное)
- По развертке (чертеж, на котором изображены все складки)
- Мокрое складывание
- Модульное оригами
- Киригами (с использованием ножниц) (иногда считается самостоятельным видом бумагопластики, произошедшим от оригами)
16. Какие базовые формы в оригами вы знаете.
Косынка
Книга
Дверь
Дом
Двойной квадрат
Двойной треугольник
Воздушный змей
Блинчик
Катамаран
Рыба
Птица
Бутон
Лягушка
17. На схемах встречаются разные линии и знаки. Что они означают?
(участникам показывается таблица с условными обозначениями)
18. Что означает слово «киригами»?
Киру- резать, ками – бумага.
19. Что означает слово Кусудама ?
Модульное оригами. В древней Японии - «Лекарственный шар», использовался для целебных сборов и благовоний.
Выполняем практические задания:
- Складывание фигурок из бумаги, следуя инструкциям педагога:
- устное описание модели;
- поэтапное складывание модели; - Складывание фигурки из бумаги по памяти.
- Складывание фигурки по схеме.
4. Подведение итогов:
- совместно с детьми проводим проверку выполнения практических заданий сравнением с заранее заготовленными листами решений
- педагог производит подсчет баллов по таблице
- подводим итог занятия, определяем уровень достижения целей, меру участия каждого
- проводим самооценку обучающимися своей работоспособности, психологического состояния, выясняем причин некачественной работы
- награждаем победителей и отличившихся участников.
Список использованной литературы.
- Афонькин С., Афонькина Е. Игрушки из бумаги.- СПб.: «Литера», 2004.- 126 с.
- Выгонов В.В. Трехмерное оригами. – М.: Издательский дом МСП, 2004.-128 с.
- Самоделки из бумаги: легко и просто. Пер. с англ. – М.: Дрофа, 1995.- 112с.
- Афонькин С., Афонькина Е. Займитесь оригами, и в вашей душе поселится радость// Левша. Приложение к журналу ЮТ для умелых рук. – 1995. – 11. –с. 2-4.