Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Лучшие работы Всероссийского конкурса «Летнее чтение с увлечением»

Чернышев Д. 8 лет МБОУ  "СОШс УИОП №52" г. Курск Курской области. Номинация: "Мой читательский дневник" . Работа: Мои литературные путешествия. Руководитель: Миненкова Е.А. 

Cмотреть работу

 

Петриченко М. 6 лет МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 464 г. Екатеринбург. Номинация: «Страна, которой нет на глобусе» . Работа: Русская народная сказка "Заячья избушка". Руководитель: Щербакова Л.В.

 

Мадиаров Е. 4 года  МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 464 г. Екатеринбург. Номинация: «Страна, которой нет на глобусе» . Работа: П.П. Бажов "Серебряное копытце". Руководитель: Котлова Л.П.

 

Потапов А. 6 лет МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 464 г. Екатеринбург. Номинация: «Страна, которой нет на глобусе» . Работа: П.П. Бажов "Серебряное копытце". Руководитель: Минкова Е.В. 

 

Стадухин Ю. 5 лет МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 464 г. Екатеринбург. Номинация: «Страна, которой нет на глобусе» . Работа: Русская народная сказка "Три поросенка". Руководитель: Лихобабина Н.В. 

 

Смуров С. 4 года  МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 464 г. Екатеринбург. Номинация: «Страна, которой нет на глобусе» . Работа: Русская народная сказка "Курочка Ряба". Руководитель: Феденева Н.А.

 

Береснева В. 5 лет МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 464 г. Екатеринбург. Номинация: «Страна, которой нет на глобусе» . Работа: В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович". Руководитель: Русинова М.А.

 

Копытова С. 5 лет МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 464 г. Екатеринбург​. Номинация: «Страна, которой нет на глобусе» . Работа: П.П.Бажов "Хозяйка медной горы". Руководитель: Русинова М.А.

 

Кондратьева Д. 13 лет МБОУ "СОШ №13" г. Новочебоксарска Чувашской Республики. Номинация: Свободная тема. Работа: "Сказочная страна". 

 

Аристова Е. 11 лет МКОУ Колшевская ООШ Заволжского муниципального района Ивановской области. Номинация: Свободная тема. Работа: Красная шапочка. Руководитель: Смирнова А.Ю. 

 

Нефедова Е. 16 лет Ульяновская область р.п.Чердаклы. Номинация: Свободная тема. Работа: У Лукоморья дуб зелёный. Руководитель: Колбасова В.Е.

 

Меледина Л.В. БОУ "Игмасская ООШ" Нюксенского района Вологодской области. Номинация: "Мой читательский дневник" . Работа: "Книга о нашей жизни". 

Книга о нашей жизни

(размышления о книге В. И. Белова «Лад»)

Уже больше двадцати лет назад я впервые открыла книгу Василия Ивановича Белова «Лад», и до сих пор она является одной из самых моих любимых. Я часто к ней обращаюсь, перечитываю полностью или какую-либо главу. Вот и нынешним летом она снова на моём столе, и я наслаждаюсь любимыми страницами.
         Помню первое впечатление-потрясение от искреннего, мудрого слова писателя, от его бережливой, благодарной памяти о матери, односельчанах, о родном крае, от удивительно чистых, трогательных фотоматериалов Анатолия Заболоцкого, гармонично иллюстрирующих размышления автора. Не менее яркие чувства я испытываю и сейчас, когда снова обращаюсь к любимой книге. В этом, по-моему, заключается один из секретов настоящего произведения искусства: человек любого возраста находит в нём что-то важное для себя, а время нисколько не умаляет ни смысловой содержательности, ни художественной ценности книги.
         В чём её сила? Думаю, в том, что то, о чём пишет Василий Иванович, близко и понятно каждому русскому человеку. Особенно, если вся твоя судьба связана с деревенским миром. Если твои родители – одногодки с писателем, и многое из того, о чём он рассказал, над чем размышлял, - это и их жизнь, и жизнь их родителей, дедов и прадедов. Если содержание очерков (а именно так автор определяет жанровую особенность произведения) находит отклик в твоей душе. Это книга о ладе жизни крестьянского рода, о простоте, целесообразности, красоте жизненного уклада.
         Лад. Короткое слово, но ёмкое понятие. Лад – это отсутствие ссоры, вражды, непонимания, это мир и гармония. Сделать ладом, изладить (можно ещё услышать такие выражения в речи деревенских жителей) – значит, устроить, сделать как надо, на радость всем, прочно и красиво. Ладный человек – стройный, обаятельный, общительный, поставный, как говорила моя бабушка, на него приятно смотреть, с ним в радость разговаривать. Ладное дело – правильное, нужное, стоящее. «Ладно», - говорим мы, соглашаясь с кем-либо или с чем-либо. На ладе строится семья, помните народную мудрость: «Не нужен и клад, коли в семье лад». Лад – это основа народной жизни, а его отсутствие приводит к разладу, к краху вековых устоев. Лад необходим и в собственной душе, наедине с собой, и в деревенском и городском мире, и в стране, особенно в наше неспокойное время. Об этом напоминает каждому из нас В. И. Белов в своей книге.
         Народные традиции поколений, живших ранее, помогают нам ценить настоящее и строить будущее. Поэтому это ещё и книга о прошлом, настоящем и будущем. Старое, новое, вечное – основные тематические и идейные составляющие книги, выделенные автором. И в их единстве, своеобразии, неразрывной взаимосвязи – суть жизни человека, рода, народа.
         Каждый очерк по-своему значителен, интересен, ярок и дорог. Обстоятельно, неторопливо рассказывает автор о временах года и связанных с ними крестьянских работах, об особенностях быта в разных погодных условиях.  Рассказывает ярко, образно, красочно, иллюстрируя материал пословицами, поговорками, присловьями. Завершает главу словами: «Почти все трудовые дела сплелись у сельского жителя с природой, а природа ритмична: одно вытекает из другого, и всё неразрывно между собой… Это в союзе с природой человек создавал сам себя и высокую красоту своей души, отражённую в культуре труда». Что бывает, если этот союз нарушается, мы знаем.
 С большим уважением вспоминает автор о мастерах и подмастерьях, к которым у односельчан было особое отношение. Всегда на Руси почитались рукастые люди, знатоки своего дела. Плотники, кузнецы, копатели колодцев, сапожники, пастухи, лодочники, печники, гончары, коновалы, каталя – сегодня эти старинные ремёсла ушли или уходят в прошлое, и потому мастеров-умельцев наших дней знаем наперечёт. А вот кто такие шорники, дегтяри, смолокуры, углежоги, лудильщики, обстоятельно рассказывает Василий Иванович Белов.
 Писатель философски размышляет о жизненном круге каждого из нас. Человек меняет свои возрастные особенности незаметно для самого себя, приобретая на каждом этапе становления новые жизненные впечатления: младенчество, детство, отрочество, юность, пора возмужания, преклонные годы, старость. Всему своё время и свой срок. Таков он, жизненный круг человека.
Не могу без трепета читать очерк «Спутник женской судьбы»: история жизни бабушки – своеобразная иллюстрация к ней. Помню её рассказы о том, как много нужно было потрудиться, чтоб вырастить лён, обмолотить снопы, обмять, просушить, оттрепать, вычесать, получить пряжу, из которой можно соткать холст. Бабушка знала все этапы этой долгой нелёгкой работы, даже учила меня прясть нитку из льняной кудельки. Получалось у меня не очень, так и не освоила я это мастерство. Лучше обстояло дело с тканьём половиков. Сновально, кросна, притужальник, основа, уток, бёрдо, нитченицы, подножки, скально, чивца – что это такое, я знаю. Бабушка ткала много на заказ, иногда я её заменяла, и очень мне это нравилось. И потому, читая главы «Тканьё», «Пряжа», обязательно вспоминаю свою бабушку, за строчками книги я вижу её, кажется, что это она ведёт неторопливый рассказ о льне – женской радости и женском горе.
Не могу не выделить очерк «Начало всех начал», где автор напоминает о том, что «умение хорошо, умно и тактично говорить» было у наших предков «причиной уважения и почтительности» к такому человеку. Как же не хватает сейчас многим из нас этого умения!
А сколько в подтверждение своих размышлений писатель приводит народных песен, причитаний, частушек, загадок! С какой любовью описывает, как строились дома, мельницы, храмы и часовни (очерк «Древотесное-камнетесное»)!
         Вся книга нашего уважаемого писателя пронизана заботой о сохранении народных традиций, о воспитании нравственных начал в каждом человеке на основе народной культуры, которая не должна исчезнуть из нашей жизни, какие бы ультрасовременные реалии нас не окружали. В. И. Белов напоминает: «Нельзя воспитать в себе высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас. … Шагнуть вперёд можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то. … Так же точь-в-точь и будущие поколения не смогут обойтись без ныне живущих, то есть без нас с вами. Им так же будет необходим наш нравственный и культурный опыт, как нам необходим сейчас опыт людей, которые жили до нас». Эти слова – ответ писателя на вопрос, для чего нужно такое пристальное внимание к давнему, во многом уже исчезнувшему укладу народной жизни. Конечно, нужно, хотя бы для того, что «вне памяти, вне традиций истории и культуры нет личности». Память делает нас духовно крепкими людьми, а судьба отдельного человека, каждого поколения – это звено в общей непрерываемой цепочке жизни.
Вот такую удивительную книгу о нашей жизни, своеобразную энциклопедию крестьянского уклада оставил нам замечательный писатель, книгу мудрую, проникновенную, нужную, ладную.

 

Горбачева У. 6 лет МДОУ центр развития ребенка - д/с № 14. Номинация: Свободная тема. Работа: "Мой любимый герой из сказки". Руководитель: Мызникова Л.Д.

 

Быткина Д. 6 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №36 города Ельца". Номинация: Свободная тема. Работа выполнена в технике тестопластики по сказке "По щучьему велению". Руководитель: Леденёва И.В.

 

Арефьева И. 3 курс ГАПОУ МО "МЦК-Техникум имени С.П. Королёва" город Королёв Московской области. Номинация: "Мой читательский дневник" . Работа: "Всё начинается с семьи". Руководитель: Арефьева Н.Б. 

"Мой читательский дневник"
 "Всё начинается с семьи" (моя Л.А. Чарская «Записки институтки»)
 
         Читать я начала очень рано, но больше всего любила, когда читает мама. Каждый вечер начинался читательский клуб, где было двое слушателей: я и бабушка. Бабушка у меня была инвалидом по зрению -  и последние восемь лет после инсультов,  прикована к кровати. Мама выбирала книги и для меня, и для своей мамы. Сколько было прочитано! Майн Рид и Александр Дюма, Валентин Пикуль и Фенимор Купер, Валентина Осеева и … всех авторов и не перечислить. Каждый автор – это открытие! И чем старше я становилась, тем серьёзнее становились произведения. А чуть позже я поняла, что мама пыталась на художественных произведениях показать  мне, что такое семья, для чего нужен семейный очаг, как в семьях воспитывают детей. Я выросла без папы – мама имела статус «одиночки», но никогда я не считала себя обделённой лаской и любовью.
         В один из вечеров мама открыла книгу Лидии Алексеевны Чарской. Начинали чтение любого произведения мы всегда с биографии писателя.  Творчество Чарской в годы маминого детства было предано забвению. И только одна тоненькая книжечка осталось от маминой бабушки. И, наверно не случайно, ведь бабушка училась в Смольном институте благородных девиц, а потом преподавала в начальной школе. Повести и сказки Л.А. Чарской маме понравились. Они написаны добротным русским языком, учили товариществу, милосердию и добру. А ещё мама очень хотела, чтобы её дочери (а нас – трое!) знали иностранные языки. Для того, чтобы «уговорить» нас, мама приводила всевозможные примеры из документальной и художественной литературы, показывая на примерах, что знание языков очень важно для интеллигентного человека.
         «Записки институтки» - первая повесть Л.А. Чарской, посвящённая жизни воспитанниц Павловского института благородных девиц, которую мы начали читать в один из вечеров. И вот закрыта последняя страница книги, а вопросов осталось много. Прошло уже несколько лет, а герои книги нет-нет, да и являются передо мной. Ведь в книге написано не только об учёбе, подругах и учителях. Героиня повести Люда Влассовская отдана на учёбу в институт благородных девиц, «оторвана» от семьи. «Мама, Вася, няня, все они, мои дорогие, стояли как живые передо мной. Явно слышались мне прощальные напутствия моей мамули, звонкий, ребяческий голосок Васи,  просивший: «Не уезжай, Люда!», - и мне стало так тяжело и больно в этом чужом мне, мрачном дортуаре, между чужими для меня девочками, что я зарылась в подушку головой и беззвучно зарыдала», «тихо повторяя милые имена, называя их самыми нежными названиями». Домашний ребёнок, оторванной от семьи. – вот такой и была Людочка. Ведь только домашний очаг, тепло маминых рук, доброта – и есть семейное счастье. Мама – начало начал. Первый слушатель, первый судья, первый жалельщик, первый друг – это наши мамы. Наши мамы оставляют нам в наследство не только дома и участки, но умение строить свою жизнь.
         Моя мама растила меня и сестёр только своим примером. Стараясь оградить нас от тягот жизни (а были 90-е годы!), мама умело прививала нам любовь к труду, умение творить а, главное, испытывать чувство счастья от каждого прожитого дня. Милая мамочка, сердечко моё, счастье лучезарное! …. А как переживала бедная Людочка, когда классная дама – «синявка» - подчеркнула синим карандашом ошибки – милые сердцу названия мамочке, и велела переписать это милое и доброе письмо. Эти милы и добрые отношения между мамой и дочкой подчёркнуты в письме: «Радость, счастье моё…. Горячо обнимаю мою стриженную головёнку… голубка… сердце моё… ведь о тебе день и ночь думает твоя мама».
         Детское восприятие мира гораздо проще и естественнее, и поэтому ребёнок всё воспринимает очень близко к сердцу. Семья для ребёнка – это мама (да-да! – мама!)  - семья может быть и неполной, но от этого статус не меняется. Семья – это колодец, из которого ребёнок черпает ценности для своей будущей жизни, где учат ответственности. Уважению, состраданию и ответственности.
         Мама читала мне книги о семье, что почувствовала я ещё раз нашу любовь и единство.

 

Тебнева Я. 6 лет МАДОУ детский сад 8 "Капелька". Номинация: Свободная тема. Работа: "Кот Обжоркин". Руководитель: Шолохова Д.С.

 

Чижикова И.О. МАДОУ детский сад 8 "Капелька". Номинация: Свободная тема. Работа: "Бабушка Яга". 

 

Нефедова Л. 5 лет МАДОУ детский сад 8 "Капелька". Номинация: Свободная тема. Работа: "Курочка Ряба". Руководитель: Нефедова Т.П.

 

Антонов Я. 6 лет МАДОУ д/с "Теремок" г. Светлогорск. Номинация: Свободная тема. Работа: "В гостях у сказки". Руководитель: Кечина Н.М.

 

Хмурковский М. 6 лет МАДОУ д/с "Теремок" г. Светлогорск​. Номинация: Свободная тема. Работа: "Колобок, румяный бок". Руководитель: Шушкевич А.А.

 

Фёдорова Ю.  2 класс г. Архангельск Архангельской области. Номинация: ​"Мой читательский дневник" . 

Cмотреть работу

 

Носик П. 9 класс  МОУ "СОШ "Патриот" с кадетскими классами" Энгельсского муниципального района Саратовской области. Номинация: Свободная тема. Работа: Иллюстрации к роману А.Дюма"Три мушкетёра". Руководитель: Нурлыгаянова Н.Н.

Смотреть работу

 

Капанадзе В., Мазурова А.,  Пономарёв Т. 7 класс МОУ "СОШ "Патриот" с кадетскими классами" Энгельсского муниципального района Саратовской области. Номинация: Кроссворд. Работа: Читаем повести Альберта Лиханова. Руководитель: Нурлыгаянова Н.Н.

Смотреть работу

 

Чаплыгина Л. 5 класс МОУ "СОШ "Патриот" с кадетскими классами" Энгельсского муниципального района Саратовской области. Номинация: Свободная тема. Работа: Презентация "У книжек нет каникул". Руководитель: Нурлыгаянова Н.Н.

Смотреть работу

 

Тлехурай А. 11лет МБОУ ДО "ЦДО "ЮТА" город Адыгейск Республика Адыгея. Номинация: Свободная тема. Работа: Розы.

 

Такахо Д. 14 лет МКУ ДО "ДШИ аул Габукай"  Теучежский район Республика Адыгея. Номинация: Свободная тема. Работа: Летнее настроение. Руководитель: Ашинова М.Ю.