Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

28.09.2024 г.
Всероссийская акция «Мама, я тебя люблю!»
28.09.2024 г.
Всероссийский литературный конкурс «Мятежный парус Лермонтова…», посвящённый 210-летию со дня...
28.09.2024 г.
Всероссийская эколого-культурная акция «Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать!»
26.09.2024 г.
Всероссийский конкурс исполнителей литературных и музыкальных произведений, посвящённый Дню матери...
25.09.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый Дню отца «Слово об отце…»

Статья: «Игротерапия, как средство профилактики агрессии у детей»

г. Москва, ГБОУ школа №7 СП-5

 

«Игротерапия, как средство профилактики агрессии у детей»

 

Рязанцева Юлия Ивановна

Воспитатель

 

Пояснительная записка.

Цели и задачи:

Профилактика агрессии у детей.

Область применения:

Группы детского сада.

Возраст обучающихся (воспитанников):

3-5 лет.

Ожидаемые результаты:

Снижение детской агрессии.

Формы и методы реализации:

Игротерапия.

Тематическое содержание:

Истоки детской агрессивности.

Факторы, способствующие укреплению агрессивных форм поведения у ребенка.

Причины вспышек детской агрессивности.

Перечень литературы для обучающихся и педагогов:

  1. Зеньковский В.В. Психология детства – Екатеринбург, 1995.
  2. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб., 1998.
  3. Колосова С.Л. «Детская агрессия» - СПб.: Питер, 2004.
  4. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М.: Просвещение, 1997.
  5. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: пер. с англ. – М., 1994.
  6. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») - М.: Арко, 2009.
  7. Лютова Е. К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожнимы и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – М.: Педагогика, 2000.
  8. Рожков О.П. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет. Москва – Воронеж. – 2007.

Основные знания, умения и навыки, характеризующие результативность усвоения материала:

Умение общаться, разрешать конфликты и возникающие ситуации без агрессии.

Необходимое материально-техническое обеспечение:

не требуется

Перечень использованной литературы:

Зеньковский В.В. Психология детства – Екатеринбург, 1995.

Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб., 1998.

Колосова С.Л. «Детская агрессия» - СПб.: Питер, 2004.

Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М.: Просвещение, 1997

Чистякова М.И. «Психогимнастика»

Истратова О. «Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники».

Содержательная часть

Игротерапия, как средство профилактики агрессии у детей.

Истоки детской агрессивности

Начнем с небольшого эпизода из жизни детей. Песочница. Малыши увлечены игрой, пересыпают, копают, пытаются что- то мастерить. Один малыш берет игрушку другого. Хозяин незамедлительно реагирует и пытается отнять. Дело заканчи­вается дракой и истошными криками обоих.

Откуда в малышах столько агрессии?! Почему нет даже попытки договориться? Ответов много, и каждый из них за­служивает внимания.

Существует мнение о том, что агрессивность наследуется и дети жестоких воспитателей подвержены более частым и яр­ким вспышкам агрессии. Наличие агрессии можно объяснить и с точки зрения влияния на поведение окружающей дей­ствительности. Если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей пра­воты воспитатели прибегают к насилию, в ребенке формируется агрессивное начало. Поведение воспитателей с ребенком и друг с другом — это самый первый и значимый образец для ребенка. Признайтесь, ведь зачастую в гневе ваш малыш отвечает вам вашими же словами и действиями.

Есть и еще одно объяснение агрессивности. «Агрессия как механизм преодоления препятствий, возникающих на жиз­ненном пути» . Как отмечает Степанов, «способы конструк­тивного разрешения проблемных ситуаций сами по себе слиш­ком сложны и усваиваются в ходе становления личности». Агрессия, простейшее средство достижения цели, ему знако­ма, а главное, доступна.

Плохо, что, попробовав данный вид выхода из сложной, конфликтной ситуации и получив положительный результат, ребенок укрепляется во мнении, что этот способ наиболее эф­фективен. И вот тогда агрессивность начинает закрепляться в качестве черты характера, что очень мешает восприятию и усвоению конструктивных форм поведения. Зачем учиться договариваться, идти на компромисс, уступать, если можно отнять, сломать, укусить, ударить...

Как предотвратить перерастание детской агрессивности в черту характера — это вопрос. Но прежде нам нужно разобраться в своем, воспитательском поведении. Всегда ли мы адекватны в отношениях с ребенком и верно ли мы оцениваем его поведение? Об этом и пойдет речь в следующей беседе.

Агрессия — стремление к моральному и физическому подавлению других людей, достижение своих целей сред­ствами насилия, а порой и просто бессмысленное насилие по отношению к окружающим.

Факторы способствующие укреплению агрессивных форм поведения у ребенка:

  • грубое, жестокое обращение с ребенком,
  • привлечение ребенка к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.,
  • просмотр боевиков, сцен насилия как в художествен­ных, так и в мультипликационных фильмах,
  • одобрение агрессивного поведения как способа реше­ния конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»     

Причины вспышек детской агрессивности

Прежде чем делать вывод о поведении ребенка и, в част­ности, его агрессивных формах, давайте посмотрим на себя со стороны, а может, мы сами даем к тому повод?!

Речь пойдет об ответных реакциях ребенка на наши ошибки в общении с ним. Всегда ли мы внимательны к особенностям развития малыша? Не слишком ли мы требовательны к нему?

Мы хотим, чтобы 3-годовалый ребенок находил конст­руктивные способы выхода из конфликта. Мы в 10 раз старше него, но всегда ли мы правы, конфликтуя с малышом? Давай­те посмотрим...

Зачастую агрессивное поведение малыша — реакция на недостаток внимания, а точнее, способ его привлечь. Если ма­лыш тихо играет, занят сам собой, воспитатели в это время с удовольствием смотрят телевизор, занимаются де­лами. А вот если ребенок начал раскидывать, ломать игрушки, визжать, щипаться, воспитатели реагиру­ют мгновенно — нравоучительными беседами, окриками и, нередко, шлепками. А это реакция на поведение, а не на его причину. Необходимо найти время для занятий с ребенком — и вспышек гнева будет меньше.

Большой вред формированию произвольного (осознанного и контролируемого) поведения наносит воспитательская непо­следовательность в воспитании ребёнка. Сегодня вы счастливы, довольны жизнью, и малышу можно все, любой его поступок вызывает у вас умиление и восхищение. А назавтра — уста­лость,  и детские забавы начинают вас раздражать, ребенку все нельзя. Тут и взрослому впору запу­таться, а малышу и подавно. Его ответ — агрессивные реак­ции: «нельзя, а я все равно буду!»

Это основные, но далеко не все формы воспитательского по­ведения, вызывающие агрессивные реакции у ребенка, реак­ции защиты, самоутверждения, страха перед непонятной си­туацией.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Правила воспитательского поведения, способствующие снижению детской агрессивности

  1. Будьте внимательны к чувствам и желаниям  малыша.
  2. Адекватно оценивайте возможности ребенка.
  3. Стремитесь вовремя, не навязчиво и без излишних на­ставлений оказывать малышу необходимую помощь.
  4. Предоставляйте малышу самостоятельность в делах, которые ему по силам. .
  5. Умейте идти на компромисс.
  6. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Если есть правила и режим, то они должны быть всегда, не вносите дезорганизацию в жизнь ребенка.
  7. Найдите оптимальный путь воспитания малыша, с ко­торым согласны все, кто участвует в воспитательном процессе.