Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

28.09.2024 г.
Всероссийская акция «Мама, я тебя люблю!»
28.09.2024 г.
Всероссийский литературный конкурс «Мятежный парус Лермонтова…», посвящённый 210-летию со дня...
28.09.2024 г.
Всероссийская эколого-культурная акция «Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать!»
26.09.2024 г.
Всероссийский конкурс исполнителей литературных и музыкальных произведений, посвящённый Дню матери...
25.09.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый Дню отца «Слово об отце…»

Статья: «Игры, которые лечат»

г. Москва, ГБОУ школа №7 СП-5

 

«Игры, которые лечат»

 

Рязанцева Юлия Ивановна

Воспитатель

 

Пояснительная записка.

Цели и задачи:

Укрепление здоровья, снижение детской заболеваемости.

Область применения:

Группы детского сада

Возраст обучающихся (воспитанников):

3-5 лет

Ожидаемые результаты:

Снижение детской заболеваемости, закаливание организм, укрепление иммунитета.

Формы и методы реализации:

Игротерапия

Тематическое содержание:

Роль психоэмоционального состоя­ния ребенка для оздоровления.

Игры при заболева­ниях дыхательной системы.

Игры при заболева­ниях сердечно-со­судистой системы

Игры после перене­сенных инфекцион­ных заболеваний

Перечень литературы для обучающихся и педагогов:

  1. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Упражнения и игры с мячом: Методическое пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 136с.
  2. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис - пресс, 2003. – 192 с.
  3. Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. – Ростов – н. / Д: Феникс, 2001 -256 с.
  4. Немов Р.С., Психология, словарь – справочник (в 2-х частях). - М., 2003

Основные знания, умения и навыки, характеризующие результативность усвоения материала:

Уравновешивание нервных процессов

Укрепление тормозных реак­ций

Координация движений рук

Развитие координации движе­ний

Повышение эмоционального тонуса.

Необходимое материально-техническое обеспечение:

не требуется

Перечень использованной литературы:

  1. Немов Р.С. Общая психология- М., 2001
  2. Общая психология/ Под редакцией А.В. Карпова. - М., 2002
  3. Психология/ Под редакцией А.В.Крылова. - М., 2001
  4. Современные проблемы физической культуры и спорта // Материалы VII научной конференции молодых ученых. / Отв. редактор С.В. Галицын. – Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2004. – 212 с.

Содержательная часть

«Игры, которые лечат»

Болезни - штука неприятная. Особенно детские. Дети очень не лю­бят лечиться, поэтому, как только первые «горячие денечки» остаются позади, они требуют немедленного прекращения постельного режима, считая его делом скучным и совсем необя­зательным Жизнерадостные и бодрые малыши гораздо лучше справляются с инфекцией и быстрее поправляются, а некоторые подвижные игры не только поддерживают хорошее настроение, но и умеют лечить!

   Когда ребенок заболевает, то это становится общей бе­дой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми си­лами стараемся помочь ребенку: об­следуем его, лекарства, стараемся обеспечить покой.

   Это все правильно при сложном течении заболевания. Однако есть еще ряд моментов, которые усколь­зают от нашего внимания. Так, очень важную роль играют психофизиоло­гические особенности детского орга­низма. Психоэмоциональное состоя­ние играет положительную роль в оздоровлении. Если у взрослых лю­дей более 70% заболеваний имеют психосоматическую основу, т.е. за­болевание является реакцией орга­низма на наши эмоциональные про­блемы, то дети зачастую «отвечают» болезнью на беспокойство и озабочен­ность. Этот негативный эмоциональный фон мешает выздоровлению ребенка.

   Другая особенность организма ребен­ка — постоянный рост органов. Следова­тельно, развиваются интенсивнее те мышцы, к которым направлен более сильный приток крови, т. е. к органам, находящимся в движении. Кроме того, известно, что мышечная система в ран­нем возрасте имеет тесную связь с глав­ными регуляторными механизмами. Ог­раниченное движение негативно сказы­вается не только на больном органе, но и на нервной, эндокринной и медиаторной системах в целом. Ограничение движе­ний (ребенок болеет или только что вы­здоровел, и ему нужен покой) влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения. Снижение естественной двигательной активности у детей ведет к уменьшению потока раз­дражений, возникающих во время дви­жения и воспринимающихся нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий го­ловного мозга. В результате этого могут развиться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ос­лабляется нервно-мышечный аппарат, слабее работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. А значит, ослаб­ляется организм в целом, что ведет к бо­лее частым заболеваниям.

   Эти наблюдения о роли движения в развитии и здоровье человека нашли отражение в целой области медицины — лечебно-профилактической физ­культуре. Однако психика ребенка, осо­бенно в раннем возрасте, устроена так, малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные уп­ражнения. Ребенку должно быть инте­ресно заниматься. Именно поэтому существуют адаптированные, изменен­ные в виде игры - упражнения по оздоров­лению и профилактике заболеваний. В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способст­вуем всестороннему, гармоничному фи­зическому и умственному их развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и мет­кости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепля­ют иммунитет.

  Во время игры часто возникают нео­жиданные, смешные ситуации. Это вы­зывает искреннюю радость у детей. Непринужденная веселая ат­мосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь, позволяет проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфе­ре любви и заботы. Это является мощнейшим терапевтическим фактором.

Легкие игры можно чередовать с бо­лее сложными, это позволит разнообра­зить занятия. Но следует учесть, что оз­доровительный эффект от игр возможен лишь при частых и длительных занятиях (3—4 месяца по 2—3 раза в день).

Игры при заболева­ниях дыхательной системы.

 «Пастушок дудит в рожок»

Цель. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного но­сового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Материалы. Рожок, дудочка.

Ход игры. Попросите ребенка как можно громче подуть в рожок, дудочку, чтобы «созвать всех коров». Покажите, что необходимо вдохнуть воздух через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть.

«Шарик лопнул»

Цель. Восстановление носового ды­хания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирования.

Ход игры. Предложите ребенку «на­дуть шарик»: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух но­сом, выдуть его в воображаемый шарик через рот — «ффф....», медленно соеди­няя ладони под «шариком». Затем ребе­нок пусть хлопнет в ладоши — «шарик лопается». «Из шарика выходит воздух»: ребенок произносит звук «шшш...», скла­дывая губы хоботком и опуская руки на колени. «Шарик надувают» 2-5 раз. За старание ребенок получает фант. Следи­те, чтобы вдох ребенка был глубоким, а во время игры не возникало чрезмерного эмоционального возбуждения.

«Перышки»

Цель. Тренировка навыков правиль­ного носового дыхания, укрепление мышц рта.

Материалы. Веревка, 2 стульчика, перышки.

    Ход игры. Натяните веревку между стульями и привяжите к ней перышки. По­садите ребенка на расстоянии 50 см напро­тив перышек. Предложите ребенку по сиг­налу, сделав глубокий вдох, сильным выдо­хом сдуть одно перышко, а затем и другое, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуще­ствить сильный выдох, губы нужно сло­жить узкой трубочкой, а щеки надуть.

«Мышка и Мишка»

Цель. Формирование глубокого рит­мичного вдоха и выдоха, развитие коор­динации движений, укрепление мышц позвоночника.

Ход игры. Воспитатель показывает движения и произносит слова:

—      У Мишки дом огромный.
(Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, по­смотреть на руки вдох.)

— У мышки — очень маленький.

(Присесть, обхватив руками коле­ни, опустить голову — выдох- с произ­несением звука «шшш...».)

—Мышка ходит (Ходим по комнате.)

В гости к Мишке,

Он же к ней не попадет

Следите за четкостью и координацией движений ребенка.

«Косари»

Цель. Развитие мышц плечевого по­яса, формирование правильного дыха­ния, чувства ритма.

Ход игры. Предложите ребенку «по­косить траву». Исходная поза: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы показы­ваете, как «косить», и читаете стихи, а ребенок со слогом «зу» переводит руки махом в сторону (влево — выдох, затем вперед, вправо — вдох):

—      Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву,
Зу-зу, зу-зу,

И налево взмахну.

Зу-зу, зу-зу,

Вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву.

Зу-зу, зу-зу.

Затем предложите ребенку встрях­нуть руки в расслабленном состоянии и повторить игру 3-4 раза.

«Поезд»

Цель. Улучшение функции дыхания, умение реагировать на сигнал.

Ход игры. Предложите ребенку отпра­виться в путешествие, превратившись в «вагончики». Сто­ящий впереди изображает паровоз. Эту роль может, выполнить первый раз сначала взрослый. Он гудит и отправляется в путь.

«Вагончики» слегка сгибают руки в лок­тях. Подражая гудку («гу, гу»), они начина­ют двигаться вперед сначала медленно, затем ускоряют шаг и бегут. После слов взрослого «Поезд приехал на станцию» все замедляют ход и начинают двигаться задом до сигнала «Приехали».

Игры при заболева­ниях сердечно-со­судистой системы

«Пальчик о пальчик»

Цель. Уравновешивание нервных процессов, укрепление тормозных реак­ций, выполнение действий по команде, координация движений рук.

Ход игры. Ребенок сидит перед вами. Под вашу песенку повторяет за вами дви­жения:

—      Пальчик о пальчик тук да тук, (По­вторить 2 раза.)

Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай! (Хлопают в ладоши.)

Ножками топай, топай! (Повторить 2 раза.)

- Спрятались, спрятались! (Закрыть лицо руками.)

Пальчик о пальчик тук да тук! (Повторить 2 раза.)

Игры после перене­сенных  инфекцион­ных заболеваний

«Заинька- паинька»

Цель. Развитие координации движе­ний, повышение эмоционального тонуса, развитие чувства ритма и навыка выпол­нять команды.

 Ход игры. Встаньте напротив ребен­ка и попросите его повторять движения в соответствии со словами песни:

— Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись, (Кланяется в разные стороны.)

Вот так, вот сяк поклонись.

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так, вот сяк по­вернись. (Поворачива­ется, руки на поясе.)

Заинька, топни нож­кой, серенький, топни ножкой.

Вот так, вот сяк топни нож­кой. (Топает по очереди каждой ногой.)

Взрослый следит за пра­вильным выполнением дви­жений. Наблюдает, чтобы не было переутомления и сверхвозбуждения.