Статья: «Игротерапия, как средство профилактики агрессии у детей»
г. Москва, ГБОУ школа №7 СП-5
«Игротерапия, как средство профилактики агрессии у детей»
Рязанцева Юлия Ивановна
Воспитатель
Пояснительная записка.
Цели и задачи:
Профилактика агрессии у детей.
Область применения:
Группы детского сада.
Возраст обучающихся (воспитанников):
3-5 лет.
Ожидаемые результаты:
Снижение детской агрессии.
Формы и методы реализации:
Игротерапия.
Тематическое содержание:
Истоки детской агрессивности.
Факторы, способствующие укреплению агрессивных форм поведения у ребенка.
Причины вспышек детской агрессивности.
Перечень литературы для обучающихся и педагогов:
- Зеньковский В.В. Психология детства – Екатеринбург, 1995.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб., 1998.
- Колосова С.Л. «Детская агрессия» - СПб.: Питер, 2004.
- Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М.: Просвещение, 1997.
- Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: пер. с англ. – М., 1994.
- Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») - М.: Арко, 2009.
- Лютова Е. К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожнимы и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – М.: Педагогика, 2000.
- Рожков О.П. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет. Москва – Воронеж. – 2007.
Основные знания, умения и навыки, характеризующие результативность усвоения материала:
Умение общаться, разрешать конфликты и возникающие ситуации без агрессии.
Необходимое материально-техническое обеспечение:
не требуется
Перечень использованной литературы:
Зеньковский В.В. Психология детства – Екатеринбург, 1995.
Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб., 1998.
Колосова С.Л. «Детская агрессия» - СПб.: Питер, 2004.
Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М.: Просвещение, 1997
Чистякова М.И. «Психогимнастика»
Истратова О. «Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники».
Содержательная часть
Игротерапия, как средство профилактики агрессии у детей.
Истоки детской агрессивности
Начнем с небольшого эпизода из жизни детей. Песочница. Малыши увлечены игрой, пересыпают, копают, пытаются что- то мастерить. Один малыш берет игрушку другого. Хозяин незамедлительно реагирует и пытается отнять. Дело заканчивается дракой и истошными криками обоих.
Откуда в малышах столько агрессии?! Почему нет даже попытки договориться? Ответов много, и каждый из них заслуживает внимания.
Существует мнение о том, что агрессивность наследуется и дети жестоких воспитателей подвержены более частым и ярким вспышкам агрессии. Наличие агрессии можно объяснить и с точки зрения влияния на поведение окружающей действительности. Если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты воспитатели прибегают к насилию, в ребенке формируется агрессивное начало. Поведение воспитателей с ребенком и друг с другом — это самый первый и значимый образец для ребенка. Признайтесь, ведь зачастую в гневе ваш малыш отвечает вам вашими же словами и действиями.
Есть и еще одно объяснение агрессивности. «Агрессия как механизм преодоления препятствий, возникающих на жизненном пути» . Как отмечает Степанов, «способы конструктивного разрешения проблемных ситуаций сами по себе слишком сложны и усваиваются в ходе становления личности». Агрессия, простейшее средство достижения цели, ему знакома, а главное, доступна.
Плохо, что, попробовав данный вид выхода из сложной, конфликтной ситуации и получив положительный результат, ребенок укрепляется во мнении, что этот способ наиболее эффективен. И вот тогда агрессивность начинает закрепляться в качестве черты характера, что очень мешает восприятию и усвоению конструктивных форм поведения. Зачем учиться договариваться, идти на компромисс, уступать, если можно отнять, сломать, укусить, ударить...
Как предотвратить перерастание детской агрессивности в черту характера — это вопрос. Но прежде нам нужно разобраться в своем, воспитательском поведении. Всегда ли мы адекватны в отношениях с ребенком и верно ли мы оцениваем его поведение? Об этом и пойдет речь в следующей беседе.
Агрессия — стремление к моральному и физическому подавлению других людей, достижение своих целей средствами насилия, а порой и просто бессмысленное насилие по отношению к окружающим.
Факторы способствующие укреплению агрессивных форм поведения у ребенка:
- грубое, жестокое обращение с ребенком,
- привлечение ребенка к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.,
- просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах,
- одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»
Причины вспышек детской агрессивности
Прежде чем делать вывод о поведении ребенка и, в частности, его агрессивных формах, давайте посмотрим на себя со стороны, а может, мы сами даем к тому повод?!
Речь пойдет об ответных реакциях ребенка на наши ошибки в общении с ним. Всегда ли мы внимательны к особенностям развития малыша? Не слишком ли мы требовательны к нему?
Мы хотим, чтобы 3-годовалый ребенок находил конструктивные способы выхода из конфликта. Мы в 10 раз старше него, но всегда ли мы правы, конфликтуя с малышом? Давайте посмотрим...
Зачастую агрессивное поведение малыша — реакция на недостаток внимания, а точнее, способ его привлечь. Если малыш тихо играет, занят сам собой, воспитатели в это время с удовольствием смотрят телевизор, занимаются делами. А вот если ребенок начал раскидывать, ломать игрушки, визжать, щипаться, воспитатели реагируют мгновенно — нравоучительными беседами, окриками и, нередко, шлепками. А это реакция на поведение, а не на его причину. Необходимо найти время для занятий с ребенком — и вспышек гнева будет меньше.
Большой вред формированию произвольного (осознанного и контролируемого) поведения наносит воспитательская непоследовательность в воспитании ребёнка. Сегодня вы счастливы, довольны жизнью, и малышу можно все, любой его поступок вызывает у вас умиление и восхищение. А назавтра — усталость, и детские забавы начинают вас раздражать, ребенку все нельзя. Тут и взрослому впору запутаться, а малышу и подавно. Его ответ — агрессивные реакции: «нельзя, а я все равно буду!»
Это основные, но далеко не все формы воспитательского поведения, вызывающие агрессивные реакции у ребенка, реакции защиты, самоутверждения, страха перед непонятной ситуацией.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Правила воспитательского поведения, способствующие снижению детской агрессивности
- Будьте внимательны к чувствам и желаниям малыша.
- Адекватно оценивайте возможности ребенка.
- Стремитесь вовремя, не навязчиво и без излишних наставлений оказывать малышу необходимую помощь.
- Предоставляйте малышу самостоятельность в делах, которые ему по силам. .
- Умейте идти на компромисс.
- Будьте последовательны в воспитании ребенка. Если есть правила и режим, то они должны быть всегда, не вносите дезорганизацию в жизнь ребенка.
- Найдите оптимальный путь воспитания малыша, с которым согласны все, кто участвует в воспитательном процессе.